Внеурочная деятельность учителя по учебным предметам

Салдушев Олег Михайлович

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по хоккею с мячом (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от #1075;. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от #1075;. № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Уставом Абанской ООШ №1;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеразвивающим программам Абанской ООШ №1;

  • Порядком аттестации о промежуточной аттестации по дополнительным

общеобразовательным (общеразвивающим) программам Абанской ООШ №1;

  • Правилами приема обучающихся в дополнительные общеобразовательные

программы Абанской ООШ №1.

Актуальность программы. Физическое воспитание составляет неотъемлемую часть воспитания и направлено на укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие молодежи с целью подготовки ее к жизни, труду и защите своей Родины. Несомненно, эти и другие важные задачи для детей разных возрастов решает такой вид спорта как хоккей с мячом. Этот вид спорта является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости).

Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Данная программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР (М.А. Годик и др., 2011).

Отличительные особенности программы. Педагог дополнительного образования зачисляет на базовый уровень всех желающих заниматься хоккеем с мячом при отсутствии медицинских противопоказаний.

Цель программы.

Укрепление здоровья обучающихся, воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных хоккеистов;

Задачи программы:

Обучающие:

- освоить технику игры;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

Развивающие:

- содействовать всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- повысить уровень физической подготовленности, совершенствовать технико - тактическое мастерство;

- развить мотивацию обучающихся к познанию.

Воспитательные:

- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;

- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика физических способностей ребенка. По итогам первичной диагностики в зависимости от данных и специальной подготовки дети, поступающие в объединение, могут быть приняты в группы стартового и базового уровней обучения.

Программа рассчитана на годичный цикл обучения, разработана для работы с детьми от 10 до 16лет

Каждая возрастная группа имеет наряду с общими свои специфические задачи.

Весь учебный материал программы рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умении и навыков. В работе с учащимися обязательным является дифференцированный подход к определению содержания, объема и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и физической подготовленности занимающихся. Руководитель, подбирая материал, наряду с новыми должен обязательно включать упражнения из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования. Программой предусматривается изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, специальной, технической и тактической, инструкторской и судейской подготовке, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме беседы, которые проводятся, как правило, в начале занятий. Следует применять наглядные пособия, схемы, ученые фильмы.

Основная цель занятий по общей и специальной физической подготовке – содействие формированию растущего организма, разностороннему физическому развитию, улучшению здоровья занимающегося, подготовка к быстрейшему освоению элементов игры. Для контроля за уровнем общей и специальной физической подготовленности необходимо проводить испытания по контрольным упражнениям не реже двух раз в год.

Обучение техники игры в хоккей с мячом является наиболее сложным и трудоемким процессом, поэтому на него отводится программой большая часть времени. Очень важно при обучении технике игры в хоккей с мячом создать у учащихся правильное представление изучаемого технического приема. Для этого показ и объяснение хорошо дополнить демонстрацией схемы, учебные фильма.

Тактика игры неразрывно связана с техникой, поэтому обучение тактике начинается одновременно с изучением технических действий. Первоначальное обучение тактике следует начинать с индивидуальных, простых действий игрока без мяча; постоянного наблюдения за партнерами и соперником, выхода на свободное место, умения отрываться от соперника, «держать» его. Затем эти индивидуальные действия осуществляются с мячом. Индивидуальные тактические действия сочетают с постепенным переходом к более сложным коллективным действиям, к изучению взаимодействия игроков в защите и нападении.

Особое внимание следует уделять двухсторонним играм. Перед каждой товарищеской и календарной игрой преподаватель дает команде и отдельным игрокам установку на игру (тактические задачи). Однако установка не должна сковывать инициативу игроков. Каждому игроку дается два – три задания, которые он должен выполнять во время игры. По мере освоения командной тактики занимающиеся получают большее количество заданий. В ходе игры руководитель делает необходимые указания занимающимся.

Во время занятий необходимо привлекать учащихся к судейству. Каждый занимающийся должен хорошо ознакомиться с правилами, уметь самостоятельно судить соревнования. На занятиях занимающиеся приобретают навыки инструктора – общественника.

Хоккей с мячом довольно травмоопасный вид спорта. В своем большинстве спортивные травмы – следствие не соблюдения занимающимися всех требований, предъявляемых на занятиях. Поэтому с целью сокращения случаев травматизма необходимо перед началом занятий ознакомить учащихся с причинами, порождающими травмы, правилами Т.Б., требовать знание правил игры и их выполнения. Для обеспечения безопасности учащиеся на занятия без защитного снаряжения не допускаются. Руководитель должен внимательно следить, чтобы на тренировках и в игре не применялись грубые действия, опасные приемы; бороться с неуважением к товарищам по команде и к сопернику.

Уровень программы

Год обучения

Возраст обучающихся

Количество обучающихся в группе

Базовый

1

Разновозрастная

До 14

Формы организации учебных занятий и режим занятий:

  • учебно – тренировочное занятие;
  • учебная игра;
  • соревнование;
  • товарищеская встреча;
  • круговая тренировка;
  • открытое занятие;
  • демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;
  • сбор-анализ занятий, мероприятия.

Занятия в каждой группе проходят 3 раза в неделю, продолжительность занятия зависит от уровня освоения программы.

Уровень программы

Год обучения

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество в год

Базовый

1

1 ч. 30 мин.

3

2

216

ИТОГО

216

Воспитательная работа

В программе ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.

При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:

  • необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
  • ориентироваться на положительный образец;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • необходимо добиваться отрицательного отношения к вредным привычкам.

Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.

Основные условия воспитательной работы:

  • комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;
  • создание субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогами;

систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимся результатов и мотивов поступков и действий каждого.

Планируемые результаты программы.

Личностные отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности.

Предметные результаты характеризуют умение и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по хоккею с мячом.

Базовый уровень

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • формирование знаний о

хоккее и его роли в укреплении здоровья;

  • умение рационально

распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

  • знакомство с элементами

техники и тактики игры;

  • имеет первоначальные навыки игры.
  • определение наиболее

эффективных способов достижения результата;

  • умение находить ошибки

при выполнении заданий и уметь их исправлять.

Работает в группе – устанавливает рабочие отношения, планирует общие способы работы.

  • понимание необходимости

личного участия в формировании собственного здоровья;

  • навыки формирования

собственной культуры здорового образа жизни;

  • знания о функциональных

возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

  • готовность и способность к

саморазвитию и самообучению;

  • готовность к личностному

самоопределению;

  • уважительное отношение к

иному мнению.

Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость овладения технико-тактическими элементами игры, уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и поведение на занятиях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Ожидаемый результат

В результате однолетнего освоения программы подростки приобретают следующие знания, умения и навыки:

- выполняют основные технические приемы и действия;

- знают и выполняют нормативы по общей и специальной физической подготовке;

- умеют применять технические и тактические приемы в соревновательном процессе;

- умеют использовать полученные знания и умения для дальнейшего совершенствования физической подготовленности;

Календарно-тематический план занятий группы первого года обучения (10-11 лет).

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

1

2

3

II

4

5

6

7

8

9

Теоретическая подготовка

Ф.К. и спорт в России.

Правила игры, место занятий, оборудование, инвентарь.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.

Практическая подготовка

Общая и специальная физическая подготовка.

Техническая подготовка.

Тактическая подготовка.

Выполнение контрольных нормативов

Инструкторская и судейская практика.

Соревнования.

3

3

3

96

50

24

8

9

20

3

3

3

-

-

-

-

-

-

-

-

-

96

50

24

8

9

20

10

Форма контроля

Сдача контрольных нормативов

Итого

216

9

207

Содержание программного материала.

Теоретическая подготовка.

1 Физическая культура и спорт в России.

Обзор спортивных новостей; отслеживание соревнований по хоккею (чемпионат КХЛ, чемпионат мира, олимпийские игры); выдающиеся Российские спортсмены; достижения сборной России в спорте.

2 Правила игры в ринк-бенди, место занятий, оборудование и инвентарь.

Разбор правил игры и отдельных положений, возникающих в ходе соревнований. Жесты судей. Подготовка коньков, клюшки, снаряжения к занятиям и повседневный уход за ними.

3 Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, самоконтроль.

Гигиеническое значение и правила применения водных процедур (умывание, душ, купание). Внешние признаки утомления, переохлаждения, перегрева. Правила техники безопасности на занятиях.

Общая и специальная физическая подготовка.

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без). Упражнения для укрепления мышц костно-связочного аппарата и улучшения подвижности в суставах. Упражнения для развития ловкости. Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития скоростной выносливости. Подвижные игры (на развитие внимания, на развитие координации). Спортивные игры (футбол, баскетбол, н. теннис).

Техническая подготовка.

Подготовительные упражнения для конькобежной подготовки (вне льда, без коньков). Бег широким и коротким шагом. Бег крестным шагом. Бег спиной вперед.

Специальные упражнения на льду для обучения технике катания на коньках: бег на коньках с изменением направления и скорости движения, повороты, торможение, остановки ,бег широким шагом, крестным шагом; ведении мяча клюшкой, коньками; передача мяча в движении; броски и удары мяча; отбор, перехват мяча.

Техника игры вратаря: выбор места; ловля мяча; игра ногами.

Тактическая подготовка.

Индивидуальные действия.

Игра в нападении. Выбор места. Передвижение без мяча. Борьба за игровое пространство.

Игра в защите. Правильный выбор позиции. Защита игровой зоны.

Групповые взаимодействия.

Игра в нападении. Взаимодействие игроков при атаке.

Игра в защите. Взаимодействие игроков при зонной защите, подстраховка. Позиционное нападение. Атака с хода. Зонная, личная система защиты. Замена игроков.

Соревнования. Не менее 10 игр в сезоне. Установка на игру. Разбор игры.

Инструкторская и судейская практика. Судейство тренировочных и товарищеских игр.

Содержание программного материала.

Теоретическая подготовка.

1 Физическая культура и спорт в России.

Обзор спортивных новостей; отслеживание соревнований по хоккею (чемпионат КХЛ, чемпионат мира, олимпийские игры); выдающиеся Российские спортсмены; достижения сборной России в спорте.

2 Правила игры в ринк-бенди, место занятий, оборудование и инвентарь.

Размеры хоккейной коробки. Оборудование. Подготовка и заливка коробки. Разметка. Очистка льда от снега. Ремонт защитного снаряжения и формы, заточка коньков.

3 Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, самоконтроль.

Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы(солнце, воздух, вода) и физических упражнений. Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков.

Общая и специальная физическая подготовка.

Бег в медленном темпе 20 – 25 минут. Кросс. Бег 60 м, 500 м. Бег с изменением скорости и направления движения. Челночный бег. Эстафеты.

Общеразвивающие упражнения. Подтягивание на перекладине, подъем переворотом, выход силой. Прыжки в длину, высоту. Метание теннисного мяча на дальность и точность.

Спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей на роликовых коньках). Лыжные гонки 3 км.

Техническая подготовка.

Бег на коньках с изменением скорости и направления движения; то же спиной вперед. Повороты, торможения, остановки. Маневрирование. Ведение мяча. Передача мяча в движении. Остановка мяча клюшкой. Броски, удары, подкидка мяча. Подправление. Обманные движения. Финты клюшкой и мячом. Финты с изменением направления и скорости движения. Отбор мяча. Воздействие на соперника , владеющего мячом, с акцентом на его клюшку.

Техника игры вратаря: выбор места; ловля мяча; игра ногами. Игра на выходах. Ввод мяча в игру.

Тактическая подготовка.

В обороне: противодействие передачам, броскам, действие у борта, спаренный отбор, страховка.

В нападении: выход из зоны защиты, прохождения средней зоны, вход в зону нападения, создание локального численного преимущества.

Соревнования. Не менее 12 игр в сезоне. Установка на игру. Индивидуальные задания. Разбор игры.

Инструкторская и судейская практика. Проведения подготовительной части занятия и помощь в овладении техническими приемами (в младшей группе). Судейство тренировочных и товарищеских игр.

Условия реализации программы

Для проведения тренировочного процесса и решения задач по обучению занимающихся основными требованиями к материально-технической базе и инфраструктуре организации являются:

− Наличие игрового зала и спортивной площадки.

− Наличие раздевалок.

− Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения уровней освоения образовательной программы: мячи для ринк-бенди, обручи, перекладина, гимнастическая скамейка, стенка, секундомер, фишки, конусы.

Требования к результатам реализации Программы

  • формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
  • освоение основ техники по виду спорта ринк-бенди;
  • всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
  • укрепление здоровья спортсменов;

отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта ринк-бенди.

Контрольные испытания по общей физической подготовке.

Контрольные испытания

Отл.

Хор.

Уд.

1

Отжимание в упоре лежа

35

31

24

2

Подтягивание на перекладине

-

-

-

3

Бег на 60 м

10,9

11,1

11,4

4

Бег 300 м

5

Прыжок в длину с места

182

176

160

6

Комплексный тест на ловкость

Контрольные испытания

1 год обучения

Отл.

