Показатели научно-методической, исследовательской и инновационной деятельности

Мокрова Анастасия Валерьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мокрова Анастасия Валерьевна

Педагог-психолог

МБДОУ Детский сад № 56 «Теремок»

г. Улан-Удэ Республика Бурятия

Социально-психологическое значение сказок в воспитании дошкольников

Сказки – это устное творчество и произведения, специально созданные для детей. Они часто передавались из уст в уста, неся в себе универсальный человеческий опыт жизни. Именно поэтому мы можем видеть, что в сказках многих народов мира много похожих сюжетов. Сказки отражают основы взаимодействия людей. И в каждой затруднительной ситуации можно подобрать правильную сказку, с помощью которой возможно найти выход и справиться с жизненными проблемами. И просто, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект. 

В психологии выделяется метод Сказкотерапии – это метод, который помогает ребенку ненавязчиво обратить внимание на свою проблему. В каждой сказочной истории проигрывается конкретная ситуация, которая происходила в жизни человека. Герои наделены характерами реальных людей, а у конфликтной ситуации всегда есть логическое решение. Такая терапия проводит связь между событиями, которые происходят в сказке, и реальностью, переносит волшебство в обычную жизнь.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Ребенок встречается в сказочном рассказе с самим собой, возможно сильным и смелым, учится у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

Сказка нужна нам тогда, когда мы хотим посмотреть на то, что происходит во внутреннем мире. Сказки также ценны тем, что помогают детям вернуться к своему эмоциональному состоянию, но без личных переживаний, а в чувстве сострадания к жизни героев. Сказка становится проводником вымышленного опыта в реальность.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

  1. При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.
  2. При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.
  3. При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».
  4. При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться.

При чтении сказок, важно делать это - правильно:

  • рассказ должен быть эмоциональным;
  • ребенок, слушая, должен видеть выражение лица рассказчика, его эмоции и жесты;
  • рассказывать сказку нужно ровным, певучим голосом, используя повторы;
  • сказка не должна содержать слишком длинные паузы;
  • рассказ должен подразумевать вероятность нескольких вариантов решений и ответов на вопросы;
  • герои должны быть явно положительными и явно отрицательными;
  • во время чтения необходимо следить за поведением и эмоциями слушателя и уметь верно их истолковать.

Мы привыкли рассматривать сказку как развлечение, как способ расширить кругозор, но в психологии сказке дается гораздо большая роль и значение, ведь она:

  • может решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы;
  • развивает мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание;
  • дает возможность выявить забытые детские психологические травмы;
  •  способна передать из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности;
  • эмоционально насыщает личность, вызывает искренние переживания;
  • способна изменить поведение человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие навыков снятия тревоги и эмоционального напряжения с использованием психологических техник Мокрова А.В. педагог-психолог

Слайд 2

Жизненно необходимо иногда останавливать колесо и выгуливать белку.

Слайд 3

механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на те или иные психотравмирующие воздействия . Синдром э моционально го выгорани я

Слайд 4

Главная причина синдрома эмоционального выгорания — психологическое и душевное переутомление .

Слайд 5

1 . Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления. 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. 5 . На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 7. С делами по работе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям 10. Ладно коллеги, последнее время, меня ужасно раздражают эти дети. Экспресс - опросник выгорания

Слайд 6

0 – 2 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 3 –6 баллов. Вам необходимо отключиться от рабочих дел, взять отпуск. 7 –8 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 9 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания. Оценка результатов

Слайд 7

1-я стадия. Кураж – задор энтузиазм 2-я стадия Усталость 3-я стадия Истощение (обратимое) 4-я стадия Необратимое истощение Стадии эмоционального выгорания

Слайд 8

На 1-й стадии – менять свои убеждения. Изменить баланс своей жизни – гармонизировать свою жизнь. Распределять время на месяц, чтобы включить все сферы жизни . Отдохнуть , заняться спортом . На 2-й стадии - отдых , ничего не делать. Не подменять другими сферами. Отдыхать каждый день. До тех пор, пока не будет ощущения отдыха. Усталость –это нормально . Один раз в неделю – обязательный физический и информационный отдых . Природа , семья, спорт . Забыть про работу. Релаксация, медитация. Любая стадия лечится!

Слайд 9

3-я стадия. Не помогает отдых, не помогает восстановление жизненного баланса. Только неопределённой длительности отдых. От 3 до 6 мес. Заставить себя отдохнуть, найти интересные дела. После отпуска человек сможет смотреть на свою работу другими глазами . 4 стадия – смена работы . Выгорание до состояния выжженной земли. Выход один- спасти свою жизнь. Любая стадия лечится!

