Развитие диалогической речи

Работа с диалогической речью помогает усвоить связную речь,занятия проходят быстро и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие диалогической речи45.5 КБ
Microsoft Office document icon raspisanie.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

Развитие диалогической речи.

     Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи  является сформированность  диалогической речи. Развитию диалога уделяется огромное внимание уже с первого класса  на логопедических занятиях. Овладение  диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры  предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

   Диалогическая речь наряду с познавательной и воспитательной целью носит и развивающий речь характер. В процессе диалогической речи ребенок учится внимательно слушать логопеда, понимать смысл сказанного, уметь задавать вопросы, правильно отвечать на поставленные логопедом вопросы, выражать свои мысли в ответах на них.

    Приемами развития диалогической речи является беседа  и театрализация (сказки , потешки , прибаутки).

     В классах школы VII  и VIII видов проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются , а затем воспроизводятся по ролям.

     Но прежде , чем говорить о речи не как орудии мышления и средства общения  , а как о некотором двигательном ( а так же звукоразличительном) навыке и умении , возникающим в результате совместной деятельности анализаmоров.  Для ребенка школы  VIII  вида  очень важна двигательная функция в связи с тем , что у них частые проблемы  с движением и отставаниями в речи.

     На своих занятиях я предлагаю ребенку познакомиться с  действующими лицами, осмотреть их , пощупать , погладить ; если надо , то взять карандаш и обвести силуэт игрушки. Можно побеседовать о строении какого-то животного, его отличии от других животных. У детей с проблемами в обучении  речь скудна и не правильна. Слуховое различие , произношение слов и фраз возникает поздно. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает  новые слова и словосочетания. Он не глух, он слышит даже шорох листьев или изолированный звук , произносимый логопедом, но звук, обращенный к нему в связной разговорной речи  воспринимается им не расчленено. Из общей речи ребенок различает лишь слова. И происходит это в замедленном темпе, в отличии от нормы. Это и есть причина запоздалого и неполноценного развития речи. Недостаточность  развития фонематического слуха , дефекты произношения, трудности в понятии чужой речи приводит к тому , что необходима  большая  предварительная беседа над любым текстом , чтобы затем этот текст превратить в диалог.

   Алгоритм традиционного подхода к диалогической речи:

 - восприятие  диалога на слух;

- знакомство с героями стихотворения или сказки;

- обговорить характерные признаки того или иного животного.

Я могу добавить :

- осматривание игрушек, действующих лиц;

- рассмотреть их, ощупать , составить предложения о героях;

- неоправданное  лишение возможности высказаться;

- навязывание своего мнения;

- высмеивание недопустимо:

- грубая реакция на высказывание;

- давление на собеседника голосом , манерами.

 Методика обучения учащихся поведению во время диалога:

 - облик , лицо , руки;

- жесты, телодвижения управляют импульсами подсознание ученика;

- мимика помогает проявить то , что скрыто за словами;

- рукопожатие – непременный атрибут встречи;

- естественная поза и жесты;

- сигналы глазами передают точные и открытые сигналы коммуникации;

- внешний вид , одежда, умение вести себя в различных ситуациях;

- следить за дикцией: не лепетать и не кричать;

- не допустим жаргон , грубость;

- улыбнитесь!

- умение слушать активно;

- доброжелательность в диалоге;

- используйте передышку в диалоге.

Предлагаю следующие типы потешек , сказок , рассказов для учащихся школы VIII вида.

  1. «Курочка -рябушка» Перед  заучиванием диалога ознакомить с вырезанным силуэтом курицы, обведение пальцами силуэта курицы, обведение карандашом силуэта, раскрашивание. Какие части тела увидели? Чем отличается курица от других животных? Чтение , разбор , заучивание диалога.

Тексты должны быть понятны, доступны для детей.

- Курочка-рябушка , куда пошла ?

- На речку.

- Курочка-рябушка , зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушка , зачем вода ?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушка , а цыплята чьи?

- Мои. Они пить хотят.

Для лучшего запоминания диалога в него можно включиться самому логопеду. Он поддерживает темп , ритм сказки, стихотворения. Взглядом , словом он предлагает ребенку  говорить , играть свою роль. Выбираем условные обозначения героев.

- логопед,        - лягушка,       - мышонок,     - мышка – мать,   мама-утка

       Пела ночью Мышка в норке:

      - Спи , Мышонок , замолчи!

