Отчеты логопедической службы

Копысова Анастасия Валерьевна

Содержит ежегодные отчеты о работе логопедической службы образовательной организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ деятельности логопедической службы МБОУ СОШ №5 за 2023-2024 учебный год.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителей-логопедов осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителей-логопедов (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, детей-инвалидов, обучающихся в образовательной организации. В этом учебном году коррекционно-развивающая работа с обучающими с ОВЗ, инвалидами и обучающимися имеющими трудности в обучении и речевом развитии проводилась тремя специалистами.

Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось первичное и углубленное обследование всех обучающихся первых классов, детей с ОВЗ и вновь прибывших обучающихся, а также, проведено обследование письменной речи обучающихся 2-4 классов. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики в воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось с 1-15 сентября 2023, с 15-17 января 2024 года (письменная речь у первоклассников) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая 2024г.) обследование письменной речи обучающихся 1 и 4 классов, а также обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, при переходе с одного уровня образования на другой.

Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том, на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия, промежуточное обследование письменной речи первоклассников с целью выявления трудностей в формировании навыков письма (). Обследование показало: сформированность письменной речи у обучающихся 1 классов, выявлены обучающиеся с трудностями усвоения программы. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы.

Результаты обследования обучающихся.

В период с г. - и - #1075;. было проведено логопедическое обследование детей со статусом ОВЗ и инвалидностью, их количество составило – 33 обучающихся, из них на ТПМПК было обследовано и оформлено логопедическое представление на 30 обучающихся 1-9 классов.

В период с #1075;. – #1075;. обследовано - 125 первоклассников в возрасте 6 -7 лет. Обследование проводилось по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой и другой диагностический материал (карточки, предметные картинки и т.д.). По итогам обследования обучающихся (47 обучающихся) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 62,4% детей (78 обучающихся) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.

Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.

Класс

Кол-во учащихся (обследовано)

Нормальное речевое развитие

Недостатки устной речи

Зачислено/ (отправлено на ТПМПК (в течение учебного года)

31

11

20

2 (с заключением)

1 Б

28

7

21

3(с заключением)

1 В

26

6

20

-

1 К

25

8

17

1 (решением шППк)

На коррекционные занятия (на основании заключений ТПМПК) зачислены дети с ОВЗ, у которых нарушение речи затрудняет усвоение общеобразовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью составило – 43 человек, а решением школьного ПП консилиума на занятия зачислено – 2 обучающихся (Баженов Кирилл, Ушаков Богдан).

Родителям/законным представителям первоклассников, нуждающихся в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, учителю-дефектологу и посетить с ребенком узких специалистов поликлиники (невролога, отоларинголога, окулиста).

Родителям обучающихся, имеющих трудности в обучении и не усвоивших образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения.

В течение учебного года проводилось обследование обучающихся с ОВЗ, у которых истекали сроки рекомендаций ТПМПК, обследование по обращению родителей и педагогов, а также обследованы вновь выявленные обучающиеся (с трудностями в обучении и нуждающиеся в помощи специалистов), оформлена вся необходимая документация (Донец Я., Донец Василиса, Натфулина А., Мухин Д., Висимбаева С., Винокурова В., Кузьмин И., Шиханов А., Михуля Я., Поддубоцкий Р., Мельников Р.,Ахмедов П., Строев Р., Гилязетдинов Д., Попов А., Рустамова С., Пашкова К.). На логопедические занятия были зачислены обучающиеся:

1

Тиньгаев В.

13

Мухин Д

25

Висимбаева С.

37

Назарова Х.

2

Дюйсенбиев М.

14

Мельников Р.

26

Висимбаева А.

38

Рустамова С.

3

Цыканов К.

15

Шихмагомедов Р.

27

Винокурова В.

39

Пригаро С.

4

Атаев А.

16

Петров А.

28

Кузьмин И.

40

Мещеряков М.

5

Панченко И.

17

Поддубоцкий Р.

29

Джанмурзаева А.

41

Мирзоев А.

6

Никонова К.

18

Туркова А.

30

Кунакасова Д.

42

Разнован К.

7

Заболотов К.

19

Строев Р.

31

Михуля Я.

43

Пашкова К.

8

Солтанова А.

20

Курачев А.

