Центр образовательного туризма МАОУ "Лицей №6" г. Тамбова
Программа Центра образовательного туризма МАОУ "Лицей №6"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tsentra_obrazovatelnogo_turizma.docx | 74.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №6»
Утверждаю Директор В.Л.Зайцев приказ от 31.08.2016 № 527-ОД |
|
ПРОГРАММА
ЦЕНТРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Конкретизация общих целей педагогического направления «образовательный туризм»
Образовательный туризм в современной России стал развиваться как активная форма туристской деятельности с 90-х годов ХХ века, хотя в Европе отдельные направления образовательного туризма, прежде всего различные формы студенческого образовательного туризма, получили импульс для развития во второй половине ХХ века. Подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону «полезного отдыха» и российская молодежь не отстает от мировых тенденций. В новом тысячелетии появились иные формы детско-юношеского образовательного туризма – (лингвистический, исторический, биологический, географический, экологический и другие направления.)
Сегодня популярность образовательного туризма в России стремительно растет. Существуют несколько характеристик данного направления педагогической деятельности:
- Разновидность туризма, обеспечивающего получение образования или повышение квалификации в течение непродолжительного временного периода (А.В.Бабкин, Э.А.Лунин и др.).
- Инновационная образовательная технология (В.Л.Погодина).
- Значимый фактор глобализации и интернационализации образования (В.А.Титов, В.А.Фарбер и др.).
- Развивающийся сектор экономики туризма, завоевывающий признание во всем мире (Н.А.Козлова).
Самый распространенный вид образовательного туризма в школе - это экскурсии в местные музеи, галереи, выставочные комплексы. Образовательные поездки по Тамбовской области, другим регионам России и странам СНГ также пользуются большой популярностью. В последние годы, в связи с профилизацией среднего полного школьного образования, популярными объектами образовательного туризма школьников стали промышленные предприятия, государственные учреждения, объекты социальной сферы.
Современные тенденции развития образовательного туризма предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением задач воспитательного и образовательного характера в процессе посещения различных объектов исторической, культурной, экологической значимости.
Программа Центра образовательного туризма МАОУ «Лицей № 6» города Тамбова предназначена для 1-11 класса и составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Цели и задачи Центра
Деятельность центра осуществляется в рамках предмета «Социальные проекты». Базисный учебный план МАОУ «Лицей № 6» отводит 32 часа в год на данный предмет, из них- 9 часов - для обязательного обучения в рамках Центра образовательного туризма.
В процессе деятельности Центра реализуются следующие цели:
- познакомить учащихся с историей и современностью Тамбовской области, регионов России, зарубежных стран;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни Тамбовской области и ее жителей;
- развить у школьников стремление знать свой край;
- способствовать формированию личностного отношения учащихся к своей области;
способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине; - создать условия для изучения проблем развития области, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни;
- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению;
- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами образовательного туризма;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся (речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную).
Особенности программы
Программа имеет ряд специфических особенностей, выделяющих ее среди остальных направлений образовательной деятельности:
• приоритет воспитательных задач;
• возможности реализации принципов адаптивной педагогики;
• интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемых объектов: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
• самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;
• реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;
• внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;
• практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.
Все это требует особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования каждого региона.
Уточнение заявленной в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России системы базовых национальных ценностей
Во всех направлениях деятельности Центра четко просматривается воспитание базовых национальных ценностей Российского общества, прописанных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Ценностные ориентиры, раскрывающие связь программы Центра с программой воспитания и социализации учащихся, включая формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
В программе Центра отражены следующие ценностные ориентиры системы образования, отраженные в федеральных стандартах:
- Идеалы ценностей гражданского общества
- Патриотизм, основанный на принципах гражданской ответственности и диалоге культур
- Ценности безопасности (личностной, социальной, государственной)
- Гражданская идентичность
- Национальное согласие по основным этапам становления и развития страны
- Семейные ценности
- Ценность человеческой жизни
Работая по данной программе, учитель стремиться к воспитанию будущего выпускника — гражданина России:
- Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины
- Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
- Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни
- Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата
Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Основные направления образовательного туризма
Деятельность Центра образовательного туризма МАОУ «Лицей №6» может развиваться по ряду направлений:
• Историческое (военноисторическое, историкокультурное, историкоархивное, археологическое и др.)
• Естественнонаучное (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
• Этнокультурное и социологодемографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)
• Туристскокраеведческая деятельность (краеведческие исследования во время туристических походов)
• Спортивный туризм (совершение спортивных туристических походов в сочетании с проведением краеведческих наблюдений и разносторонним изучением района похода)
• Оздоровительный туризм (совершение походов по Тамбовской области в сочетании с проведением краеведческих наблюдений, исследований и изучением отдельных особенностей района похода)
• Музейное краеведение (изучение родного края на базе музея лицея и музеев города Тамбова)
• Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения плановых экскурсий)
• Семейное краеведение.
Территориальный принцип организации образовательной деятельности
Образовательные мероприятия, проводимые в рамках деятельности Центра, по охвату территории могут быть:
- субрегиональные (город Тамбов)
- региональные (Тамбовская область)
- межрегиональные (территория России, стран СНГ, других зарубежных стран).
Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.
Межпредметные связи
Реализация данной программы предлагается, главным образом, в рамках предмета «Социальные проекты». Однако, возможна ее частичная реализация в рамках уроков английского языка, географии, изобразительного искусства, истории, литературы, музыки, права, экономики, экологии, познавательных и индивидуальных проектов.
