Родительское собрание
Работа с родителями: советы, рекомендации, полезная информация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чтение без принуждения (советы и рекомендации) | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРИНУЖДЕНИЯ
Как приучить ребенка читать? Как подружить его с книгой?
Итак, наши дети не хотят читать. Эта проблема волнует сегодня не только социологов, педагогов и психологов, но и многих родителей. Интерес к книге упал по многим причинам.
Советы.
Приучение ребенка к чтению - длительное и кропотливое занятие. Здесь вряд ли получится толк, если действовать бессистемно, «наскоками». И как в любом процессе, здесь нужно учитывать уровень развития ребенка, уровень сформированности его читательских умений. У каждого ребенка он, конечно, будет свой, поэтому рецепты нашего собрания нужно применять очень избирательно.
Как же обстоят дела с читательскими умениями вашего ребенка?
Предлагаю выявить это путем нехитрого теста.
Тест «Читательские умения ребенка»
№ п/п | Вопрос | Выбрать вариант ответа | |
Да | Нет | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Любит ли ваш ребенок слушать сказки и рассказы? | ||
2 | Способен ли их пересказать? | ||
3 | Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно? | ||
4 | Вашего ребенка больше интересует содержание, чем картинки в книге? | ||
5 | Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым? | ||
6 | Интересуют ли его книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)? | ||
7 | Пытается ли ваш ребенок «писать» собственные книги? | ||
8 | Внимателен ли ваш ребенок (в течение 20-40 минут) во время вашего чтения ему? | ||
9 | Он аккуратно хранит свои любимые книги? | ||
10 | Ваш ребенок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется? | ||
11 | Он понимает смысл большинства сложных слов? | ||
12 | Чтение для него приносит удовольствие? | ||
13 | В разговоре он оперирует развернутыми неодносложными предложениями? | ||
14 | Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своем темпе)? | ||
15 | Ваш ребенок с радостью учится читать? | ||
16 | Ваш ребенок знает много стихов и песен? | ||
Итого: |
Обработка результатов.
Если больше «Да» - Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении - в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный) период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.
Если больше «Нет» - Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится - сейчас есть много интересных, а главное - комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно - сначала проконсультируйтесь со школьным психологом того учебного заведения, где учится ребенок, поговорите с педагогами - они, скорее всего, могут дать квалифицированную консультацию по вашей работе - что и как надо делать. Обязательно побывайте у логопеда - даже если у ребенка все замечательно, то вам подскажут, как именно ставить речь и обучать произношению звуков.
Относительно ребенка - заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.
Чтение должно быть оптимальным
Оптимальное чтение - чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120-150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. При скорости чтения слов до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать дважды, а то и трижды.
Большинство учащихся плохо читает, скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной.
Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашнего задания. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не станет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Быстро обычно читают ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная деятельность.
Но не стоит забывать о том, что чтение должно быть не просто беглым, но и осмысленным.
Как же выйти на оптимальный уровень скорости чтения?
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Читательский дневник – один из способов научить ребёнка читать ответственно и ежедневно.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед образом, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Чтение должно быть последним событием дня.
Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. Завести личный листок учёта скорости чтения. Там отмечена дата проверки и количество слов в минуту. Сравнивайте с результатами, полученными через неделю, через месяц. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит пользу.
Итак, техника чтения - залог успешной учёбы, прочных знаний - достигается в процессе ежедневного чтения.
Но нельзя забывать, что чтение - процесс творческий и глубоко личностный. Руководить чтением своего ребёнка - это значит совместно открывать необъятный мир духовных ценностей. Лучше всего постепенно, пошагово пробуждать и поощрять интерес ребёнка к книгам. Как же это осуществить?
Некоторые родители говорят, что их ребёнок много читает, любит книги. И действительно, он первым бежит в библиотеку, читает и на переменах, и дома, и даже за едой. Оторвать его от чтения трудно, он «проглотил» сотни книг. Но если попробовать поговорить с ним о литературе, можно убедиться, как мало извлек он из прочитанного, как мало понял, запомнил.
Это говорит о том, что надо настраивать ребёнка на вдумчивое чтение, беседовать с ним о книгах. Пусть дети привыкнут передавать родителям содержание прочитанного, выделять основную мысль рассказа или повести, рассказывать о любимых героях, даже зачитывать наиболее яркие эпизоды. Читая, например, произведение, посвященное прошлому, необходимо поговорить с детьми об этой эпохе, рассказать об исторических событиях, на фоне которых развёртывается действие.
Ещё один совет родителям: приучайте ребёнка к бережному отношению к книге! Но аргументация должна носить скорее этический и эстетический характер: «Книге плохо», «Потрёпанная, она некрасивая», нежели: «Нельзя портить книгу потому, что это вещь дорогая».
Книга -не вещь, не предмет престижа, но, по выражению английского писателя и священника XIV века Ричарда де Бери, «залог вечности».
Памятка для родителей
1.Прежде всего - читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребёнка возникает потребность в чтении естественно и незаметно.
2.Другое важное условие воспитания читателя - сплочение детей и взрослых «вокруг книги». Семейное чтение должно стать традицией, занятием систематическим, любимым. Читайте каждый свободный вечер все вместе в особой духовной атмосфере! Пусть ребёнок слушает пластинки, где профессиональные актёры читают литературные произведения.
Помните, малыш имеет право на собственное суждение, не совпадающее с вашим взглядом на прочитанное. Убеждайте, а не навязывайте своё мнение.
3.Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
4.Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
5.Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
6.Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
7.Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
9. Ведите читательский дневник.
Памятка для детей
- При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
- Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
- Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
- Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.
- Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
- Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
- Помни: хорошая книга - твой лучший друг.