Главные вкладки
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
2014 – 2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Организация-разработчик: БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
Разработчики:
Естин В.И., преподаватель информатики БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж»
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 051001 Профессиональное обучение (по отрасли: строительство)
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
При освоении дисциплины у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе, входящие в состав ИКТ – компетентности
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Дисциплина ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка;
- составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic;
- составлять программы с использованием символьных переменных;
- создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе;
- работать со слайдами в программе для создания презентаций;
- размещать графические объекты на слайдах презентации;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- цели и задачи предмета «информатика»;
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
- понятие алгоритма и исполнителя;
- назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке;
- понятие символьных переменных, действий с ними;
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 93 часов;
самостоятельной работы обучающегося 3 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 92 |
в том числе: Лекции | 53 |
практические занятия | 37 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _________Информатика и ИКТ____________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Содержание учебного материала | 3 | 1,2 | |
1 | Предмет информатика. Цели и задачи. Правила ТБ. | |||
Тема 1. Алгоритмы и исполнители | Содержание учебного материала | 11 | 2 | |
1 | Понятие алгоритма. Понятие исполнителя. | |||
2 | Оформление алгоритмов. Алгоритмический язык. | |||
3 | Знакомство с ПЭВМ. | |||
4 | Команда ветвления алгоритмического языка. | |||
5 | Команда повторения алгоритмического языка. | |||
6 | Команда повторения «пока» в алгоритмическом языке | |||
Практические занятия | 8 | 2 | ||
#1057;оставление алгоритмов с использованием команды повторения «для» | ||||
2. Составление алгоритмов с использованием команды повторения «пока» | ||||
3. Составление алгоритмов с использованием команды повторения алгоритмического языка. | ||||
4. Составление алгоритмов с использованием команд алгоритмического языка. | ||||
Тема 2. Язык программирования QBasic, операторы | Содержание учебного материала | 18 | 2,3 | |
1 | Язык программирования QBasic. Основные понятия. | |||
2 | Операторы ввода и вывода информации | |||
3 | Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации | |||
4 | Оператор условного и безусловного перехода. | |||
5 | Составление программ условного и безусловного перехода. | |||
6 | Оператор цикла (FOR TO STEP NEXT). | |||
7 | Составление программ с использованием операторов цикла и переходов. | |||
8 | Символьные переменные. Действия с символьными переменными. | |||
9 | Составление программ с использованием символьных переменных. | |||
Практические занятия | 16 | |||
1. Составление программ с использованием операторов ввода и вывода информации | ||||
2. Составление программ условного и безусловного перехода. | ||||
3. Составление программ условного и безусловного перехода. | ||||
4. Составление программ с использованием операторов цикла и переходов. | ||||
5. Составление программ с использованием символьных переменных | ||||
6. Программирование на QBasic | ||||
7. Составление программ на языке программирования QBasic | ||||
Тема 3. Создание изображений в программе Kolour Paint | Содержание учебного материала | 5 | 2,3 | |
1. | Графический редактор Kolour Paint. Интерфейс программы. | |||
2. | Построение графических примитивов в редакторе Kolour Paint. | |||
3. | Построение графического изображение в редакторе Kolour Paint. | |||
4. | Специальные возможности графического редактора Kolour | |||
5. | Копирование и перемещение фрагментов изображения в графическом редакторе Kolour | |||
Практические занятия | 3 | 2,3 | ||
#1055;остроение изображения с использованием графических примитивов в редакторе Kolour Paint | ||||
2. Копирование и перемещение фрагментов изображения | ||||
3. Специальные возможности графического редактора Kolour Paint | ||||
Тема 4. Работа в программе Open Office | Содержание учебного материала | 6 | 2,3 | |
1. | Программа Open Office Impress. Интерфейс программы. Создание презентации | |||
2. | Сохранение и демонстрация презентации в Open Office Impress. Добавление слайда в презентацию. | |||
3. | Размещение графических объектов в на слайдах презентации. Применение эффектов анимации к объектам слайда. | |||
4. | Создание презентации с использованием шаблонов оформления. | |||
5. | Применение эффектов анимации к слайдам презентации. | |||
6. | Создание презентаций в программе Open Office Impress. | |||
Практические занятия | 4 | 2,3 | ||
1. Создание и сохранение презентации в MS Open Office Impress. | ||||
2. Размещение графических объектов в презентации. | ||||
3. Создание презентаций с использованием шаблонов оформления. | ||||
4. Применение эффектов анимации к слайдам презентации. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
1. Составить презентацию «Мои увлечения» | ||||
Тема 5. Работа в программе Open Office | Содержание учебного материала | 10 | 2,3 | |
1. | Создание презентаций в программе Open Office Impress. | |||
2. | Программа Open Office org Writer. Интерфейс программы. | |||
3. | Форматирование текстового документа. | |||
4. | Работа с фрагментом текста. | |||
5. | Работа с графическими объектами. | |||
6. | Таблицы Open Office org Writer. | |||
7. | Форматирование таблиц в Open Office org Writer. | |||
8. | Создание оглавления и указателей. | |||
9. | Работа с редактором формул. | |||
10. | Создание и использование функций автозамены и автотекста. | |||
Практические занятия | 6 | 2,3 | ||
1. Форматирование текстового документа | ||||
2. Работа с фрагментом текста | ||||
3. Работа с графическими объектами | ||||
4. Таблицы Open Office org Writer | ||||
5. Создание оглавления и указателей | ||||
6. Работа с редактором формул | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | 2,3 | ||
Дистанционный тест, экзамен. | ||||
Всего: | 93 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия компьютерного класса; лабораторий для самостоятельной подготовки студентов.
