Образовательные программы и проекты

Гильманова Алина Харисовна

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данная рабочая программа разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказа Минпросвещения от  08 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»

- Основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ д. Тереклы МР Архангельский район РБ

- «Примерной программы по учебным предмету Русский язык. 5 – 9 классы и в соответствии с «Рабочей программой. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2016) – для 5-7 классов, Линия учебников «Русский язык» С. Г. Бархударов, С. Е.Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко и др. – для 8,9 классов.        

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка:

в 5 классе – 170 часов (5 ч. в неделю),

в 6 классе – 170 часов (5 в неделю),

в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю),

в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю),

в 9 классе – 136 часов (4 часа в неделю)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) понимание русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения народов РФ, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе, и языка, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к государственному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;

3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

3.Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста

5.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные  монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

использовать знание алфавита при поиске информации;

различать значимые и незначимые единицы языка;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

членить слова на слоги и правильно их переносить;

определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

проводить лексический анализ слова;

опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

проводить морфологический анализ слова;

применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

находить грамматическую основу предложения;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

опознавать различные выразительные средства языка;

писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

5 класс

Язык - важнейшее средство общения

Умение общаться - важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная.

Повторение пройденного

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II. Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

I. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Классификация гласных и согласных звуков. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика Фонетика. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

6 класс

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Текст

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Умение создавать текста по заданному начальному или конечному предложению.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка. Приемы сжатия текста. Умение собирать и анализировать материалы к сочинению. Составление словарной статьи по образцу.

Фразеология. Культура речи

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Описание помещения. Сообщение об истории слова Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Письмо. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.

Морфологический разбор имени числительного.

Юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод).

Глагол

Глагол как часть речи . Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

7 класс

Русский язык как развивающееся явление  

Повторение пройденного в 5-6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Тексты и стили

Текст. Стили литературного языка. Тип речи. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Аргументфция собственного мнения.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда-тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III. Рассказ по картине.

Наречие

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на и -е.

Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы и на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Учебно-научная речь

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Текст учебно-научного стиля.Отзыв о прочитанной книге.Текст учебного доклада.

Категория состояния

I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Предлог

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

8 класс

Функции русского языка в современном мире

Повторение пройденного в 5- 7 классах

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание

I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Ш. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения

I. Повторение пройденного материала о подлежащем

Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения

I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.

Однородные члены предложения

I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения.

Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность в постановке знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

I. Повторение изученного материала об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь

I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.

Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

Словосочетания и предложения. Двусоставные предложения.

Односоставные предложения.

Цитаты и знаки препинания при них.

Однородные члены предложения.

Обособленные и уточняющие члены предложения.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции).

Прямая и косвенная речь. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Подведение итогов года

9 класс

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.Сложные предложения

Союзные сложные предложения

Сложносочиненные предложения

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, проти-вительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

а литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с разными видами связи

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III.        Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

Повторение и систематизация пройденного в 9 классе

Фонетика. Графика. Орфография.

Лексика. Фразеология. Орфография.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Морфология. Орфография.

Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания.

Систематизация сведений  о  признаках  текста,  теме  и  основной  мысли  связного  высказывания,  средствах  связи  частей  текста,  о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Подведение итогов года

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

Содержание

Кол-во часов

Примечание

Вводный урок. Язык и общение.

2

Повторение изученного в начальных классах.

15

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

28

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.

10

Лексика. Культура речи.

15

Морфемика. Орфография. Культура речи.

19

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

1

22

16

33

Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

9

ИТОГО

170

6 КЛАСС

Содержание

Кол-во часов

Примечание

Вводный урок. Язык.Речь Общение

4

Повторение изученного в 5 классе.

8

Текст

5

Лексика. Культура речи.

12

Фразеология. Культура речи.

4

Словообразование. Орфография. Культура речи.

32

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

1

20

16

16

16

27

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

9

ИТОГО

170

7 КЛАСС

Содержание

Кол-во часов

Примечание

Русский язык как

 развивающееся

явление.

3

Повторение пройденного в 5-6 классах.

7

Текст и стили

4

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

27

Деепричастие.

