Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по «Обучению грамоте»
Группа: старшая № 11
Воспитатель: Сохрокова Марина Заурбиевна
Тема: «Повторение и закрепление пройденного»
Цель: закрепить навык различения гласных и согласных звуков в слогах, словах; продолжать учить звукослоговому анализу слова.
Задачи:
- воспитательные: воспитывать доброжелательность, отзывчивость, уважение друг к другу; воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением; воспитывать усидчивость, умение активно работать.
- развивающие: развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие внимания, мышления.
- обучающие: обобщение знаний о звуковом анализе слова; дифференциация понятий "гласные и согласные звуки".
Материально-техническое обеспечение:
- аудиозапись песенки из м/ф "Паровозик из Ромашково";
- воздушные шары красного и синего цвета;
- разрезные гласные буквы;
- разрезные согласные буквы;
- цветки красного и синего цвета.
Предварительная работа: беседы о доброжелательном отношении друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Интеграция образовательных областей: развитие речи и коммуникативных способностей детей: связная речь, звуковая культура речи; развитие сенсорной культуры, кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе; физическое развитие.
Задачи | Содержание совместной деятельности | Методы, приемы, формы, возможные виды деятельности | Предполагаемый результат |
1 этап – ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | |||
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. | Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними! - Здравствуйте! Ребята давайте покажем им, что мы умеем и чему научились. - Да, давайте покажем! /дети отвечают/ Воспитатель: Сначала ребята давайте вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить. - Говорим всегда красиво, четко и неторопливо - Плавно, громко говорим и, конечно,- не спешим. Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в необычный город под названием Звукаринск.
| Словесный метод (воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой) Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Положительный эмоциональный настрой. Готовность к восприятию новой информации. Вовлечение детей в беседу. |
2 этап – ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ | |||
Создать проблемную ситуацию | Проезжая разные станции ребята, мы должны вспомнить все гласные и согласные буквы, которые мы уже знаем, будем составлять из них слоги и слова. Так на чём же можно поехать в этот город? /дети называют разные виды Транспорта/ А давайте мы поедем на паровозике! Занимайте места в поезде! Поехали! (звучит песенка из м/ф "Паровозик из Ромашково" дети проходят на свои места за столы)
| Беседа с детьми | Дети формулируют вывод, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации и решить проблему. Самостоятельно высказывают предположения, что делать. |
3 этап – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО | |||
Спроектировать решение проблемной ситуации. Актуализировать имеющийся у детей опыт, начать решать проблемную ситуацию. Закрепить, расширить, обобщить представления детей по теме образовательной деятельности. | А чтобы не скучать в дороге, я буду загадывать загадки, а вам их нужно отгадать и назвать первый звук в отгадке.
Загадки: Сам – алый, сахарный; кафтан – зеленый. бархатный. (арбуз) Первый звук _А
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками. Порой пуста, как дудочка, А петь не может .. (удочка)
Не моторы, а шумят. Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят (осы).
- Какие звуки мы назвали? - Гласные! /дети отвечают/
Воспитатель: - А почему они гласные?
- Потому что они поются. /дети отвечают/
- А какие еще звуки бывают? - Согласные! /дети отвечают/
- Молодцы!
- Вот ребята мы приехали к первой остановке. Она называется станция Слоговая.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите пожалуйста на ваши столы. Там лежат бумаги с нарисованными тучками. На тучке мы видим гласные буквы. А ещё внизу под тучкой нарисована лужица. На лужице видны разные у всех согласные буквы. Давайте попробуем составить из них слоги. Дождик капает из тучки на лужицу, получаем следующие слоги: А+Н = АН У+Н=УН О+Н=ОН И+Н=ИН /дети тоже показывают и отвечают/
Воспитатель: - Давайте теперь отгадаем загадку. А отгадку разделим на слоги:
Нас ты видишь каждый день В книжке на странице, Нам ни капельки не лень В строчки становиться. - (Буквы). - Сколько слогов? - Два! /дети отвечают/ - Молодцы! Наш паровозик едет дальше.
| Беседа, диалог с детьми, игра фантазирование. | Дети находят верный способ как решать проблемную ситуацию. Осознают связь между решением проблемной ситуации и своими действиями. Получают опыт познавательной деятельности, проявляют инициативу, любознательность, закрепляют навыки самостоятельно действовать и решать интеллектуальные задачи адекватные их возрасту. |
4 этап – ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | |||
Сменить вид деятельности предупредить утомляемость | - А теперь мы приехали на станцию Физкультурная. Давайте поиграем в игру и разомнемся немножко.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды им раздаются буквы, гласные и согласные. На полу лежат цветочки красный и синий.
Воспитатель: - Представьте себе ребята, что вы пчелки, летаете под музыку вокруг цветочков, как только музыка закончилась вы должны подлететь к своему цветочку (дети с гласными буквами к красному а с согласными к синему)!
Воспитатель: - Молодцы ребята, вам понравилась игра? - Да, понравилась! /дети отвечают/
Воспитатель: - Мы немного поиграли, но нам нужно отправляться дальше. | Игровые приемы | В ходе динамической паузы дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку, получают новый игровой опыт |
5 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | |||
Научить детей новым способам действий | - Пока мы едем до следующей станции ребята, я предлагаю вам поиграть еще в одну игру "Собери пазлы". У вас на столах разрезные буквы. А вы должны их собрать. Давайте собираем! /дети собирают пазл/ - Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: - Ребята, наш паровозик прибыл на станцию "Сюрпризная". Здесь нас ожидает сюрприз. Выходите ко мне на ковер и отгадайте загадку: Круглый, гладкий, как арбуз, Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит под небеса. (воздушный шар) /дети отгадывают/
(воспитатель вносит шары синего и красного цвета) - Ребята! Эти шары не простые, а волшебные. Они дружат только со звуками. Если вы вытяните шар красного цвета, то нужно назвать гласный звук, а если синего цвета, то назовите согласный звук. (Дети по одному вытягивают за ниточки шары и называют звуки)
| Игровая деятельность | Дети учатся конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, проявляют самостоятельность |
6 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – РЕФЛЕКСИЯ | |||
Подвести итоги образовательной деятельности. | Вот наш поезд прибыл на конечную станцию в город Звукаринск. А кто живет в этом городе? - Звуки и буквы! /дети отвечают/ - Давайте вспомним, что же мы делали по дороге? - Называли звуки гласные и согласные, составляли слоги, собирали буквы и отгадывали загадки. /дети отвечают/
Воспитатель: Молодцы ребята. Вам понравилось наше путешествие? Спасибо вам ребята за веселое путешествие на паровозике. | Беседа, диалог | Дети получают эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности |