Развитие диалогической речи
Работа с диалогической речью помогает усвоить связную речь,занятия проходят быстро и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие диалогической речи | 45.5 КБ |
raspisanie.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. Развитию диалога уделяется огромное внимание уже с первого класса на логопедических занятиях. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Диалогическая речь наряду с познавательной и воспитательной целью носит и развивающий речь характер. В процессе диалогической речи ребенок учится внимательно слушать логопеда, понимать смысл сказанного, уметь задавать вопросы, правильно отвечать на поставленные логопедом вопросы, выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи является беседа и театрализация (сказки , потешки , прибаутки).
В классах школы VII и VIII видов проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются , а затем воспроизводятся по ролям.
Но прежде , чем говорить о речи не как орудии мышления и средства общения , а как о некотором двигательном ( а так же звукоразличительном) навыке и умении , возникающим в результате совместной деятельности анализаmоров. Для ребенка школы VIII вида очень важна двигательная функция в связи с тем , что у них частые проблемы с движением и отставаниями в речи.
На своих занятиях я предлагаю ребенку познакомиться с действующими лицами, осмотреть их , пощупать , погладить ; если надо , то взять карандаш и обвести силуэт игрушки. Можно побеседовать о строении какого-то животного, его отличии от других животных. У детей с проблемами в обучении речь скудна и не правильна. Слуховое различие , произношение слов и фраз возникает поздно. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новые слова и словосочетания. Он не глух, он слышит даже шорох листьев или изолированный звук , произносимый логопедом, но звук, обращенный к нему в связной разговорной речи воспринимается им не расчленено. Из общей речи ребенок различает лишь слова. И происходит это в замедленном темпе, в отличии от нормы. Это и есть причина запоздалого и неполноценного развития речи. Недостаточность развития фонематического слуха , дефекты произношения, трудности в понятии чужой речи приводит к тому , что необходима большая предварительная беседа над любым текстом , чтобы затем этот текст превратить в диалог.
Алгоритм традиционного подхода к диалогической речи:
- восприятие диалога на слух;
- знакомство с героями стихотворения или сказки;
- обговорить характерные признаки того или иного животного.
Я могу добавить :
- осматривание игрушек, действующих лиц;
- рассмотреть их, ощупать , составить предложения о героях;
- неоправданное лишение возможности высказаться;
- навязывание своего мнения;
- высмеивание недопустимо:
- грубая реакция на высказывание;
- давление на собеседника голосом , манерами.
Методика обучения учащихся поведению во время диалога:
- облик , лицо , руки;
- жесты, телодвижения управляют импульсами подсознание ученика;
- мимика помогает проявить то , что скрыто за словами;
- рукопожатие – непременный атрибут встречи;
- естественная поза и жесты;
- сигналы глазами передают точные и открытые сигналы коммуникации;
- внешний вид , одежда, умение вести себя в различных ситуациях;
- следить за дикцией: не лепетать и не кричать;
- не допустим жаргон , грубость;
- улыбнитесь!
- умение слушать активно;
- доброжелательность в диалоге;
- используйте передышку в диалоге.
Предлагаю следующие типы потешек , сказок , рассказов для учащихся школы VIII вида.
- «Курочка -рябушка» Перед заучиванием диалога ознакомить с вырезанным силуэтом курицы, обведение пальцами силуэта курицы, обведение карандашом силуэта, раскрашивание. Какие части тела увидели? Чем отличается курица от других животных? Чтение , разбор , заучивание диалога.
Тексты должны быть понятны, доступны для детей.
- Курочка-рябушка , куда пошла ?
- На речку.
- Курочка-рябушка , зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушка , зачем вода ?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушка , а цыплята чьи?
- Мои. Они пить хотят.
Для лучшего запоминания диалога в него можно включиться самому логопеду. Он поддерживает темп , ритм сказки, стихотворения. Взглядом , словом он предлагает ребенку говорить , играть свою роль. Выбираем условные обозначения героев.
- логопед, - лягушка, - мышонок, - мышка – мать, мама-утка
Пела ночью Мышка в норке:
- Спи , Мышонок , замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей Мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше , мама , не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать.
Приходи к нам , тетя – Утка
Нашу детку покачать.
Стала петь Мышонку Утка:
Кря-кря-кря , усни , малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Слишком громко ты поёшь!
Побежала Мышка-мать,
Стала Жабу в няньки звать:
- Приходи к нам ,тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Стала Жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква! Не надо плакать.
Спи , Мышонок , до утра,
Дам тебе я комара!
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Очень скучно ты поёшь
Для диалогической речи подойдут современные средства связи. Даю телефоны двум детям, заучиваем диалог. Но прежде учимся обращению с телефоном, вежливым словам, умению общаться по телефону. Начинаю диалог, подключаю постепенно двух детей.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорить?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что ему надо?
- Шоколада.
- Для кого ?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять или шесть,
Больше ему не съесть!
Он у меня еще маленький!
