Конспект НОД по финансовой грамотности «Как Баба Яга электричество, воду и тепло экономила» для старшей группы

Альбина Шайхулловна Шайдулина

Конспект НОД по финансовой грамотности «Как Баба Яга электричество, воду и тепло экономила» для старшей группы

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цель: Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи: Воспитывать умение экономить тепло, воду, свет.

Предварительная работа: Беседа: «Назаровская ГРЭС», «Обогревательные приборы»

НОД: «Много ли воды на нашей планете», «Как человек использует воду», «Откуда в доме, в детском саду берётся тепло.

Игра «Четыре стихии», Д/и «Что греет, а что сохраняет тепло?

Лабиринты «Найди невключённый прибор»,

Наблюдение «Где в нашей группе живёт электричество»,

Экспериментирование: Как получить чистую воду? Опыты со статическим электричеством: 1. С расчёской 2. С шариками.

Просмотр мультфильма «Три кота. Закон экономии»

Оборудование: стакан, литровая банка, светодиодная лампа, лампа накаливания, картинки с материалами для утепления дома,

Ход НОД: Дети входят в группу. Их встречает Баба яга.

Баба яга : О горе, мне, горе! Совсем мне хватает денег, чтобы заплатить за свет, тепло, воду. Ой, беда, беда!

Воспитатель: Баба яга давай разбираться, отчего столько денег тебе приходиться платить за свет, воду, тепло. Ребята, как вы думаете, в чем причина?

Дети: Баба яга не экономит свет и воду.

Баба яга: А зачем мне воду беречь, свет выключать, тепло экономить.

Воспитатель: Баба яга, ты не права. Сейчас мы тебе расскажем и докажем, что надо беречь тепло, воду и электричество.

Воспитатель: Скажи Баба яга, ты свою избушку утепляешь осенью?

Баба яга: Нет. А зачем? Мне к избушке отопление провели. А зимой отопление включили, батареи горячие, а дома то холодно.

Воспитатель: И ты не знаешь почему?

Баба яга : Нет

Воспитатель: Баба яга, поиграй с нами в игру «Можно-нельзя» и все сразу поймешь. Я буду задавать вопросы, если нельзя, ты с ребятами показываешь перед грудью руками «крест» значит это нельзя, если можно, то вы должны выставить руку вперед и показывают большим пальцем «Во!».

Воспитатель: Заклеивать окна нужно?

Чтобы в доме было тепло, не нужно утеплять стены, пол, крышу?

- не нужно менять старые окна на новые?

- Чтобы сэкономить терло нужно открывать форточки?

- утеплять двери необходимо?

Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат карточки с изображением материалами, которые помогут утеплить избушку Бабе яге и сэкономить тепло.

Дети выполняют задание: из картинок дети выбирают только те, которые помогут сделать теплым дом.

Баба яга : Да, я поняла нужно срочно утеплить мою избушку и тогда точно будет у меня тепло. А где мне все это купить, у нас в лесу ничего похожего нет.

Дети: Материалы для утепления можно купить в строительном магазине.

Воспитатель: Баба яга расскажи, как ты пользуешься водой.

Баба яга: Как и все, открываю кран, и вода льется. Люблю я поплескаться в горячей воде. А иногда даже забываю кран закрыть.

Воспитатель: Ребята, Баба яга права?

Дети: Нет, воду надо беречь.

Воспитатель: Баба яга, мы сейчас докажем, что и воду надо беречь.

(Дети, Баба яга и воспитатель подходят к крану. Воспитатель открывает кран совсем немного, чтобы вода капала. Дети подставляют мерный стакан, и наблюдают, за сколько минут наберется полстакана – 50 мл. Воспитатель засекает время. Ребята делают вывод о том, сколько воды набралось за 1 минуту, за 2 минуты.

Воспитатель: Посмотрите ребята. Вода у нас только капает, но ее набралось почти половина стакана. Подумайте, если вода будет капать целый день, сколько мы наберем воды?

Предположения детей.

Воспитатель: Вот и представь, сколько воды тогда тратишь ты Баба яга, если у тебя постоянно течет вода из крана?

Баба яга : Хорошо, хорошо, ребята, я все начинаю понимать. А куда мы денем воду, которую набрали в стакан?

Дети: Можно полить цветы, помыть посуду.

Воспитатель: Давайте расскажем Бабе яге как можно экономить воду.

Дети: Закрывать кран, после того как умоешься, если кран сломан, срочно вызывать мастера, не оставлять краны открытыми, регулировать силу струи воды; мыть посуду в чашке, используя немного моющего средства, выключать воду, пока чистим зубы; уменьшать напор воды, когда моем посуду.

Баба яга : Хорошо ребята, я буду экономить воду. Ну, может свет-то не обязательно выключать? Да у меня еще электроприборы включены всегда.

Воспитатель: Ребята, что произойдет, если будут включены все электроприборы?

Дети: Могут сгореть все приборы, и придется покупать новые. А если постоянно горят лампочки, много денег придется отдать за свет.

Баба яга: Научите меня экономить электричество

Дети: Уходя из дома нужно выключать свет, если на улице светло свет в доме должен быть выключен. А еще нужно купить энергосберегающую лампочку.

Воспитатель показывает Бабе яге и детям лампочку и энергосберегающую (светодиодную) лампочку.

Воспитатель: Скажите, чем похожи эти лампочки?

Дети: Их можно крутить в настольную лампу или люстру, они горят, если включен свет.

Воспитатель: А чем они отличаются?

Дети: Обычная лампочка стеклянна, внутри нити накаливания.

Воспитатель: Преимущество светодиодных лампочек является то, что она дольше служит, безопасна, и не нагревается. Светодиодные лампы не содержат стекла, нитей накаливания, их нельзя разбить, и они не чувствительны к перепадам напряжения в электросетях.

Баба яга: Спасибо вам, ребята, я сегодня узнала много нового, и теперь я начну беречь свет тепло и электричество.

Воспитатель: Ребята я предлагаю для Бабы яги нарисовать рисунки-памятки, о том, как нужно беречь свет, воду, электричество.

Дети рисуют рисунки и дарят их Бабе яге.

Баба яга прощается с детьми, уходит.