Методическая работа "Плавание как спортивная дисциплина в подготовке кадет"

Боброва Галина Владимировна

В методической разработке описывается особенность обучения плаванию кадет, и их подготовке к Спартакиаде довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_po_plavaniyu_v_opku_-_kopiya.doc485.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

ПЛАВАНИЕ –

КАК СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ

методическая разработка

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

ПЛАВАНИЕ –

КАК СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ

методическая разработка

ОРЕНБУРГ 2012

УДК 372. 851

          372.87

Боброва Г.В.  Плавание – как спортивная дисциплина в практике физического воспитания кадет: методическая разработка. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2012. –  с. 29

Методические рекомендации содержат теоретический и практический материал для проведения учебных занятий по плаванию с воспитанниками Оренбургского президентского кадетского училища.

В разработке представлен опыт практической деятельности инструкторов-методистов бассейна училища по обучению плаванию в рамках учебной  программы «Физическая культура».  

Рассмотрено на заседании методического совета Оренбургского ПКУ.

© ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 Введение ..…………………………………………………………………..….5

 Глава 1. ПЛАВАНИЕ КАК СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ …. ….………………. ………….. 7

1.1 Плавание как вид спорта. …………………..………………………….……7

1.2. Оздоровительное значение плавания ……………………………….……. 9

1.3. Методика обучения в плавании…………………………………….….. 10

1.4. Техника плавания способом кроль на груди…………………….…… 15

ГЛАВА 2 ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ В УРОЧНОЙ ФОРМЕ………….…… 21

2.1.Организация урока по плаванию…………………………………….….... 21

2.2.План-конспект занятия по плаванию…………………………………….. 27

Литература ……………………………………………….……………….…  31

ВВЕДЕНИЕ

          В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры [7]  предметом обучения в школе является курс плавания, рассчитанный на 102 часа. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по плаванию для учащихся школ ориентируется на решение следующих образовательных задач:

- совершенствование жизненно важных навыков и умений в плавании;

- обучение физическим упражнениям в таком виде спорта как плавание;

- развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, координации движений;

- формирование общих представлений о плавании, его значение в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям плаванием;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

        Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальным требованиям к уровню подготовки учащихся школ по плаванию, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:

- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (бассейн);

- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;

- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области плавания, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых процессов и явлений;

- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний и умений, самостоятельных занятий плаванием [3].

ГЛАВА  1.  ПЛАВАНИЕ КАК СПОРТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАДЕТ

1.1 Плавание как вид спорта. Плавание — один из наиболее популярных, массовых и бурно развивающихся видов спорта. На Олимпийских играх соревнования по плаванию по количеству разыгрываемых комплектов медалей уступают только «королеве спорта» - легкой атлетике.

             Соревнования по плаванию проводятся как среди взрослых спортсменов, так и среди юных пловцов различных возрастных групп. Умения плавать и нырять составляют основу многих других водных видов спорта: синхронного плавания, водного поло, скоростных видов подводного спорта, подводного ориентирования. Плавание на дистанциях от 50 до 400 м входит как обязательное упражнение в различные виды многоборья, например, современное пятиборье, морское многоборье, военное многоборье,

многоборье спасателей и др. В таких видах спорта, как прыжки в воду, гребля, воднолыжный, парусный, водномоторный спорт, умение плавать, хотя непосредственно и не влияет на спортивный результат, но является обязательным предварительным условием для начала занятий названными

видами спорта.

        Благодаря исключительно высокому спортивному, прикладному, оздоровительному и общеразвивающему значению плавание во многих странах мира составляет один их основных разделов социальных программ оздоровления и физического воспитания различных возрастных групп населения [3,4]. Развитие оздоровительного и спортивного плавания в отдельных странах координируют национальные федерации плавания. Они объединяются в Международную федерацию любителей плавания (ФИНА).

На сегодня в нее входят федерации из 135 стран мира. ФИНА организует и

проводит все крупные международные соревнования по плаванию, разрабатывает правила соревнований, утверждает мировые рекорды, способствует популяризации и массовому развитию плавания. В нашей стране эти вопросы находятся в компетенции Всероссийской федерации плавания.

В системе физического воспитания плавание представлено как:

1) массовое средство разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет;

2) массовое средство оздоровления, закаливания, активного отдыха населения;

3) средство профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны;

4) вид массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений, нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений.

    По плаванию присваиваются спортивные разряды и звания, начиная от юношеского разряда и до звания "Мастер спорта международного класса". Спортивная работа по плаванию проводится спортивными детско-юношескими школами, спортивными клубами, другими физкультурно-спортивными организациями.

      Развитие плавания как средства оздоровления и физического воспитания населения, с одной стороны, и как популярного вида спорта, с другой — тесно взаимосвязаны. Без всеобщего обучения школьников плаванию, привлечения к занятиям плаванием всех слоев населения не может эффективно работать система подготовки резервом в этом виде спорта. В свою очередь, непрерывно совершенствующиеся в ходе спортивной деятельности пловцов высокого класса техника плавания, средства и методы подготовки, информационное обеспечение, инвентарь и оборудование спортивных бассейнов проникают в практику массовых занятий плаванием и приносят пользу широкому кругу любителей этого вида физических упражнений.