Хор.

Уд.

1

Бег на коньках на 36 м

2

Бег на коньках на 36 м спиной вперед

3

Челночный бег 9*6 м

4

Слаломное передвижение на коньках без мяча

5

Слаломное передвижение на коньках с мячом

6

Техника владения клюшкой

Контрольные испытания по специальной физической подготовке.

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата

Содержание учебного материала

Примечание

1

Общая физическая подготовка. Т.Б. Правила игры, место занятий, оборудование, инвентарь.

Бег 30-60 м на время, челночный бег,

2

Т.П. Физическая культура и спорт в России. Развитие быстроты, подвижные игры.

Медленный бег 5-10 мин. Кросс 1000 м.

3

Развитие ловкости, подвижные игры.

О.Р.У. с предметами, в парах.

4

Развитие выносливости подвижные игры.

Прыжки со скакалкой 1-1,5 мин.

5

Развитие силы, подвижные игры.

Подтягивание на перекладине (2-3 подхода)

6

Развитие гибкости, подвижные игры.

Подъем переворотом 3-5 раз, У. на перекладине

7

Развитие силовой выносливости, подвижные игры.

Метания малого и набивного мяча У. с эспандерами, гантелями,

8

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

9

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

10

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

11

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

12

Развитие силы. Игра мини-футбол.

13

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

14

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

15

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

16

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

17

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

18

Развитие силы. Игра мини-футбол.

19

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

20

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

21

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

22

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

23

Техническая подготовка. Посадка хоккеиста

24

Передвижение на коньках (роликовых коньках) прямо.

25

Скольжение спиной вперед

26

Бег широким шагом

27

Бег коротким шагом

28

Повороты не отрывая коньков ото льда.

29

Повороты переступанием, с двух ног; и с двух ног.

30

Торможение «плугом», «упором» с двух ног.

31

Маневрирование

32

Сдача контрольных нормативов по О.Ф.П..

33

Владение клюшкой и мячом.

34

Способы держания клюшки (одной и двумя руками).

35

Ведение мяча. подкидка мяча; отбор мяча, перехват;

36

Передача и остановка мяча на месте.

37

Передача мяча в движении. финты с изменением скорости и направления движения.

38

«Обработка» мяча.

39

Передача от борта

40

Бросок мяча с «удобной» и «неудобной» стороны.

41

Техника игры вратаря.

42

Кистевой бросок.

43

Удар с места и в движении.

44

Финты клюшкой и мячом.

45

Тактическая подготовка. Функции игроков (нападающий, защитник).

46

Индивидуальные тактические действия игроков.

47

Выбор места в атаке.

48

Выбор места в обороне.

49

Применение целесообразного технического приема (с мячом).

50

Зонная система защиты.

51

Личная система защиты.

52

Смешанная система защиты.

53

В обороне: противодействие передачам, броскам.

54

Спаренный отбор.

55

Страховка.

56

В нападении: выход из зоны защиты.

57

Прохождение средней зоны.

58

Вход в зону нападения.

59

Создание локального численного преимущества.

60

Позиционное нападение.

61

Атака с хода.

62

Взаимодействие защитников с нападающими.

63

Переход от игры в обороне к игре нападении.

64

Переход от атаки к игре в обороне.

65

Игровые задания 2х1

66

Игровые задания 2х2

67

Игровые задания 3х2

68

Игровые задания 2х3

69

Игровые задания 3х1

70

Учебная игра

71

Учебная игра

72

Сдача контрольных нормативов по СФП.

73

Общая физическая подготовка.

Развитие быстроты, подвижные игры.

74

Развитие выносливости, подвижные игры.

75

Развитие гибкости, подвижные игры.

76

Развитие ловкости, подвижные игры.

77

Развитие силы. Игра мини-футбол.

78

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

79

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

80

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

81

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

82

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

84

Развитие силы. Игра мини-футбол.

85

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

86

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

87

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

88

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

89

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

90

Развитие силы. Игра мини-футбол.

91

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

92

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

93

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

94

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

95

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

96

Развитие силы. Игра мини-футбол.

97

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

98

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

99

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

100

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

101

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

102

Сдача контрольных нормативов по ОФП.

103

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

104

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

105

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

106

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

107

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

108

Развитие силы. Игра мини-футбол.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

В 2023-2024 учебном году одна группа стартового уровня 1 года обучения. Все цели, задачи, планируемые результаты, содержание и учебно-тематический план соответствуют программе

уровень

Год обучения

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Всего часов в год

базовый

1 год обучения

1 час 30 минут

3

216

1 год

обучения

Начало учебного года

Начало учебных занятий

Окончание учебного года

36 уч. недели

Зимние каникулы

Методическое приложение.

Программа реализуется на базе Абанской основной общеобразовательной школы №1, где имеются необходимые условия.

Для занятий необходимы: хоккейная площадка стандартных размеров с освещением, с бортами, с защитной сеткой за воротами, с соответствующей разметкой и со скамейками (защищенными от снега и ветра) для запасных игроков; инвентарь для заливки и расчистки катка; защитное снаряжение, коньки, клюшки, мячи, хоккейные ритузы и свитера на каждого занимающегося; помещения для переодевания, хранения и сушки защитной формы, душ.

Рекомендуемая литература для занимающихся:

#1043;орский Л. Тренировка хоккеистов. М. 1999 г.;

#1050;лимин В.П., Колосков В.И. Подготовка хоккеистов: техника, тактика. М. 2000 г.

#1050;ривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей» / А.А. Кривошеин - М.: «Просвещение». с.

Литература для педагога.

1. Матвеев. Ю. А., Ульянов В. А. Мастера хоккея – будущим мастерам. М. 2000 г.

2. Хоккей. Правила соревнований. М. 2001 г.

3. Примерная учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР (М.А. Годик и др., 2011).

4. Кривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей» / А.А. Кривошеин - М.: «Просвещение». с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по хоккею с мячом имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от #1075;. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от #1075;. № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Уставом Абанской ООШ №1;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеразвивающим программам Абанской ООШ №1;

  • Порядком аттестации о промежуточной аттестации по дополнительным

общеобразовательным (общеразвивающим) программам Абанской ООШ №1;

  • Правилами приема обучающихся в дополнительные общеобразовательные

программы Абанской ООШ №1.

Актуальность программы. Физическое воспитание составляет неотъемлемую часть воспитания и направлено на укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие молодежи с целью подготовки ее к жизни, труду и защите своей Родины. Несомненно, эти и другие важные задачи для детей разных возрастов решает такой вид спорта как хоккей. Хоккей является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости).

Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Данная программа разработана на основе примерной программы под ред. Воронина Ю.А. М. 2000 г. для специализированных детско-юношеских школ .

Отличительные особенности Программы. Педагог дополнительного образования зачисляет на базовый уровень всех желающих заниматься хоккеем при отсутствии медицинских противопоказаний. Поэтому главными направлениями учебного процесса являются:

1. Создание условий для развития личности юных спортсменов;

2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены;

3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных хоккеистов;

4. Формирование знаний, умений и навыков по хоккею;

5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом;

6. Достижение оптимального для данных этапов уровней технической и тактической подготовленности юных хоккеистов.

Цель программы: развитие физических качеств, личностных

качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий хоккеем.

Задачи:

- укрепление здоровья, формирование навыков адаптации к жизни в обществе;

- получение начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;

- удовлетворение индивидуальных потребностей в занятиях физической культуры и спортом;

- выявление, развитие и поддержка талантливых обучающихся.

Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика физических способностей ребенка. По итогам первичной диагностики в зависимости от данных и специальной подготовки дети, поступающие в объединение, могут быть приняты в группы стартового уровня обучения.

Программа рассчитана на годичный цикл обучения, разработана для работы с детьми от 12 до 16 лет

Весь учебный материал программы рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умении и навыков. В работе с учащимися обязательным является дифференцированный подход к определению содержания, объема и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Руководитель, подбирая материал, наряду с новыми должен обязательно включать упражнения из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования. Программой предусматривается изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, специальной, технической и тактической, инструкторской и судейской подготовке, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке.

Изучение теоретического материала осуществляется в форме беседы, которые проводятся, как правило, в начале занятий. Используются наглядные пособия, схемы, ученые фильмы.

Основная цель занятий по общей и специальной физической подготовке – содействие формированию растущего организма, разностороннему физическому развитию, улучшению здоровья занимающегося, подготовка к быстрейшему освоению элементов игры. Для контроля за уровнем общей и специальной физической подготовленности необходимо проводить испытания по контрольным упражнениям не реже двух раз в год.

Обучение техники игры в хоккей является наиболее сложным и трудоемким процессом, поэтому на него отводится программой большая часть времени. Очень важно при обучении технике игры в хоккей

создать у учащихся правильное представление изучаемого технического приема. Для этого показ и объяснение хорошо дополнить демонстрацией схемы, учебные фильма.

Тактика игры неразрывно связана с техникой, поэтому обучение тактике начинается одновременно с изучением технических действий. Первоначальное обучение тактике следует начинать с индивидуальных, простых действий игрока без мяча; постоянного наблюдения за партнерами и соперником, выхода на свободное место, умения отрываться от соперника, «держать» его. Затем эти индивидуальные действия осуществляются с мячом. Индивидуальные тактические действия сочетают с постепенным переходом к более сложным коллективным действиям, к изучению взаимодействия игроков в защите и нападении.

Особое внимание следует уделять двухсторонним играм. Перед каждой товарищеской и календарной игрой преподаватель дает команде и отдельным игрокам установку на игру (тактические задачи). Однако установка не должна сковывать инициативу игроков. Каждому игроку дается два – три задания, которые он должен выполнять во время игры. По мере освоения командной тактики занимающиеся получают большее количество заданий. В ходе игры руководитель делает необходимые указания занимающимся.

Во время занятий необходимо привлекать учащихся к судейству. Каждый занимающийся должен хорошо ознакомиться с правилами, уметь самостоятельно судить соревнования, заполнять протоколы, писать заявку, составлять игровые таблицы.

На занятиях занимающиеся приобретают навыки инструктора – общественника. С этой целью на каждое занятие тренер назначает в качестве помощников одного или двух учащихся и дает им отдельные задания по методике обучения и тренировки. Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять упражнения, самостоятельно проводить занятия с группой.

Для более успешного освоения учебой программы занимающимися необходимо давать им индивидуальные задания, а так же задания на дом для самостоятельного совершенствования, рекомендовать для изучения литературу.

Хоккей довольно травмоопасный вид спорта. В своем большинстве спортивные травмы – следствие не соблюдения занимающимися всех требований, предъявляемых на занятиях. Поэтому с целью сокращения случаев травматизма необходимо перед началом занятий ознакомить учащихся с причинами, порождающими травмы, правилами Т.Б., требовать знание правил игры и их выполнения. Для обеспечения безопасности учащиеся на занятия без защитного снаряжения не допускаются. Руководитель должен внимательно следить, чтобы на тренировках и в игре не применялись грубые действия, опасные приемы; бороться с неуважением к товарищам по команде и к сопернику.

Уровень программы

Год обучения

Возраст обучающихся

Количество обучающихся в группе

Базовый

1

Разновозрастная

До 14

Формы организации учебных занятий и режим занятий:

  • учебно – тренировочное занятие;
  • учебная игра;
  • соревнование;
  • товарищеская встреча;
  • круговая тренировка;
  • открытое занятие;
  • демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;
  • сбор-анализ занятий, мероприятия.

Занятия в каждой группе проходят 1 раза в неделю, продолжительность занятия зависит от уровня освоения программы.

Уровень программы

Год обучения

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество в год

Базовый

1

1 ч. 30 мин.

1

2

72

ИТОГО

72

Воспитательная работа

В программе ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.

При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:

  • необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
  • ориентироваться на положительный образец;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • необходимо добиваться отрицательного отношения к вредным привычкам.

Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.

Основные условия воспитательной работы:

  • комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;
  • создание субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогами;

систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимся результатов и мотивов поступков и действий каждого.

Планируемые результаты программы.

Личностные отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности.

Предметные результаты характеризуют умение и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по хоккею.

Базовый уровень 1 год обучения

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • формирование знаний о

хоккее и его роли в укреплении здоровья;

  • умение рационально

распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

  • знакомство с элементами

техники и тактики игры;

  • имеет первоначальные навыки игры.
  • определение наиболее

эффективных способов достижения результата;

  • умение находить ошибки

при выполнении заданий и уметь их исправлять.

Работает в группе – устанавливает рабочие отношения, планирует общие способы работы.

  • понимание необходимости

личного участия в формировании собственного здоровья;

  • навыки формирования

собственной культуры здорового образа жизни;

  • знания о функциональных

возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

  • готовность и способность к

саморазвитию и самообучению;

  • готовность к личностному

самоопределению;

  • уважительное отношение к

иному мнению.

Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость овладения технико-тактическими элементами игры, уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и поведение на занятиях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Ожидаемый результат

В результате однолетнего освоения программы подростки приобретают следующие знания, умения и навыки:

- выполняют основные технические приемы и действия;

- знают и выполняют нормативы по общей и специальной физической подготовке;

- умеют применять технические и тактические приемы в соревновательном процессе;

- умеют использовать полученные знания и умения для дальнейшего совершенствования физической подготовленности;

Форма подведения итогов: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы.

Учебный план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

1

2

3

II

4

5

6

7

8

9

Теоретическая подготовка

Ф.К. и спорт в России.

Правила игры, место занятий, оборудование, инвентарь.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль.

Практическая подготовка

Общая и специальная физическая подготовка.

Техническая подготовка.

Тактическая подготовка.

Выполнение контрольных нормативов

Инструкторская и судейская практика.

Соревнования.

1

1

1

18

18

17

4

4

10

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

18

18

17

4

4

10

10

Форма контроля

Сдача контрольных нормативов

Итого

72

3

69

Содержание программного материала.

Теоретическая подготовка.

1 Физическая культура и спорт в России.

Обзор спортивных новостей; отслеживание соревнований по хоккею (чемпионат КХЛ, чемпионат мира, олимпийские игры); выдающиеся Российские спортсмены; достижения сборной России в спорте; средне специальные и высшие физкультурные учебные заведения края, условия поступления.

2 Правила игры , место занятий, оборудование и инвентарь.

Виды соревнований. Система розыгрыша: круговая, групповая, с выбыванием, смешанная. Составления календаря соревнований. Заявка. Протокол. Ремонт защитного снаряжения и формы, заточка коньков.

3 Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, самоконтроль.

Оказание медицинской помощи при ушибах, ссадинах, вывихах, обморожениях, переломах, потере сознания. Методика самоконтроля: признаки переутомления, переохлаждения, перегрева; контроль за массой, сном, аппетитом, изменением частоты сердечных сокращений под влиянием физических нагрузок.

Общая и специальная физическая подготовка.

Бег в медленном темпе 25 - 30 минут. Кросс 1000 – 3000 м. Бег 100 м и 500 м. Бег с изменением скорости и направления движения. Челночный бег. Эстафеты. Бег в парах с сопротивлением.

Общеразвивающие упражнения. Подтягивание на перекладине, подъем переворотом, выход силой. Прыжки в длину, высоту. Метание 150 граммового мяча на дальность и точность.

Спортивные игры (футбол, баскетбол, хоккей на роликовых коньках). Лыжные гонки 5 км.

Техническая подготовка.

Бег на коньках с изменением скорости и направления движения; то же спиной вперед. Повороты, торможения, остановки. Маневрирование. Ведение мяча. Передача в движении. Остановка мяча клюшкой. Броски, удары, подкидка шайбы. Подправление. Добивание. Обманные движения. Финты клюшкой. Финты с изменением направления и скорости движения. Отбор шайбы. Воздействие на соперника, владеющего шайбой, с акцентом на его клюшку. Замена игроков.

Техника игры вратаря: выбор места; ловля шайбы; игра ногами. Игра на выходе. Управление защитой.

Тактическая подготовка.

В обороне: противодействие передачам, броскам, действие у борта, спаренный отбор, страховка.

В нападении: выход из зоны защиты, прохождения средней зоны, вход в зону нападения, создание локального численного преимущества.

Соревнования. Не менее 3 игр в сезоне. Установка на игру. Индивидуальные задания. Разбор игры.

Инструкторская и судейская практика. Судейство тренеровочных игр.

Контрольные испытания по общей физической подготовке.

Контрольные испытания

отл

хор.

уд

1

Отжимание в упоре лежа

35

31

24

2

Подтягивание на перекладине

-

-

-

3

Бег на 60 м

10,9

11,1

11,4

4

Бег 300 м

5

Прыжок в длину с места

182

176

160

6

Комплексный тест на ловкость

Условия реализации программы.

Для проведения тренировочного процесса и решения задач по обучению занимающихся основными требованиями к материально-технической базе и инфраструктуре организации являются:

− Наличие игрового зала и спортивной площадки.

− Наличие раздевалок.

− Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для прохождения уровней освоения образовательной программы: шайбы, обручи, перекладина, гимнастическая скамейка, стенка, секундомер, фишки, конусы.

Требования к результатам реализации Программы

  • формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
  • освоение основ техники по виду спорта хоккей;
  • всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
  • укрепление здоровья спортсменов;

отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта хоккей.

Контрольные испытания

отл

хор.

уд

1

Бег на коньках на 36 м

2

Бег на коньках на 36 м спиной вперед

3

Челночный бег 9*6 м

4

Слаломное передвижение на коньках без клюшки

5

Слаломное передвижение на коньках с клюшкой

6

Техника владения клюшкой

Контрольные испытания и нормативы, определяющие уровень специальной физической подготовленности.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Дата

Содержание учебного материала

Методические указания

1

Правила Т Б. Физическая культура и спорт в России. Правила игры, оборудование.

2

ОФП. Развитие быстроты. Игра мини -футбол.

Бег 30-60 м на время

3

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

Медленный бег 5-10 мин. Кросс 1000 м.

4

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

Челночный бег.

5

Развитие силы. Игра мини-футбол.

Подтягивание на перекладине (2-3 подхода).

6

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

У. на потягивание на гимнастических матах.

7

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

У. с эспандерами, гантелями, малой штангой.

8

Развитие быстроты. Игра мини-футбол.

9

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

10

Сдача контрольных нормативов по О.Ф.П.

11

Техническая подготовка. Посадка хоккеиста. Передвижение на коньках.

12

Скольжение лицом вперед, спиной вперед.

13

Бег широким и коротким шагом.

14

Торможение. Маневрирование.

15

Способы держания клюшки при ведении и бросках.

16

Владение клюшкой и шайбой. Ведение шайбы.

Ноги согнуты в коленях, вес тела перенесен на носки стоп.

17

Передача и остановка шайбы на месте и в движении.

18

«Обработка» шайбы, передача от борта.

19

Бросок с «удобной» и «неудобной» стороны.

20

Удар с места и в движении.

21

Удар с передачи партнера. Техника игры вратаря

22

Тактическая подготовка. Функции игроков (нападающий, защитник).

23

Индивидуальные тактические действия игроков

24

Виды защиты.

25

Учебные игровые задания.

26

Сдача контрольных нормативов по С.Ф.П.

27

ОФП. Развитие быстроты. Игра мини-футбол

28

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

29

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

30

Развитие силы. Игра мини-футбол.

31

Развитие силовой выносливости. Игра мини-футбол.

32

Развитие гибкости. Игра мини-футбол.

33

Развитие быстроты. Игра мини-футбол

34

Развитие выносливости. Игра мини-футбол.

35

Развитие ловкости. Игра мини-футбол.

36

Развитие силы. Игра мини-футбол.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

Уровень

Год обучения

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Всего часов в год

Базовый

1 год обучения

1 час 30 минут

1 раз

72

1 год обучения

Начало учебного года

Начало учебных занятий

Окончание учебного года

36 уч. недели

Зимние каникулы

Методическое приложение.

Программа реализуется на базе Абанской основной общеобразовательной школы №1, где имеются необходимые условия.

Для занятий необходимы: хоккейная коробка стандартных размеров с освещением, с бортами, с защитной сеткой за воротами, с соответствующей разметкой и со скамейками (защищенными от снега и ветра) для запасных игроков; инвентарь для заливки и расчистки катка; защитное снаряжение, коньки, клюшки, шайбы, хоккейные трусы и свитера на каждого занимающегося; помещения для переодевания, хранения и сушки хоккейной формы, душ.

На занятиях по хоккею можно использовать различные эстафеты подвижные игры способствующие улучшению техники катания (круговая эстафета, челночный бег, салки и т. П.), игровые задания которые проектируют ту или иную игровую ситуацию. Например; игра одного защитника против одного нападающего, одного защитника против двух нападающих, двух защитников против двух нападающих, двух защитников против трех нападающих с атакой на одни ворота. Так же использовать двусторонние игры 2х2, 3х3, 2х3

Литература для педагога.

1. Матвеев. Ю. А., Ульянов В. А. Мастера хоккея – будущим мастерам. М. 2000 г.

2. Хоккей. Правила соревнований. М. 2001 г.

3. Программа по хоккею с шайбой для учреждений дополнительного образования. Под ред. Воронина Ю.А. М. 2000 г.

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

1. Горский Л. Тренировка хоккеистов. М. 1999 г.;

Климин В.П., Колосков В.И. Подготовка хоккеистов: техника, тактика. .М. 2000 г.

2. Нерсесян Л.С. Экспериментальное исследование психологической готовности к спортивной игровой деятельности (На материале хоккея) : автореф канд. пед. наук / Л. С. Нерсесян ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2005. – 279 с

3. Кривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей» / А.А. Кривошеин - М.: «Просвещение». с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа по настольному теннису (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность, разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от #1075;. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от #1075;. № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Уставом Абанской ООШ №1;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеразвивающим программам Абанской ООШ №1;

  • Порядком аттестации о промежуточной аттестации по дополнительным

общеобразовательным (общеразвивающим) программам Абанской ООШ №1;

  • Правилами приема обучающихся в дополнительные общеобразовательные

программы Абанской ООШ №1.

Данная программа разработана на основе примерной программы под общ.ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. - М.: Советский спорт, 2009. для специализированных детско-юношеских школ и школ олимпийского резерва.

Актуальность программы. Физическое воспитание составляет неотъемлемую часть воспитания и направлено на укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие молодежи с целью подготовки ее к жизни, труду и защите своей Родины. Несомненно, эти и другие важные задачи для детей разных возрастов решает такой вид спорта как настольный теннис. Этот вид спорта является одним из средств решения основных задач физического воспитания: укрепления здоровья, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости).

Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности у обучающихся, имеет оздоровительную направленность, а также благотворно воздействует на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Отличительные особенности в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Цель программы: развитие физических качеств, оздоровление и укрепление организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

Задачи программы:

Обучающие:

- освоить технику игры;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

Развивающие:

- содействовать всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- повысить уровень физической подготовленности, совершенствовать технико - тактическое мастерство;

- развить мотивацию обучающихся к познанию.

Воспитательные:

- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;

- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

Во время приема и формирования групп происходит первичная диагностика физических способностей ребенка. По итогам первичной диагностики в зависимости от данных и специальной подготовки дети, поступающие в объединение, могут быть приняты в группы стартового уровня обучения.

Программа рассчитана на годичный цикл обучения, разработана для работы с детьми от 9 до 16 лет

Весь учебный материал программы рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умении и навыков. В работе с учащимися обязательным является дифференцированный подход к определению содержания, объема и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и физической подготовленности занимающихся. Руководитель, подбирая материал, наряду с новыми должен обязательно включать упражнения из ранее усвоенного учебного материала для его закрепления и совершенствования. Программой предусматривается изучение теоретического материала, проведение практических занятий по физической, специальной, технической и тактической, инструкторской и судейской подготовке, инструкторская и судейская практика, участие в соревнованиях, сдача контрольных нормативов по физической и технической подготовке.

Уровень программы

Год обучения

Возраст обучающихся

Количество обучающихся в группе

Базовый

1

Разновозрастная

До 14

Формы организации учебных занятий и режим занятий:

  • учебно – тренировочное занятие;
  • учебная игра;
  • соревнование;
  • товарищеская встреча;
  • круговая тренировка;
  • открытое занятие;
  • демонстрация видеоматериалов с комментариями и анализом;
  • сбор-анализ занятий, мероприятия.

Занятия в каждой группе проходят 1 раза в неделю, продолжительность занятия зависит от уровня освоения программы.

Уровень программы

Год обучения

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Количество часов в неделю

Количество в год

Базовый

1

1 ч. 30 мин.

1

2

72

ИТОГО

72

Воспитательная работа

В программе ведущее место занимают вопросы подготовки всесторонне развитых, трудолюбивых, дисциплинированных активных и инициативных граждан. Реализация воспитательных задач осуществляется в процессе систематических, регулярных, тренировочных занятий, в процессе спортивных соревнований. Волевые качества воспитываются на преодолении трудностей. При совершенствовании техники, тактики игры, в процессе физической подготовки надо предусматривать развитее личностных качеств ребят. Важная воспитательная работа тренера - создание дружного, сплоченного коллектива, воспитание их в духе коллективизма, дружбы и товарищества.

При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:

  • необходимо знать, какие привычки помогают спортсмену проявить себя в тренировке и соревнованиях;
  • ориентироваться на положительный образец;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • необходимо добиваться отрицательного отношения к вредным привычкам.

Процесс формирования нравственного поведения связан с необходимостью использовать методы педагогической коррекции посредством поощрения и наказания.

