Главные вкладки
Методическая деятельность
Методическая деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОП ДО и пространство для детской инициативы | 138.32 КБ |
Современные формы работы с родителями в ДО | 26.91 КБ |
Применение технологии "Клубный час" в работе с детьми дошкольного возраста | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО
«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
Главным в работе любой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.
Педагоги стараются наиболее полно использовать педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые. Планируя ту или иную форму работы, мы исходим из того, готовы ли современные родители к сотрудничеству, выбираем следующие требования к формам взаимодействия:
- оригинальность,
- востребованность,
- интерактивность.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Поэтому детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;
- активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития педагоги нашего детского сада наметили работу в четырех направлениях:
1. Познавательное направление
2. Информационно-аналитическое направление
3. Наглядно-информационное направление
4. Досуговое направление
Работа с родителями начинается с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. В начале года проводится анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДО и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- Проектная деятельность
- Проведение мастер-класс
- Выставка семейных реликвий
- Акции
- Сайт ДО
- Группы в Контакте, которые создают либо педагоги, либо родители
- Фотогазеты из жизни группы
Преимущества такого взаимодействия с семьей неоспоримы:
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;
- Это учет индивидуальности ребенка;
- Это укрепление внутрисемейных связей;
- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Все выше сказанное отражено в раскрытии направлений нашей работы с семьей.
Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.
По данному направлению можно проводить:
- анкетирование
- тестирование
- электронная почта родителей.
Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно педагогической работы с родителями, для определения перспектив дальнейшего развития ребенка.
Познавательное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания (стараемся на родительских собраниях отходить от отчетов и поучающих бесед, педагоги проводят собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Используют видеозаписи, слайд-шоу деятельности детей, фрагменты занятий, выступление детей (пение, танцы, театр, мастер-класс – процент посещения собраний повышается);
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями, участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывали интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
- совместные экскурсии (например «Маршрут выходного дня», далее создается фотоотчет о проведенной экскурсии или прогулке)
- открытые занятия. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
- совместное создание предметно развивающей среды
- совместное создание лепбуков на разные темы
- проектная деятельность (совместные проекты: педагог – родитель – дети, родитель – дети)
Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Данное направление включает:
- Родительский уголок, включающий различную информацию.
- Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, советы, задания.
- Нормативные документы
- Объявления и рекламы
- Продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки)
- Папка передвижка.
- тематические стенды: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребёнка»
- выпуск газеты «Моя семья, какая она?»; «Ха-ха-тушки» - смешные высказывания детей»; «Муравьиная семья»; «Планета Земля – наш дом» и т.д.
- фотовыставки: «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «Наши меньшие друзья», «В кругу семьи».
- детский сад имеет свой сайт. На сайте родители могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах воспитания и обучения, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото и задать интересующие их вопросы по воспитанию и обучению детей.
Досуговое направление призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям расширить, оптимизировать свой опыт взаимодействия с ребенком, а также включиться в во взаимодействие с педагогами и другими родителями.
По данному направлению можно организовать:
- праздники, совместные досуги наиболее полно раскрывают возможности для сотрудничества. Проведение спортивных праздников: «Будем в армии служить», «Мама, папа, я – спортивная семья» сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются газеты, альбомы с фотографиями.
- акции; в ходе акций «Наш участок», «Веселая горка», «Посадка дубков» родители получили возможность оказать помощь в благоустройстве территории и игрового участка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Акции «Накорми птицу зимой», предоставляют возможность родителям как участникам показать личный пример ребёнку положительного отношения. В ходе акции «Внимание, дорога», цель которой было напомнить родителя о необходимости соблюдения правил дорожного движения, родителям вручили буклеты; «Начните утро с зарядки» цель которой была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
- участие родителей в конкурсах, выставках. Выставки семейного творчества «Дары осени», «Елочная игрушка», «Весенний букет» (поделки из природного материала), фотовыставки «Я и мои друзья», «Осенние радости», «Зимние чудеса», «В весеннем лесу» сближают родителей и детей, носят не просто «развлекательный» характер, но и способствуют педагогическому просвещению родителей, трансляции их творческого потенциала, распространению положительного опыта семейного воспитания.
- выставка семейной коллекции
- участие родителей в мероприятиях (выступают как носители новой интересной информации о своей работе, о домашних питомцах, или как сказочный персонажи, или как мастера для передачи своего опыта и мастерства)
- участие родителей в совместной игровой деятельности (где родители принимают активное участи и ненадолго становятся «детьми»).
- мастер-класс включает в себя практическую часть: «Попробовать. Научиться чему-нибудь» в заключении каждый родитель получает памятку по теме.
Таким образом, использование современных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты:
- родители вовлекаются в образовательную деятельность ДОО,
- повышается уровень психолого – педагогических знаний родителей,
- оптимизируются детско – родительские отношения,
- дети получают огромное удовольствие от совместной деятельности с родителями в детском саду.
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
В последние годы в нашей стране идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на то, что к концу дошкольного возраста ребенок должен достичь следующих результатов: ребенок инициативен и самостоятелен в различных видах деятельности; любознателен; подчиняется правилам, социальным нормам, способен к волевым усилиям.
Для решения обозначенных задач педагоги применяют современные образовательные технологии. Такой технологией, на наш взгляд, является и технология Н.П. Гришаевой «Клубный час».
Основной целью клубного часа: развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.
Суть данной технологии заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.
Автором данной технологии предложены различные типы «Клубного часа» и формы его организации:
- • Свободный «Клубный час» когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
- • Тематический «Клубный час» - подчинен теме ситуации месяца.
- • Деятельностный «Клубный час» - когда ребенок сам для себя определяет вид деятельности.
- • Творческий «Клубный час» - когда для детей организуются различные творческие мастерские.
- • Клубный час в виде квеста – когда дети по одиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу.
- • Музейный «Клубный час» - когда дети в «ситуации месяца» собирают у себя музейные экспонаты, а затем в конце месяца проводят экскурсии для других пришедших детей.
- • «Клубный час» – большая игра (а именно – сюжетно ролевая игра).
В реализации технологии «Клубный час» принимают участие воспитанники старших, подготовительных к школе групп, педагоги, специалисты детского сада.
Важным шагом в подготовке к проведению Клубного часа - является определение правил поведения детей во время «Клубного часа».
Например:
- «Говори «Здравствуйте» и «До свидания», когда входишь в другую группу»
- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь»
- «Говори спокойно»
- «Ходи спокойно»
- «Возвращайся в группу по сигналу звонка»
- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал».
Данные правила обговариваются с детьми накануне проведения клубного часа во время проведения утренних и вечерних кругов.
Каждому ребенку на время «Клубного часа» выдается по три красных кружка, которые может забрать любой взрослый, если ребенок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа».
Накануне проведения клубного часа в рамках предварительной работы педагоги каждый раз прорабатывают с детьми маршруты следования, расставляют акценты на тех помещениях, где будет организована игровая деятельность.
После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в рефлексивный круг. Начинается обсуждение. Обсуждаются такие вопросы:
- Где ребенок был?
- Что ему запомнилось?
- Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?
- Планировал ли он перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе клубного часа и обсуждает их с детьми, находя пути их решения в совместной деятельности.
На сегодняшний день в детском саду проведено 6 клубных часов на различные темы и 3 клубных часа патриотической направленности:
Клубный час «Путешествие по карте России» включал в себя такие станции как: «Тульский край-пряничный рай» (на данной станции ребята побывали в роли кулинаров и поучаствовали в росписи тульских пряников), «Мой город - Балашиха» (ребята угадывали достопримечательности и исторические факты родного города).
Клубный час «Путешествие по реке времени» включал станции «Живое письмо Балашихе», где ребята записали обращение к дошкольникам Балашиха в будущем, на станции «Балашиха-территория будущего» дошкольники сконструировали парк «Перхорка», который бы им хотелось посещать рядом со своим детским садом.
В рамках Клубного часа «Народные традиции» ребята посетили станцию «Карусель народных игр» и поиграли в подвижные народные игры и эстафеты., на станции « Город музыкальных инструментов» дошколята с удовольствием под музыку играли на различных инструментах.
Технология «клубный час» является мощнейшим инструментом, с помощью которого формируются важнейшие социальные навыки, которые ему необходимы для жизни. С помощью данной технологии через инициативу детей мы формируем чувство любви к малой и большой Родине, гордости за свой родной край и свой любимый город.Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.