32

Шиханов А.

44

Исакова М.

9

Брабец К.

21

Аскеров Б.

33

Баженов К.

45

Ушаков Б.

10

Соколова О.

22

Хомушку А.

34

Ханахметов А.

11

Трубина В.

23

Абдулгалимов Н.

35

Василюк С.

12

Скуфин Е.

24

Усманова А.

36

Шабунин О.

С – поведен мониторинг устной и письменной речи обучающихся зачисленных на логопедические занятия, диагностика письменной речи обучающихся 1-х кл.

По результатам мониторинга, проведенного в конце учебного года, можно отследить динамику обучающихся, с которой можно углублённо ознакомиться на индивидуальной консультации с учителем-логопедом (внутренняя документация). Ниже приведена общая краткая таблица результативности.

Положитель-ная динамика

Незначительная динамика

Отрица-тельная динамика

Отследить не удалось (пропуск занятий по неуважительной причине)

26

14

Курачев А., Строев Р., Тиньгаев В. Хомушку А. Баженов К., Поддубоцкий Р., Скуфин Е., Пригаро С., Шихмагомедов Р, Винокурова В., Джанмурзаева А., Шиханов А., Михуля Я., Туркова А.

2

Мухин Д.

Атаев А.

3

Мирзоев А.,

Петров А., Абдулгалимов Н.,

В течение учебного года выбыло:

Выбыли в другие школы/города

Отчислены/снят статус ОВЗ по заключению ТПМПК

Отказ родителей

-

-

Мазий Арсений;

Волошин М., Майданюк В.

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей. В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. По результатам логопедического обследования были сформированы нозологические подгруппы по от 3-5 обучающихся. В течение учебного года проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (не менее 2 занятий в неделю - индивидуальных, 2 занятий - подгрупповых). Занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую подгруппу и расписания занятий (в логопедическом кабинете).

Коррекционная работа включала в себя различные индивидуальные этапы развития каждого обучающегося, с обязательной связью с рекомендациями ТПМПК:

1. Развитие устной речи: коррекция звукопроизношения; развитие фонематических процессов;

коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи; обогащение словаря; формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

#1056;азвитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

#1047;доровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно-временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Для белее успешного проведения коррекционных занятий, повышения интереса к логопедическим занятиям, логопеды приобрели (по своей инициативе) годовую подписку на сайте «Мерсибо», (Интерактивные игры и пособия для детских специалистов), «Дефектологияпроф», тренажёры по русскому языку к Учебникам Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е., нейроскакалка.

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ (программа как часть АООП для детей с ТНР, УО, ЗПР, с нарушениями слуха);

- работа в ППк по выявлению и оказанию помощи детям, испытывающими трудности в освоении отдельных предметов;

- консультирование родителей;

- работа по самообразованию: «Коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), Кагарлыцкая Т.Л.; «Загадки средство развития речи младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня», Копысова А.В.;

- внедрение в коррекционный процесс инновационных технологий: тренажер «Нейроскакалка», портал «Мерсибо»;

- ведение документации;

- учителя-логопеды принимали активное участие в интернет - конкурсах, проектах, вебинарах, медианарах, семинарах, мастер-классах, олимпиадах, посещали открытые занятия коллег и специалистов города «МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №4, а также повышали свой профессиональный уровень:

Непрерывность профессионального развития учителя (Курсовая подготовка)

ЛОБАНОВА Д.А. 1. Курсы «Проектирование образовательного маршрута и организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»- 72 ч (сертификат);

2. Практический курс «Коррекция звукопроизношения у детей» (сертиф.);

КОПЫСОВА А.В. 1) «Проектирование образовательного маршрута и органи-зация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;

2) «Основы психологического развития личности ребенка и его поведение в социальной среде»;

3) «Библиотека педагога: подбор развивающих игр, книг и методик для каждой возрастной группы»;

4) «Современный педагог: ценности традиций и новаций»;

5) «Исследовательская трансформация педагогического образования»

6) «Деятельность педагога по организации взаимодействия с родителями в рамках реализации Федеральной программы воспитания»

7) «Использование современных цифровых технологий в образовательной среде в условиях реализации ФОП: современные технологии обучения»

8) «Нормативно-правовая основа деятельности педагога в условиях реализации ФГОС и ФОП»;

9)обучение педагогов по программе предакселератора «Технолидеры будущего»

КАГАРЛЫЦКАЯ Т.Л. 1. Курсы повышения квалификации «Сурдопедагогика», удостоверение, 16,10,2023

2. КПК БУ ВО «Сургутский государственный университет» с г. по г. «Проектирование образовательного маршрута и организация дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», 72 часа

3. Курсы «Подготовка членов государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования_2024», удостоверение

Самообразование (участие в вебинарах, семинарах, конференциях и др.)

- Участие в региональном семинаре «Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха в образовательной организации» (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

Участник (сертификат) всероссийской конференции по актуальным вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся «Современные аспекты оказания психолого-педагогической помощи в системе образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», (Лобанова Д.А., Копысова А.В. Кагарлыцкая Т.Л.)

- II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка» (Кагарлыцкая Т.Л, Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

ЛОБАНОВА Д.А. Вебинар «Нейропсихологический подход у коррекции дисграфии и дислексии. Как развивать интеллект и здоровье детей?» (сертификат);

- II Всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребёнка»

КАГАРЛЫЦКАЯ Т.Л. Лекция «Роль отдельных структур мозга в формировании и развитии ВПФ. Третий блок»,

- Участник Общероссийской акции «Доступная среда. Тотальный тест». Сертификат,

КОПЫСОВА А. В. Участие в III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Логопедия: современный облик и контуры будущего».

- участие в ежегодной всероссийской практической конференции «Новые традиции в образовании: авторские методики в условиях стандартизации содержания дошкольного и начального общего образования».

Участие обучающихся в мероприятиях (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, фестивали и др.) по предмету и внеурочной деятельности)

- Городской фестиваль «Мы вместе» инклюзивного творчества для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, вокально-инструментальный ансамбль «Нотки» в номинации «Академический вокал» по направлению «Вокально-инструментальное творчество»- Джанмурзаева А., Кунакасова Д, Трубина В, Винокурова В., сценка «На привале». (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

- Окружной фестиваль художественного творчества лиц с ОВЗ «Я сердцем вижу мир» диплом за участие Тиньгаев В., Джанмурзаева А., Брабец К., Ханах-медов Н., руководители: (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

- Городской конкурс открыток «Весна – царица цветов» среди детей с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами (Копысова А.В., Лобанова Д.А.).

- Ежегодный школьный фестиваль для детей с ОВЗ «Я всё могу, когда мы вместе!». (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

КАГАРЛЫЦКАЯ Т.Л. Международная олимпиада проекта , «Русский язык 7 класс», Диплом призера III степени, Разнован Кристина;

- Международная олимпиада проекта , «Русский язык 6 класс», Диплом победителя I степени, Солтанова Амина:

Наличие достижений, обучающихся в мероприятиях по предмету и внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры, фестивали и др.)

Городской фестиваль «мы вместе» инклюзивного творчества для детей с ОВЗ, детей-инвалидов

- победители 1 место вокально-инструментального ансамбля «Нотки» в номина-ции «Академический вокал» по направлению «Вокально-инструментальное творчество», Джанмурзаева А., Кунакасова Д, Трубина В, Винокурова В.

- 2 место, сценка «На привале», в номинации «Актерское мастерство»

(Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

Городской конкурс открыток «весна – царица цветов» среди детей с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами

- 1 место Никонова Ксения, Шиханов А., Кунакасова Д. (Копысова А.В., Лобанова Д.А.,)

Окружной фестиваль художественного творчества лиц с ограниченными возможностями здоровья «я сердцем вижу мир»

- Диплом за участие Тиньгаев В., Джанмурзаева А., Брабец К., Ханахмедов Н. (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

Ежегодный школьный фестиваль для детей с овз «я всё могу, когда мы вместе!» (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

- Диплом призера III степени, Разнован Кристина, Международная олимпиада проекта , «Русский язык 7 класс», ( Кагарлыцкая Т.Л.)

- Диплом победителя I степени, Солтанова Амина, Международная олимпиада проекта , «Русский язык 6 класс», ( Кагарлыцкая Т.Л.)