     Дам тебе я хлебной корки

     И огарочек свечи.

     Отвечает ей Мышонок:

     - Голосок твой слишком тонок.

    Лучше , мама , не пищи,

    Ты мне няньку поищи!

    Побежала  Мышка-мать,

    Стала Утку в няньки звать.

    Приходи к нам , тетя – Утка

    Нашу детку покачать.

    Стала петь Мышонку Утка:

    Кря-кря-кря , усни , малютка!

    После дождика в саду

    Червяка тебе найду.

    Глупый маленький Мышонок

    Отвечает ей спросонок:

    - Нет, твой голос нехорош,

    Слишком громко ты поёшь!

    Побежала Мышка-мать,

    Стала Жабу в няньки звать:

    - Приходи к нам ,тетя Жаба,

    Нашу детку покачать.

    Стала Жаба важно квакать:

    - Ква-ква-ква! Не надо плакать.

    Спи , Мышонок , до утра,

    Дам тебе я комара!

    Глупый маленький Мышонок

    Отвечает ей спросонок:

    - Нет, твой голос нехорош,

   Очень скучно ты поёшь

Для диалогической речи подойдут современные средства связи. Даю телефоны двум детям, заучиваем диалог.  Но прежде учимся обращению с телефоном, вежливым словам, умению общаться по телефону. Начинаю диалог, подключаю постепенно двух детей.

       У меня зазвонил телефон.

       - Кто говорить?

       - Слон.

       - Откуда?

       - От верблюда.

       - Что ему надо?

       - Шоколада.

       - Для кого ?

       - Для сына моего.

       - А много ли прислать?

       - Да пудов этак пять или шесть,

         Больше ему не съесть!

         Он у меня еще маленький!

Перед заучиванием диалога  «Кисонька-мурысонька!»  - предлагаю мягкую игрушку кошки. Дети рассматривают кошку, сравнивают со своей домашней кошкой. Спрашиваю  о повадках кошки, о её питании. Дети придумывают предложения о кошке , котятах. Затем заучивается диалог и пересказывается.

- Кисонька-мурысонька,  где  ты была?

- на мельнице.

- Кисонька-мурысонька , что там делала ?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла ?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонька , с кем прянички ела ?

- Одна.

- Не ешь одна ! Не ешь одна!

    Некоторые слова в диалогах для лучшего понимания и запоминания заменяю символами или рисунками. Дети смотрят на текст и , видя слова-символы, ведут диалогическую речь.

- Ваня , Ваня , куда ты ходил ?

-  В         (лесок)

- Что видел?

-              ( пенёчек).

- Под пенечком что?

-              ( грибочек).

- Хвать ! Да в      (кузовочек).

      Перед заучиванием диалога «Узнайте героя по речи»

                               «Красавица»

-Как тебя зовут?

- Карр-повна!

- Что ты делаешь?

- Карр-каю.

- Что ты кричишь , как на пожар?

- Нрр-равится!

- Карр-ошая!

- Карр-рошая!

 - Карр-расавица!

    Кто эта красавица?  Как ты узнал?

Перед заучиванием диалога «Листопад» задаю вопрос:  «Какие строчки  этого стихотворения ты произнесешь еле слышно?»

                               «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с кленов…,

- Мы с яблонь…,

- Мы с вязов…,

-Мы с вишен…,

- С осины, с черемухи , с дуба , с березы…-

Везде листопад. На пороге – морозы.

        У  детей школы  VIII вида  слабая память , они забывают очередность в диалоге, забываются. Чтобы этого не произошло, можно использовать знакомые детям геометрические фигуры. Так, дети хорошо знают круг – О и

Треугольник. Это можно использовать в работе  над сказкой «Лис и Мышонок». О – Мышонок.  – Лис.

  1. – Мышонок , мышонок , отчего у тебя нос грязный ?

О – Землю копал.

- Для чего землю копал?

О- норку делал.

- Для чего норку дклал?

О – От тебя , Лис, прятаться.

- Мышонок , мышонок , я тебя подстерегу!

О – А у меня в норках спаленка.

- Кушать захочешь – вылезешь.

О – А у меня в норках кладовочка.

- Мышонок , мышонок ! А ведь я твою норку разрою!

О – А я от тебя в отнорочек – и был таков!

    Работа с диалогической речью помогает  усвоить связную речь , занятия происходят увлекательно, интересно. Детям школы  VIII  вида такие занятия очень нравятся

     

   

   



Предварительный просмотр:

               

Развитие диалогической речи.

     Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи  является сформированность  диалогической речи. Развитию диалога уделяется огромное внимание уже с первого класса  на логопедических занятиях. Овладение  диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры  предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

   Диалогическая речь наряду с познавательной и воспитательной целью носит и развивающий речь характер. В процессе диалогической речи ребенок учится внимательно слушать логопеда, понимать смысл сказанного, уметь задавать вопросы, правильно отвечать на поставленные логопедом вопросы, выражать свои мысли в ответах на них.

    Приемами развития диалогической речи является беседа  и театрализация (сказки , потешки , прибаутки).

     В классах школы VII  и VIII видов проводятся игры-драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются , а затем воспроизводятся по ролям.

     Но прежде , чем говорить о речи не как орудии мышления и средства общения  , а как о некотором двигательном ( а так же звукоразличительном) навыке и умении , возникающим в результате совместной деятельности анализаmоров.  Для ребенка школы  VIII  вида  очень важна двигательная функция в связи с тем , что у них частые проблемы  с движением и отставаниями в речи.

     На своих занятиях я предлагаю ребенку познакомиться с  действующими лицами, осмотреть их , пощупать , погладить ; если надо , то взять карандаш и обвести силуэт игрушки. Можно побеседовать о строении какого-то животного, его отличии от других животных. У детей с проблемами в обучении  речь скудна и не правильна. Слуховое различие , произношение слов и фраз возникает поздно. Ребенок долго не дифференцирует звуки речи окружающих людей, долго не усваивает  новые слова и словосочетания. Он не глух, он слышит даже шорох листьев или изолированный звук , произносимый логопедом, но звук, обращенный к нему в связной разговорной речи  воспринимается им не расчленено. Из общей речи ребенок различает лишь слова. И происходит это в замедленном темпе, в отличии от нормы. Это и есть причина запоздалого и неполноценного развития речи. Недостаточность  развития фонематического слуха , дефекты произношения, трудности в понятии чужой речи приводит к тому , что необходима  большая  предварительная беседа над любым текстом , чтобы затем этот текст превратить в диалог.

   Алгоритм традиционного подхода к диалогической речи:

 - восприятие  диалога на слух;

- знакомство с героями стихотворения или сказки;

- обговорить характерные признаки того или иного животного.

Я могу добавить :

- осматривание игрушек, действующих лиц;

- рассмотреть их, ощупать , составить предложения о героях;

- неоправданное  лишение возможности высказаться;

- навязывание своего мнения;

- высмеивание недопустимо:

- грубая реакция на высказывание;

- давление на собеседника голосом , манерами.

 Методика обучения учащихся поведению во время диалога:

 - облик , лицо , руки;

- жесты, телодвижения управляют импульсами подсознание ученика;

- мимика помогает проявить то , что скрыто за словами;

- рукопожатие – непременный атрибут встречи;

- естественная поза и жесты;

- сигналы глазами передают точные и открытые сигналы коммуникации;

- внешний вид , одежда, умение вести себя в различных ситуациях;

- следить за дикцией: не лепетать и не кричать;

- не допустим жаргон , грубость;

- улыбнитесь!

- умение слушать активно;

- доброжелательность в диалоге;

- используйте передышку в диалоге.

Предлагаю следующие типы потешек , сказок , рассказов для учащихся школы VIII вида.

  1. «Курочка -рябушка» Перед  заучиванием диалога ознакомить с вырезанным силуэтом курицы, обведение пальцами силуэта курицы, обведение карандашом силуэта, раскрашивание. Какие части тела увидели? Чем отличается курица от других животных? Чтение , разбор , заучивание диалога.

Тексты должны быть понятны, доступны для детей.

- Курочка-рябушка , куда пошла ?

- На речку.

- Курочка-рябушка , зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушка , зачем вода ?

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушка , а цыплята чьи?

- Мои. Они пить хотят.

Для лучшего запоминания диалога в него можно включиться самому логопеду. Он поддерживает темп , ритм сказки, стихотворения. Взглядом , словом он предлагает ребенку  говорить , играть свою роль. Выбираем условные обозначения героев.

- логопед,        - лягушка,       - мышонок,     - мышка – мать,   мама-утка

       Пела ночью Мышка в норке:

      - Спи , Мышонок , замолчи!

     Дам тебе я хлебной корки

     И огарочек свечи.