Оборудование учебного кабинета: компьютеры, проектор
Технические средства обучения: наушники, колонки
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
компьютеры, наушники, колонки
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники. - М.: Просвещение, 2003 г.
- Гейн А.Г. Информатика 8-9. - М.: Просвещение, 2006 г.
- Ляхович В.Ф. Информатика 10-11. - М.: Просвещение, 2008 г.
- Могилев А.В., Пак Н.И., Хёрнев Е.К. Информатика. - М.: ACADEMIA, 2009 г.
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. Пракутикум по информатике и информационным технологиям 10-11. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002 г.
- Операционная система ASPLinux Руководство пользователя.
- Шафрин Ю. Информационные технологии: в 2 ч. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 г.
Дополнительные источники:
- #1040;кадемия АйТи Применение ПСПО. Лекции. Часть 4
- Гейн А. Г .Информатика М.: Просвещение, 2006.
- Шафрин Ю. А. Основы компьютерных технологий.- М.:АБФ, 2007
Программное обеспечение дисциплины
- Операционная система Windows XP, Linux, приложения
- Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий.
- Программа Kolour Paint.
- Офисные программы Microsoft,
- Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD- , по курсу «Информатика»
- Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: цели и задачи предмета «информатика»; | Ситуационные задачи Педагогическое наблюдение |
различные подходы к определению понятия «информация»; | Проведение исследования в оценке достоверности информации, домашние задания |
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; | Решение проблемных задач, домашние задания |
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); | Участие в практических занятиях Работа над проектом (разработка информационной модели)
|
понятие алгоритма и исполнителя; | Работа над проектом (создание Интернет страницы) |
назначение и применение команд ветвления и повторения в алгоритмическом языке; | Создание программ
|
понятие символьных переменных, действий с ними; | Обзор образовательных ресурсов сети Интернет Создание каталога образовательных ресурсов |
Знания: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники | Тестирование, домашнее задание |
распознавать информационные процессы в различных системах | Индивидуальные (дифференцированные задания) |
составлять алгоритмы с использованием команд алгоритмического языка | Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации |
составлять программы с использованием операторов ввода и вывода информации, условного и безусловного переходов, операторов цикла и переходов на языке программирования QBasic | Работа над проектом |
составлять программы с использованием символьных переменных | Тестирование |
создавать изображения с помощью графических примитивов в графическом редакторе | Создание изображений |
работать со слайдами в программе для создания презентаций | Создание презентаций |
размещать графические объекты на слайдах презентации | Участие в практических занятиях, разработка дидактических материалов средствами автоматизации |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в текстовом редакторе | Создание текстовых документов |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ | Домашнее задание |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Область применения
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы, учитывает основные задачи образования. Она рассчитана для повышения квалификации и переподготовки.
Место в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности входит в состав математического и общего естественнонаучного цикла.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;
- использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ в образовательном процессе;
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;
- возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;
- аппаратное и программное обеспечение персонального компьютера, применяемое в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать:
общими компетенциями:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
- Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
профессиональными компетенциями:
- Проводить занятия с детьми школьного возраста.
- Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
- Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
- Создавать в группе предметно-развивающую среду.
- Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
- Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
#1059;СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного кабинета «Информационные технологии».
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, рабочие места по количеству обучающихся, классная доска, журналы по технике безопасности.
Технические средства обучения: персональные компьютеры, комплект сетевого оборудования, мультимедиа экран/интерактивная доска, проектор, звуковые колонки, микрофон, локальная вычислительная сеть, принтер, сканер.
Программное обеспечение рабочих мест:
- Операционная система;
- Браузер;
- Антивирусное ПО;
- Офисный пакет в составе
Специфика организации обучения
При изучении курса Информационные технологии в профессиональной деятельности применяются информационно-коммуникационные технологии, элементы технологии проблемного обучения, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах.
Учебные занятия проходят в виде лекций и практических работ. Итоговый контроль по дисциплине осуществляется в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся. Это нашло отражение в тематическом планировании (раздел 2, тема ; раздел 3, темы , ) при проведении практических занятий и самостоятельной работы обучающихся.