1.2. Оздоровительное значение плавания.

Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ. Это объясняется тем, что вода по сравнению с воздухом имеет увеличенную теплопроводность и теплоемкость, а также значительную плотность, в результате чего теплоотдача и давление воды на поверхность тела человека резко возрастают. Плавание является таким физическим упражнением, которое способствует росту тела подростков, т.к. во время плавания человек находится в условиях частичной невесомости и в горизонтальном положении, вследствие чего позвоночник временно разгружается от обычных гравитационных нагрузок. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм человека. Оно улучшает работу внутренних органов, развивает сердечно-сосудистую и дыхательную систему. В условиях продолжительного пребывания в воде совершенствуются процессы терморегуляции. Происходит закаливание организма, растет сопротивляемость неблагоприятным факторам внешней среды. Вот почему дозированное плавание может быть полезно людям, склонным к простудным заболеваниям. В плавании практически нет статических нагрузок, поэтому оно в первую очередь рекомендуется тем, чья работа связана с постоянной позой: сидением, стоянием и т.д. Плавание предотвращает венозный застой, облегчая возврат венозной крови в сердце, поскольку горизонтальное положение пловца и отсутствие сил гравитации значительно способствует этому. Регулярные занятия плаванием стимулируют газообмен в легких больше, чем гимнастика. Специалисты определили, что простое стояние в воде в течении 3-5 минут при температуре 24 оС увеличивает глубину дыхания вдвое, а обмен веществ на 50-75 %. Следовательно, плавание является незаменимым видом физической активности для лиц, страдающих избыточной полнотой. Плавание – наименее травматичный вид физических упражнений. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания их позвонками. В раскрепощенном состоянии в диске лучше проходит обмен веществ, питание, восстановительные процессы. Это оказывает оздоравливающее воздействие при распространенных сейчас остеохондрозах позвоночника, позволяет исправить дефекты осанки, искривление позвоночника. В детском возрасте улучшение обмена веществ в дисках способствует более интенсивному росту [4,8].

Занимающиеся оздоровительным плаванием не ставят перед собой задачу, связанную с достижением высокой скорости преодоления дистанции, а имеют ввиду с помощью плавательной нормы снять, например, усталость, взбодриться, поднять устойчивость организма против различных заболеваний, повысить работоспособность, укрепить сон. Для этого достаточно плавать в среднем или медленном темпе. А это для умеющих плавать также доступно и неопасно для здоровья, как обычная ходьба.

Тренирующий эффект возникает при продолжительном плавании – не менее 20-30 минут суммарного времени. В этот период равномерно нагружаются мышцы всего тела, что способствует пропорциональному и гармоничному их развитию. Замечено, что у тех кто занимается плаванием с детства, наиболее правильное телосложение.

1.3. Методика обучения в плавании.

Различают словесные, наглядные и практические методы обучения.
 Словесные методы. При обучении плаванию слово преподавателя выполняет самые различные функции: служит созданию у занимающихся предварительного представления о движении, побуждает к деятельности, дает возможность судить о правильности выполнения упражнений и своевременно исправлять ошибки, оценивать и осмысливать итоги выполнения заданий. Для этого используются рассказ, объяснение, распоряжение, команда, замечание и беседа, которые должны быть предельно краткими, понятными и образными. Например, характеризуя вынимание руки из воды в кроле, можно посоветовать: «Выньте руку, как из кармана»; подготовительные движения рук в брассе — «Пролезьте в узкое отверстие»; движение ног при плавании на спине — «Ударяйте тыльной частью стопы снизу-вверх, как по мячу» и т. п.
Наглядные методы создают у обучающихся более конкретные представления о технике плавания. К ним относятся: показ отдельных элементов и способа плавания в целом, демонстрация учебных наглядных пособий, показ техники плавания учащимся, специализирующимся в плавании. Самым удобным временем для показа нового материала являются   паузы   между упражнениями на суше и в воде. Демонстрировать технику плавания следует квалифицированному спортсмену, а преподаватель одновременно должен вести пояснения. В середине занятия всей группе полезно знакомиться с тем, как справляются с заданием наиболее успевающие [1,4].

К практическим  методам обучения  относится технология обучения плаванию посредством:

- практических упражнений;

-  соревновательных методик;

-  игровых заданий.

Практические упражнения направлены преимущественно на:

- освоение правильной техники плавания — больше применяется при начальном обучении плаванию;

- на развитие индивидуальных физических качеств учеников — в основном применяется в спортивном плавании, а также с теми новичками, которые прошли начальный этап и решили совершенствоваться дальше.

    Практическая  методика обучения плаванию и постановки техники включает в себя 2 этапа:

  1. расчленённо-конструктивные упражнения;
  2. целостные упражнения.

