Системно - деятельностный подход
Системно - деятельностный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sdp.docx | 74.83 КБ |
sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая работа, посвящённая системно-деятельностному подходу. В разработке представлены: теоретическая часть, сравнение урока в режиме деятельностного подхода и традиционного урока по ряду элементов, перечень активных приёмов, видов и форм учебных заданий с примерами.
Системно - деятельностный подход в преподавании истории и обществознания.
Слайд
«Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»
(Александр Пятигорский, всемирно известный русский философ)
«Великая цель образования это не знания, а действия» Г.Спенсер.
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
- анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
- отличаться мобильностью;
- быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения).
В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Слайд
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где методологической основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.
Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад.
Слайд
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог-демократ XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.
Слайд
Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.
Слайд
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.
Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?
Слайд
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Слайд
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?
На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся?
УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.
Виды УУД:
1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;
2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;
3) познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.
Термин универсальные учебные действия - главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении.
На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы.
Ключевые изменения в ФГОС-2:
1) «Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».
2) Объектами итогового контроля и аттестации являются:
-личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;
-метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);
-предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).
Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.
Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации учебного процесса, новой системы взаимодействия учителя и ученика, метода работы, который реализует поставленные цели. Таковым, на мой взгляд, является деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания».
В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:
- деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
- деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.
Слайд
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат. Современные ученые выделяют следующие взаимосвязанные между собой структурные элементы деятельности как системы дидактических принципов:
Слайд
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Слайд
Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:
Элементы сравнения | Традиционный урок | Урок в режиме деятельностного подхода |
Формулирование темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Постановка целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание | Учитель оценивает работу на уроке | Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока - основной формы организации обучения. С помощью каких технологий реализовать деятельностный подход на уроке?
Слайд
Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:
Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
Технология, основанная на реализации проектной деятельности
Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
Технология деятельностного метода.
Реализация СДП обучения опирается на методы:
- активные;
- интерактивные;
- исследовательские;
- проектные.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Слайд
| Этапы урока | Организующая роль учителя |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). |
2 | Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. |
5 | Реализация построенного проекта | Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
9 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. |
В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя.
Каждый раз мы, учителя, составляя план очередного урока, задаем себе одни и те же вопросы:
1. как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
2. какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть;
3. какие методы и средства обучения выбрать;
4. как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;
5. как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний, умений и навыков.
Слайд
Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения.
Остановлюсь на некоторых из них.
Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке можно использовать:
- положительный настрой
- девиз, эпиграф
- знакомство с планом урока
- притчу
- проблемный вопрос
Например: урок обществознания в 11классе по теме
«Государство в политической деятельности»
В начале урока предлагаю учащимся прослушать 4 высказывания, относящиеся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание не произношу слово «государство», а заменяет его на слово «это».
1. Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».
2. Бенедикт Спиноза справедливо заметил: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу».
3. В. И. Ленин утверждал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».
4. Французский король Людовик XIV, обращаясь к депутатам парламента, заявил: «Вы думаете, господа, что государство – это вы? Ошибаетесь, государство – это я!»
Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.
Слайд
На этапе целеполагания, актуализации:
Постановка целей и задач урока выражается в дидактических категориях «знать», «уметь»,
Приемы, используемые на стадии вызова:
Текст с ошибками
Технология «Ассоциативный ряд»
Синквейн
«Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Верные и неверные утверждения
Пример 9 класс обществознание тема: Преступление.
Текст с ошибками (дается в начале урока и после изучения темы)
На основании статей 87,88 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 16 лет, но не исполнилось 20 лет. К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, предусматривается одно уголовно-правовое воздействие – назначение наказания. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) исполнительные работы; в) ограничение досуга; г) арест; д) пожизненное заключение.
Самой строгой мерой наказания для несовершеннолетних является смертная казнь. Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетний возраст является отягчающим вину обстоятельством. В случае систематического исполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера отменяется и материалы направляются в суд для привлечения к уголовной ответственности.
