2. Страничка для воспитателей

Хапова Ирана Владимировна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Как составить нод163.76 КБ
Файл НОД по новому99.46 КБ
Файл Этапы НОД22.45 КБ
Файл Чек-лист для занятия18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия Появление необычных/новых предметов в группе (1-4) «Интересно для чего они?» Я очень хочу понять для чего они тут появились… а вы? Что придумаем, ребята?» «В чем мы хотели разобраться?», «Что у нас получилось?» «Как мы это делали?», «А что было, если бы с вами не обратили внимание на эти появившиеся предметы?» Любая вещь, предмет могут оказаться полезными, если хорошо подумать, как их можно использовать

Слайд 2

Проверить верно или неверно чье- либо предположение (2-4 ) «Недавно услышала, что… Как вы считаете, это так? Сомнения все-таки остались…Как правильно поступить в этом случае? А вам интересно?» «Зачем мы этим занимались?», «К какому выводу мы пришли?», «Что еще нам нужно уточнить?» Любое мнение может быть верным или ошибочным. Нельзя сгоряча решать, а нужно подумать и /или проверить Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 3

Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия Проверить/доказать себе свою сообразительность, смекалку и пр. (3, 4) «Друзья, вчера столкнулась с проблемой (например, закончились деньги на проезд или т.п.) и сначала подумала, что решить ее не смогу, расстроилась, а потом все-таки собралась и кое-что придумала...», «А у вас бывали подобные случаи?», «Вы когда-нибудь думали: ой, я точно не смогу, не сумею?» «Как людям нужно поступать в таких ситуациях?», «Потренируемся? Проверим себя?» «Зачем мы выполняли все эти задания?», «Кто хочет рассказать о своих впечатлениях ?», «У кого получилось, проверить себя?» Человек способен многое достичь, если он сильно захочет и приложит для этого усилия. Важно не сдаваться и не отчаиваться!

Слайд 4

Пополнение развивающей среды «для себя» (2 - 4 ) «Ребята, есть проблема! Хочу посоветоваться с вами. Обратила внимание, что в нашем «магазине »/ центре математики давно не было завоза новых продуктов/совсем испортились овощ и/не хватает на всех детей карточек и т.п.», « Что будем делать?» «Для чего мы это делали?», «Как будем обращаться с нашими работами?», «Как лучше их разместить», «Что вам запомнилось больше всего?» Если очень хочется поиграть, но нет игрушек, всегда можно смастерить игрушку самому / Вещи, сделанные своими руками вдвойне ценнее и обращаться с ним и нужно очень уважительно! Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 5

Подготовка важного события (2 -4 ) «К нам скоро в гости придут ваш и родители. Они хотят узнать, как мы тут с нами живем. Как будем их встречать?», «Что можно интересного придумать?» «Расскажите, что нам сегодня удалось сделать?», «Для чего мы это делали?», « Кому былосложно ?», «Как справлялся?», « Как ты думаешь , что скажет твоя мама, когда увидит все то , что мы для нее приготовили?», «А твоя?» Радовать близких очень приятно / К любому важном у событию нужно готовиться как следует! Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 6

Обнаружение в группе/на участке «ненужных» вещей (1-4) «Друзья, я тут обнаружила, что у нас в группе есть вещи, которые лежат не на своих местах, валяются под кроватью, за шкафчиками ... (деталь от пазла , шнурок от набора для шнуровки, кубик из набора кубиков и т.д.) Они нам больше не нужны? Я выкидываю ?», «Как будет лучше поступить?» «Что могло произойти с этими вещами, если бы мы их не нашли?», «Какое дело мы сделали?», «Что нужно сделать, чтобы вещи больше так не терялись?» Каждой вещи - свое место. Бережно относись к игрушкам и тогда всегда будет с чем играть. Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 7

Попробовать себя в разных профессиях: узнать интересно/легко или нет? (2 - 4 ) «На днях познакомилась с одним человеком, он работает врачом скорой помощи. Стала расспрашивать о его профессии . Так много нового узнала и подумала, что работать врачом на скорой помощи очень интересно/ легко... а вы как думаете?», «А может быть проверим?» «Что вы можете сказать об этой профессии? К акая она ?», « Что может радовать и что может огорчать врача скорой помощи?», «Как стать хорошим врачом?», «Расскажите о своих самых сильных впечатлениях сегодня!» В любой профессии есть плюсы и минусы. Если хочешь стать настоящим профессионалом, нужно любить свою работу и постоянно учиться делать ее хорошо . Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 8

Приглашение в гости ( 1- 4 ) « Ребята, нас пригласили в гости. Что будем делать?» «Расскажите, что больше всего запомнилось в гостях?», «Что было для вас самым сложным?» К походу в гости тоже нужно готовиться, также, как и приему гостей. Найти сокровище (1-4) « Друзья, я точно знаю, что ваши мамы и папы /знакомьте герои/значимые взрослые из сада приготовили для вас сюрприз и спрятали его где-то в группе/на участке. Хотят, чтобы мы с вами его как следуют поискали, и при этом весело и интересно провели время. Какие будут предложения?» «Что помогло нам найти сокровища?», «Как вам наше приклю чение ?», «Чем интересны м ответим нашим мамам и папам/знакомым героям /значимым взрослым?» Любую задачу и трудную работу можно выполнить , если работать в команде / на приятные сюрпризы тоже можно отвечать приятными сюрпризами. Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 9

Участие в конкурсе (2—4) « Ребята, отличная новость! У нас в детском саду/городе объявлен конкурс на самую оригинальную идею подарка для мам / лучший макет моста/самую красочную афишу/сам ы й смешной танец и т.п. Наш ей группе тоже предложили поучаствовать. Какие будут предложения?» «Расскажите о своих впечатлениях!», «Кого бы ты хотел поблагодарить и за что?», «Что будем делать, если вдруг не выиграем в конкурсе?» Важен каждый человек и его вклад в общее дело / нужно уметь радоваться за других. Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 10

Дать «вторую жизнь» вещам (2 -4 ) «Натолкнулась сегодня в кладовке вот на этот макет/рисунок/поделку/игрушку и заметила, что они стали портиться/перестали быть нам нужны. Очень не хочется прощаться с вещами, которые мы когда-то делали/ с которыми играли и пр .», « Как поступить, дети?», «Какие будут идеи?» «Зачем мы этим занимались?», «А может быть нужно было просто вы кинуть?», «Вы не дали испортится хорошей вещи, значит вы какие, ребята?» Прежде чем что-то выкидывать, нужно подумать, как эту вещь можно еще использовать / нужно хранить вещи в подходящих для них условиях. Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 11

Научи того, кто не знает ! (1-4) К нам обратились за советом ребята из младшей групп u /кукла/сказочные герои и т.п. Они не очень хорошо разобрались как правильно рисовать тычка-ми/как проводить опыты/ как мыть руки/одеваться/ решать задачки и т.п.» «Д ля чего мы это делали?», «Что вы чувствовали , когда учили других, как правильно это делать ?», «Что вам больше нравится : учить или учиться новому самому?» Учить чему-то других очень ответственно и волнительно, но также приятно и радостно/ интересно не только учить, но учиться самому. Игра ради игры (1-4) Звучит приглашение в игру: «Внимание! Внимание! Начинается игра! Собирайся, детвора! Не стесняйся, отмечай! Правила все соблюдай!». Воспитатель: « Вот это предложение! Я очень хочу играть, кто тоже хочет, присоединяйтесь!» «Как вам игра?», «Чем у мы в ней научились?», «Что было самое смешное, самое тяжелое?» Играть с друзьями очень весело и интересно ! Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 12