     Отвечает ей Мышонок:

     - Голосок твой слишком тонок.

    Лучше , мама , не пищи,

    Ты мне няньку поищи!

    Побежала  Мышка-мать,

    Стала Утку в няньки звать.

    Приходи к нам , тетя – Утка

    Нашу детку покачать.

    Стала петь Мышонку Утка:

    Кря-кря-кря , усни , малютка!

    После дождика в саду

    Червяка тебе найду.

    Глупый маленький Мышонок

    Отвечает ей спросонок:

    - Нет, твой голос нехорош,

    Слишком громко ты поёшь!

    Побежала Мышка-мать,

    Стала Жабу в няньки звать:

    - Приходи к нам ,тетя Жаба,

    Нашу детку покачать.

    Стала Жаба важно квакать:

    - Ква-ква-ква! Не надо плакать.

    Спи , Мышонок , до утра,

    Дам тебе я комара!

    Глупый маленький Мышонок

    Отвечает ей спросонок:

    - Нет, твой голос нехорош,

   Очень скучно ты поёшь

Для диалогической речи подойдут современные средства связи. Даю телефоны двум детям, заучиваем диалог.  Но прежде учимся обращению с телефоном, вежливым словам, умению общаться по телефону. Начинаю диалог, подключаю постепенно двух детей.

       У меня зазвонил телефон.

       - Кто говорить?

       - Слон.

       - Откуда?

       - От верблюда.

       - Что ему надо?

       - Шоколада.

       - Для кого ?

       - Для сына моего.

       - А много ли прислать?

       - Да пудов этак пять или шесть,

         Больше ему не съесть!

         Он у меня еще маленький!

Перед заучиванием диалога  «Кисонька-мурысонька!»  - предлагаю мягкую игрушку кошки. Дети рассматривают кошку, сравнивают со своей домашней кошкой. Спрашиваю  о повадках кошки, о её питании. Дети придумывают предложения о кошке , котятах. Затем заучивается диалог и пересказывается.

- Кисонька-мурысонька,  где  ты была?

- на мельнице.

- Кисонька-мурысонька , что там делала ?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонька, что из муки пекла ?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонька , с кем прянички ела ?

- Одна.

- Не ешь одна ! Не ешь одна!

    Некоторые слова в диалогах для лучшего понимания и запоминания заменяю символами или рисунками. Дети смотрят на текст и , видя слова-символы, ведут диалогическую речь.

- Ваня , Ваня , куда ты ходил ?

-  В         (лесок)

- Что видел?

-              ( пенёчек).

- Под пенечком что?

-              ( грибочек).

- Хвать ! Да в      (кузовочек).

      Перед заучиванием диалога «Узнайте героя по речи»

                               «Красавица»

-Как тебя зовут?

- Карр-повна!

- Что ты делаешь?

- Карр-каю.

- Что ты кричишь , как на пожар?

- Нрр-равится!

- Карр-ошая!

- Карр-рошая!

 - Карр-расавица!

    Кто эта красавица?  Как ты узнал?

Перед заучиванием диалога «Листопад» задаю вопрос:  «Какие строчки  этого стихотворения ты произнесешь еле слышно?»

                               «Листопад».

Опавшей листвы разговор еле слышен:

- Мы с кленов…,

- Мы с яблонь…,

- Мы с вязов…,

-Мы с вишен…,

- С осины, с черемухи , с дуба , с березы…-

Везде листопад. На пороге – морозы.

        У  детей школы  VIII вида  слабая память , они забывают очередность в диалоге, забываются. Чтобы этого не произошло, можно использовать знакомые детям геометрические фигуры. Так, дети хорошо знают круг – О и

Треугольник. Это можно использовать в работе  над сказкой «Лис и Мышонок». О – Мышонок.  – Лис.

  1. – Мышонок , мышонок , отчего у тебя нос грязный ?

О – Землю копал.

- Для чего землю копал?

О- норку делал.

- Для чего норку дклал?

О – От тебя , Лис, прятаться.

- Мышонок , мышонок , я тебя подстерегу!

О – А у меня в норках спаленка.

- Кушать захочешь – вылезешь.

О – А у меня в норках кладовочка.

- Мышонок , мышонок ! А ведь я твою норку разрою!

О – А я от тебя в отнорочек – и был таков!

    Работа с диалогической речью помогает  усвоить связную речь , занятия происходят увлекательно, интересно. Детям школы  VIII  вида такие занятия очень нравятся