Предварительный просмотр:
Аннотация
Цель урока познакомить студентов с назначением электронной таблицы, основными понятиями и простейшими приемами работы в программе электронной таблицы Excel. Для закрепления пройденного материала студенты выполняют практическую работу на компьютере.
Тема: «Конспект урока по теме: «Электронные таблицы». Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»».Цель урока: познакомить студентов с назначением электронных таблиц, основными понятиями и простейшими приёмами работы в программе электронные таблицы Excel.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить студентов с основными понятиями электронных таблиц, о возможностях их применения на производстве, в учебном процессе и т.д.;
Воспитательные: воспитание информационной культуры студентов, дисциплинированности, внимательности и усидчивости при изучении материала.
Развивающие: развитие мышления, навыков работы на персональном компьютере.
Оборудование:
доска
настольные персональные компьютеры (16 шт.)
практическая работа с заданием
опорный конспект
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация и мотивация
- Теоретическая часть
- Практическая часть
- Вопросы студентов
- Домашнее задание
- Подведение итогов уроков
Ход урока
#1054;рганизационный момент.
Приветствие, проверить присутствующих, наличие тетрадей, учебников, внешний вид студентов.
2. Актуализация и мотивация.
Часто при работе с документацией приходиться сталкиваться с таблицами, т.к. удобно обрабатывать числовую информацию при помощи таблиц.
Сегодня на занятии мы рассмотрим прикладную программу, которая входит в пакет прикладных программ – электронную таблицу. Узнаем о ее происхождении, назначении, использовании на предприятиях, организациях, офисах, в быту и т.д.
На предыдущих занятиях, изучая MS Word, мы строили таблицы. Но лишь немногие операции можно производить с таблицами в редакторе MS Word, он не позволяет производить расширенную сортировку, фильтрацию данных, устанавливать связи между ячейками, производить подбор параметров и другие дополнительные возможности.
Начало созданию электронных таблиц было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, что бы в одни ячейки помещать числа, а в других рассчитывать математические формулы и преобразования числа.
#1058;еоретическая часть.
Назначение и область применение табличных процессоров.
Практически в любой области деятельности человека, особенно при решении планово-экономических задач, бухгалтерском и банковском учете, проектно-сметных работ, матричные вычисления в инженерных расчетах и т.д., возникает необходимость представлять данные в виде таблиц, при этом часть данных периодически меняется, а часть рассчитывается по формулам. Для проведения таких работ на компьютере были разработаны электронные таблицы.
Электронные таблицы предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме. Для управления электронной таблицей созданы специальные программные продукты - табличные процессоры. Они позволят не только создавать электронные таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных.
Табличные процессоры обеспечивают:
- ввод, хранение и корректировку данных;
- автоматическое проведение вычислений по заданным формулам;
- построение различного рода диаграмм и графиков на основе табличных данных;
- оформление и печать электронных таблиц;
- создание итоговых и сводных таблиц;
- выборку данных по запросам;
- дружественный интерфейс.
Современные табличные процессы реализуют целый ряд дополнительных функций:
- возможность работы в локальной сети;
- организация обмена данными с другими программными средствами, например, с системами управления базами данных;
- возможность работы с трехмерной графикой;
- разработку макрокоманд, настройку среду под потребности пользователя.
Основные понятия.
Как и любую другую программу пакета Microsoft Office, Excel можно запустить: в меню Пуск, выбрать пункт Программы, а затем Microsoft Excel . После активизации ярлыка осуществляется запуск программы, окно которой имеет вид, аналогичный текстовому редактору, который включает текстовое меню, графическое меню, рабочее поле. Здесь рабочее поле представлено в виде таблицы.
Документ, созданный в электронной таблице называется рабочей книгой, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, диаграммы, макросы и т.д.
Рабочее поле электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.
Имена строк – это их номера. Нумерация строк начинается с 1 и заканчивается максимальным числом, устанавливаем для данной программы.
Имена столбцов – это буквы латинского алфавита сначала от A до Z, затем от AA до AZ, BZ до BZ и т.д.
Максимальное количество строк и столбцов определяется особенностями используемой программы и объемом памяти компьютера, например, в табличном процессоре Excel 265 столбцов и более 16 тысяч строк. Современные программы дают возможность создать электронные таблицы, содержащие более 1 млн. ячеек, хотя для практических целей в большинстве случаев этого не требуется.
Пересечение строки и столбцов образует ячейку таблицы, имеющую свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки (например, А2 или С4).
Ячейка – область, определяемая пересечением столбцов и строки электронной таблицы, имеющая свой уникальный адрес.
Адрес ячейки определяется именем (номером) столбца и именем (номером) строки, на пересечении которых находятся ячейка, например А1.