15

Наречие.

21

Учебно-научная речь

3

Категория состояния.

4

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

1

10

Союз.

18

Частица.

14

Междометие.

2

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

7

ИТОГО

136

8 КЛАСС

Содержание

Кол-во часов

Примечание

Вводный урок.

Функции русского языка в современном мире.

1

Повторение изученного в 5 - 7 классах.

13

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание.

10

Простое предложение.

4

Двусоставные предложения:

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

13

11

Односоставные предложения.

11

Простое осложнённое предложение

1

Однородные члены предложения.

12

Обособленные члены предложения.

14

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

Вводные и вставные конструкции .

14

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

9

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

18

ИТОГО

102

9 класс

Содержание

Кол-во часов

Примечание

Международное значение русского языка

1

Повторение изученного в 5-8 классах

15

Сложное предложение. Культура речи.

Сложное предложение. Союзное сложное предложение.

7

Сложносочиненные предложения

8

Сложноподчиненные предложения

33

Бессоюзные сложные предложения

14

Сложные предложения с разными видами связи

10

Общие сведения о языке и речи

39

ИТОГО

136



Предварительный просмотр:

8 класс. Русский язык. 3 ч/н. в год – 102. Фактически – 99 ч.

урока

Содержание учебного материала

Дата проведения

Примечания

1

Функции русского языка в современном мире. (1ч.)

02.09

Повторение пройденного в 5-7 классах

(6 +2)

2

Входной контроль остаточных знаний

04.09

3

Анализ контрольной работы. Фонетика и графика. Орфография

06.09

4

Морфемика и словообразование

09.09

5

Лексикология и фразеология

11.09

6

Морфология и синтаксис

13.09

7

Строение текста. Стили речи.

16.09

8

Изложение с грамматическим заданием

18.09

9

Изложение с грамматическим заданием

20.09

10

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах»

23.09

Синтаксис. Пунктуация.

Словосочетание. (3 ч.)

11

Анализ контрольного диктанта. Строение словосочетаний

25.09

12

Виды связи в словосочетании

27.09

13

Грамматическое значение словосочетаний

30.09

Простое предложение (3+1)

14

Строение и грамматическое значение предложений

02.10

15

Интонация предложения. Характеристика человека

04.10

16

Развитие речи. Описание памятника архитектуры.

07.10

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения. (8+1)

17

Подлежащее.

09.10

18

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

14.10

19

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

16.10

20

Составное именное сказуемое.

18.10

21

Выражение именной части составного именного сказуемого

21.10

22

Контрольный диктант №2 за 1 четверть

23.10

23

Анализ контрольного диктанта. Тире между подлежащим сказуемым

25.10

24

Повторение по теме «Главные члены предложения»

06.11

25

Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.189

08.11

Второстепенные члены предложения (6+3)

26

Дополнение

11.11

27

Определение

13.11

28

Развитие речи. Подготовка к изложению на тему «Русский язык»

15.11

29

Развитие речи. Написание изложения на тему «Русский язык»

18.11

30

Приложение

20.11

31

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств.

22.11

32

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами

25.11

33

Развитие речи. Ораторская (публичная ) речь

27.11

34

Контрольная работа №1 по теме «Второстепенные члены предложения»

29.11

Односоставные предложения (7+3)

35

Анализ работы. Предложения определённо-личные

02.12

36

Предложения неопределённо-личные

04.12

37

Предложения неопределённо-личные

06.12

38

Безличные предложения

09.12

39

Безличные предложения

11.12

40

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Мартовское солнце» (Упр.278)

13.12

41

Развитие речи. Написание сочинения по картине К. Юона «Мартовское солнце»

16.12

42

Назывные предложения

18.12

43

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

20.12

44

Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения»

23.12

45

Анализ контрольного диктанта. Развитие речи. Повествование  

25.12

Неполные предложения (2ч.)

46

Понятие о неполных предложениях.

27.12

47.

Неполные предложения в диалоге.