Перед заучиванием диалога «Кисонька-мурысонька!» - предлагаю мягкую игрушку кошки. Дети рассматривают кошку, сравнивают со своей домашней кошкой. Спрашиваю о повадках кошки, о её питании. Дети придумывают предложения о кошке , котятах. Затем заучивается диалог и пересказывается.
- Кисонька-мурысонька, где ты была?
- на мельнице.
- Кисонька-мурысонька , что там делала ?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла ?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька , с кем прянички ела ?
- Одна.
- Не ешь одна ! Не ешь одна!
Некоторые слова в диалогах для лучшего понимания и запоминания заменяю символами или рисунками. Дети смотрят на текст и , видя слова-символы, ведут диалогическую речь.
- Ваня , Ваня , куда ты ходил ?
- В (лесок)
- Что видел?
- ( пенёчек).
- Под пенечком что?
- ( грибочек).
- Хвать ! Да в (кузовочек).
Перед заучиванием диалога «Узнайте героя по речи»
«Красавица»
-Как тебя зовут?
- Карр-повна!
- Что ты делаешь?
- Карр-каю.
- Что ты кричишь , как на пожар?
- Нрр-равится!
- Карр-ошая!
- Карр-рошая!
- Карр-расавица!
Кто эта красавица? Как ты узнал?
Перед заучиванием диалога «Листопад» задаю вопрос: «Какие строчки этого стихотворения ты произнесешь еле слышно?»
«Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов…,
- Мы с яблонь…,
- Мы с вязов…,
-Мы с вишен…,
- С осины, с черемухи , с дуба , с березы…-
Везде листопад. На пороге – морозы.
У детей школы VIII вида слабая память , они забывают очередность в диалоге, забываются. Чтобы этого не произошло, можно использовать знакомые детям геометрические фигуры. Так, дети хорошо знают круг – О и
Треугольник. Это можно использовать в работе над сказкой «Лис и Мышонок». О – Мышонок. – Лис.
- – Мышонок , мышонок , отчего у тебя нос грязный ?
О – Землю копал.
- Для чего землю копал?
О- норку делал.
- Для чего норку дклал?
О – От тебя , Лис, прятаться.
- Мышонок , мышонок , я тебя подстерегу!
О – А у меня в норках спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь.
О – А у меня в норках кладовочка.
- Мышонок , мышонок ! А ведь я твою норку разрою!
О – А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Работа с диалогической речью помогает усвоить связную речь , занятия происходят увлекательно, интересно. Детям школы VIII вида такие занятия очень нравятся
Предварительный просмотр:
Развитие диалогической речи.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи. Развитию диалога уделяется огромное внимание уже с первого класса на логопедических занятиях. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.
Диалогическая речь наряду с познавательной и воспитательной целью носит и развивающий речь характер. В процессе диалогической речи ребенок учится внимательно слушать логопеда, понимать смысл сказанного, уметь задавать вопросы, правильно отвечать на поставленные логопедом вопросы, выражать свои мысли в ответах на них.
Приемами развития диалогической речи является беседа и театрализация (сказки , потешки , прибаутки).
В классах школы VII и VIII видов проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются , а затем воспроизводятся по ролям.
Но прежде , чем говорить о речи не как орудии мышления и средства общения , а как о некотором двигательном ( а так же звукоразличительном) навыке и умении , возникающим в результате совместной деятельности анализаmоров. Для ребенка школы VIII вида очень важна двигательная функция в связи с тем , что у них частые проблемы с движением и отставаниями в речи.
На своих занятиях я предлагаю ребенку познакомиться с действующими лицами, осмотреть их , пощупать , погладить ; если надо , то взять карандаш и обвести силуэт игрушки. Можно побеседовать о строении какого-то животного, его отличии от других животных. У детей с проблемами в обучении речь скудна и не правильна. Слуховое различие , произношение слов и фраз возникает поздно. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает новые слова и словосочетания. Он не глух, он слышит даже шорох листьев или изолированный звук , произносимый логопедом, но звук, обращенный к нему в связной разговорной речи воспринимается им не расчленено. Из общей речи ребенок различает лишь слова. И происходит это в замедленном темпе, в отличии от нормы. Это и есть причина запоздалого и неполноценного развития речи. Недостаточность развития фонематического слуха , дефекты произношения, трудности в понятии чужой речи приводит к тому , что необходима большая предварительная беседа над любым текстом , чтобы затем этот текст превратить в диалог.
Алгоритм традиционного подхода к диалогической речи:
- восприятие диалога на слух;
- знакомство с героями стихотворения или сказки;
- обговорить характерные признаки того или иного животного.
Я могу добавить :
- осматривание игрушек, действующих лиц;
- рассмотреть их, ощупать , составить предложения о героях;
- неоправданное лишение возможности высказаться;
- навязывание своего мнения;
- высмеивание недопустимо:
- грубая реакция на высказывание;
- давление на собеседника голосом , манерами.
