Коллегам

Современная система образования переживает период переосмысления ее философских оснований, стратегических направлений, общих целевых установок, методов и средств их достижения. Необходимость изменения обусловлена развитием современного общества, внедрением в образовательный процесс инновационных технологий, переходом к освоению новых информационно-коммуникативных технологий обучения, технологий дистанционного обучения.
 
 
                                                                                                                                       
                                                                    
 
 
 
Для педагогов школы важно использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках. Вот некоторые рекомендации:
 
  1. Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приёмам подачи информации.
  2. Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.
  3. Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приёмами.
 
Говоря о том, что подразумевает под собой понятие «информационно-коммуникативные технологии», стоит отметить, что данный инструмент универсален и может применяться в большинстве учебных ситуаций. Иными словами, ИКТ могут использоваться на любых уроках и этапах работы с материалом:
  • Объяснение темы, обозначение проблемы. Педагог может дополнить свою речь яркой мультимедийной презентацией, видео- и аудиоматериалами, схемами.
  • Самостоятельная индивидуальная или групповая работа учеников. При помощи ИКТ ребята ищут и подбирают подходящие сведения, выполняют творческие задания, сами создают мультимедиа продукты.
  • Оценка и контроль усвоения материала. Речь идет о проведении контрольных, проверочных работ в виде интерактивных онлайн-тестов, викторин. Немаловажно, что ИКТ позволяют вносить результаты в единую базу и сократить временные затраты на проверку.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx18.07 КБ
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx20.89 КБ
Файл statya.docx12.95 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Гришина Елена Алексеевна

Информационно-коммуникационные технологии

Происходящие в обществе изменения (нарастающая глобализация, укрепление социальных и экономических взаимосвязей, совершенствование информационно-коммуникационных технологий, интенсификация межкультурной и межъязыковой коммуникации и др.) влекут за собой упрочение и развитие интеллектуального потенциала молодого поколения и определяют насущную необходимость в подготовке будущих специалистов, компетентных в сфере профессиональной деятельности. П.Г. Щедровицкий обозначил наступивший век веком «мультикультурного диалога» [1]. На современное образование возлагаются большие надежды, к его содержанию и процессам обучения в межкультурной среде предъявляются высокие требования. Будущий специалист обязан уметь самостоятельно действовать и обучаться в профессиональной и межкультурной сфере в соответствии с этическими нормами и правилами. Эффективность новой системы высшего профессионального образования проверяется временем.

Современный мир отличают новые медиатехнологии, «появление которых означает возникновение нового мира» (А. Бард, Я. Со-дерквист [2, с. 26]). В научно-педагогической литературе в настоящее время существует большое разнообразие применяемых терминов. Следует определиться с основными. Так, под «информацией» понимаются все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности знания о каком-либо объекте. Соответственно, информационная технология - система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

Информационные технологии обучения -

это технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). С началом применения компьютерной техники в процессе образования появился термин «новая информационная технология обучения». Но некоторые исследователи подчеркивают, что говорить о новой информационной технологии обучения можно лишь в том случае, если она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целостность и т.д.).

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» (Д.П. Тевс, И.П. Волков, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина).

Информационные образовательные технологии (ИОТ) [3, с. 27-31] - компьютерные технологии обучения, при использовании которых основным носителем знаний и средством контроля над их усвоением становятся специальные программы, называемые программно-педагогическими средствами (ППС); технологии, в основе которых лежат современные способы обработки информации (получение, преобразование, передача, воспроизведение информации с помощью компьютера); прикладное направление информатики в области образования (В. Кинелев).

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)(И.А. Фурсевич) - технологии, ведущую роль в которых играют компьютер, Интернет и разнообразные компьютерные приложения.

Новые информационные технологии (НИТ) (Е.С. Полат) - компьютерные телекоммуникации.

Интернет-коммуникационные технологии (А.В. Демурова) - технологии, с помощью которых современное общество выходит на новый уровень: общение в виртуальном пространстве.

Компьютерные коммуникационные технологии - обмен информацией на основе использования компьютерных сетей.

Телекоммуникационные технологии (ТКТ) - это сетевые технологии, использующие глобальную сеть Интернет в синхронном и асинхронном режимах времени для развития межкультурной компетентности (Л.А. Новикова).

Новые информационно-коммуникационные/коммуникативные технологии (НИКТ) - комплекс современных средств массовой информации, включающий в себя персональный компьютер, телевизионные коммуникации, съёмочно-монтажные видеокомплексы, цифровые и лазерные видео-дисковые системы, большие проекционные устройства для лекционных аудиторий и телевидение высокой чёткости, кабельные и спутниковые системы, а также локальные и глобальные цифровые сети» [4, с. 12].

Можно утверждать, что при рассмотрении понятий под призмой их использования в обучении иностранному языку суть заключается в формировании и развитии умений и навыков иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования компьютерных коммуникаций.

Процесс применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве имеет как положительные, так и определённые отрицательные характеристики.

Положительными характеристиками информационно-коммуникационных технологий следует отметить наглядность, демонстративность, красочность, доходчивость преподносимого материала; эмоциональный план, соучастие обучаемых; актуальность, своевременность и вариативность предоставляемого материала; заинтересованность современного студента; повышение познавательной активности и мотивации; формирование коммуникативной культуры; интенсификация процесса обучения; переход от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, креативным видам работы; развитие умений работы с различными типами информации и её источниками; построение системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучаемых; развитие основных видов речевой деятельности; формирование и обогащение словарного запаса; быстрое и эффективное восприятие устной и письменной речи; выработка правильного произношения и беглого говорения и др.