13.01

Предложения с однородные члены (9+3)

48

Понятие об однородных членах

15.01

49

Однородные и неоднородные определения

17.01

50

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

20.01

51

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

22.01

52

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

24.01

53

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

27.01

54

Развитие речи. Рассуждение (Упр.344,346)

29.01

55

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

31.01

56

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

03.02

57

Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения»

05.02

58

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Ф Васильева «Мокрый луг»

07.02

59

Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф Васильева «Мокрый луг»

10.02

Предложения с обособленными членами (14+4)

60

Обособленные определения и приложения

12.02

61

Обособленные определения и приложения

14.02

62

Обособленные определения, выраженные причастными оборотами

17.02

63

Особенности обособления приложений

19.02

64

Повторение по теме «Обособленные определения и приложения»

21.02

65

Контрольная работа №2 по теме «Обособленные определения и приложения»

26.02

66

Развитие речи. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему.

28.02

67

Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему

02.03

68

Обособленные обстоятельства

04.03

69

Обособленные обстоятельства

06.03

70

Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

11.03

71

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

13.03

72

Обособление уточняющих членов предложения

16.03

73

Обособление уточняющих членов предложения. Повторение.

18.03

74

Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения»

20.03

75

Анализ контрольного диктанта

01.04

76

Развитие речи. Подготовка к изложению «Суворов» (Упр.413)

03.04

77

Развитие речи. Написание изложения «Суворов» (Упр.413)

06.04

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (9+2)

78

Обращение и знаки препинания при нём

08.04

79

Обращение и знаки препинания при нём

10.04

80

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

13.04

81

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

15.04

82

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. (Упр.440)

17.04

83

Развитие речи. Написание сжатого изложения.

20.04

84

Водные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями

22.04

85

Вставные конструкции

24.04

86

Вставные конструкции

27.04

87

Повторение по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями»

29.04

88

Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями»

04.05

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (6+2)

89

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них.

06.05

90

Диалог

08.05

91

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

13.05

92

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной.

15.05

93

Цитаты и знаки препинания при них.

18.05

94

Развитие речи. Подготовка к изложению (Упр.490)

20.05

95

Развитие речи. Написание изложения

22.05

96

Контрольное тестирование по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

26.06

Повторение изученного в 8 классе. (8 +1)

97

Подготовка к ОГЭ. Повторение темы «Словосочетание»

27.05

98

Повторение тем «Простые осложненные предложения»

28.05

99

Подготовка к ОГЭ. Устное собеседование

29.05

100-102

Резервные уроки



Предварительный просмотр:

9 класс. Русский язык. 4 ч/н. В год – 136 ч. (фактически 127 ч.)

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Международное значение русского языка.

1

02.09

Повторение изученного в 5-8 классах 16 ч.

2

Входная диагностическая работа

1

03.09

3

Фонетика

1

05.09

4-5

Лексика и фразеология

2

06.09

09.09

6

Морфемика и словообразование

1

10.09

7-8

Морфология.

Орфография.

2

12.09

13.09

9-10

Сочинение описание по картине В. Васнецова «Баян»

2

16.09

17.09

11-12

Словосочетание. Простое предложение. Текст

2

19.09

20.09

13-14

Подготовка к ОГЭ. Устное собеседование

2

23.09

24.09

15-16

Диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта.

2

26.09

27.09

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. 7 ч.

17,18, 19

Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений.

3

30.09. 01.10

03.10

20-21

Р/р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

2

04.10

07.10

22-23

Р/р. Подготовка к Сжатому изложению «Дружба»

Написание сжатого изложения «Дружба»

2

08.10

10.10

Сложносочиненные предложения. 8 ч.

24

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

1

14.10

25

Сложносочинённые предложения с соединительными союзами

1

15.10

26

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами

1

17.10

27

Сложносочинённые предложения с противительными союзами 

1

18.10

28

Практикум «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях»

1

21.10

29

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение

1

22.10

30

Контрольный диктант № 2 по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении» 

1

24.10

31

Работа над ошибками. Подготовка к ОГЭ

1

25.10

Сложноподчиненные предложения. 37 ч.

32

Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова.

2

05.11

07.11

33

Строение СПП. Схемы СПП.

1

08.11

34

 Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ текста с использованием СПП.)