Транслирование опыта практических результатов

профессиональной деятельности

- Участие в ЕМД МБОУ СОШ 6 (Приказ 639-О от ); Спикер секции «Учителя-логопеды, педагоги -дефектологи в рамках единого методического дня «Повышение качества образования в современных условиях» (сертификат); (Копысова А. В.);

- участие в выставке-презентации дидактических и наглядных пособий в логопедической практике в рамках проведения в ЕМД (Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А. В.)

- Проведение недели коррекционной педагогики с 13 по 17 ноября 2024 (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

- Проведение семинара-практикума для педагогов. Причины, профилактика», «Дисграфия – это что?», (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

- Представление опыта работы на экологических чтениях в рамках форума-митапа «Курсор», (Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

Наличие авторских (соавторских) опубликованных материалов

-«Инфоурок», методическая разработка «Дисграфия – что это?» (свидетельство, Кагарлыцкая Т.Л.)

- «Талант педагога»: мастер-класс для педагогов «Кинезиологические упраж-нения как нетрадиционная здоровьесберегающая технология для развития интеллекта и речи обучающихся» (Копысова А. В.)

- «Талант педагога»: конспект занятия по формированию лексико-граммати-ческих средств языка. Тема: «Дикие животные Югры» (Копысова А.В.)

- Мастер-класс «Эко-креатив нейропсихологического подхода на коррекционно-развивающих занятиях» (свидетельство о публикации, Лобанова Д.А.) Образовательная социальная сеть

Продуктивное использование новых образовательных технологий

- обучающие тематические компьютерные игры на портале «Мерсибо»

- мультимедийные презентации; фразовый конструктор;

- бизиборд; тактильная дорожка; песочная терапия;

- тактильное панно, «Умные бусы»;

- Learningapps – создание онлайн мультимедийных интерактивных модулей;

- Umaigra - редактор игр, а также используем игры созданные другими пользователями

Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

Педагог-наставник предакселератора «Технолидеры будущего» (Копысова А. В.)

- Члены рабочей группы по реализации проекта ШкИБ (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В.)

Участие учителя в профессиональных конкурсах

- Участие Всероссийский конкурс профессионального мастерства специалистов службы психолого-педагогического сопровождения "Отдавая сердце", (Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В.)

- Муниципальная олимпиада по функциональной грамотности (2 место) личное участие (Копысова А.В.);

- Дистанционный этап Всероссийской метапредметной олимпиады «Команда большой страны», (Копысова А.В.)

- Всероссийский конкурс знаний для логопедов «Логопед. Высшая квалификация 2024», сертификат, (Кагарлыцкая Т.Л.)

- Всероссийский онлайн-конкурс «30 лет Конституции России – проверь себя», сертификат, (Кагарлыцкая Т.Л.)

Результаты участия учителя в разработ-ке программно-методического сопровождения образ-го процесса

Программы индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ как часть ФАООП для детей с ЗПР, ТНР, УО, нарушением слуха (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

Активное участие в работе методического объединения

- Проведение семинара-практикума для педагогов «Эмоциональное выгорание педагогов.

Причины, профилактика», «Дисграфия – это что?», (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

Наличие отмеченных профессиональных достижений

-благодарность управления по образованию Адм. г. Пыть-Яха за организацию и проведение развивающей программы в рамках интеллектуальных игр для обучающихся 1-4 классов (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

- благодарность Управления по образованию адм. г. Пыть-Яха за подготовку победителей и призеров городского конкурса открыток среди детей с ОВЗ, детей-инвалидов «Весна – царица цветов» (Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

- благодарность Управления по образованию адм. г. Пыть-Яха за подготовку победителей и призеров фестиваля «Мы вместе» инклюзивного творчества для детей с ОВЗ и детей-инвалидов ПР-91 от (Кагарлыцкая Т.Л., Копысова А.В., Лобанова Д.А.)

- Благодарность главы г. Пыть-Яха за качественную организацию и обеспечение летней оздоровительной кампании 2023 года в муниципальном образовании городской округ Пыть-Ях (Копысова А.В.)

- благодарность Управления по образованию адм. г. Пыть-Яха за организацию и проведение межмуниципального форума «Развитие профориентационного образовательного пространства города от дошкольного образования до получения профессии» (организация проведения пленарной части и экскурсии по учреждению) от 12-Исх-981, (Лобанова Д.А.)

- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2024», ; (Кагарлыцкая Т.Л.)

- Свидетельство о подготовке победителей серии международных олимпиад проекта , «Зимний фестиваль знаний 2024», (Кагарлыцкая Т.Л.)

Профессионально-общественная активность учителя

- Межрегиональный литературный конкурс чтецов «Дружат дети всей земли» среди детей-инвалидов, детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи (Лобанова Д.А., председатель жюри заочного этапа, Кагарлыц-кая Т.Л. – председатель жюри очного этапа, Копысова А.В. – член жюри), Приказ ПР -139 от г.

- Участие в проведении интеллектуального марафона «Я читаю» (Приказ 112-О от ); (Копысова А.В., Лобанова Д.А., Кагарлыцкая Т.Л.)

- участие в Дне Эколят в рамках проведения мероприятий Всероссийских природоохранных социально-образовательных проектов (Копысова А.В., Кагарлыцкая Т.Л.)

- г. участие в интерактивной выставке Международного форума «Курсор». Проведен мастер-класс на тему: «Эко-креатив нейропсихологичес-кого подхода на коррекционно-развивающих занятиях»; (Лобанова Д.А.)

1) Выступление с докладом на Международном форуме-митапе «Курсор»: «Экологическое воспитание обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках коррекционно-развивающих занятий». (Копысова А.В.)

2) педагог-наставник предакселератора «Технолидеры будущего»; (Копысова А.В.)

3) встреча с губернатором ХМАО-Югры «По дороге в Югру»; (Копысова А.В.)

4) участие в круглом столе с ветеранами педагогического труда – «Связь поколений»; (Копысова А.В.)

- Общешкольное родительское собрание «Готовность к школьному обучению», (Копысова А.В., Кагарлыцкая Т.Л.)

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, ИПР, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, велся электронный журнал, мониторинг обучающихся, журнал консультаций.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов: ознакомление с результатами обследования речевого развития обучающихся класса; участие в заседаниях ППк; консультирование педагогов; посещение и выступление на родительских собраниях.

С родителями (законными представителями): проведено три очных родительских собрания, одно – дистанционно; проведено - 21 индивидуальная консультация (запись в журнале консуль-таций, на постоянной основе ведётся онлайн-консультирование по телефону); сотрудничество при подготовке к мероприятиям (школьным, городским, участие в онлайн-олимпиадах).

Некоторые трудности в работе: речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция; низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания и посещением занятий; большое количество детей-мигрантов, не говорящих на русском языке.

Задачи на 2024 - 2025 учебный год

  • Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы по коррекция устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
  • Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школ.
  • Укреплять взаимосвязь со специалистами детских садов по преемственности
  • Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидностью.
  • Обновить компьютерную технику, приобрести моноблоки (непосредственно для работы с детьми с ОВЗ т.к. – нажимать и двигать фигуры пальчиками на экране, имея особенности в развитии двигательной сферы более практично и удобно, также развивает мелкую моторику. Не все дети могут управлять мышкой (присутствует скованность движений, тремор рук).
  • Приобрести и обновить современные логопедические пособия (для развития различных функций и для конкретных нозологических групп).
  • Запрос на приобретение техники и пособий был отправлен Олесе Владимировне в феврале 2024 года.

Учитель-логопед: _________ (Кагарлыцкая Т.Л.)

_________ (Копысова А.В.)

__________ (Лобанова Д.А.)



Предварительный просмотр:

Анализ деятельности логопедической службы

МБОУ СОШ №5 за 2022-2023 учебный год

Коррекционно-педагогическая деятельность учителей-логопедов осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителей-логопедов (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно-методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в образовательной организации. В этом учебном году коррекционно-развивающая работа с обучающими с ОВЗ, инвалидами и обучающимися имеющими трудности в обучении и речевом развитии проводилась тремя специалистами.

Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось первичное и углубленное обследование всех обучающихся первых классов, детей с ОВЗ и вновь прибывших обучающихся, а также, проведено обследование письменной речи обучающихся 2-4 классов. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики в воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось с 1-15 сентября 2022 года и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том, на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. С - г. проведено обследование первоклассников, с целью выявления трудностей в формировании навыков письма.

Результаты обследования обучающихся.