Отрицательными характеристиками являются отсутствие единой педагогической концепции и основополагающих принципов использования информационных образовательных технологий; вредное влияние компьютера на здоровье обучаемых; отсутствие постоянного контакта со студентами; формальное восприятие предоставляемого материала; трудоёмкая подготовка преподавателя; дорогостоящая компьютерная оснащённость; превалирование технической работы; отсутствие достаточной технической компетентности как отдельных студентов, так и преподавателей.

Таким образом, позитивные характеристики информационно-коммуникационных технологий переплетаются с отрицательными моментами. Тем не менее, информационнокоммуникационные технологии стали инструментом решения одной из главных проблем педагогики - вызвать интерес к учебному труду, привить и совершенствовать умения и навыки работы, стимулировать к новым открытиям. Включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс не является панацеей для развития интеллектуального потенциала будущего специалиста, это средство для достижения образовательных целей, мерилом которых в конце явится сама личность будущего специалиста. Современные новообразования, новые технологии обучения, инновационные методики воспитания и организация учебного процесса имеют место только в логической взаимосвязи, взаимодействии и взаимосодействии [5, с. 170].

Слова М. Монтеня «подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы» подчёркивают значимость личности обучаемого и заставляют задуматься над научнометодическим, содержательным, воспитательным и организационным компонентами современного образования.

Литература

1. Щедровицкий П.Г. Кто и что стоит за доктриной русского мира. ru/2001/shedrovicskij-01 .htm

2. Бард А, Содерквист Я. Netократия: Новая правящая элита и жизнь после капитализма.

- СПб.: Стокгольмская Школа Экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

3. Трофимова Е. Информационные образовательные технологии: представления и реалии.

- ВВШ. - 2004. - №2.

4. МегаловаИА. Новейшие информационные и коммуникационные технологии формирования иноязычной компетенции в российских и зарубежных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000.

5. Бордовская Н.В., Реан АА. Педагогика. - СПб.: Питер, 2009.

6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

7. Фурсевич ИА. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сб. научных трудов региональных преподавателей иностранных языков. - М., 2005.

8. Углянская ОА. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сб. научных трудов региональных преподавателей иностранных языков. - М., 2005.

9. Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: монография. - М.: МИЭТ, 2004.



Предварительный просмотр:

Автор: Землякова Людмила Владимировна

Рекомендации для педагогов

по использованию информационно-коммуникационных технологий

Современную жизнь невозможно представить без компьютера. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Поэтому очень важно соблюдать определенные требования.

Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии воспитателя.

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную дидактическую игру:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления игрой.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы: хорошее освещение;

чёткое и контрастное изображение на экране компьютера; расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см. Это оптимальные условия от лица до экрана. При более близком расстоянии может возникнуть чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаз. Сидеть надо прямо, а не сбоку, поэтому одновременно заниматься за компьютером может только один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления. За компьютером дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание на внешние признаки утомляемости:

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.

3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.

Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные разминки.

Презентация выступает как средство педагогического процесса. Содержание презентации определяется содержанием той формы организации образовательного процесса, где она используется. Поэтому при оценке содержания презентации, прежде всего, учитывается соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия. Основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разнести и на несколько слайдов.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций. Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания. Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации.

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- предпочтительно горизонтальное расположение материала;

- наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье ребенка. (Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)

Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи. На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов. Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.

Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет значение и с точки зрения формирования у школьников умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть в педагогической практике они рассматриваются как форма, прием представления учебной информации. Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.

Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта. Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.

С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм. Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных. Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.

Рисунки чаще всего используются для: разъяснения абстрактных понятий теоретического материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.

Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:

четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков; соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать); разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).

Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).

Одна из самых привлекательных особенностей презентации, конечно же, интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.

Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации. С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту. Не следует увлекаться анимацией, важно помнить о содержание информации.

Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы, владеть методическими приемами использования данного ресурса. Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается педагогом по ходу, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое не будет восприниматься.

Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.

Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Педагогу важно превратить воспитанника из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация - ее структура и содержание могут обеспечивать и поддерживать взаимодействие педагога и детей.

Выполнение данных рекомендаций позволит обеспечить качественное оформление и содержание презентаций.



Предварительный просмотр:

Аннотация: Статья описывает влияние современных информационных технологий на образовательный процесс. Подчеркивается важность компьютерной грамотности в условиях стремительного развития мира. Автор выделяет значимость внедрения обучающих программ, интерактивных технологий и использование различного аппаратного оборудования в образовательном процессе. Особое внимание уделено примерам успешных школ программирования, где дети учатся с помощью игр и различных программ. Выводы статьи подчеркивают, что использование современных информационных технологий в образовании делает учебный процесс более интересным и эффективным, но важно, чтобы каждый человек стал грамотным пользователем информационных систем. Статья адресована как начинающим педагогам, так и опытным преподавателям.

Журнал: Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 1 – С. 25-28

Ссылка на статью: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1792&ysclid=lwdc5zzorr66545100