Технология «Ассоциативный ряд».
Ассоциативный ряд начинается с ключевого слова темы, записанного на доске. Учащимся предлагается записать (назвать) или поделиться с соседом ассоциациями и выбрать наиболее «удачные». В результате на доске появляется либо структурно-логическая схема, либо таблица, позволяющая классифицировать ассоциации учащихся…
Синквейн.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У)
З – знаем, Х – хотим узнать, У – узнаем
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.
Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности.
Слайд
Этап формирования и закрепления полученного опыта
На этапах формирования и закрепления полученного опыта деятельность ученика не должна сводиться к запоминанию и воспроизведению информации, сообщаемой учителем, так как при этом мало развиваются способности и умения учащихся, такие как:
-умения видеть проблемы,
-ставить вопросы,
-анализировать и сопоставлять факты,
-выделять элементы целого и творческое мышление.
Я стараюсь использовать частично-поисковые, проблемные методы, которые позволяют обучать.
Организация работы с текстом.
Формы:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2. Комментированное чтение текста.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
10. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
11. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
12. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
13. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
14. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
15. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само-и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
16. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Технология критического мышления
Метод Инсерт (insert)
I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал;
N – noting: системная разметка «+» – новое;
S – system: для эффективного «–« – думал иначе;
E – effective: чтение и размышление «?» – требует разъяснения.
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
«v» если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
«–« если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
«+» если то, что вы читаете, является для вас новым;
«?» если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Приемы «Пометки на полях», «Плюс и минус»
Цель этого приема – показать неоднозначность любого общественного и исторического явления, например: Найти отрицательное и положительное в реформах Н.С.Хрущева.
«Три предложения» (передать содержание 3-я предложениями)
Прием «Лекция со стопами»
Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Сюжетная таблица.
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
Кто? | Что? | Когда? | Где? | Почему? |
Таблица “Толстые и тонкие вопросы”
Для успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие”), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые”).
“тонкие” | “толстые” |
Кто… Что… Когда… | Дайте объяснение, почему… Почему вы думаете… В чём разница… |
Дерево предсказаний
Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “листочки” - прогнозы, “веточки” - аргументы.
Перепутанные цепочки
- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные.
- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
Прием «Фишбоун» (рыбный скелет)
Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Раскроем этот приём на примере темы “Первый властелин единого Китая” В “голове” помещается название события – объединение Китая, а в хвосте другое - восстание народа. Перед учениками ставится вопрос: “Что могло произойти между двумя этими событиями? Как могло получиться, что такое хорошее начало могло привести к таким неприятным событиям?” Ребята выдвигают предположения, и все они мною записываются на доске. Набирается разнообразие причин и появляется повод узнать настоящие причины. Для этого ребята работают с текстом учебника, на каждую группу дается отдельный пункт. Ребята читают, используя прием инсерт – чтение с пометками (V – подтвердилось, + – новое). После завершения чтения группы отчитываются в проделанной работе, и в “фишбоуне” в верхней части пририсовывается столько ребрышек, сколько всего промежуточных событий было обнаружено: строительство Великой китайской стены, сбор средств и т. д. В нижней части “фишбоуна” записываем причины, которые привели к записанным событиям. Каждому событию соответствуют свои причины или причина, поэтому количество ребрышек снизу и сверху может не совпадать. В итоге получается схема развития Китая, она может служить опорой для рассказа содержания темы. Таким образом, благодаря “фишбоуну” можно получить опорный конспект, научиться выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Перекрёстная дискуссия |
Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов. Вопрос - проблема?
Алгоритм работы таков: Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику. Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии. Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы: Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения. |
Двухчастный дневник
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.