Готовим сюрприз (2 -4 ) « Друзья есть идея! А что если нам сделать для нашей няни /2 воспитателя/ повара/заведующей какой-нибудь приятны й сюрприз ... просто так!», « Что думаете по этому поводу?» «Расскажите, для чего мы это делали?», «Что бы вы сказали человеку, который сделал вам такой сюрприз?», «Что вы сейчас чувствуете?», «Какое у вас настроение? Радовать людей очень приятно / Главное не то, сколько денег стоит твой сюрприз, а то, что ты делал его от всей души! Убедить кого-либо в чем-либо (2 - 4) « Представляете, ворона спрятала все ягоды и считает, что их опасно есть... Вы согласны с ней? А что тогда делать?» «Почему произошла эта ситуация?», «Для чего мы вмешались?» Очень важно уметь разговаривать друг с другом и уметь объяснить другому, почему ты так думаешь! Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия

Слайд 13

Возможные речевые формулы начала взаимодействия Возможные рефлексивные вопросы в конце взаимодействия Возможные выводы по итогу взаимодействия Рассказать о себе (1-4) «Нам пришло письмо из другого сада/города/страны /планеты. Автор письма собирает истории о разных людях и о себе очень Интересно рассказывает . И спрашивает, есть ли у нас какие-нибудь интересные сведения для него... Что скажете , друзья?» «Что было для вас сегодня самым необычны м ?», «Как вы думаете, мы с автором письма отличаемся друг от друга или похожи?» Все люди разные и в тоже время очень похожи. Важно уважать вкусы , привычки и традиции другого человека.



Предварительный просмотр:

Этап 1. Знакомство с незнакомой группой детей
(Тайминг: с начала видео - 1:16)

Важно:

  • Использование браслета дифференциального приветствия для самостоятельного определения границ сближения с незнакомым человеком.
  • Обращаться, как можно чаще, к детям по имени, смотреть им в глаза для установления эмоциональной связи.
  • Общаться с детьми естественным тоном, как будто со своими друзьями, без придыхания и перехода на "детский" язык.
  • Располагаться в пространстве свободно, аналогично детям.

Этап 2. Создание мотивационной ситуации
(Тайминг: 1:17 - 3:00)

Важно:

  • Поддерживать любое детское высказывание (кивок, улыбка, жест, слово)


Ситуация:

Девочка говорит: "А у нас дома 5 мусорок"

Неудачная реакция педагога:
- Как здорово! А кто их туда поставил? \ А какого они цвета? И любые другие вопросы.
Такое действие взрослого приводит к новым детским высказываниям, и риск превратить обсуждение картинки в разговоры "обо всём" очень велик. Например: "А у меня тоже есть мусорки!", "А мы с мамой недавно возле мусорки котёнка видели!", "А у нас дома котёнок живёт!". Это хорошо, если Вы с ребятами просто болтаете на прогулке, но на занятие это будет нецелесообразно!

Удачная реакция педагога:
- "Я тебя услышала".
Такая реакция безоценочна, не провоцирует дальнейшего обсуждения, с возможным уходом от сути беседы. Но в то же время показывает, что педагог включён в диалог и слышит ребёнка.

Мотивационная ситуация: поработать в агенстве "Превращай-ка".
Детская цель понятна - из старых вещей сделать новые и нужные, чтобы гора мусора не росла. Своё решение дети обозначают, надевая браслет. Тактильные ощущения способствуют усилению впечатлений и осознанности.

Этап 3. Актуализация опыта детей
(Тайминг: 3:01 - 6:29)

Важно:

  • Умение удерживать определённые установки (правила), которые воспитатель сообщиа детям ранее


Ситуация:
Педагог: "Все сотрудники мастерской приглашаются за стол на совещание".
Часть детей идёт за соседний стол. Педагог возвращает их фразой "За 
этот стол".

Неудачные действия педагога:
Разрешить детям остаться за тем столом, не удержав условие.
Если сейчас дети разойдутся за несколько столов, им будет неудобно разговаривать друг с другом и принимать решения. Они просто выпадут из общего диалога. Чуть позже ребята получат возможность свободно перемещаться по группе, когда это не будет столь принципиально.