 При обучении плаванию основным практическим методом является метод упражнения, т. е. метод многократного повторения отдельных элементов или способа в целом. Все упражнения классифицируются и объединяются в единую целостно-раздельную систему: любой изучаемый способ плавания после демонстрации и детального словесного анализа его выполнения расчленяется на составляющие его части (элементы — движения рук, ног, дыхание, согласование движений рук и дыхания, согласование движений рук и ног) и только после этого осваивается в целом.
        При обучении плаванию полезно прибегать к таким методическим приемам, как облегчение и усложнение условий выполнения упражнений, выполнение движений в медленном темпе, использование ориентиров. Облегчая условия обучения, преподаватели проводят занятия на мелком месте, поперек бассейна, используют поддерживающие средства и т. д. Выполнение упражнений в медленном темпе позволяет обучающемся более детально познакомиться с их формой, лучше усвоить согласование движений, что трудно добиться при плавании в высоком темпе.
  Кратковременное изучение упражнений в усложненных условиях облегчает их выполнение в упрощенных условиях. Например, после попытки преодолеть кролем 25 м намного легче учащемуся  справится с заданием проплыть этим же способом бассейн 15 м., а после выполнения упражнения в плавании при помощи ног без доски обучающиеся лучше плывут с доской и т. п.   Различают зрительные и слуховые ориентиры. Зрительными ориентирами служат жесты преподавателя, темные линии на дне бассейна, поперечные линии на дне, флажки над водой и многое другое. К слуховым ориентирам относятся сигналы преподавателя (голосом или с помощью свистка), фиксирующие начало или окончание какого-либо элемента или цикла движений в целом [2,5].

          К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные упражнения. Общеразвивающие упражнения выполняются на суше для совершенствования силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости занимающихся: они создают благоприятные предпосылки для обучения плаванию. Общеразвивающие упражнения позволяют избирательно воздействовать на различные органы и группы мышц. По этому признаку их делят на упражнения для рук и плечевого пояса, шеи, туловища и ног. В свою очередь, упажнения для отдельных мышечных групп по их преимущественной направленности могут быть на силу, растягивание, расслабление, быстроту и выносливость.  

    Подготовительные упражнения носят более специфический характер и нацелены преимущественно на развитие тех качеств, которые необходимы для овладения основным навыком в воде. Различают подготовительные упражнения для освоения с водой, для изучения техники облегченных и спортивных способов плавания.  

        Упражнения для освоения с водой выполняются на мелком месте и помогают воспитанникам избавиться от чувства страха, научиться самостоятельно погружаться с головой в воду, открывать глаза и делать выдох под водой. К ним относятся: простые движения рук и ног в воде (маятникообразные, вращательные, гребковые — с целью формирования чувства опоры о воду); передвижения по дну (шагом, бегом, прыжками с помощью рук — для ощущения сопротивления поды); погружения и выдох в воду (главное упражнение в начальном обучении: погрузившегося в воду новичка вода выталкивает на поверхность; чувствуя подъемную силу, он приобретает уверенность в возможности удержаться на поверхности, учится открывать глаза и делать выдох); всплывание («поплавком» — выполнив глубокий вдох, новичок погружается на дно, принимает положение плотной группировки и всплывает до тех пор, пока спина не появится на поверхности); лежания и скольжения по воде на груди и на спине.

        К подготовительным упражнениям для изучения облегченных способов плавания относятся простейшие гребковые движения рук, ног и согласование этих движений.  

      Обучение спортивным способам плавания — процесс более сложный, требующий зачастую существенной предварительной работы. Эту задачу решают подготовительные упражнения для изучения техники кроля, брасса, плавания на спине и баттерфляя. К ним относятся упражнения на, имитационные движения (для создания более отчетливого представления об изучаемом способе) и упражнения в воде (для изучения движений рук, ног, дыхания; согласования движений рук и дыхания, движений рук и ног; для освоения способа в целом), которые выполняются на месте и с опорой (например, стоя на дне — изучение движений рук; держась руками за бортик и т. п.),в движении с опорой (изучение движений рук при плавании с калабашкой между ног, движений ног—при плавании с опорой руками на доску), в движении без опоры [1,9].
 Специальные упражнения предназначены для совершенствования техники всех способов плавания и делятся на три основные группы: упражнения для устранения ошибок; для освоения вариантов техники каждого спортивного способа; для нахождения собственного стиля спортсмена плыть тем или иным способом. Уже в процессе обучения технике спортивных способов плавания преподаватель с учетом подготовленности занимающихся обязан квалифицированно дозировать нагрузку: обеспечивать чередование в работе основных мышечных групп (плавание по элементам — с помощью рук и ног); варьировать темп движений (малый, умеренный, большой, околопредельный, предельный, на ускорение, на замедление); преодолевать отрезки вдоль и поперек бассейна; организовывать активный отдых (произвольное купание, подвижные игры, прыжки с вышки и др.).

1.4. Техника плавания способом кроль на груди.