Основные условия воспитательной работы:

  • комплексное использование индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия учащихся;
  • стимулирование самостоятельности учащихся, адекватных их нравственно-волевой зрелости;
  • создание субъект - субъектных отношений между учащимися и педагогами;

систематический анализ и моральная оценка педагогом и учащимся результатов и мотивов поступков и действий каждого.

Планируемые результаты программы.

Личностные отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности.

Предметные результаты характеризуют умение и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы по настольному теннису.

Базовый уровень 1 год обучения

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

  • формирование знаний о

настольном теннисе и его роли в укреплении здоровья;

  • умение рационально

распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

  • знакомство с элементами

техники и тактики игры;

  • имеет первоначальные навыки игры.
  • определение наиболее

эффективных способов достижения результата;

  • умение находить ошибки

при выполнении заданий и уметь их исправлять.

Работает в группе – устанавливает рабочие отношения, планирует общие способы работы.

  • понимание необходимости

личного участия в формировании собственного здоровья;

  • навыки формирования

собственной культуры здорового образа жизни;

  • знания о функциональных

возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;

  • готовность и способность к

саморазвитию и самообучению;

  • готовность к личностному

самоопределению;

  • уважительное отношение к

иному мнению.

Основными критериями оценки работы учащихся являются качество и скорость овладения технико-тактическими элементами игры, уровень развития физических способностей, желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям, дисциплина и поведение на занятиях.

Прогнозируемые результаты обучения.

После года обучения учащиеся должны знать:

- Историю возникновения настольного тенниса.

- Оборудование и инвентарь.

- Правило поведения в спортивном зале.

- Правила игры. Техника безопасности при игре в настольный теннис.

- Значение начальной расстановки игроков при парных встречах.

- Гигиена и режим дня спортсмена.

- Система провидения соревнований.

Должны уметь:

- Правильно и точно подавать и принимать подачи.

- Выполнять атакующие и защитные технико-тактические приёмы как на месте так и в движении.

- Правильно передвигаться у стола при парных встречах.

Контроль результатов обучения по программе

Текущий контроль успеваемости проводится по итогам обучения по разделам программы в форме итогового занятия, на котором проводится наблюдение за игрой детей.

Промежуточная аттестация: сдача контрольных нормативов


Содержание программы

Техника: совершенствование, передвижения и координация

Теоретический компонент:

Упражнения с ракеткой и мячом. Техника передвижения у стола, координация. Точность попадания.

Практический компонент:

Атака, контратака. Подача мяча.

Тактика: отработка технико-тактической комбинации

Теоретический компонент:

Теоретические примеры.

Практический компонент:

Удары справа и слева. Срезка в ближнюю и дальнюю зону. Тактические приёмы. Возврат мяча срезкой слева влево.

Индивидуальная подготовка

Теоретический компонент:

Индивидуальный разбор упражнений.

Практический компонент:

Совершенствование техники выполнения индивидуального приёма.

Игры на счёт

Теоретический компонент:

Правила игры.

Практический компонент:

Практика. Игры на счёт: короткие и длинные партии.

Простые упражнения по элементам (без усложнений)

Теоретический компонент:

Совершенствование подач и их приёма.

Практический компонент:

Имитация ударов на столе. Упражнения на развитие скорости удара.

Контроль нормативов физического развития

Теоретический компонент:

Контроль нормативов технической подготовки. Тесты итоговые.

Практический компонент:

Сдача нормативов. Индивидуальная работа.

Условия реализации программы

Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым: теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса, методическая литература.

Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурно-спортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в настольный теннис.

Методическое обеспечение

№ п/п

Разделы и темы

Формы занятия

Приемы и методы организации занятий

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение

1

Техника: совершенствование передвижения и координации.

Беседа, рассказ, показ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса.

2

Тактика: отработка технико – тактической комбинации.

Беседа, рассказ, показ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса.

3

Индивидуальная подготовка.

Беседа, рассказ, показ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса.

4

Игры на счёт.

Беседа, рассказ, показ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса.

5

Простые упражнения по элементам (без усложнений).

Беседа, рассказ, показ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса.

6

Контроль нормативов физического развития.

Беседа, рассказ, показ.

Словесный, наглядный.

Литература, фотоматериал.

Тетрадь для записей и зарисовок, ручка, простой карандаш, ластик, теннисные столы, сетки для настольного тенниса, ракетки для настольного тенниса, мячи для настольного тенниса.

Оценочные материалы

Критерии текущего контроля успеваемости, проводимых в форме наблюдения

Низкий уровень – учащийся имеет знания о правилах игры, владеет простейшими основами техники настольного тенниса, умеет проводить специальную разминку теннисиста, знаком с правилами проведений соревнований по данному виду спорта.

Средний уровень – учащийся имеет более глубокие знания о правилах игры и спорных ситуациях, хорошо владеет арсеналом технических приёмов и применяет их на практике, знаком с основами судейства в настольном теннисе, умеет составлять график соревнований в личном зачёте и определять победителя.

Высокий уровень - учащийся имеет глубокие знания о правилах игры в настольный теннис, владеет такими техническими приемами как: накат справа и слева по диагонали, накат справа и слева поочерёдно, накат справа и слева в один угол стола, топ – пин из разных положений. Учащийся умеет проводить и судить соревнования в группах младшего возраста.

Оценочные материалы для промежуточной аттестации, проводимой в форме сдачи нормативов и спарринг - тренировки.

Упражнения для сдачи нормативов

Набивание мяча (кол-во раз) - Юноши: 20 – 25. Девушки: 15 – 20.

Подрезка (кол – во секунд без потери мяча) – Юноши: 30 – 35 с. Девушки: 25 – 30 с.

Накат (кол – во раз в серии) – Юноши: 15-20. Девушки: 10 – 15.

Подача (кол – во раз, 10 попыток) – Юноши: 9 попаданий. Девушки: 7 попаданий.

Спарринг игра – это вид игры в настольном теннисе, при котором ваш партнёр – игрок заменяет соперника во время тренировки. Для спарринга лучше выбирать игрока более высокой квалификации. Такая тренировка дает возможность увидеть уровень исполнения технических элементов, к которому стоит стремиться.

Критерии оценки результатов:

• Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием;

• Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

• Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после

подсказки педагога.

Календарно-тематическое планирование

Занятия

Дата

Содержание учебного материала

1

Правила Т Б. Оборудование и инвентарь.

2

Ф.К. и спорт в России. Стойки и перемещения, имитация ударов слева и справа, имитация сочетаний ударов.