Текущей (активной) называется ячейка электронной таблицы, в которой в данный момент находится курсор. Активная ячейка обычно выделяется жирной рамкой. Адрес и содержимое текущей ячейки выводятся в строке ввода электронной таблицы.
Ссылка – указание адреса ячейки.
В электронных таблицах можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок.
Блок ячеек – группа смежных ячеек, определяемая с помощью адреса. Блок ячеек может состоять из одной ячейки, строки (или ее части), столбца (или его части), а также последовательности строк и столбцов (или их частей).
Адрес блока ячеек задается указанием ссылки первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ – двоеточие ( : ) или две точки подряд (..). Если блок имеет вид прямоугольника, то его адрес задается адресами левой верхней и правой нижней ячеек, входящих в блок (например, D4:F5).
#1055;рактическая часть.
Практическая работа «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги». (Приложение1).
5. Вопросы студентов.
6. Домашнее задание.
Выучить основные понятия и определения электронной таблицы Excel.
#1055;одведение итогов урока.
Выставить студентам оценки за работу на занятии и выполнении практической работы на компьютере.
Приложение 1.
Практическая работа
Тема: «Создание, форматирование, сохранение рабочей книги»
Цель работы: получить начальные навыки работы с электронной таблицей
Порядок выполнения:
#1047;агрузите табличный процессор Excel: Пуск/Программы/Microsoft Excel
#1055;роверьте наличие режимов: (режим должен быть отмечен символом ✔)
- Вид/Обычный; Вид/Строка формул; Вид/строка состояний,
-Вид/Панель инструментов/Стандартная; Вид/Панель инструментов/Форматирование
#1057;оздайте таблицу по образцу, для этого:
- В А1 введите «ВЕДОМОСТЬ», нажмите Enter
- В А2 – на выдачу стипендии
ВЕДОМОСТЬ на выдачу стипендии за сентябрь 2010 г. Учреждение Дмитровский колледж группа № 110 | ||||
№ п/п | Фамилия И.О. | Табельный номер | Сумма | Подпись |
1. | Иванов И.И. | 7765 | 50 | |
2. | Петров П.П. | 7766 | ||
… | ………. | Итого | ||
Ведомость составил мастер Климова Г.В. |
- В А3 – за сентябрь 2010 г
- В А5 – Учреждение Дмитровский колледж
- В А6 – группа № 110
- в ячейки А8, В8, С8, D8, Е8 введите «шапку» таблицы
- введите остальные данные таблицы
- В А17 – ведомость составил мастер
- В Е17 – Климова Г.В.
4. Используя режим Автозаполнения,
заполните пустые ячейки, для этого:
- выделите диапазон А9:А10 (после выделения кнопку мышки отпустить)
- установить курсор мышки в нижний правый угол выделенного диапазона (появится черный крестик)
- нажмите и протащите вниз до А15,
- выполните предыдущие действия для диапазона С9:С10
-активизируйте ячейку D9, курсором мышки установите нижний правый угол, протащите вниз до
ячейки D15, мышку отпустить (данные скопированы)
5. Отформатируйте таблицу, для этого:
- выделите А1:E1, щелкните на Панели форматирования по кнопке Объединить и поместить в
центре
- выполните предыдущее действие для диапазонов А2:Е2, А3:Е3, А5:Е5, А6:Е6
6. Измените ширину столбца А: установите курсор в верхней адресной полосе между А и В (появится двухсторонняя стрелка), выполните двойной щелчок мышкой
- аналогично измените ширину остальных столбцов
- активируйте ячейку С8, выполните Формат/Ячейки/закладка Выравнивание, установите
режим Переносить по словам, Ок
- вручную измените ширину столбца С установите курсор мышки в адресную полосу между С и
D, протаскиванием мышки установите нужную ширину
- выделите А8:Е15, щелкните на Панели форматирования по кнопке Границы, выберите сетку
- выделите D9:D15, на панели форматирования щелкните по кнопке Денежный формат и по
кнопке Уменьшить разрядность
- используя Панель форматирования, отцентрируйте данные в таблице (кроме фамилий),
предварительно выделив соответствующий диапазон
7. Вычислите общую сумму стипендии по группе, для этого:
- активизируйте ячейку D16, щелкните по кнопке Автосумма на Стандартной панели, Enter
8. Замените значение в столбце Сумма на 80, для этого:
- активизируйте ячейку А1 и выполните Правка/Заменить
- в поле Что введите 50, в поле Заменить на введите 80, нажмите Заменить все
9. Выполните Файл/Предварительный просмотр, результат показать преподавателю, щелкнуть по кнопке Закрыть
10. Сохраните созданную таблицу, для этого выполните: Файл/Сохранить как, выберите свою Папку, измените имя файла на ПР_1, Ок. Закройте приложение Excel.