Кроль на груди - самый быстрый способ передвижения человека в воде. При хорошо освоенных движениях кролем можно переплывать большие расстояния и не ощущать усталости в мышцах. Ритмичное дыхание создает благоприятные условия для достаточного насыщения крови кислородом.

При плавании кролем на груди  тело находится у поверхности воды, причем плечи располагаются несколько выше, чем таз. При таком положении туловища появляется так называемый угол атаки, способствующий возникновению подъемных сил, уменьшающий миделевое сечение как угол между продольной осью тела и горизонталью. В кроле на груди он может быть равным 3-5о. Положение головы в кроле естественное, она располагается в плоскости туловища. Туловище при выполнении гребковых движений не только движется вперед. Грудная часть его совершает повороты вокруг продольной оси на 23-25о в одну и в другую сторону. Повороты грудной части туловища создают благоприятные биомеханические условия для выполнения гребка руками.

Работа ног при этом способе плавания, несмотря на кажущуюся простоту, является сложной кинематической цепью последовательно связанных между собой движений бедра, голени и стопы. Доказательством этого могут служить примеры, когда люди, освоившие технику движений ногами, способны передвигаться легко, свободно и практически не уставая. И наоборот, неправильные движения вызывают быстрое утомление мышц бедра, голени при малом или отсутствующем движении тела вперед.

Движения ног в кроле на груди совершаются попеременно в вертикальной плоскости (рисунок 1). Когда она нога делает удар, другая начинает подготовительное движение.

Ударное движение (его еще называют гребковым) производится вниз, а подготовительное - вверх.

Анализ кинематики движения ног надо начинать из исходного положения, когда закончился удар. В этом положении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и находятся под определенным углом к туловищу пловца.

Подготовительное движение состоит из двух фаз. В первой фазе движение совершается прямой ногой по достижению ею горизонтального положения. В этот момент мышцы бедра расслаблены и работают, главным образом, ягодичные мышцы. Для второй фазы характерно изменение направления движения бедра. Бедро в начале останавливается, а затем колено начинает опускаться вниз. Стопа в этот момент продолжает движение вверх до положения, когда пятка сравняется с поверхностью воды или немного поднимется выше ее. В этой фазе мышцы ног отдыхают. Они максимально расслаблены, идет подготовка к ударному движению.

Ударное движение (его еще называют гребковым) производится вниз, а подготовительное - вверх.

Анализ кинематики движения ног надо начинать из исходного положения, когда закончился удар. В этом положении ноги всегда выпрямлены в коленном суставе и находятся под определенным углом к туловищу пловца.

Рисунок 1.

Подготовительное движение состоит из двух фаз. В первой фазе движение совершается прямой ногой по достижению ею горизонтального положения. В этот момент мышцы бедра расслаблены и работают, главным образом, ягодичные мышцы. Для второй фазы характерно изменение направления движения бедра. Бедро в начале останавливается, а затем колено начинает опускаться вниз. Стопа в этот момент продолжает движение вверх до положения, когда пятка сравняется с поверхностью воды или немного поднимется выше ее. В этой фазе мышцы ног отдыхают. Они максимально расслаблены, идет подготовка к ударному движению.

       В ударном движении также различаются две фазы. В первой фазе ударного движения бедро с нарастающей скоростью движется вниз и колено занимает крайнее нижнее положение. Голень также движется вниз, но по скорости отстает от движения бедра.  Нога сгибается в коленном суставе на

0-15о, а стопа принимает вытянутое положение носком вовнутрь. В этой фазе часто встречается вариант движения бедра вниз без сгибания в коленном суставе. Такое движение характерно для людей с сильными мышцами бедра и с небольшой длиной бедра и голени. Во второй фазе ударного движения бедро меняет направление, поднимаясь вверх, а голеностоп продолжает движение вниз.

Нога разгибается в коленном суставе. Стопа также разгибается и заканчивает движение в направлении изнутри - вниз - наружу. Эта фаза ударного движения самая эффективная, так как она создает наибольшую движущую силу.

Главной задачей ног при плавании кролем на груди является обеспечение равновесия тела, и создание подъемной силы, которая позволяет уменьшить объем погруженной части тела.

Задачу же продвижения тела вперед решают руки.

Гребки руками в кроле на груди выполняются поочередно. Когда одна рука заканчивает рабочее движение, другая начинает развивать усилие. Перед началом гребка кисть входит в воду ладонью вниз впереди одноименного плечевого сустава. При этом локоть находится выше, а кисть с предплечьем составляют одну линию. В этот момент рука расслаблена, но при входе в воду не падает вниз. Войдя в воду, кисть с предплечьем движутся в направлении вперед и немного вниз. При этом движении кисть начинает медленно выполнять ладонное сгибание в запястном суставе.

