Групповые технологии
Технология групповой деятельности в начальной школе — это организация учебного процесса, при которой учитель формирует динамические группы учащихся, объединённых общими интересами, потребностями и возможностями в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_tehnologii.docx | 226.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповые технологии
1. ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальный дифференцированный подход – это цель нашей педагогической деятельности.
Давайте вспомним обычную ситуацию на уроке. Наши уроки идут в быстром темпе. Вопрос – ответ, вопрос – ответ. Поначалу работают все. Потом уже одни отличники поспевают за учителем. Такой темп не все могут выдержать.
Как быть в такой ситуации? Спрашивать всех? Но даже на наших уроках на ответы учеников отводится лишь 50% времени. 22 минуты на 25 человек - меньше одной минуты на каждого ученика. Задумайтесь: каждый ученик говорит за день всего 5 минут!
И тут нам на помощь приходит работа в малых группах. Если на уроке хотя бы половина времени отводится на работу в малых группах, а в группе не больше 5 человек, то 22 минуты уже приходится на пятерых. Каждый за урок говорит по 4 минуты. А значит, и внимание его «привязано» к теме урока дольше.
От чего зависит счастливая жизнь человека? Конечно, от его успехов в работе. И образование играет при этом важнейшую роль. Но для счастья надо уметь ладить с людьми и в трудовом коллективе, и в семье. Значит, необходимо не только образовывать школьника, но и учить его общаться, воспитывать его. Нет другого такого метода проведения уроков, воспитательный эффект которого был бы сопоставим с работой в малых группах. Потому что воспитание социальных и коммуникативных навыков (навыков общения), умения строить взаимоотношения между людьми – одна из важнейших задач, решаемых с помощью группового обучения.
Наш коллектив во главе с директором школы долго исследовал существующие методы и формы работы, анализировал предшествующий опыт. На наш взгляд, индивидуальное дифференцированное обучение на данный момент является оптимальным решением проблемы повышения качества образования современных школьников.
В связи с этим рационально и оптимально организованная групповая, подгрупповая, коллективная деятельность может творить чудеса: раскрепощает мышление ученика (учителя, руководителя), принимаются и по достоинству оцениваются способности к выдвижению интересных нетрадиционных идей, их глубокому анализу, самоанализу, способность к сотрудничеству, коллективной работе.
После такой работы ее участники не могут остаться только мыслителями. Они с интересом и желанием выполняют функции организаторов, управленцев, деятелей.
2. Групповые технологии в начальной школе
По В.К. Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения можно отнести:
- классно урочную организацию;
- лекционно-семинарскую систему;
- формы дифференциации учебного процесса;
- дидактические игры;
- бригадно-лабораторный метод;
- метод проектов.
При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.
Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.
Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.
2.1. Классификационные параметры технологии
По уровню применения: все уровни.
По основному фактору развития: социогенная.
По характеру содержания: проникающая.
По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая.
По подходу к ребенку: сотрудничество.
По преобладающему методу: диалогическая.
Акценты целей
- Обеспечение активности учебного процесса.
- Достижение высокого уровня усвоения содержания.
Задачи
1. Формировать социальные и коммуникативные навыки, воспитывать умения строить взаимоотношения между детьми.
2. Развивать творческое мышление, диалогическую речь, способности к выдвижению интересных, нетрадиционных идей.
3. Учить самоконтролю, взаимоконтролю, анализу, самоанализу.
4. Воспитывать чувство ответственности, требовательности к себе и своим товарищам.
2.2. Концептуальные позиции
Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка, Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно– познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающийся особенностями изучаемого объекта);
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
- обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы;
- взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
2.3. Особенности организации
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1) Подготовка к выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б) Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам.
2) Групповая работа.
г) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
д) Распределение заданий внутри группы.
е) Индивидуальное выполнение задания.
ж) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
и) Подведение итогов группового задания.
3) Заключительная часть.
к) Сообщение о результатах работы в группах.
л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.
2.4. Разновидности групповых технологий
Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4 – 6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно–методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным – для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть – сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала, как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).
Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются групповые эффекты.
Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и – убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, регулировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель — научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:
• реализация принципа деятельности;
• формирование мотивации учения и обучения;
• всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
• психологический комфорт в учебном коллективе;
Преимущества группового обучения:
— приобщение к важным навыкам жизни:
• действенное общение,
• умение слушать, •
• умение стать на точку зрения другого,
• умение разрешать конфликты,
• умение работать сообща для достижения общей цели;
— улучшается академическая успеваемость;
— воспитывается самоуважение;
— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;
— появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания);
— учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.
Типы группового обучения:
— обучение партнеров (в парах);
— группа, сидящая вместе;
— маленькая команда;
— задание для всего класса.
Какие опасности подстерегают педагогов при использовании групповой работы? Во-первых, это формирование иждивенческой позиции: отличник работает, а вся группа присваивает результаты его труда. Во-вторых, многих учителей не устраивает нарушение привычного порядка, сопровождающее такую форму проведения урока. Хорошо, если шум поднимается «рабочий», а если дети «на головах стоят»?
