Романова Дина Юрьевна

Романова Дина Юрьевна

Тема выступления: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопед ДОУ». (из опыта работы)
Романова Д. Ю.
Учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад» «Рябинка»

Воспитание гражданственности и патриотизма сложнейшая задача воспитательного процесса, которая закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь. В этом сложном процессе задействованы все специалисты ДОУ.
Ребенок познает мир через игру, поэтому лучший способ рассказать маленькому гражданину о патриотизме – поиграть с ним. А все игры логопеда связаны с развитием речи, расширением и актуализацией словаря, освоением лексико-грамматических категорий.
Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.
• Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.
Используются следующие дидактические словесные игры:
“Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;
“Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/
Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.
• Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.
• Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.
Игры:
«Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/

Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
«Собери герб из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.
«Герб родного края»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Спас – Деменска из других знаков.

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.
Особое внимание уделяется теме о главном празднике для нашей страны «День Победы».
• Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашистами, глубокой благодарности к ветеранам войны.
Используются игры:
“Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

“Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./
Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи, в которую входят следующие направления:
правильное звукопроизношение;
лексико-грамматический строй речи;
обогащение словарного запаса детей;
развитие связной речи.
Развитие правильного звукопроизношения.

В данном направлении по выше указанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.

На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие логического мышления и долговременной памяти.

Развитие лексико-грамматического строя речи.
Использую логопедические игры, например
«Сложи и расскажи»
Цель: развивать умение концентрировать внимание, развитие мелкой моторики.
Игровые действия: из частей рисунка сложить картинку и рассказать о том, какой род войск на ней изображен

Словообразование: граница- пограничник, пограничный;
Использование предлогов: моряк — в море,
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат ( каша -солдатская.(какая?) ремень- солдатский (какой?), сапоги — солдатские (какие?)
Глаголы(действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы( Родина — отечество. Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны» , с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие «Мир — строит, война — разрушает».

Таким образом, на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.

Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!

Но главное, помнить!
ДЕТИ НАС НЕ СЛУШАЮТ, ДЕТИ НАС СМОТРЯТ!
Можно бесконечно долго играть, беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но если ребенок не видит отражения этих слов в действия взрослых, которые его окружают, все это напрасно.

Наш патриотизм очень прост: это фантик брошенный в урну, из уважения к своей земле, это посаженной дерево, с заботой о будущем поколении, это добрые слова о своей стране, вместо жалоб и нареканий.

А что можете сделать мы, чтобы помочь детям любить свою страну, дорожить ею?
Игры:
Давай по очереди называть, все что ты любишь в нашем поселке/городе. Кто больше назвал, тот выиграл!
Цепочка из слов: слова «цепляются» друг за друга последней и первой буквой, определенной тематики ( например, страна, семья, профессии и т.д.) ДоМ-МиР-РодинА…..
Игра «А все – таки это чудесно….» Учите ребенка позитивному взгляду на жизнь с самого детства, в любой ситуации можно найти «+». Например, дождь пошел, не погулять, а все - таки, это чудесно, распустятся цветы, и наш городок будет еще красивее!
Особенно очень важно в наше непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей. Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Добавить запись

Защита от спам-роботов