Слайд 10

« Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить у довольствия …» ( Артур Шопенгауэр ) « Здоровье — это не только отсутствие болезней, а состояние физического , психологического и социального благополучия». Формула здоровья

Слайд 11

я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику я ежедневно совершаю прогулки перед сном я посещаю бассейн, тренажёрный зал, или занимаюсь каким-либо спортом я периодически провожу разгрузочные дни у меня отсутствуют вредные привычки я соблюдаю режим дня я стараюсь спать не менее 7 часов я правильно питаюсь я эмоционально уравновешен я выполняю профилактику заболеваний « 10 шагов к своему здоровью»

Слайд 12

Метод основан на связи между душевным стрессом и физическим напряжением . Повышается самоконтроль, настроение, работоспособность и способность сознательно расслабиться. Уменьшается напряжение, утомляемость, приступы мигрени, паники и отчаяния. Лечится депрессия, тревожность, бессонница, а также алкогольная зависимость, зависимость от никотина и наркотиков в сочетании с лечением. Нельзя делать на полный желудок, если есть проблемы с мышцами и при употреблении успокоительных и обезболивающих препаратов. Каждое упражнение длится 15 секунд и при очень сильном напряжении мышц. Релаксация по методу Э.Джейкобсона

Слайд 13

Молча в уме или вслух перечислите следующее: 5 предметов визуального восприятия – «Я вижу», 4 слуховых ощущения – «Я слышу», 3 осязаемых предмета - «Я ощущаю», 2 обоняемых запаха - «Я чувствую запах», 1 вкусовое ощущение - « Я чувствую вкус». МЕТОДИКА ЗАЗЕМЛЕНИЯ Техника заземления — это тип психологической релаксации, который мы применяем с целью восстановления связи с реальностью (настоящим временем и местом) и/или с нашим собственным телом, когда испытываем состояние стресса.

Слайд 14

1 . Берегите себя, не выгорайте! 2. Начинайте восстанавливаться уже сейчас , не откладывайте на потом! Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Доклад для родителей

«Поиграйте с детьми в Нетихие игры!»

Подвижная игра с правилами – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующая точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
      Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность (игры, труд), с другой — специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. 
     Основной формой обучения детей движениям признана непосредственно образовательная деятельность ( в дальнейшем НОД) в образовательной области "Физическая культура". В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. 
      В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста. Конечно, эти движения успешно усваиваются детьми в менее регламентированных, чем НОД, формах обучения, в частности в подвижных играх. 
      Для  дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. 
             Меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места  и т. д.). 
      Многократное повторение этих действий требует от детей внимания,   волевых   и   физических   усилий,   координации   движений. 
      Таким образом,  подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость. 
       Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.. 
       Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. 
       Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
       Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета. 
       Подвижные игры создают дополнительную возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает, объясняет детям содержание игр, их правила. Малыши запоминают новые слова, их значение,   приучаются  действовать  в   соответствии   с  указаниями. 

Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем:

 - Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста.

 - Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

 - Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

В структуре подвижной игры выделяют содержание, двигательные действия и правила.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры.

 Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры. Например, в игре «Гуси-лебеди» первое правило требует, чтобы «гуси» находились на лугу до тех пор, пока их не позовет «хозяйка», и бежать им можно только на окончание слов диалога. Второе правило запрещает «волку» ловить «гусей» раньше, чем они побегут домой. При этом «волк» имеет право только пятнать «гусей», а «гуси» должны считать себя пойманными, если «волк» до них дотронется.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т. д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки", "Перебежки").

В бессюжетных играх ("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру") все дети выполняют одинаковые движения.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям. По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего - скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.


  

 Подвижные и спортивные игры проводятся на занятиях по физической культуре, а также на прогулках. На каждый месяц планируется  2-3 новые игры и повторение 4-5 уже знакомых подвижных игр. Объяснение новой игры детям дается как в свободное время, так и на прогулке. Педагог должен четко объяснить содержание и правила игры, показать, где должны находиться играющие и как действовать.

Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимики, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.

Последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия.

Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры.

Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действий воспитателя сохраняется

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе. Продолжительность игры с детьми от 3 до 6 лет зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10-20 минут.

Нагрузка может дозироваться следующими приемами: уменьшением или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени; размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и наличия перерывов для отдыха. Учитывая то, что зимой движения ребенка ограничены, нагрузку уменьшают или увеличивают перерывы между повторениями игры. То же самое делают летом при высокой температуре воздуха.

Подвижные игры - школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.

Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:

- увеличивать дозировку (повторность и общую продолжительность игры);

- усложнить двигательное содержание (воробушки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

- изменить размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

- сменить сигнал (вместо словесного, звуковой или зрительный);

- провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

- усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).