В период с г. - и - #1075;. было проведено логопедическое обследование детей со статусом ОВЗ и инвалидностью, их количество составило – 38 обучающихся, из них на ТПМПК было обследовано и оформлено логопедическое представление на 27 обучающихся 1-9 классов.

В период с – обследовано - 142 первоклассника в возрасте 6 -7 лет. Обследование проводилось по тестовой методике Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда О.Б. Иншаковой и другой диагностический материал (карточки, предметные картинки и т.д.). По итогам обследования 41% обучающихся (58 учеников) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 59% детей (83 обучающихся) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.

Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.

Класс

Кол-во учащихся (обследовано)

Нормальное речевое развитие

Недостатки устной речи

Зачислено/ (отправлено на ТПМПК (в течение учебного года)

29

13

16

1 (с заключением)

1 Б

28

10

18

1

1 В

26

14

12

-

1 И

31

18

13

- 5 чел. (решением шППк)

1 К

28

9

19

1

На коррекционные занятия (на основании заключений ТПМПК) зачислены дети с ОВЗ, у которых нарушение речи затрудняет усвоение общеобразовательной программы. Количество обучающихся с ОВЗ и инвалидностью составило – 34 человека, а решением школьного ПП консилиума на занятия зачислено –7 обучающиеся.

Родителям/законным представителям первоклассников, нуждающихся в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу - психологу школы, учителю-дефектологу и посетить с ребенком узких специалистов поликлиники (невролога, отоларинголога, окулиста).

Родителям обучающихся, имеющих трудности в обучении и не усвоивших образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), с целью уточнения речевого заключения и программы дальнейшего обучения.

В течение учебного года проводилось обследование обучающихся с ОВЗ, у которых истекали сроки рекомендаций ТПМПК, а также обследованы вновь выявленные обучающиеся (с трудностями в обучении и нуждающиеся в помощи специалистов), оформлена вся необходимая документация:

1

Тиньгаев В.

14

Симурзин Е.

27

Винокурова В.

2

Шиханов И.

15

Шихмагомедов Р.

28

Кузьмин И.

3

Цыканов К.

16

Петров А.

29

Джанмурзаева А.

4

Эргашев С.

17

Братанова Д

30

Кунакасова Д.

5

Донец Я.

18

Туркова А.

31

Михуля Я.

6

Бабаева А.

19

Строев Р.

32

Шиханов А.

7

Гаранин Н.

20

Курачев А.

33

Баженов К.

8

Солтанова А.

21

Аскеров Б.

34

Крапивин К.

9

Монгуш С.

22

Ильясов Р.

35

Серёгина К.

10

Гаюшова

23

Хачукаев И.

36

Быстрякова П.

11

Натфулина А.

24

Усманова А.

37

Парамонов Л.

12

Билалова Айгиза

25

Висимбаева А.

38

Голушко В.

13

Мухин Д

26

Белозёрова А.

39

Пригаро С.

С – поведен мониторинг устной и письменной речи обучающихся зачисленных на логопедические занятия, диагностика письменной речи обучающихся 1-х классов.

По результатам мониторинга, проведенного в конце учебного года, можно отследить динамику обучающихся, с которой можно углублённо ознакомиться на индивидуальной консультации с учителем-логопедом (внутренняя документация). Ниже приведена общая краткая таблица результативности.

Положи-тельная динамика

Незначительная динамика

Отрица-тельная динамика

Отследить не удалось (пропуск занятий по неуважительной причине)

22

16

Курачев А., Строев Р., Алышева Г., Алышева Т. Абдулгалимов Н., Петров А., Тиньгаев В. Хомушку А. Баженов К., Поддубоцкий Р., Скуфин Е., Пригаро С., Шихмагомедов Р, Винокурова В., Джанмурзаева А., Шиханов А.

2

Михуля Я.,

Мухин Д.

3

Волошин М.,

Мирзоев А.,

Майданюк В.

В течение учебного года выбыло:

Выбыли в другие школы/города

Отчислены/снят статус ОВЗ по заключению

ТПМПК

Отказ родителей

Белозерова Алёна

Билалова Айгиза

Мазий Арсений

Солтанова Амина

Эргашев Сарбоз

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей. В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта. По результатам логопедического обследования были сформированы нозологические подгруппы по от 3-5 обучающихся. В течение учебного года проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (не менее 2 занятий в неделю - индивидуальных, 2 занятий - подгрупповых). Занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую подгруппу и расписания занятий (в логопедическом кабинете).