Цитата | Комментарии |
|
|
Трёхчастный дневник
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? | Вопросы к учителю |
|
|
|
Двойной дневник
вопросы | точка зрения автора | моя точка зрения |
Концептуальная таблица
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. |
| Категория | Категория | Категория | Категория |
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
|
|
|
Персоналии |
|
|
Подготовка творческих работ: коллаж, рисунок, плакат.
Исследовательские методы: работа над проектом, социологический опрос, исследование.
Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени.
В 6 классе по истории средних веков учащиеся подготовили информационный проекте по теме: "Столетняя война и влияние ее итогов на политическое развитие Англии и Франции", учащиеся сами исследовали разные причины войны двух стран и сделали умозаключение об одинаковых политических последствиях для Англии и Франции в XVв. то есть в результате Столетней войны в этих странах складывались централизованные государства с абсолютной монархии.
Практико-ориентированный проект 6 класс по теме «Человек, общество, природа». Это были презентации, плакаты, правила экологического поведения школьников.
Шесть шляп мышления
- Белая шляпа: Подробная и необходимая информация. Только факты.
- Желтая шляпа: Символическое отражение оптимизма. Исследование возможных выгод и положительных сторон.
- Черная шляпа: Предостерегает и заставляет думать критически. Что может случиться плохого или пойдет не так. Но не злоупотребляйте ею.
- Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. И не пытайтесь их объяснить.
- Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях. Это возможность выразить новые понятия и концепции и использовать здесь латеральное мышление.
- Синяя шляпа: позиция «размышления», говорят о сущности , о том, с чем связано.
Работа в группах с использованием приема «Шляпы мышления».
Пример урок обществознания 6 класс «Человек, общество, природа»
Цель: - развитие умения формулировать и грамотно аргументировать свою позицию.
Класс делится на группы.
- Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя выбирают «шляпу мышления», то есть позицию, которую они будут представлять.
Виды предлагаемых «шляп мышления»:
1. Белая шляпа — нейтральная позиция: учащиеся анализируют предложенный текст, извлекают из него новую для себя информацию.
2. Черная шляпа позиция «против»: анализируя текст, учащиеся обращают особое внимание на слабые стороны позиции автора, выявляют ошибки и противоречия в тексте, формируют аргументы, опровергающие выводы, предложенные в источнике( критика по отношению к деятельности человека).
З. Желтая шляпа — позиция «за»: учащиеся защищают позицию автора документа, выявляют потенциал, заложенный в источнике (внимание на положительную деятельность человека).
4. Синяя шляпа — размышление: учащиеся пытаются выявить сущность исследуемого явления, сопоставить его с другими событиями, установить причинно-следственные связи, определить тенденции (находят информацию, показывающую значение человеческого разума).
5. Красная шляпа — эмоции: учащиеся вырабатывают позицию относительно изучаемого явления или точки зрения автора текста.
6. Зеленая шляпа творческий поиск: учащиеся пытаются использовать полученную новую информацию в иных условиях, прогнозируют дальнейшее возможное развитие событий, пытаются выявить влияние изучаемого явления на исторический процесс (предложения по изменению ситуации).
- Учащиеся анализируют предложенный текст, обсуждают его в группах, вырабатывают аргументы в защиту избранной позиции.
- Спикер группы докладывает о результатах проведенной работы.
- Учащиеся обсуждают выдвинутые в защиту позиции аргументы.
Пример. Тема «Коллективизация крестьянства» 11 класс
1 группа — «Белая шляпа» - учащиеся докладывают о ходе коллективизации в СССР;
2 группа — «Черная шляпа» - учащиеся критикуют политику коллективизации;
З группа — «Желтая шляпа» - школьники выдвигают аргументы в пользу необходимости проведения коллективизации;
4 группа — «Красная шляпа» - учащиеся дают нравственную оценку тем методам, с помощью которых проводилась коллективизация;
5 группа «Синяя шляпа» - учащиеся выявляют причины и истоки политики коллективизации в СССР;
6. группа — «Зеленая шляпа» - учащиеся составляют прогноз дальнейшего развития Советского Союза после проведения коллективизации.