Удачные действия педагога:
Удержать заданное ранее условие, то есть попросить расположиться 
всех детей именно за тем столом, на который указал педагог, при этом обязательно объяснив, ПОЧЕМУ это важно.

На данном видео этого объяснения не произошло, и это было предложено педагогу как рекомендация к дальнейшему улучшению.

Важно:

  • Использование часового круга (запуск - 3:22) для саморегуляции детей во время самостоятельной деятельности.

Часовой круг - это приём, позволяющий ребятам самостоятельно следить за временем, то есть он как будто делает время видимым для них.

Часовой круг сделан в обычной программе PowerPoint, где настроенная анимация убирает каждый сегмент круга через 3 минуты (
первый сегмент - 6:22), а звук привлекает внимание детей к этому. Общее время часового круга в этом занятии - 12 минут. Вы всегда сможете его изменить под свои условия (презентация с часовым кругом будет доступна для скачивания.

  • Ведение не "допроса", а образовательного диалога с детьми.


Ситуация:
Педагог: "А если случилась какая-то чрезвычайная и опасная ситуация, какой транспорт мы вызываем?"
Дети: "Скорая помощь"

Неправильные действия педагога: "Хорошо! Ещё! Ещё и т.д.", то есть происходит просто добывание ответов, похожее на допрос. Здесь нет естественной ситуации общения.

Правильные действия педагога: "В каких ситуациях мы скорую помощь вызываем?".
Таким образом идёт беседа, в процессе которой педагог может уточнять, добавлять свои сведения, шутить и пр.

Этап 4. Планирование собственной деятельности
(Тайминг: 6:30 - 7:06)

Важно:

  • Педагог переходит к этому этапу, когда исчезнет первый сектор часового круга. Таким образом, мы ведём учёт времени, отведённого на конкурсное занятие (20 минут).
  • Педагог предоставила детям выбор деятельности, соответствующий их возрастным особенностям и жизненному опыту: делать индивидуальные машинки или общую. Решения детей не оспариваются, не корректируются.
  • Педагог уточняет некоторые организационные вопросы не собственным монологом, а системой вопросов: "Чем вы будете крепить?" и т.д.

Этап 5. Реализация собственного замысла
(Тайминг: 7:07 - 15:30)

Важно:

  • Приём "делай как я". При объяснении нового способа действий (работа с двусторонним скотчем) педагог не занимает позицию "делайте так", а просто делится своим опытом, комментируя свои действия.
  • Оказывать детям минимальную помощь, как бы ленясь.


Ситуация:
Ребёнок: "А мне не хватило деталей на машину".

Неправильные действия педагога:
Встать и идти помогать, и делать так каждый раз, когда кто-то испытывает затруднение

Правильные действия педагога:
Оказать направляющую помощь, не отрываясь от своего дела :"А можно чем-то заменить?"

  • Создавать проблемную ситуацию. Например, специально не давать детям какого-либо материала для работы или давать его в ограниченном количестве (тарелки для изготовления колёс большой машины). Таким образом, дети получают опыт самостоятельного преодоления затруднения

В качестве рекомендации педагогу было предложено более ярко фиксировать вывод после того, как проблема была решена: "Вы сами смогли решить эту проблему, ребята! Значит вы можете преодолеть любую трудность на вашем пути!"

  • Детям можно передвигаться по группе, подходить к разным местам, смотреть и трогать. Педагог не обязан занимать чем-то ребёнка после того, как тот встал, закончив свою машинку.

Этап 6. Рефлексия собственной деятельности
(Тайминг: 15:31 - до конца видео)

Важно:

  • Поменять место для проведения итоговой беседы. Так ребятам будет проще переключиться и войти в другую деятельность.
  • Приглашая детей к чему-то или куда-то, минимизировать глаголы повелительного наклонения "проходите на ковёр". Лучше сказать :"Жду вас здесь!". Зачем это делать? Чтобы ваша позиция не выглядела как управляющая, повелевающая. Когда из речи уходят повелительные наклонения, общение становится более дружеским, партнёрским.


