Внеурочная деятельность
Разное
Скачать:
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
программ внеурочной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы
начального общего образования и основной
общеобразовательной программы основного общего образования
Номинация
Основное общее образование
Направление
Программы внеурочной деятельности,
реализующие общеинтеллектуальное направление развития личности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 г.Грязовца»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Таран Елены Александровны, высшая категория
«Краеведение. История города Грязовца через историю улиц»
г. Грязовец,2017
Программа курса
« Краеведение. История города Грязовца через историю улиц»
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Актуальность проектной деятельности: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково – исследовательский характер. Общепризнано, что краеведческие знания имеют большое образовательно – воспитательное значение, становятся наиболее важными при решении проблемы патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой родине» – своему родному краю.
С целью развития у ребят нравственно – патриотических чувств необходимо ставить перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, округа, города, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, расширение детского кругозора.
Цели реализации:
- формирование у детей ключевых компетенций;
- конкретно-практические:установление связей между историей города и историей улиц
Задачи:
- формирование представления детей о родном крае и родном городе;
- закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, школа, пути следования от дома до школы;
- воспитание чувства гордости за принадлежность к своему народу, чувства патриотизма;
- формирование практических навыков работы с краеведческим материалом.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Результаты освоения программы:
Личностно или общественно значимый продукт: буклет, исследовательская работа, информационный проект; выступление на школьной конференции.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Методы проведения занятий:
Беседа, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, экскурсии в архив, библиотеку, музей, анализ полученных материалов, отбор необходимых для индивидуального (коллективного) проекта.
Личностные и метапредметные результаты:
личностные:
- формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве,
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные:
Регулятивные:
Школьник научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием научно-популярной литературы, архивных, музейных данных и в открытом информационном пространстве;
-осуществлять запись выборочной информации об изучаемом предмете , в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Ученик получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, архива, музея и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об изучаемом предмете с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своего действия;
Ученик получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
Содержание программы: (34 часа)
Теоретический блок: История города Грязовца. Происхождение названия города. Улицы города. Происхождение названий улиц. Классификация названий улиц. Связь смены названий с историческими эпохами (правление императоров, революции, исторические события). Исторические и культурные памятники на улицах города: церкви, скульптурные памятники, дома с историческим прошлым 19 - 20 века. Природные памятники на улицах города: кедровая роща, Святой прудик, река Ржавка. Планировка города: изменения во времени. Старые карты города. Связь истории города и истории улиц. Связь времен и поколений.
Практический блок: Посещение районного архива, районной библиотеки, краеведческого музея, работа с материалами. Проведение интервью, опроса, анкетирование со старожилами, краеведами, современниками, работниками музея, архива. Изучение литературы. Сбор информации по истории отдельных улиц. Анализ и синтез информации. Отбор нужной информации для собственного проекта. Оформление исследования. Подготовка к выступлению. Выступление на школьной конференции, в своем классе.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол – во часов |
1 | История города Грязовец. | 1 |
2 | Литература и источники по истории города | 1 |
3-4 | Улицы города. Происхождение и изменение названий. | 2 |
5-7 | Исторические и природные памятники на улицах города. Экскурсия по городу | 3 |
8-9 | Планировка города: изменения во времени. Экскурсия в музей. | 2 |
10 | Обсуждение и выбор тем проектов и исследований. | 1 |
11 | Знакомство с методами поиска научной информации, работы в библиотеке, архиве, музее. | 1 |
12 | Подготовка анкет, опросников. | 1 |
13 | Правила проведения интервью, беседы с жителями города | 1 |
14 | Проведение анкетирования о названиях улиц | 1 |
15 | Экскурсия в архив | 1 |
16 | Газета как источник исследования: обсуждение результатов посещения архива | 1 |
17 | Экскурсия в библиотеку: знакомство с материалами по истории города и улиц | 1 |
18-19 | Экскурсия в библиотеку: изучение и отбор материала по выбранной теме исследования | 2 |
20-21 | Индивидуальные консультации | 2 |
22-23 | Экскурсия в музей | 2 |
24-25 | Музейные экспонаты как источник знаний. Использование информации из музея для исследовательской работы | 2 |
26 | Анализ материалов. Подготовка собранного материала для оформления работы | 1 |
27 | Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций». | 1 |
28-29 | Оформление работ. Индивидуальные консультации. | 2 |
30 | Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. | |
31-33 | Индивидуальные консультации | |
34 | Итоговое занятие. Анализ проектно- исследовательской деятельности. |
Литература и источники:
1. Газета «Сельская правда» (районный архив)
2. Городок на Московской дороге: Историко-краеведческий сборник. Вологда: “Ардвисура”, 1994
3. Сайт о Грязовце http://gryazovets.ru/улицы
4. Интернет-страничка краеведческого музея: https://vk.com/club40744173
5. Сайт районной больницы: http://grzv.volmed.org.ru/index.php?page=about
6. Материалы Грязовецкой районной библиотеки
7. Материалы Грязовецкого музея истории и народной культуры
8. Фотодокументы из семейных архивов грязовчан, краеведческого музея г. Грязовца (дореволюционные, советские)
9. Фотографии современного города
Результаты реализации программы:
- Выступление на школьной конференции по проектной деятельности:
- Информационно-исследовательский проект на тему: История города Грязовца через историю улиц;
- Исследовательская работа: История города через историю улиц. История улицы Обнорского.