Как же добиться при групповой работе положительных результатов и нейтрализовать недостатки? Как сделать так, чтобы работал весь класс и, более того, все члены группы были заинтересованы во взаимопомощи?
Это трудные вопросы, на которые еще не дано окончательных ответов. Рассмотрим несколько принципов успешной организации обучения в малых группах.
2.5. Принципы организации групповой работы
I. Один за всех и все за одного.
Как сделать так, чтобы победу и поражение все члены группы разделили на всех, а не стали хвалить или обвинять отдельных ее членов? Как сделать так, чтобы все члены группы; помогали друг другу в работе? Для этого, на наш взгляд, существуют два рецепта.
1. Роли в группе надо разделить. Тогда каждый положит свой «кирпич» в строительство общего дома. Как же можно разделить роли?
Во-первых, каждый ученик может получить свою часть учебной задачи, учебного материала, которую он освоит и научит ей всех остальных членов группы.
Во-вторых, учебная задача или учебный материал могут быть общие, но роли могут распределяться иначе. Один, например, - генератор идей, другой - критик, третий - фиксатор результатов, четвертый - докладчик и т. п.
2. Оценка работы группы зависит от деятельности всех ее членов.
Это может происходить, например, путем суммирования оценок работы каждого. Так, после работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше.
Можно действовать и по-другому: учитель спрашивает произвольно любого члена группы и по его ответу оценивает работу всей группы.
II. Работа в группах учит не только знаниям, но и общению.
Не следует думать, что в группах ребята сразу будут быстрее усваивать знания. На первых порах такая задача не является главной. Да, мотивация при работе в малых группах есть. Но технические проблемы общения и совместной работы сильно снижают темп деятельности. Поэтому вначале одной из важнейших задач групповой работы следует считать формирование социальных навыков, навыков общения. Этому надо учить. Как же это! делать?
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Одновременно мы отрабатываем лишь один-два навыка общения. Вместе с ребятами сформулируем правила общения. Выберем главное правило и будем в него играть.
Например, главное внимание в нашей сегодняшней работе мы уделим; такому правилу: учимся слушать и слышать. Каков алгоритм? Учитель | четко формулирует, зачем нужно овладеть этим навыком. Объясняет, как этого добиться. Проговаривает критерии оценки. Во время практикума идет поощрение таких действий детей, которые направлены на овладение данным навыком. Затем проходит обсуждение, причем работу группы оценивают сами члены группы. Наконец, учитель продолжает поощрять подобные действия ребят и в повседневной жизни. Когда данное умение будет достаточно развито, переходим к следующему. При этом от каждого умения должна остаться фраза, которая становится обычным элементом урока. Например, фраза «Я во многом согласен с мнением ..., но мне хотелось бы добавить ...» выполняет одновременно две функции: показывает внимание к собеседнику и заставляет ученика прислушиваться к ответам других учеников. Фразы «Я с этим не согласен, но подумать стоит», «По моему мнению, ...» позволяют сохранить индивидуальность каждого и не обидеть собеседника.
2. Тише едешь — дальше будешь. По мере приобретения опыта групповой работы деятельность детей в группах будет все более эффективной. На смену отработке навыков общения придет выработка навыков эффективной совместной работы. На этом этапе сама работа станет эффективнее и будет не только воспитывать и способствовать мотивации, но и приводить к более высоким результатам в успеваемости.
III. Кто выбирает членов группы?
Существует два подхода: выбирает учитель и выбирают ученики. У каждого из этих подходов есть свои преимущества и недостатки. Если выбирает учитель, то он станет подбирать детские коллективы так, чтобы в них достигался наибольший эффект от совместной работы, в ходе которой дети будут учиться, а не выяснять отношения. Эти группы в зависимости от поставленной учебной задачи могут быть как однородные (ученики с одинаковой успеваемостью и т.п.), так и разнородные.
Учитель - взрослый, учитель - специалист. Конечно, он лучше знает, как организовать работу. Но в жизни рядом может не оказаться учителя. Поэтому групповая работа, в которой сами дети выбирают состав группы, гораздо более мотивирована. Но и последствия такого выбора могут быть не очень удачными, если, например, в одну группу попадут все «сильные» ученики, а в другую - «слабые».
Итак, в разных случаях следует действовать по-разному. Очевидно, стоит предпочесть выбор учителя, но учитель будет при этом советоваться с детьми.
IV. На каких уроках использовать работу в группах?
Поначалу только на сравнительно простых, материалом которых учитель владеет в совершенстве. Первые уроки работы в малых группах - это не столько получение новых знаний сколько развитие умений работать в; коллективе.
V. На каких этапах урока можно использовать работу в группах?
Если дети будут в течение 45 минут сидеть в группах, а учитель почти весь урок ведет фронтально – ничего хорошего не получится. Детям все время придется поворачиваться к учителю и сидеть изогнувшись. Поэтому целесообразно организовать групповую работу на всех этапах урока. Это не только возможно, но и весьма эффективно. На этапе актуализации ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия знаний – формируют свою гипотезу, на этапе самостоятельной работы по-своему применяют знания.