Ситуация: ребёнок отвлёкся на луч проектора.

Неправильные действия педагога:
"Рита, перестань так делать!" или любые другие дисциплинарные одёргивания.

Правильные действия педагога:
"Рита, ответишь мне? Что ты будешь делать со своей машинкой?"

В качестве рекомендаций педагогу было предложено перед рефлексией сказать: "Я закончила и уберу своё рабочее место, а вы?"



Предварительный просмотр:

ЧЕК-ЛИСТ

«Моё интересное занятие»

п\п

Что радует?

Отметка

Если спросить у детей: «Зачем вы это делаете?», они смогут дать осознанный ответ

На моем занятии есть минимум 5 ситуаций выбора у детей:

- выбор последовательности заданий (что за чем?);

- выбор партнера (с кем?);

- выбор средства (чем?);

- выбор места (где?);

- выбор правил (как?);

- выбор содержания (что?);

- выбор способа действия (каким образом?);

- выбор цели (для чего?) и т.д.

В моей голове отсутствует «правильный ответ» в этих ситуациях выбора

Я знаю и применяю речевые формулы поддержки инициативы детей: «Как здорово ты придумал!», «Классная мысль!», «Интересная идея!»

Я не хвалю детей за все подряд. Если это необходимо, могу сказать: «Это еще нужно обсудить… Возможно, это нам не подойдет»

На моем занятии звучат имена детей. Я лучше скажу: «Почему ты так решила, Полинка?», чем: «Почему ты это решила?»

Я не трачу время на то, чтобы дети сели/встали в ровную геометрическую фигуру. Мне важно, чтобы было им, прежде всего, удобно

Я располагаюсь так же, как и дети (сижу, стою, лежу)

На моем занятии нет пауз, когда мы кого-то или чего-то ждем и при этом стоит тишина

Я имею «запасные» вопросы к детям для того, чтобы заполнить такие паузы, если они возникли

Мой голос не преобладает над детскими

Иногда на занятии я говорю очень тихо или шепотом

Иногда на занятии я говорю медленно

Иногда на занятии я говорю быстро

Иногда на занятии я говорю бодро

Иногда на занятии я говорю задумчиво

На моем занятии я немного ленюсь и предпочитаю, чтобы дети делали основную часть действий: сами приносили, убирали, раскладывали и складывали

Я не предлагаю детям помощь

Я не наблюдаю за ними, я участвую в деятельности вместе с ними. У меня есть свое дело, своя роль.

Если ко мне обращается ребенок за помощью, я сначала прошу совета (помощи) у детей

Я использую приемы концентрации внимания вместо дисциплинарных призывов

На моем занятии нет гонки за временем. Я не тороплю детей словами «быстрее», «пора заканчивать»

Я использую визуальную поддержку: «видимое» время (если необходимо), опорный план, схемы-подсказки и пр.

Я создаю условия работы в парах или командах

В течении занятия, локации меняются несколько раз

Я провожу рефлексию не там, где до этого осуществлялась деятельность

Я задаю детям открытые вопросы

Я разговариваю с детьми так, как разговариваю со своими друзьями

Я специально создаю минимум 1 проблемную ситуацию:

- что-то пропало;

- чего-то не хватило;

- кому-то не хватило;

- что-то сломалось и т.д.

Когда случается проблемная ситуация, я прошу совета у детей

Когда проблемная ситуация решена, я отмечаю успех детей и говорю, что горжусь ими

Когда дети говорят что-то мне, я смотрю им в глаза, киваю. Мой корпус повернут к собеседнику

На моем занятии мы используем буквы и письменную речь

У меня удобная одежда, без каблуков. Я могу в ней сесть \ лечь на пол

Я, очевидно, получаю удовольствие от занятия