Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД |
Мотивация к деятельности | Формирование эмоционального настроя на урок. Включение учащихся в учебную деятельность | Учитель приветствует класс. С целью создания эмоционального настроя на урок и погружения обучающихся в эпоху тоталитарного правления Сталина зажигаем свечу перед иконой «Иисус прощается со своей матерью» | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, выражают готовность включиться в деятельность. Мысленно переносятся в годы массовых репрессий, в годы «ежовщины» | Личностные : формирование положительного настроя на предстоящее занятие. Коммуникативные: тесное взаимодействие с учителем. Регулятивные: прогнозирование уровня усвоения учебного материала. |
Актуализация и пробное учебное действие | Подготовка мышления учащихся и организация осознания имивнутренней потребностик построению нового способа действий | Предлагает обучающимся прослушать фрагмент музыкальной записи и ответить на вопросы: - Чья это музыка? - Как называется это музыкальное произведение? - Почему поэма носит такое название? | Выражают удивление, работают со словарями, выдвигают различные гипотезы | Познавательные: анализ предложенных объектов с целью выявления общих признаков. Коммуникативные: Выстраивание свей работы, умение чётко и ясно выражать свои мысли. |
Постановка учебной задачи | Обсуждение затруднений ( почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). | Создаёт проблемную ситуацию(стадия выбора): - Какая же связь может существовать между похоронной мессой и текстом поэмы? | Обучающие ся формулируют тему и проблему урока | Личностные: выявление тесной связи между целью учебной деятельности и присущим ей мотивом. Познавательные: формулирование темы и проблемы без посторонней помощи. Регулятивные: определение целей. Коммуникативные: умение ставить вопросы |
Выявление места и причины затруднения | Постановка целей учебной деятельности | Нацеливает обучающихся на решение проблемной ситуации. Предлагает им сформулировать цель урока. После обсуждения и прихода к единому мнению цель прописывает-ся на доске | Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. Обучающиеся демонстрируют имеющиеся у них различные варианты, обосновывая свою точку зрения | Личностные: компетентная оценка уровня своей успешности. Предметные: умение отличать текст от набора предложений, знание основных его признаков. Познавательные: умение анализировать предложенный текст. Регулятивные: упорядочение своих действий в соответствии с логикой мышления. Коммуникативные: демонстрация плодотворного учебного сотрудничества при работе в группах |
Применение общего способа действия | Сформулировать алгоритм действия, отработать его на практике | Учитель даёт каждой рабочей группе конкретное задание: -Отобрать из биографии поэтессы те факты, которые легли в основу поэмы; -Нанести на контур Страны Советов 30- 40 годов упоминаемые в тексте названия городов, рек…; -Подготовить заочную экскурсию по Ленинграду Ахматовой; -Обозначить временные рамки описываемых событий; -Подготовить сообщение об истории создания поэмы; - Находя в тексте строчки-доказательства, отследить в поэме библейские мотивы, «мотивы молчания» и «мотивы плача»; -Выявить своеобразие темы «Памятника» | Учащиеся приходят к выводу о том, что здесь Ахматова предстаёт совершенно иной, что пространство социального зла безгранично, что история создания произведения сама по себе уникальна, что видна прямая параллель между образом Богоматери и судьбой героини. Читают отрывки из поэмы под музыку «Реквиема» | Предметные: умение находить в предложенных каждой группе текстах тему, основную мысль, ключевые слова; восстанавливать деформированный текст. Познавательные: формулировка алгоритма действия, фиксация полученных знаний в виде таблицы. Регулятивные: совершенствование навыков самопроверки и взаимопроверки. Коммуникативные: умение слушать и слышать своего партнёра, признавать свои ошибки |
Контроль на этапе окончания темы | Проверка результата | Учитель предлагает учащимся диагностическую работу в форме теста по изучаемой теме. Организует рефлексию учащихся | Индивидуальное выполнение заданий теста. Рефлексия. | Личностные: осознание связи между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: умение реально оценить степень своей результативности на уроке, видеть достижения и просчёты; осуществление самоконтроля совместно с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: умение чётко и связно облекать рождающиеся в голове мысли в слова. |
Домашнее задание (индивиду- альное) |
| Проследить многоголосье в поэме, проанализировав звучащие в поэме голоса: голос матери, голос поэта, голос историка | Записывают домашнее задание в дневник, выстраивают композицию будущей работы |
|