Кейс – технологии
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию.
В последнее время постепенно начинают входить в школьную практику кейс – технологии, которые представляет собой обучение посредством создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Образовательный потенциал данного метода в том, что он:
- Позволяет иллюстрировать теоретические знания на материале реальных событий
- Стимулирует познавательную активность обучающихся
- Способствует развитию необходимых компетенций (умение работать с источниками, искать альтернативы в решении проблем и т.п.)
- Способствует развитию различных практических навыков
- Актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы
Пример. Тема «Права несовершеннолетних по трудовому законодательству»
9 класс.
Задание: «Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:
- 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
- ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;
- испытательный срок при приеме на работу — З месяца.
Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?»
Работа учащихся в группах со статьями «Трудового кодекса»
1гр. Изучает ст.91-95
2гр. ст. 63, 66, 92.
3гр. ст.70, 265-269.
Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:
«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»
Вопросы:
какое право нарушено?
Кем нарушено?
На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?
Что нужно сделать для его восстановления?
Кто обязан это сделать?
Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании»
Разбивка на кластеры
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, экскурсии – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Результаты реализции деятельностного подхода:
-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
-учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
-вырабатываются навыки критического анализа текста;
- создается ситуации успеха для каждого школьника;
-актуализируется мыслительной деятельности школьников.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
ДОПОЛНЕНИЕ:
“Дебаты”
Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках знания отказываться от шаблонов. Для успешной полемики школьникам необходимо владеть большим объемом информации, находить необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того, игровая, соревновательная форма проведения “Дебатов” позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.
Походу работы ребята должны доказывать какую-либо точку зрения вне зависимости от своих личных убеждений. С одной стороны, это помогает учащимся воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое утверждение, даже то, с которым они не согласны, что может привести к разрушению убеждений и нравственных установок личности. Чтобы избежать подобного результата. Существуют определенные ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с религиозными, национальными и политическими убеждениями. Более сложным моментом является сохранение командного духа, недопущение такой ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока.
Этапы работы.
1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме.
2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями.
3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме.
4. Построение линии аргументации, доказательной базы.
5. Построение линии опровержения.
6. Ознакомление с правилами этикета полемики.
- Быть честным, используя ту или иную информацию.
- Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.
- Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.
- Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной технологии в учебной и воспитательной целях.
Игры на уроке
В среднем звене – в 5-9 классах успешно применяю различные виды игр. Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста).
Игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге.
Игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть". Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее".
Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
лабораторные занятия;
групповые, фронтальные семинары;
конференции;
участие в проектах.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Компоненты овладения знаниями при системно-деятельностном подходе:
1. Восприятие информации
2. Анализ полученной информации
3. Запоминание (создание образа)
4. Самооценка.
5. Этапы познавательной деятельности
- этап мотивационно-ориентировочный;
- этап уяснения знаний;
- этап отработки умений (навыков);
- этап контроля
Современные технологии
- проектное обучение
- проблемное обучение
- коллективная система обучения
- дифференцированное обучение
- развитие критического мышления
- модульное обучение
- игровая деятельность
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем
Средство - открытие знаний вместе с детьми
Действие учителя
Действие ученика
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.
1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организует самостоятельное выполнение учащимися заданий, организует самопроверку уч-ся своих решений.
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.
4 этап: применение полученных ЗУН на практике.
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.
5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
«Карты прошлого и настоящего».
За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Исторические задачи
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: «Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».
-Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта?
Работа над понятийным рядом
Эта работа включает разные этапы:
- узнавание термина
- определение его и толкование смысла
- раскрытие содержания и объема понятия
- установление связей понятия с другими и т.д.