      Активность детей в играх зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей.
       Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. 
     Разнообразие игр:  по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем цели. 
     Игра – естественный спутник жизни ребенка, его ведущая деятельность и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой – неуемной потребности его в движениях. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует всестороннему их развитию. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Пример игры «Кто дальше кинет ногами»

Мягкие игрушки раскладываются на полу вдоль линии (ленты). Задача игроков перекинуть через линию игрушку, как можно дальше. Возможно играть и одному ребенку.

Игры «Кто сильнее дунет?»

На столе выкладываются обертки от конфет, на которые можно подуть. Они разлетаются во все стороны. Вариант 1. собрать обертки быстрее;

Вариант 2. Дуть обертки в нужную сторону.

Играйте с детьми с азартом, по-настоящему! Тогда игра становится не просто развлечением, но и поучительным упражнением!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорная интеграция в игре для детей с ОВЗ Педагог-психолог Мокрова А.В. МБДОУ Детский сад № 56 «Теремок»

Слайд 2

Простые сенсомоторные игры Формируют желание играть и общаться Кульминацией в игре должны быть ощущения Игра – самый естественный способ развития ребенка. У детей с РАС ключевой проблемой являются нарушения основ социализации, поэтому Нет мотивации играть; Нет навыков взаимодействия. Обучение по программе К. Меснянкиной – игротерапевт, специальный психолог г. Ростов -на-Дону

Слайд 3

Планомерное развитие игровой деятельности Установление контакта Формирование стартового набора игр Введение простых правил Введение организующих элементов Развитие инициативы, конкуренции Обмен ролями Переход к предметной игре Усложнение простых сюжетов Ролевые игры с предметами Сложные игры с правилами Виды ощущений, которые можно задействовать в игре: вестибулярные, проприоцептивные, тактильные, визуальные аудиальные.

Слайд 4

Пространство должно быть зонировано. Одна точка старта, точка окончания – другая (например, игра «Полетели»). Действия должны быть стереотипные, последовательные: 1 Лицо на уровне глаз ребенка, 2 Ладони вперед, предложение «Полетели?», 3 Ждать его встречного движения Трудность для ребенка нулевая. Меньше слов, минимальная инструкция, сопровождающие « потешки ». Изначально игра должна быть индивидуальной. Особенности игр для детей с РАС

Слайд 5

Изначально просто ловить ребенка, эмоционально и выразительно Вводится «домик» - место, где нельзя поймать Расстояние до домика увеличивается Когда ребенок спрятался в домике, взрослый засыпает (ребенок должен разбудить) Может добавляться предмет роли (шапка, платок, одеяло) Может добавиться еще игрок, смена ролей Взрослый прячется в домике, чтобы ребенок затормозил движения Вводится игрушка, может просто быть в руках Игрушка получает роль, преследование игрушкой Сюжетно-ролевая игра «Полицейский – хулиган» Игра «Догонялки» и ее усложнение 1. Приблизиться 2. Поймать 3. Отпустить Приближаться медленно и неотвратимо

Слайд 6

Игра «Катание на подушке» и ее усложнение Изначально просто катать ребенка, эмоционально и выразительно, с окончанием «бух!» Пройти несколько шагов до подушки (держась за руки) Подходить до подушки только с разрешающей фразы (от границы) Подходить после определенных действий (дотронуться до нужной кнопки) Доползать до подушки Первым подошёл к подушке взрослый (ребенок пытается покатать его) Введение игрушки, другой ленты, запрещающего знака Сюжетно-ролевая игра «Потуши пожар» Большие ноги идут по дороге Топ-топ-топ…

Слайд 7

Игра «Зернышко» и ее усложнение Посадили зернышко - Водичка, ветерок. Греет, греет солнышко - Прорастет росток! Посадить ребенка на одеяло, под стишок укутывать, раскачивать, сдерживать. С последними словами раскрыть, эмоционально встречая. После раскрытия, побегать друг за другом («Мы легкие бабочки!»). Добавление игрушки или карточки (цветок, овощи, фрукты)

Слайд 8

Изначально просто Вы даете монетку, ребенок кидает в звонкую емкость (кассу) Вводится набор товаров Ребенок – продавец, Вы покупатель указываете на товар, который покупаете Когда ребенок получил монетку кидает ее в кассу, отдает товар Может добавляться предмет роли (шапка, платок, одеяло) Может добавиться еще игрок, смена ролей Вводится счет денег, диалог Сюжетно-ролевая игра «Продавец - покупатель в магазине». Игра «Магазин» и ее усложнение 1. Обмен товара на монетку 2. Монетку кинуть в кассу

Слайд 10

Это длинный путь … Успехов Вам! Спасибо за внимание!