VI. Не повредит ли здоровью детей работа в группах?
Некоторые учителя и родители считают, что дети должны сидеть лицом к доске, иначе у них может возникнуть искривление позвоночника или другие проблемы. Безусловно, если заставить школьников списывать с доски, сидя к ней спиной, пользы от этого будет мало. Поэтому на тех уроках, где идет работа в малых группах, не должно быть списывания с доски.
Есть два простых выхода. Работа соседей по парте – частный случай групповой работы. Но ведь при этом дети сидят лицом к учителю. Другой вариант предполагает обычную посадку, а в определенный момент по команде учителя дети поворачиваются со своими стульями к соседям сзади – и вот уже перед нами группа.
2.6. Этапы совместной работы
1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
2. Выбрать старшего (по жеребьевке, по желанию).
3. Распределить обязанности, кто что будет делать (прямое поручение, «добровольцы», аукцион -поручение получает тот, кто больше внесет предложений).
4. Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.
5. Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.
6. Каждый контролирует себя, как его результаты совпадают с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что задумано (общее дело).
8. Из отдельных результатов получается один большой результат.
7. Упорядочить деятельность во времени это значит точно рассчитать дни, часы, минуты для всех этих этапов (что, когда). Когда начать подготовку, сколько времени на нее отвести, что сделать раньше, что позже, какова будет общая продолжительность дела: ведь важно и успеть многое, и не затянуть, иначе пропадает эффект. Временем нельзя злоупотреблять, нельзя недооценивать.
Чтобы точнее упорядочить время, нужно знать психологические и физиологические особенности детей (взрослых): сколько времени они могут быть внимательными, сколько могут веселиться, как быстро физически и умственно утомляются и т.д.
8. Упорядочить деятельность в нормировании – это значит ввести правила работы, поведения, инструкции, критерии контроля, анализа, оценки, учета.
Правила совместной работы
9. Важно решить, где будет происходить деятельность, как упорядочить пространство, как в нем разместятся участники. Это нужно для создания оптимальных условий взаимодействия участников, для непосредственного управления педагогом (или другим руководителем) действиями; для обеспечения положительного эмоционального влияния на участников.
Примеры размещения участников в подгруппах, коллективе. Состав групп: однородный (сильные, средние, слабые, внимательные, невнимательные, заинтересованные, незаинтересованные); неоднородный (смешанный); сменный (периодически меняется).
В одном составе подгруппа работает в течение недели, затем производится смена одного участника (движение), за месяц все сумеют поработать друг с другом.
Пример работы сменного состава группы.
структура взаимодействия (сотрудничества) участников подгрупповой (коллективной) работы.
2.7. Обязанности членов группы
Старший:
1. Организует распределение обязанностей в группе (эксперт, консультант, рядовой и т.д.) по прямому назначению, через жеребьевку, «добровольцы» и т.д.
2. Контролирует готовность в группе каждого, выполнение всеми правил совместной работы.
3. Ориентирует всех исполнителей на время, данное для работы.
4. Докладывает самому старшему о готовности, качестве, своевременности выполнения задания (или поручает сделать кому-либо).
Эксперт:
1. Дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность самооценки.
2. Докладывает об этом старшему.
Консультант:
Дает советы, рекомендации.
Рядовой:
1. Выполняет задание самостоятельно, по плану, аккуратно, до конца.
2. Проверяет правильность выполнения задания.
3. Выполняет рекомендации старшего, эксперта, консультанта.
4. Отчитывается о выполненном задании (своего или всей группы).
5. Имеет право вносить предложения для улучшения работы группы.
Свои уроки стараюсь строить в соответствии с технологией проблемного обучения. Использую работу в малых группах, в парах. Предлагаю вниманию коллег уроки и упражнения для групповой работы, включающие как однородные, так и дифференцированные задания. Количество участников в группе, как правило, 4–5 человек.
В заключение перечислим положительные моменты групповой работы.
1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты в которой; уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, возрастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
4. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение им оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.
Литература:
1. Бухалко, Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во втором классе [Текст] / Н. Бухалко // Начальная школа плюс До и После. – 2008. – №4. – с. 76–77
2. Вахрушев, А.А., Кузнецова И.В. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах [Текст] / А.Вахрушев, И. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После . –2003. – №6. –с. 15–18
3. Глазкова, Т.А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности [Текст] / Т. Глазкова // Начальная школа. – 1999. – №10. – с. 33–36
4. Кашаева, В.В. Групповые формы учебной деятельности [Текст] / В. Кашаева // Начальная школа плюс До и После . – 2006. – №11. – с. 40–44
5. Носова, И.В. Особенности работы в малых группах [Текст] / И. Носова // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №6. – с. 69–71
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.
8. Фролова, Л.А. Организация групповой работы на уроке литературного чтения в 3-м классе [Текст] / Л. Фролова // Начальная школа плюс До и После. – 2006. – №3. – с. 60–63