Работа с понятийным рядом, формы работы:
- исключить лишнее понятие из ряда
- определить по понятиям тему
- установить соответствие между понятиями
- определить сходство и различие
- расположить в индуктивном порядке
- расположить в дедуктивном порядке
- расположить понятия в схеме так, чтобы увидеть взаимосвязь
Пиктограммы
Гиялире (религия)
Кусстиво (искусство)
Восстанови изображение
Собери текст из фрагментов
Список источников
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.
Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:http://festival.1september.
Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М., 2006
Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход
в обучении - методологическая основа ФГОС
1.1.Понятие системно- деятельностного подхода
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической работы по реализации системно – деятельностного подхода.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он:
- ставит цели;
- решает задачи;
- отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.
1.2.Принципы системно- деятельностного подхода
Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности.
На уроках должны быть применяться следующие виды заданий:
Задания, требующие | ||||
Мнемонического воспроизведения | Извлечения и описания информации | Структурирование и переработки информации | Осмысления, оценки и интерпретации информации | Творческого применения информации |
Дайте определение Сформулируйте Перескажите Сделайте по образцу | Опишите процесс явления Перечислите факторы Дайте характеристику Понаблюдайте | Составьте план, конспект Выполните Подготовьте доклад, сообщение Напишите эссе, изложения Укажите главное Озаглавьте Подготовьте аннотация Заполните таблицу | Проанализируйте Укажите сходство и различия Сопоставьте Сравните Найдите закономерности Оцените Приведите примеры Объясните Докажите Обоснуйте | Выскажите своё мнение Предложите способ решения проблемы Задайте вопрос Исследуйте Придумайте Предложите |
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. . Результатами освоения основной образовательной программы являются:
Предметные результаты - освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира;
Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества.
Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.
Новый результат формулируется в виде конкретных задач:
1. Зачем учить? (ЦЕЛЬ)
2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ)
3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)
Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения
Меняется и представление об уроке.
Организация деятельности учеников на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные, исследовательские, проектные
Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. Напомню типология уроков А.К. Дусавицкого.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
1. Урок постановки учебной задачи.
2. Урок решения учебной задачи.
3. Урок моделирования и преобразования модели.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
5. Урок контроля и оценки.
1.3.Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Приемы.
1.Работа над понятийным рядом
Эта работа включает разные этапы:
- узнавание термина
- определение его и толкование смысла
- раскрытие содержания и объема понятия
- установление связей понятия с другими и т.д.
Работа с понятийным рядом :
1. исключить лишнее понятие из ряда
2. определить по понятиям тему
3. установить соответствие между понятиям
4. определить сходство и различие
5. расположить в индуктивном порядке
6. расположить в дедуктивном порядке
7. расположить понятия в схеме так, чтобы увидеть взаимосвязь
2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
- 3. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
- Исторические задачи
Геродот, характеризуя систему орошения в Ассирии, писал: « Земля ассирийцев орошается дождём мало. Дождевой воды достаточно только для начального питания корней хлебных растений; вырастает же посев и созревает хлеб при помощи орошения из реки. Река эта не разливается, впрочем, по полям, как в Египте; орошают землю здесь руками и с помощью насосов».
-Что нового вы узнали из отрывка о природе и хозяйстве Ассирии? Чем отличались природные условия Ассирии от Южного Междуречья и Египта
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Образовательная цель:коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Приемы.
- Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
- Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
- Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Приемы.
- Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
- Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
- «Карты прошлого и настоящего». За основу берётся один из путей военных походов или маршрутов путешествий какого-либо исторического деятеля (военные походы Александра Македонского, Наполеона, Юлия Гая Цезаря, Александра Суворова; маршруты Колумба, Васко - да - Гама, Афанасия Никитина). На уроке ребята отмечают его на контурной карте. Дома нужно будет показать этот же путь, но с современными названиями географических пунктов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель:формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
- Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку. Одно из заданий ЕГЭ как раз и требует подобных знаний и умений
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач:
- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;
- конструирование (отбор) содержания образования;
- совершенствование форм и методов обучения;
Вывод :
- Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете.
- Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.