3

Ф.К. и спорт в России. Имитация перемещений в трехметровой зоне у стола по схеме «треугольник».

4

Ф.К. и спорт в России. Имитация перемещений в трехметровом квадрате по схеме «восьмерка». Прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку.

5

Ф.К. и спорт в России. Удары: толчок тыльной стороной ракетки без вращения мяча. Подачи: толчком слева без вращения мяча. Двусторонняя игра.

6

Ф.К. и спорт в России.Удары: прием ударов с подставками слева без вращения мяча. Подачи: удары с права без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх. Двухсторонняя игра.

7

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Удары: накат слева против несильной подрезки с вращением мяча вниз. Подачи: справа вращением мяча вверх. Двухсторонняя игра.

8

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Удары: накат слева против несильного наката с вращением мяча вверх. Подачи: ударом слева подрезкой мяча вниз. Двухсторонняя игра на счет.

9

Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Удары: накат справа против несильного наката с вращением мяча вверх. Подачи: ударом справа подрезкой мяча вниз. Двухсторонняя игра на счет.

10

Сдача контрольных нормативов по О.Ф.П. и С.Ф.П.

11

Влияние Ф.У. на организм занимающихся. Сочетание различных ударов: накатом слева и справа

12

Сочетание различных ударов: накатом слева и справа поочередно против подставки без вращения мяча.

13

Затем против подрезки с вращением вниз.

14

Удары накатом слева и справа против контратак.

15

Удары накатом слева и справа против контратак с вращением вверх.

16

Сочетания сложных подач с атакующими и защитными ударами.

17

Поочередные удары слева и справа по диагонали.

18

Применение целесообразных технических приемов.

19

Игры на счет, нападение против защиты.

20

Игры на счет, нападение против защиты подставками.

21

Игры на счет подрезками и против контрнападения.

22

Парные игры команд мальчиков и девочек, смешанные пары.

23

Правила парных игр. Организация соревнований, система их проведения.

24

Совершенствование изученных приемов игры.

25

Согласованность действий при парной игре, тактика игры.

26

Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча.

27

Гигиена и режим дня спортсмена. Сочетание сложных подач с контратакующими ударами. Учебная игра на счет.

28

Поочередные удары слева и справа по диагонали против атакующих ударов «восьмеркой» (по прямой и по диагонали) Подачи: подрезкой мяча справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа. Учебная игра на счет..

29

Удар справа топ-спин против подрезки, то же – против длинной подачи подрезкой.

Подачи: с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении. Учебная игра на счет.

30

Парные игры с применением изученных атакующих ударов. Защита свечкой с верхним вращением мяча. То же – с вращением мяча вверх и в сторону.

31

Сильный завершающий удар справа без вращения с направлением удара в центр стола, ближе к сетке, на край стола.

32

Удары: слева против подставок и контрударов с различными вращениями мяча, справа против подставок, подрезок и контрударов с различными вращениями,

33

Прием сложных подач подставкой слева, подкруткой справа.

34

Выполнение серийных ударов.

35

Тактика одиночной игры с противниками: защитниками, нападающими, универсальными игроками.

36

Совершенствование подач различной длины и направлений.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

уровень

Год обучения

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю

Всего часов в год

базовый

1 год обучения

1 час 30 минут

1 раз

72

1 год обучения

Начало учебного года

Начало учебных занятий

Окончание учебного года

36 уч. недели

Зимние каникулы

Использованная литература:

Список литературы для педагога.

1. Барчукова Г.В. Программа по настольному теннису для спортивных школ- М., 2004.

2. Барчукова Г.В., Богушас В.М., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса. - М.: Академия, 2006.

3. Барчукова Г. В. Учись играть в настольный теннис. - М.: Советский спорт, 1989

4. Богушас В.М. Играем в настольный теннис. - М.: «Просвящение», 1987.

5. Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. - Кишинев, 1973.

6. Лапина Т.Н. Теннис, сквош, пинг-понг. - СПб, 2005.

7. Серова Л.К., Скачков Н.Г. Умей владеть ракеткой. - М.: Лениздат, 1989.

8. Фримерман Э.Я. Краткая спортивная энциклопедия. Настольный теннис.

- М.: Олимпия Пресс, 2005.

#1061;удец Р. Настольный теннис. Техника с Владимиром Самсоновым. - М.: Виста Спорт, 2005.

10. Теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / под общ.ред. проф. В. А. Голенко, проф. А. П. Скородумовой. - М.: Советский спорт, 2009

Список литературы для детей.

1. Г.Б. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.:

2. Советский спорт, 2004год.Ю.П.Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:

3. Ф и С, 1979год.О.В. Матыцин. Настольный теннис. Неизвестное об известном. М.: РГАФК,1995 год.

4. Кривошеин А.А. «Прогнозирование роста и развития детей» / А.А. Кривошеин - М.: «Просвещение». с.



Предварительный просмотр:

Футбол

Волейбол

Хоккей - Ринг-бенди

1 тур  (кубок Абанского района  (3 место) 6 команд

1 тур  (кубок Абанской ООШ №1 (3 место) 9 команд

Турнир Абанской ООШ №1

2 место хоккей 4 команды

2 место ринг-бенди 4 команды

2 тур  (кубок Абанского района  (4 место) 6 команд

Кубок «Энергетиков» (3 место) 5 команд

3 тур  (кубок Абанского района  (3 место) 6 команд

2 тур (кубок Абанской ООШ №1 (2 место) 8 команд

4 тур  (кубок Абанского района  (4 место) итоговое 4 место из 6 команд

Турнир посвященный 23 февраля (1 место) 5 команд

Турнир посвященный «Маркову» (2 место) 5 команд

Кубок «Богуцкого» (4 место) 6 команд

Межрайонный турнир открытие спортивной площадки (3 место) 6 команд

Турнир посвященный 8 марта

(1 место) 6 команд

День «Физкультурника» (1 место) 5 команд

3 тур  (кубок Абанской ООШ №1 (2 место) 8 команд

Рождественский кубок (3 место) 6 команд

Кубок «Пожарной части» (4 место) 7 команд

Турнир посвященный памяти учителю физической культуры Цитовичу Роману Александровичу (1 место) 5 команд

4 тур  (кубок Абанской ООШ №1 (2 место) по итогам 4 туров (2 место) 6 команд

День «Физкультурника» (3 место) 5 команд

Рождественский кубок среди мужчин (3 место) 6 команд

Рождественский кубок среди девушек (3 место) 5 команд

Межрайонный турнир по волейболу среди девушек

г. Иланск (3 место) 5 команд