1

11.11

35-36

Р/р. Подготовка к написанию сжатого изложения

Написание сжатого изложения «Польза чтения»

2

12.11

14.11

37-38

Основные группы СПП по их значению. СПП  с придаточными определительными.

2

15.11

28.11

39-40

СПП  с придаточными изъяснительными.

2

29.11

21.11

41

СПП  с придаточными обстоятельственными.

1

25.11

42

СПП  с придаточными степени и образа действия.

1

26.11

43

СПП  с придаточными места.

1

28.11

44

СПП  с придаточными времени.

1

29.11

45

СПП  с придаточными условными.

1

02.12

46

СПП  с придаточными причины.

1

03.12

47

СПП  с придаточными цели.

1

05.12

48

СПП  с придаточными сравнительными.

1

06.12

49

СПП  с придаточными уступительными.

1

09.12

50-51

СПП  с придаточными следствия и придаточными присоединительными.

2

10.12

12.11

52-53

Практикум «Виды сложноподчиненного предложения»

2

13.12

16.12

54-55

Повторение «Виды сложноподчиненного предложения»

2

17.12

19.12

56-57

Контрольная работа «Виды придаточных предложений»

Анализ контрольной работы

2

20.12

23.12

58-61

СПП  с несколькими придаточными. Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

4

24.12

26.12

27.12

13.01

62,63,

64

Подготовка к ОГЭ. Решение подобных задач демоверсии

3

14.01

16.01

17.01

65,66

Р/р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

2

20.01

21.01

67

Р/р. Деловые бумаги.

1

23.01

Бессоюзные сложные предложения. 24 ч.

68-69

Бессоюзные сложные предложения

2

24.01

27.01

70-71

БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.

2

28.01

30.01

72-73

Двоеточие в БСП.

2

31.01

03.02

74-75

Тире в БСП.

2

04.02

06.02

76-77

Подготовка к ОГЭ. Диалог. Монолог

2

07.02

10.02

78-79

Подготовка к сочинению на этическую тему

Написание сочинения на этическую тему

2

11.02

13.02

80-81

Р/р. Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

2

14.02

17.02

82-86

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

5

18.02

20.02

21.02

25.02

27.02

87-88

Подготовка к ОГЭ. Словосочетание. Простое предложение

2

28.02

02.03

89

Подготовка к контрольной работе (диктант с грамматическим заданием) по теме «Сложное предложение».

1

03.03

90-91

Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием.

Анализ контрольного диктанта

2

05.03

06.03

Общие сведения о языке. 5 ч.

92

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

1

10.03

93-94

Русский литературный язык и его стиль.

2

12.03

13.03

95-96

Изложение с элементами сочинения «Доброта»

2

16.03

17.03

Повторение. 40 ч.

97-98

Контрольный тест в форме ОГЭ

2

19.03

20.03

99

Анализ теста

1

31.04

100-103

Повторение. Фонетика. Графика. Орфография.

4

02.04

03.04

06.04

07.04

104-105

Повторение.

Лексика. Фразеология. Орфография.

2

09.04

10.04

106-107

Повторение.  

Состав слова и словообразование. Орфография.

2

13.04

14.04

108-110

Повторение. Морфология. Именные части речи.

3

16.04

17.04

20.04

111-112

Повторение. Морфология. Глагол. Орфография.

2

21.04

23.04

113-114

Повторение. Морфология. Причастие. Деепричастие.

2

24.04

27.04

115-116

Повторение. Морфология. Наречие. Категория состояния.

2

28.04

30.04

117-118

Повторение. Служебные части речи.

2

04.05

05.05

119-120

Подготовка к ОГЭ.  Р/р. Сжатое изложение «Война»

2

07.05

08.05

121

Анализ изложения

1

12.05

122-123

Повторение.

Синтаксис. Словосочетания и предложения. Пунктуация.

2

14.05

15.05

124

Употребление знаков препинания.

1

18.05

125-126

Подготовка к ОГЭ. Р/р Сочинение-рассуждение на этическую тему

2

19.05

21.05

127

Анализ сочинения

1

22.05

128-136

Резервные часы