Коррекционная работа включала в себя различные индивидуальные этапы развития каждого обучающегося, с обязательной связью с рекомендациями ТПМПК:

1. Развитие устной речи:

- коррекция звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

#1056;азвитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

#1047;доровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственно-временных представлений и ориентации;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Для белее успешного проведения коррекционных занятий, повышения интереса к логопедическим занятиям, логопеды приобрели (по своей инициативе) годовую подписку на сайте «Мерсибо», (Интерактивные игры и пособия для детских специалистов), «Дефектологияпроф», тренажёры по русскому языку к Учебникам Зелениной Л.М. и Хохловой Т.Е.

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

- разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ (программа как часть АООП для детей с ТНР, УО, ЗПР, с нарушениями слуха);

- работа в ППк по выявлению и оказанию помощи детям, испытывающими трудности в освоении отдельных предметов;

- консультирование родителей;

- работа по самообразованию: «Коррекция и обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), Кагарлыцкая Т.Л.; «Загадки как средство развития речи младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня», Копысова А.В.; «Документационное обеспечение деятельности логопеда и дефектолога в контексте ФГОС», Бабич Н.М.

- внедрение в коррекционный процесс инновационных технологий: тренажер «Нейроскакалка», портал «Мерсибо»;

- ведение документации;

- учителя-логопеды принимали активное участие в интернет - конкурсах, проектах, вебинарах, медианарах, семинарах, мастер-классах, посещали открытые занятия коллег и специалистов города «МБОУ СОШ №6, МБОУ СОШ №4, а также повышали свой профессиональный уровень:

Совместно проведенные мероприятия

Члены жюри открытого городского литературного конкурса чтецов «Дружат дети всей Земли» среди детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи (Управление по образованию, приказ ПР-127 от )

Члены рабочей группы по реализации проекта «Школьное инициативное бюджетирование в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2022-2023 учебном году (приказ № 621-О от )

Участники декады начальной школы. Открытое коррекционно-логопедическое мероприятия «Нескучная логопедия» . (приказ № 712-О от )

Подготовка и проведение фестиваля для детей с ОВЗ «Я всё могу»

Участие в проведении экологического форума-митапа «Курсор»

Проведение мастер-класса и занятий для педагогов в рамках семинара «Детство равных возможностей» (Управление по образованию, приказ ПР-154 от )

Проведение туристического похода Моя Югра, моя Россия» (приказ №317-у от )

Участие в проведении профилактической операции «Всеобуч»

Участие в ГМО «Применение диагностических методик для обследования детей и подготовка заключений» Управление по образованию.

Кагарлыцкая Татьяна Леонидовна

Диплом участника методического форума «Образование и воспитание». Форум педагоги России, г. Сургут

В составе группы наставников молодых специалистов (приказ №507-О от )

Удостоверение о повышении квалификации:

«ИКТ компетентность педагога в условиях реализации ФГОС», ;

«Организация инклюзивного взаимодействия в социализации и обучении детей с РАС», 2023г.;

«Дислексия. Причины, диагностика, профилактика и методы коррекционной работы», #1075;.;

Сертификат участника Всероссийского вебинара «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи»;

Сертификат участника. Центр защиты прав и интересов ребёнка. Всероссийская конференция «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения», г.

Сертификат участника конкурса. За участие во Всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе «Логопед. Высшая квалификация 2023», г.

Сертификат. Академия педагогов России и стран СНГ. Мастер-класс «Мнемотехника для детей 6-9 лет» #1075;.

Сертификат участника «Второго Всероссийского Марафона педагогических идей по вопросам дислексии: осенняя сессия 2022», г.

Подготовка участников и участие в открытом городском литературном конкурсе чтецов «Юные почитатели поэзии» среди обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов (5 первых мест).

Участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогическая практика» в номинации: Дефекты и нарушения речи ребёнка: виды и причины. Диплом победителя. #1075;.;

Участие в международной онлайн-олимпиаде школьников по русскому языку «КОМПЕДУ». Эргашев С. – 1 место, Поддубоцкий Р. – 3 место, Скуфин Е. – участник. Благодарность за активное участие в работе.