Методика обучения учащихся поведению во время диалога:
- облик , лицо , руки;
- жесты, телодвижения управляют импульсами подсознание ученика;
- мимика помогает проявить то , что скрыто за словами;
- рукопожатие – непременный атрибут встречи;
- естественная поза и жесты;
- сигналы глазами передают точные и открытые сигналы коммуникации;
- внешний вид , одежда, умение вести себя в различных ситуациях;
- следить за дикцией: не лепетать и не кричать;
- не допустим жаргон , грубость;
- улыбнитесь!
- умение слушать активно;
- доброжелательность в диалоге;
- используйте передышку в диалоге.
Предлагаю следующие типы потешек , сказок , рассказов для учащихся школы VIII вида.
- «Курочка -рябушка» Перед заучиванием диалога ознакомить с вырезанным силуэтом курицы, обведение пальцами силуэта курицы, обведение карандашом силуэта, раскрашивание. Какие части тела увидели? Чем отличается курица от других животных? Чтение , разбор , заучивание диалога.
Тексты должны быть понятны, доступны для детей.
- Курочка-рябушка , куда пошла ?
- На речку.
- Курочка-рябушка , зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушка , зачем вода ?
- Цыпляток поить.
- Курочка-рябушка , а цыплята чьи?
- Мои. Они пить хотят.
Для лучшего запоминания диалога в него можно включиться самому логопеду. Он поддерживает темп , ритм сказки, стихотворения. Взглядом , словом он предлагает ребенку говорить , играть свою роль. Выбираем условные обозначения героев.
- логопед, - лягушка, - мышонок, - мышка – мать, мама-утка
Пела ночью Мышка в норке:
- Спи , Мышонок , замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей Мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше , мама , не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать.
Приходи к нам , тетя – Утка
Нашу детку покачать.
Стала петь Мышонку Утка:
Кря-кря-кря , усни , малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Слишком громко ты поёшь!
Побежала Мышка-мать,
Стала Жабу в няньки звать:
- Приходи к нам ,тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Стала Жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква! Не надо плакать.
Спи , Мышонок , до утра,
Дам тебе я комара!
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош,
Очень скучно ты поёшь
Для диалогической речи подойдут современные средства связи. Даю телефоны двум детям, заучиваем диалог. Но прежде учимся обращению с телефоном, вежливым словам, умению общаться по телефону. Начинаю диалог, подключаю постепенно двух детей.
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорить?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что ему надо?
- Шоколада.
- Для кого ?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять или шесть,
Больше ему не съесть!
Он у меня еще маленький!
Перед заучиванием диалога «Кисонька-мурысонька!» - предлагаю мягкую игрушку кошки. Дети рассматривают кошку, сравнивают со своей домашней кошкой. Спрашиваю о повадках кошки, о её питании. Дети придумывают предложения о кошке , котятах. Затем заучивается диалог и пересказывается.
- Кисонька-мурысонька, где ты была?
- на мельнице.
- Кисонька-мурысонька , что там делала ?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла ?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька , с кем прянички ела ?
- Одна.
- Не ешь одна ! Не ешь одна!
Некоторые слова в диалогах для лучшего понимания и запоминания заменяю символами или рисунками. Дети смотрят на текст и , видя слова-символы, ведут диалогическую речь.
- Ваня , Ваня , куда ты ходил ?
- В (лесок)
- Что видел?
- ( пенёчек).
- Под пенечком что?
- ( грибочек).
- Хвать ! Да в (кузовочек).
Перед заучиванием диалога «Узнайте героя по речи»
«Красавица»
-Как тебя зовут?
- Карр-повна!
- Что ты делаешь?
- Карр-каю.
- Что ты кричишь , как на пожар?
- Нрр-равится!
- Карр-ошая!
- Карр-рошая!
- Карр-расавица!
Кто эта красавица? Как ты узнал?
Перед заучиванием диалога «Листопад» задаю вопрос: «Какие строчки этого стихотворения ты произнесешь еле слышно?»
«Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с кленов…,
- Мы с яблонь…,
- Мы с вязов…,
-Мы с вишен…,
- С осины, с черемухи , с дуба , с березы…-
Везде листопад. На пороге – морозы.
У детей школы VIII вида слабая память , они забывают очередность в диалоге, забываются. Чтобы этого не произошло, можно использовать знакомые детям геометрические фигуры. Так, дети хорошо знают круг – О и
Треугольник. Это можно использовать в работе над сказкой «Лис и Мышонок». О – Мышонок. – Лис.
- – Мышонок , мышонок , отчего у тебя нос грязный ?
О – Землю копал.
- Для чего землю копал?
О- норку делал.
- Для чего норку дклал?
О – От тебя , Лис, прятаться.
- Мышонок , мышонок , я тебя подстерегу!
О – А у меня в норках спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь.
О – А у меня в норках кладовочка.
- Мышонок , мышонок ! А ведь я твою норку разрою!
О – А я от тебя в отнорочек – и был таков!
Работа с диалогической речью помогает усвоить связную речь , занятия происходят увлекательно, интересно. Детям школы VIII вида такие занятия очень нравятся