- буклет «История улицы Обнорского»
-электронные презентации для выступления на уроках по краеведению
- Выступление на муниципальной научно-практической конференции
проектов обучающихся
- Дипломы призеров регионального конкурса научно-исследовательских,
методических и творческих работ «Моя Вологодская область» в рамках общероссийского инновационного проекта «Моя Россия», 2017 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность нашей работы : Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, к его природе и прошлому, к его людям, к его памятникам истории. Человеческая мудрость гласит «Лишь та страна, в которой граждане помнят о прошлом своем, достойна будущего». П роведя анкетирование среди обучающихся, мы выяснили, что многие не знают, откуда произошли названия наших улиц, и в честь кого они названы. Объект исследования: улицы нашего города Предмет исследования: названия улиц, исторические, географические объекты улиц Гагарина, Пылаевых, Горького, Беляева ,Волкова, Победы Главная цель данной работы : доказать, что знание истории улиц способствует лучшему познанию истории своего города и истории страны.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках краеведения, при проведении предметных недель, олимпиад, классных часов. В работе использовались материалы районной библиотеки, архивные газетные материалы, данные краеведческого музея, сведения интернетресурсов .
Н а данный момент в нашем городе 42 улицы и 14 переулков. План города 1781 г. Современный план города
- названия, связанные с историческими событиями - названия в честь известных личностей: деятели революционного движения, известные писатели, герои Великой Отечественной войны и т.д - названия, связанные с особенностями географического положения -названия, связанные с предприятиями и с родом деятельности граждан -названия, связанные с объектами, расположенными на улице или поблизости к ней -названия, получившие имя по принципу благозвучия Классификация улиц
Первоначально называлась 2 Линия. В 1967 году была названа в честь Неона Дмитриевича Волкова . Неон Дмитриевич Волков был революционером. С ыграл большую роль в создании Грязовецкой партийной организации РСДРП. Стал первым уездным комиссаром финансов. Улица Волкова Н.Д. Волков
Улица Волкова Современный вид улицы
Бывший переулок Южный. В 1977 году был переименован в честь революционеров Елизаветы, Георгия и Анны Пылаевых. Семья Пылаевых родом из деревни Прокунино Ростиловской волости Грязовецкого уезда. Улица П ылаевых В годы революции 1917 и гражданской войны 1918-1922 г.г . Пылаевы были на передовых участках борьбы. Г.Д. Пылаев Е.Д.Пылаева Районный дом культуры и памятник Е. Пылаевой
Улица П ылаевых
До революции эта улица называлась Офицерская. Затем сменила название на Республиканскую. В 1967 году была переименована в честь Юрия Алексеевича Гагарина . 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство на корабле «Восток-1 ». Улица Гагарина Ю.А. Гагарин
Деревянное кружево Улицы Гагарина
Деревянное кружево улицы Гагарина
В 1967 году, в честь 50-летия Советской власти получила имя великого советского писателя Максима Горького. Настоящее имя Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Горький был самым издаваемым в СССР советским писателем за 1918—1986 годы: общий тираж 3556 изданий составил 242,621 млн. экземпляров. Улица Горького Улица называлась Топоровская ( Топоровка ). По рассказам старожилов на этой улице селились плотники, приходившие в город на заработки. Максим Горький
Улица Горького Здание бывшей богадельни (угол Горького и Карла Маркса) Фрагмент карты 1916 г. Школа №1
На этой улице жили: писатель Сергей Марков, Заслуженная актриса РСФСР Лидия Сухаревская, известные актеры Грязовецкого народного театра Н.А. Маслов и А.Н. Синицин , замечательный историк краевед, основатель Грязовецкого народного музея А.А . Носкова , художник Э. Южанин. Улица Горького А.А. Носкова (слева) Э.И. Южанин у макета Грязовецкого собора
Первоначально называлась - Вторая Новая. В 1967 г. современное название в честь вологодского космонавта Павла Ивановича Беляева . 18—19 марта 1965 года П.И. Беляев совершил космический полёт в качестве командира корабля «Восход-2». Полёт продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. Улица Беляева П. И. Б еляев
Административные здания. Улица Беляева
Улица Победы Улица Победы в дореволюционном Грязовце называлась Нижней Новой. Свое современное название улица получила в честь победы в Великой Отечественной войне в 1967 году. Эта улица отличается своеобразием: она несколько раз меняет свое направление. Старое здание автовокзала Здание бани
Улица Победы
Результаты нашего исследования показали, что многие улицы города Грязовца носят названия известных людей, как наших земляков, так и не связанных напрямую с историей города, но связанных с историей нашей страны. В ходе проделанной работы мы расширили свои знания о нашем городе, познакомились с его историей, с разнообразными названиями улиц нашего города и историей происхождения некоторых из этих названий. Узнали больше об исторических памятниках, интересных зданиях, расположенных на этих улицах. Заключение «Каждое название, каким бы простым и будничным оно ни казалось, - свидетель минувших событий, отражение быта, нравов, занятий и мировоззрений предков» А . В. Суперанская