Некоторые пловцы выполняют движение кисти вперед и вниз без выраженного сгибания в лучезапястном суставе. Такое движение называют наплывом или опорной частью гребка. Функция такого движения - вывести ладонь кисти в положение, благоприятное для развития усилия в направлении спереди назад и произвести опору о воду, чтобы поддержать тело в более высоком положении. Другие пловцы гораздо быстрее сгибают кисть в лучезапястном суставе. Это позволяет им раньше развивать усилия в направлении движения, но при этом уменьшается опора о воду. После того, как кисть будет готова к работе, начинается гребок. Первая часть гребка заметно отличается от второй, конечной части движения. Большинство пловцов в первой части гребка выполняют так называемое опережающее движение кистью и предплечьем в направлении назад, то есть такое движение, при котором угловая скорость кисти больше, чем у предплечья, а скорость движения предплечья больше скорости движения плеча. При этом кисть и предплечье занимают близкое к вертикали положение, создавая благоприятные условия для появления силы тяги.

В вертикальном положении рука оказывается согнутой в локтевом суставе до угла 100-110о, а кисть, плечо и предплечье располагаются в одной фронтальной плоскости.

Во второй половине гребка, после пересечения вертикали, скорость движения по отношению к телу пловца продолжает увеличиваться. Кисть разгибается в лучезапястном суставе, все время сохраняя вертикальное положение. После пересечения вертикали плечо обгоняет предплечье. И рука движется по направлению назад вверх. В этот момент появляется топящая гидродинамическая сила, погружающая тело вниз. Чтобы уменьшить эту силу и ее вредное влияние, предплечье и кисть постоянно стремятся сохранить вертикальное положение. При этом локоть приближается к туловищу и согнутая в локтевом суставе рука уже располагается не во фронтальной плоскости, а в продольной.

После прохождения вертикали сила тяги руки начинает; уменьшается и с появлением плеча на поверхности воды исчезает. Поднимая локоть, пловец выводит руку из воды и маховым движением проносит ее по воздуху вперед.

Движение руки по воздуху пловцы совершают с высоко поднятым локтем. После окончания проноса руки над водой кисть и предплечье занимают положение для входа в воду, и цикл повторяется.

Для кроля на груди свойственно равномерное продвижение тела вперед, что позволяет пловцу развивать высокую, среднюю скорость движения. Главным фактором, обеспечивающим равномерное продвижение тела в воде, являются поочередные движения рук. За счет большей скорости движения по воздуху рука, закачивающая подготовительное движение, успевает развивать усилие в начальной части гребка в тот момент, когда противоположная еще не закончила гребок.

Дыхание в кроле на груди, как и в других способах плавания, трехфазное. Пловец выполняет вдох, задерживает дыхание на вдохе, а затем делает выдох. Считается, что задержка дыхания на вдохе обеспечивает лучшее насыщение крови кислородом, так как в этот момент повышается внутрилегочное давление, способствующее увеличению диффузии кислорода через легочную мембрану в плазму крови. Частота дыхания кролиста определена темпом движения. Для вдоха пловец поворачивает голову в тот момент, когда рука, в сторону которой пловец повернул голову, закончила гребок.

Согласование движений рук и ног в кроле на груди бывает шести-, четырех- и двух-ударное. В настоящее время пловцы чаще делают шесть или четыре удара ногами на два гребка руками. При начальном обучении используется только шести-ударный вариант согласования, так как при этом обучающийся меньше совершает ненужных колебательных движений телом.

В шести-ударном кроле гребковые движения рук и удары ногами согласуются следующим образом. В момент касания кистью правой руки воды и начала ее движения вниз, удар выполняет левая нога. Когда кисть правой руки начинает развивать усилие вниз, удар делает правая нога. В средней части гребка рукой рабочее движение совершает левая нога, и в конце гребка правой руки удар делает левая нога. В начале подготовительного движения руки над водой выполняет удар правая нога, и после пересечения рукой линии плеча левая нога движением вниз заканчивает цикл [1,4,5].

ГЛАВА 2. ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ В УРОЧНОЙ ФОРМЕ

  1. Организация урока по плаванию.

                 Организация занятий по плаванию включает выбор и подготовку места для занятий, обеспечение безопасности занимающихся, построение занятий и руководство группой.

           Место для занятий должно соответствовать рассмотренным выше требованиям. Если оно не отвечает нормам безопасности и гигиены, то занятия по плаванию в таком месте проводить нельзя.

          Каждое занятие по плаванию должно проводиться на основе определенных программ и решать конкретные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Качество его проведения зависит от соответствия формы занятия его содержанию. В связи с этим большое значение имеет построение занятия. Правильная его организация обеспечивает достижение поставленной цели и является основой предотвращения несчастных случаев.

Занятия по плаванию строятся в соответствии с общими и методическими принципами педагогики и системы физического воспитания. При этом обязательно должны быть учтены специфические особенности плавания и условия бассейна [4,9].

         При плавании затруднено взаимное общение занимающихся. Находясь в воде, каждый из них плохо видит, как выполняют упражнения другие. В связи с этим для действенного показа упражнений в воде требуется специальная организация занимающихся.

           При размещении их в бассейне важно учитывать, что изменение вертикального положения тела на горизонтальное резко увеличивает размеры площади, занимаемой каждым пловцом и соответственно всей группой в целом.