Член жюри «О проведении семейной квест-игры для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) «В мире разных возможностей». Созвездие.

Копысова Анастасия Валерьевна

Участник тренинга для педагогов Предакселератора «Технолидеры будущего»

Участие в туристском слете в составе команды молодых педагогов (Управление по образованию, приказ ПР-270 от )

Участие в интеллектуальной игре «Есть идея», 17 декабря 2022.

Участие в городском круглом столе с представлением опыта работы как молодой специалист.

Сертификат частника окружной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики», 24-25 апреля 2023.

Диплом участника всероссийского педагогического проектного марафона «Встраивание проектной работы в образовательной организации, реализуемой в рамках ФГОС, в экосистему проектного сотрудничества. Стратегии научно-технологического развития РФ».

Диплом участника курса «Проект как вид деятельности»,

Сертификат участника курса «Диагностика нарушений в развитии ребенка», апрель, 2023.

Сертификат участника курса «Методы работы при проведении коррекционных занятий», апрель, 2023.

Сертификат участника курса «Визуальная поддержка в коррекционном процессе», апрель, 2023

Диплом участника курса «Организация инклюзивного взаимодействия в социализации и обучении детей с РАС»,

Сертификат участника курса «Игра как инструмент поведенческой коррекции», апрель, 2023.

Бабич Наталья Михайловна

Сертификат участника Всероссийского вебинара «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи»,

Диплом участника методического форума «Образование и воспитание». Форум педагоги России, г. Сургут

В составе группы молодых специалистов (приказ №507-О от )

Удостоверение о повышении квалификации:

«Документационное обеспечение деятельности логопеда и дефектолога в контексте ФГОС»

Сертификат участника. Центр защиты прав и интересов ребёнка. Всероссийская конференция «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения», г.

Сертификат участника в I Всероссийской научно-практической конференции “Инклюзивная образовательная среда” 25 ноября 2022 года

Сертификат участника участие во Всероссийской конференции для руководителей и специа-

листов ПМПК, центров ППМС помощи, ППк, психолого-педагогических служб образовательных организаций «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения

обучающихся»,

Сертификат участника в Весенней школе 2023 для учителей-логопедов и учителей-дефектологов Свердловской области,

Диплом 3 степени, категория участник «Экодиктанта 2022»

Благодарность за подготовку и организацию и проведение интеллектуальной игры-соревнования «Я-лидер» среди обучающихся 9-11 классов города, пр от № 17-О

Подготовка победителя и призёров 2,3 мест в открытом городском литературном конкурсе чтецов «Юные почитатели поэзии» среди обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Благодарность за подготовку победителей и призёров.

Сертификат участника общероссийской акции «Доступная среда» 2022

Участие в международной викторине для младших школьников с ОВЗ «Грамотейка». Кунакасова Д. – 1 место, Поддубоцкий Р. –1 место, Скуфин Е. – 1 место. Благодарность за подготовку победителей и призёров.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, ИПР, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, велся электронный журнал, мониторинг обучающихся, журнал консультаций.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

- ознакомление с результатами обследования речевого развития обучающихся класса;

- участие в заседаниях ППк;

- консультирование педагогов;

- посещение и выступление на родительских собраниях.

С родителями (законными представителями):

- проведено три очных родительских собрания, одно – дистанционно;

- проведено - 21 индивидуальных консультаций (запись в журнале консультаций, на постоянной основе ведётся онлайн-консультирование по телефону);

- сотрудничество при подготовке к мероприятиям (школьным, городским, участие в онлайн-олимпиадах).

Некоторые трудности в работе:

• Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция.

• Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания и посещением занятий.

Задачи на 2023 - 2024 учебный год

  • Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы по коррекция устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
  • Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школ.
  • Укреплять взаимосвязь со специалистами детских садов по преемственности
  • Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов.
  • Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики, через участие в методических объединениях, семинарах, круглых столах и конференциях по проблемам коррекционной педагогики и работе с детьми, имеющими ОВЗ и инвалидностью.

Учитель-логопед: _________ (Кагарлыцкая Т.Л.)

_________ (Копысова А.В.)

__________ (Бабич Н.М.)