Технологическая карта урока литературы в 11 классе

Легинь Галина Анатольевна

УМК: Литература 11  класс. Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И., Карпов А.С. и др.

Учебный предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока:  «А.Ахматова «Реквием»

Педагогическая технология:  технология проблемно-диалогического обучения

Цель урока: пробудить у учащихся интерес к изучению поэмы

Задачи урока: помочь старшеклассникам осознать масштабность трагедии; способствовать формированию чувства патриотизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_11.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока литературы в 11  классе

Учитель: Легинь Галина Анатольевна

 Класс: 11

УМК: Литература 11  класс. Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И., Карпов А.С. и др.

Учебный предмет: литература

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока:  «А.Ахматова «Реквием»

Педагогическая технология:  технология проблемно-диалогического обучения

Цель урока: пробудить у учащихся интерес к изучению поэмы

Задачи урока: помочь старшеклассникам осознать масштабность трагедии; способствовать формированию чувства патриотизма

Формируемые УУД:  Личностные

  • формирование интереса к предстоящей деятельности

Метапредметные

Познавательные

  • умение распознавать текст по его характерным признакам;
  • умение осуществлять анализ, синтез целого из частей;
  • умение правильно использовать терминологию.

             Регулятивные

  • чёткое понимание учебной задачи;
  • формулирование темы и цели урока;
  • оценивание своей деятельност

            Коммуникативные:

  • формирование своих мыслей в устной форме;
  • взаимодействие в группе;
  • умение приходить к общему в совместной групповой деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог

        Предметные

  • умение понимать поэтический текст;
  • умение видеть за внешней простотой его глубину

                Технологическая карта урока литературы в 11 классе          

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Мотивация к деятельности

Формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность

Учитель приветствует класс. С целью создания эмоционального настроя на урок и  погружения обучающихся  в эпоху тоталитарного правления Сталина зажигаем свечу перед иконой  «Иисус прощается со своей матерью»

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, выражают готовность включиться в деятельность. Мысленно переносятся в годы массовых репрессий, в годы  «ежовщины»  

Личностные : формирование положительного настроя на предстоящее занятие. Коммуникативные: 

тесное взаимодействие с учителем.

Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения учебного материала.

Актуализация и пробное учебное действие

Подготовка мышления учащихся и организация осознания имивнутренней потребностик построению нового способа действий

Предлагает

обучающимся прослушать

фрагмент музыкальной записи и ответить на вопросы:

- Чья это музыка?

- Как называется это музыкальное произведение?

- Почему поэма носит такое название?

Выражают удивление,  работают со словарями, выдвигают различные гипотезы

Познавательные: анализ предложенных объектов с целью выявления общих признаков.

Коммуникативные:

Выстраивание  свей  работы,  умение чётко и ясно выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений  ( почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

Создаёт проблемную ситуацию(стадия выбора):

- Какая же связь может существовать между похоронной мессой  и текстом поэмы?

 Обучающие ся формулируют  тему и проблему урока

Личностные:  выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом.

Познавательные: формулирование темы и проблемы без посторонней помощи. Регулятивные: определение целей. Коммуникативные:

умение ставить вопросы

Выявление места и причины затруднения

Постановка целей учебной деятельности

Нацеливает обучающихся на решение проблемной ситуации. Предлагает  им  сформулировать цель урока. После обсуждения и прихода к единому мнению цель прописывает-ся на доске

Неожиданное препятствие в начале урока подвело  к осмыслению проблемы. Обучающиеся демонстрируют имеющиеся у них  различные варианты, обосновывая свою точку зрения

Личностные: компетентная оценка уровня своей  успешности. Предметные:

умение отличать текст от набора предложений, знание основных его признаков.

Познавательные: умение анализировать предложенный текст.

Регулятивные: упорядочение своих действий в соответствии с логикой мышления. Коммуникативные: демонстрация плодотворного учебного сотрудничества  при работе в группах

Применение общего способа действия

Сформулировать алгоритм действия, отработать его на практике

Учитель даёт каждой рабочей группе конкретное задание:

-Отобрать из биографии поэтессы те факты, которые легли в основу поэмы;

-Нанести на контур Страны Советов 30- 40 годов упоминаемые в тексте названия городов, рек…;

-Подготовить заочную экскурсию по Ленинграду Ахматовой;

-Обозначить временные рамки описываемых событий;

-Подготовить сообщение об истории создания поэмы;

- Находя  в тексте строчки-доказательства, отследить в поэме  библейские мотивы, «мотивы  молчания» и «мотивы плача»;

-Выявить своеобразие темы «Памятника»

Учащиеся приходят к выводу о том, что здесь Ахматова предстаёт совершенно иной, что  пространство социального зла безгранично,  что история создания произведения сама по себе  уникальна,  что видна прямая параллель между образом Богоматери и судьбой героини.

Читают отрывки из поэмы под музыку «Реквиема»

Предметные:

умение находить в  предложенных каждой группе  текстах тему, основную мысль, ключевые слова; восстанавливать деформированный текст. Познавательные: формулировка алгоритма действия, фиксация полученных знаний в виде таблицы. Регулятивные: совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки.  

Коммуникативные: умение слушать и слышать своего партнёра, признавать свои ошибки

Контроль на этапе окончания темы

Проверка результата

Учитель предлагает учащимся диагностическую работу в форме теста по изучаемой теме. Организует рефлексию учащихся

Индивидуальное выполнение заданий теста. Рефлексия.

Личностные:  осознание связи между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные: умение реально оценить степень своей результативности на уроке, видеть достижения и просчёты; осуществление самоконтроля совместно с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова.

Домашнее задание (индивиду-

альное)

Проследить многоголосье в поэме, проанализировав  звучащие в поэме голоса:

голос матери, голос поэта, голос историка

Записывают домашнее задание в дневник, выстраивают композицию будущей работы