Плавание, как и любой другой локомоторный акт, требует достаточно большого пространства для перемещения. Особенно большие расстояния приходится преодолевать пловцам на тренировках. По сравнению с занимающимися другими циклическими видами спорта пловцы находятся в худших условиях, так как место их занятий имеет относительно небольшие размеры. Пловцам приходится многократно выполнять повороты и плыть в обратную сторону (50—200 раз). Преодолеть монотонность таких упражнений в определенной мере можно, меняя форму организации занятия и способы организации самих занимающихся.

             На учебных занятиях по плаванию многократные повороты целой группы занимающихся неизбежно нарушают порядок выполнения упражнений, что требует дополнительных команд и постоянного управления занимающимися.

          Занятия по плаванию должны проводиться так, чтобы не возникло переохлаждения организма. Нежелательны, например, многократные выходы из воды и пассивный отдых в ней.

          Чтобы избежать «травмы ныряльщика», следует проводить обучение прыжкам в воду и стартовому прыжку только в глубокой части бассейна, специально приспособленной для прыжков в воду.

           При организации занятий плаванием преподаватель должен учитывать специфику своей деятельности. Обычно он занимается с группой, находясь на бортике или берегу. Проводить же занятие, находясь в воде, затруднительно и неэффективно.

           Существенное значение при проведении занятий имеет выбор преподавателем наиболее удобного для руководства группой места. Чаще всего он должен находиться на боковой по отношению к плавающим стороне бассейна. Здесь он лучше видит всех учеников, а ученики лучше видят его.

В большинстве случаев проводить занятия по плаванию приходится в условиях значительного шума (40—80 дб), при ограниченной слышимости учениками, так как их уши часто погружены в воду. Чтобы остановить плывущего, требуется достаточно громкий сигнал: краткий возглас, хлопок в ладоши, свисток и т. д. Если нужно дать указания или объяснить что-либо ученику, преподаватель вынужден подозвать его к себе, что, естественно, снижает плотность занятия. Многие вместо кратких словесных замечаний пользуются разнообразными условными жестами. При всех формах передачи знаний занимающимся и общения с ними необходимо иметь громкий голос и хорошо владеть техникой речи.

Характерная особенность урока по плаванию — выделение частей его, проводимых на суше, и частей, проводимых в воде [2,9]. Подготовительная часть обычно проводится на суше, основная — в воде, а заключительная — в воде и на суше. Организация и методика проведения частей урока на суше обычно не отличаются от общепринятых для уроков физической культуры форм. Организация же и проведение занятий в воде имеют свою специфику.

Занятия в воде начинаются с организации входа занимающихся в воду. Входить в нее можно по лестнице или прыжком. При начальном обучении плаванию вход в воду должен осуществляться наиболее простыми способами и не вызывать у занимающихся страха. В процессе дальнейших занятий необходимо использовать вход в воду для разучивания различных вариантов прыжков в воду и для изучения и совершенствования стартового прыжка.

Урок по плаванию можно проводить, пользуясь фронтальным, групповым и поточным методами организации занимающихся. При этом они могут выполнять задание одновременно или поочередно, а также слитно или раздельно. Организация занимающихся на уроке может осуществляться преимущественно одним методом или (что бывает чаще) путем комплексного использования всех трех методов.

Каждый из методов имеет определенные преимущества и недостатки, которые необходимо знать и учитывать при организации занятий по плаванию. Выбор метода зависит от задач урока, степени новизны и сложности задания, количества занимающихся, их возраста, подготовленности и т. д.

При поточном методе выполнения упражнений занимающиеся распределяются один за другим по бассейну или на отдельных дорожках, сохраняя определенный интервал. Упражнения выполняются при одновременном движении всех занимающихся по кругу. При одинаковой их подготовленности им легче сохранять установленный интервал. Если выполняемое упражнение неодинаково для занимающихся по трудности, необходимо организовать обгон менее подготовленных пловцов более подготовленными. В плавании при поточном методе выполнения упражнения все занимающиеся двигаются против часовой стрелки и обгоняют друг друга слева. При данном методе упражнения могут выполняться непрерывно или с остановками. Перерыв в их выполнении обычно используется для отдыха, замечаний и объяснения нового упражнения. Хотя при таком методе можно изучать новые упражнения, он более эффективен для совершенствования двигательных навыков и физических качеств, т. е. тогда, когда необходимо доcтаточно длительное выполнение упражнения. Этот метод предоставляет занимающимся большую самостоятельность при выполнении упражнений, а преподавателю облегчает учет и контроль за их работой. Поточный метод обеспечивает более высокую, чем другие методы, общую и моторную плотность урока.

При фронтальном методе вся группа располагается в один ряд и все одновременно выполняют упражнения. Количество занимающихся зависит от того, сколько учащихся  может поместиться в одну шеренгу вдоль бортика бассейна (по его длине или ширине). Таким образом, занятие проводится с меньшим, чем при использовании других методов, количеством занимающихся. Кроме того, при фронтальном методе используется для занятий далеко не весь бассейн, поскольку занимающиеся находятся в одном ряду, а не распределены по всей его площади.

