Информация для родителей
Уважаемые родители!
Здесь вы найдете интересные рекомендации и другую полезную информацию, которая поможет вам в развитии ваших детей.
Вы можете не только ознакомиться с информацией на сайте, а так же скачать и распечатать материалы для занятий с детьми дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Что нужно знать к 1 классу" | 107.55 КБ |
Артикуляционная гимнастика | 445.42 КБ |
НЕОБХОДИМОСТЬ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | 204.66 КБ |
Обучение детей чтению | 161.95 КБ |
Звуковой анализ слова | 100.46 КБ |
Пособие "Слышарики" | 326.61 КБ |
Звук Ш | 915.43 КБ |
Игра "Какой суп" | 513.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
- Свое имя, отчество, фамилию, свой возраст, дату рождения
- Свой домашний адрес: область, город, улицу, номер дома, квартиры, подъезда, этаж
- ФИО родителей, их возраст, профессии, место работы
- Главные достопримечательности своего города
- Основные дорожные знаки и их назначение
- Страну, в которой живет, герб, флаг России
- Знать времена года
- Последовательность дней недели
- Знать домашних и диких животных и их детенышей
- Называть транспорт, одежду, обувь, головные уборы, зимующих и перелетных птиц, овощи,
фрукты, ягоды
- Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
- Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10
- Знать цифры от 0 до 10, знаки +, -, ˃, ˂, ≠, =
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- Знать состав чисел первого десятка
- Владеть карандашом без линейки
- Правильно проводить горизонтальные и вертикальные линии, наклонные линии
- Должен уметь хорошо владеть ножницами
- Различать пространственное расположение предметов и уметь обозначать его словами: сверху, снизу, справа, слева, за, перед
- Определять величину и соотношение предметов, используя понятия «больше», «меньше», «ниже», «выше», «узкий», «широкий», «короткий», «длинный», «часть»,
«целое»
- Иметь правильное звукопроизношение, богатый словарный запас
- Четко различать на слух все звуки речи
- Должен уметь пересказать рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке
- Владеть наиболее распространенными способами словообразования
- Разделять слова на слоги с помощью хлопков
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «сани»
- Определять время по часам
- Организовывать свое рабочее место для занятий и приводить все в порядок по окончании
- Следить за порядком в своей одежде,
одеваться и раздеваться
- К 7 годам ребенок должен уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать 30-35 минут. Если же через 5-7 минут он уже отвлекается – трудности на школьных уроках обеспечены
- Не менее важны хорошие антропометрические показатели, здоровье в целом.
Предварительный просмотр:
АРТИ КУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно
всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан».
Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Артикуляционную гимнастику нужно делать в течение 5 - 7 минут. Каждое упражнение повторять 5 - 7 раз. На первоначальном этапе не следует предлагать детям более 2 - 3 упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть взрослого и свое лицо.
Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью,
достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
- рассказ о предстоящем упражнении;
- показ упражнения;
- выполнение упражнения ребенком перед зеркалом;
- проверка правильности выполнения, указание на ошибки.
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов (языка, губ). Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
Предварительный просмотр:
НЕОБХОДИМОСТЬ УСТРАНЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды речевых нарушений - преодолеваются легче и быстрее.
Необходимо также учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Как это происходит?
Известно, что при произнесении возникают кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата. Импульсы от этих кинестетических раздражений идут к коре головного мозга. Именно кинестетические раздражения играют решающую роль в формировании фонематического восприятия. Само собой разумеется, что при дефектном звукопроизношении не происходит и полноценного развития фонематического восприятия.
Нарушение же фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы.
По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «неуловимыми».
Таким образом, можно отметить, что у ребенка возникает целая «цепь» нарушений: фонетико-фонематические и лексико-грамматические. Иными словами, в результате сложного дефекта звукопроизношения появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи. А общее недоразвитие речи, если его не устранить в дошкольном возрасте, обязательно повлечет за собой в дальнейшем нарушения письма и чтения.
Вот какие серьезные последствия в некоторых случаях может повлечь за собой нарушение звукопроизношения, если его своевременно не выявить и не устранить.
Установлено, что не позже 5 лет необходимо приступать к определению всех недостатков звукопроизношения. Почему?
Само собой разумеется, что маленький ребенок не может произносить правильно все звуки речи, так как его артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени. Искаженное произношение дошкольников до 4 - 5 лет считается нормальным явлением и носит название «возрастное или физиологическое косноязычие». И только после 4 - 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) нарушение звукопроизношения считается патологией. Таким образом, именно с этого возраста и нужно начинать логопедическую работу
по устранению нарушений звукопроизношения.
Предварительный просмотр:
О БУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ
Осуществление полноценного процесса обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей ребенка. Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей ребенка невозможно полноценное овладение навыками аналитико–синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
2.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).
7. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!
8. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
9.Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям!
СОВЕТЫ
СОВЕТ ПЕРВЫЙ: не заучивайте с ребенком сразу все буквы алфавита!!!
СОВЕТ ВТОРОЙ: называйте буквы по их звуковым обозначениям: п, б, к… (не называйте буквы: пэ, бэ, ка…) Это облегчает процесс овладения навыком чтения.
СОВЕТ ТРЕТИЙ: на первых порах обучения
закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в его поле зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения.
СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: имейте дома набор магнитной или разрезной азбуки. Выкладывайте слоги и слова из букв.
СОВЕТ ПЯТЫЙ: следите за тем, чтобы читаемое было понятно ребенку. Важно не только прочитать, но и понять прочитанное!
СОВЕТ ШЕСТОЙ: каждый ребенок имеет свой темп формирования навыка чтения, поэтому не подгоняйте ребенка, желая добиться более высокой скорости чтения. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.
СОВЕТ СЕДЬМОЙ: для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) попросите ребенка:
- определить, на что похожа буква
- в ряду разных букв обвести в круг заданную букву
- выкладывать буквы из счётных палочек, из верёвочек на бархатной бумаге
- вылепить букву из пластилина и т.п.
- обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву
Предварительный просмотр:
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их
восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы -
соответствуют звукам и четыре
йотированные, которые обозначают два
звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Пример звуко-буквенного анализа
Выкладывание схемы слова КОТ
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый
звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ] какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
Выкладывание слова КОТ из букв
разрезной азбуки
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
- Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
- Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Помоги Нюше найти картинки, которые заканчиваются на звук [ Ш ]
Помоги Нюше найти картинки, у которых звук [ Ш ] в середине слова