Этот метод, как и поточный, позволяет выполнять упражнение непрерывно или интервально и обеспечивает высокую плотность занятия. Помимо этого, при данном методе преподаватель хорошо видит всех занимающихся и ему удобно объяснять упражнения. Эти положительные качества фронтального метода делают его наиболее эффективным для изучения новых упражнений. Поэтому при обучении плаванию он находит наибольшее применение.

Однако при фронтальном методе затруднен индивидуальный подход к занимающимся и они не видят, как выполняют упражнения их товарищи. Эти недостатки могут быть устранены при выполнении упражнения не одновременно всеми занимающимися, а с небольшим интервалом один после другого.

При групповом методе занимающиеся разбиваются на группы и каждая выполняет упражнение фронтально одна за другой. При этом, естественно, возникает перерыв в выполнении упражнения, так как возвращение в обратную сторону невозможно, пока все занимающиеся не доплывут. Такой групповой метод применяют, когда необходимы частые перерывы между выполнением упражнений и важен индивидуальный подход (например, при интервальной тренировке пловцов или при обучении, когда начинающие осваивают новый учебный материал). Групповой метод позволяет проводить занятие с большим количеством занимающихся и рационально использовать всю поверхность бассейна. Если занимающиеся плывут только в одном направлении и возвращаются обратно в исходное положение по берегу, то можно, не превышая нормы количества плавающих в бассейне или на дорожке, проводить занятие с очень большой группой (при наличии помощников или нескольких преподавателей). Такой способ достаточно эффективен  при некоторых видах тренировочных занятий в бассейне.

Беспрерывное выполнение упражнений групповым методом возможно лишь тогда, когда занимающиеся делают упражнение двумя группами навстречу друг другу. При этом важно не допускать встречных столкновений. Для этого занимающиеся должны быть размещены на достаточно большом расстоянии друг от друга и члены одной группы — в интервалах шеренги другой группы. Кроме того, лучше использовать упражнения, при которых ориентировка не затруднена, выполняя их на небольшое расстояние — поперек бассейна.

Помимо рассмотренных методов в плавании широко используются также индивидуальный и игровой методы проведения занятий.

Для подготовки и проведения занятий по плаванию необходимо иметь программу, поурочный план, график, конспект урока и расписание занятий. Вся эта учебная документация составляется так же, как и для других уроков физического воспитания.

Эффективность проведения урока преподавателем зависит от глубины его знаний, тщательности подготовки к уроку и творческого подхода [1, 4, 6].

2.2.План-конспект занятия по плаванию

План – конспект

открытого урока по плаванию в Оренбургском президентском

 кадетском училище

Преподаватель: Боброва Галина Владимировна

Класс: 8 в

Дата проведения: 6.12.2012 год

Тема урока: Согласование движений  рук и ног  с правильным дыханием  в плавании кролем на груди

Тип урока:   Обучающий, комбинированный

Цель урока: Сформировать знания,  умение и навыки двигательных действий техники плавания кролем на груди

Задачи урока:

I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Обучение технике  выполнения правильного дыхания в  плавании кролем на груди.
  • Обучение общему согласованию движений (непрерывно чередуемые гребки руками, движение ногами в сочетании с правильным дыханием).
  • Способствовать повышению уровня общей физической подготовленности.

II. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развитие общей выносливости, координации движений.
  • Развитие жизненной емкости легких.

III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитание настойчивости, воли, трудолюбия, ответственности за выполняемую деятельность, формирование осмысленного отношения к учебной деятельности.

Место проведения: бассейн Оренбургского Президентского Кадетского Училища

Инвентарь: плавательные доски, калабашки, шайбы.

Форма одежды: плавки, шапочка, сланцы.

Частные задачи

Содержание

Дозирование нагрузки

Организационно- методические указания

I. Подготовительная часть (12 мин)

1. Организовать 
воспитанников  к уроку

 

2.Обеспечить профилактику травматизма

 

 

1) построение, приветствие;
2) сообщение задач урока;

3) рассказ о  правилах техники безопасности при проведении занятий в бассейне 

30 сек

40 сек

1мин 


Обратить внимание на внешний вид

Воспитанников, наличие спортивной формы

3. Подготовить
организм 
воспитанника  к 
работе в 
основной 
части урока.

 

 










4. Организовать учеников для входа в воду

Разминка на суше:

1)и.п. – узкая стойка, руки  вниз соединены в замок 1 – поднять руки  встать на носки посмотреть на кисти рук, 2 – исходное положение, 3 – 4 – повторение упражнения

2)и.п. - узкая стойка, руки  вниз соединены в замок 1-2-3 – рывки руками вверх – за голову, 4 – и.п.

3) и.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки к плечам 1-8 – круговые движения  вперед в плечевых суставах, 1-8 – круговые движения  назад в плечевых суставах

4) и.п.- стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе 1- наклон  вперед, 2-  наклон  влево, 3 – прогнуться назад, 4 – наклон вправо.

5) и.п.– стойка, ноги на ширине плеч руки вверх соединены в положении «стрелочка»  1-2-3- глубокий наклон с пружинистыми движениями, 4 – и.п.

 6) и.п.– стойка, ноги на ширине плеч  наклон вперед, правая рука  вытянута вперед, левая – назад - за спину.  1 – согласованно круговые движения руками вперед (имитация  гребковых движений кроль на груди)

Вход в воду

 

 2 раза 

  

4 раза

5-6 раз в каждую сторону

 

4  раза

4  раза


4 раза


15 сек.


перестроить класс в шеренгу  по бортику бассейна

Локти не сгибать, кисти соединены в замок

локти поднимать как можно выше, максимальная амплитуда движения
Выполнять упражнения с большой амплитудой, колени не сгибать  

 Колени не сгибать, голову при выполнении наклона не поднимать, голова «зажата»  между руками.

Руки не сгибать

максимальная амплитуда движения, пальцы рук вместе
Выполнять  круговые движения руками под заданный темп «хлопки»
   

II. Основная часть (25 мин)

 Обучить правильному гребку кролем на груди и дыханию

 






1) плавание кролем на груди в полной координации  

2)  плавание кролем на груди с  помощью ног с  доской в руках  

3) плавание кролем на груди с  помощью ног с  доской в руках   выполнять вдох-выдох в воду.

4)  плавание кролем на груди с работой ногами и гребковыми движениями одной правой рукой.

5) плавание кролем на груди с работой ногами и гребковыми движениями одной левой  рукой.

6) игра «Тоннель» Играющие выстраиваются в колонну: и.п. стойка ноги на ширине плеч,  руки на плечи впереди стоящего. Один игрок должен пронырнуть под ногами стоящих.. Упражнение выполняется поточно.

7) плавание кролем на груди с доской в руках  с работой ногами и гребковыми движениями рукой поочередно правой-левой через шесть ударов ногами.

8) плавание кролем на груди с помощью работы рук с колобашкой между ногами.

9) плавание кролем на груди в полной координации.

50 м 

25м

25 м

25 м

25 м

3 мин.

50  м

50 м

2 х25 м

Дыхание произвольно
ноги не сгибать – движения выполняются от бедра.

ноги работают без остановки, носки оттянуты, слегка  повернуты внутрь , выдох в воду выполнять полностью.

Голову не поднимать – вдох выполняется поворотом головы под работающую руку в конце гребка.

Обратить внимание на амплитуду гребка – гребок  не укорачивать

Доску держать за нижний край.

Ногами не подрабатывать.

Дыхание выполняется – на полный цикл движений один вдох и выдох.

III. Заключительная часть (8 мин)

1. Восстановить дыхание после нагрузки

2. Организо
ванно 
завершить 
урок

1)  Вдох – выдох в воду

2) упражнение «звездочка» - лечь на воду на спине руки и ноги расставить шире.

3) игра «Кораллы» - играющие стоят у бортика бассейна спиной к ванне бассейна. На дно кидаются 10 шайб. Игрок поднявший со дна большее количество шайб выигрывает.

4)  организованный выход  из бассейна, уборка инвентаря.

5)  построение, подведение итогов урока, домашнее задание

10 раз

1 мин.

3 мин

  

 

 

3 мин

30 сек.

выполнить полный вдох и медленный продолжительный выдох.
Дыхание свободное

Нельзя толкать соперников, отнимать шайбу.

выход из бассейна по лестнице, не толкаясь

оценить работу воспитанников на уроке, их активность, самостоятельность, зачитать выставленные отметки.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Булгакова, Н.Ж. Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа /Н.Ж. Булгакова.- ГЦОЛИФК. -М.: Б.и, 1989.  
  2. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь - плавание: Первые шаги в спорте /Н.Ж. Булгакова. - М. ACT: Астрель, 2002.
  3. Васильев, Ф.Е. Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и некоторые подходы к их решению // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Материалы научной конференции/ Ф.Е. Васильев. - Омск: СибГАФК, 1996. С 121-123.
  4. Викулов, А.Д. Плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений /А.Д. Викулов. - М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.
  5. Волегов, В.П. Ускоренное обучение плаванию молодежи // Плавание /В.П. Волегов. - М.:ФИС, 1986. -с. 50-54. 
  6. Карпенко Е., Коротнова Т.  Плавание.  Игровой метод обучения :  Библиотечка тренера.-  М: Терра-Спорт,  2009 . –  48 с.
  7. Матвеев А.П. Концепция структуры и содержания образования по физической культуре в школе//ТиПФК. 2005.№ 6. - С.2.
  8. Оздоровительное плавание в практике физического воспитания студентов специальной медицинской группы: методические рекомендации  /  Г.В. Боброва, М.В. Степанова – Оренбург: ОГУ, 2011. –  57 с
  9. Плавание. Учебная поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ, спецшкол, ДЮШОР и школ высшего спортивного мастерства. Москва – 1983г.