Организационные формы деятельности в рамках Центра
Деятельность в рамках реализации программы Центра образовательного туризма может иметь следующие организационные формы:
- мероприятия в рамках предмета "Социальные проекты";
- интегрированные учебные курсы;
- уроки всех учебных дисциплин, опирающихся на краеведческий принцип преподавания;
- кружки, работающие на базе лицея;
- экскурсионные объединения;
- музейный коллектив, работающий на базе музея лицея;
- научное ученическое общество;
- семейные формы.
Отражение особенностей образовательного процесса Лицея
Деятельность учащихся в рамках Центра образовательного туризма может быть связана с содержанием практически всех учебных предметов. В ходе участия в мероприятиях Центра исследовательская работа учащихся направлена на получение новых объективных научных знаний в рамках или за рамками изучаемых тем. Главной целью учебно-исследовательской деятельности является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Разнообразные формы работы формируют социально активную личность. Они способствуют самостоятельности действий учеников по приобретению новых предметных и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения. Вся деятельность учащихся направлена на повышение их общей культуры, расширения кругозора и позитивные результаты обучения.
Формы организации образовательного процесса
Формы внеклассной работой можно классифицировать по степени систематичности организации деятельности учащихся:
- разовые формы работ: викторины, праздники, читательские конференции и др.;
- системные формы работ: выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, походы, поездки учащихся.
связь с предметами «английский язык»,
«индивидуальные проекты» и «познавательные проекты» на английском языке
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, географии, искусства, истории, литературы, и др.);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Программа деятельности Центра нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку.
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Основным продуктом деятельности лицеистов становятся международные он-лайн проекты на английском языке с учащимися зарубежных стран.
Учет возрастных особенностей учащихся при планировании деятельности
Программа деятельности Центра формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей разных возрастных групп:
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
- Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений.
- Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.
- В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
- Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Психологические особенности подростков
- Характерная черта внимания ученика среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении.
- В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Улучшается способность к абстрактному мышлению.
- Появляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности;
- Формируется критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
Психологические особенности старших школьников
- Повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов.
- Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу.
- Старший подростковый возраст является особенно чувствительным к формированию ценностных ориентаций, поскольку способствует становлению мировоззрения и собственного отношения к окружающей действительности.
- Основным новообразованием в старшем подростковом возрасте традиционно считается жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем.
- Главное новообразование юношеского возраста – открытие «Я», развитие рефлексии (отражение себя в своем образе «Я»), осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет «Я» на практическое включение в различные виды жизнедеятельности.
Предпочтительные формы контроля и оценки. проектные работы учащихся
Особое место в организации деятельности Центра образовательного туризма отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. Одной из главных особенностей проектной деятельности в рамках работы Центра является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. По итогам проведенного мероприятия обучающиеся выполняют мини-проекты: постер, фото-отчет, передачу на лицейском радио, Интернет страницу, фильм, статью в лицейской газете. Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, обращается к дополнительным источникам информации, анализирует, сравнивает, оставляя самое важное и занимательное.
Планируемые результаты деятельности Центра образовательного туризма
(личностные, метапредметные и предметные)
Личностные результаты должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Компенсаторные умения
Расширение диапазона умений использовать имеющийся опыт для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств, а также развитие следующих умений:
• использовать справочный аппарат (комментарии, сноски);
• прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу);
• использовать перифраз/толкование, синонимы;
• эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.
Учебно-познавательные умения
Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих соизучение различных школьных предметов и культуры при:
• поиске и выделении в тексте новых лексических средств (включая лингво- страноведческие реалии и лексику с лингвострановедческим фоном);
• заполнении обобщающих схем/таблиц для систематизации литературного, исторического, страноведческого/культуроведческого и др.материала;
• интерпретации лингвистических и культуроведческих фактов;
• использовании словарей и энциклопедий различных типов, современных информационных технологий при индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
Социокультурные знания и умения
Развитие социокультурных знаний и умений происходит при сравнении правил поведения представителей разных регионов Российской Федерации и зарубежных стран в ситуациях повседневного общения, сопоставлении фактов родной культуры и культуры зарубежных стран. Социокультурные умения развиваются в процессе обучения общаться на родном и иностранном языке.
• предметные знания о социокультурных правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно- трудовой сфер общения в русско- и иноязычной среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, принятии приглашений и поведении в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
• межпредметные знания о культурном наследии России и зарубежных стран, об условиях жизни разных слоев общества; возможностях получения качественного образования; ценностных ориентирах; об особенностях жизни в поликультурном обществе. На профильном уровне знания учащихся обогащаются лингвострановедческими реалиями.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, формируемых в ходе деятельности Центра образовательного туризма и соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к деятельности Центра следует выделить три вида личностных действий:
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня образовательный туризм? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают:
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно- графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли на русском и английском языках в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного и иностранного языка.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
При проведении мероприятий может широко использоваться учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в т.ч. компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, ноутбуки, оборудование для практических и лабораторных работ.
Перечень объектов образовательных экскурсий,
рекомендовнных Комитетом образования Администрации города Тамбова
- Знаменский районный краеведческий музей
- Музей Е.А.Баратынского, с.Софьинка, Уметский район
- Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
- Международный научный центр изучения творческого наследия Е.И.Замятина в Тамбове, ТГУим. Г.Р. Державина, институт филологии
- Монумент «Танк «Тамбовский колхозник»
- Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка» (Тамбовская область, Уваровский район, д. Ивановка)
- Тамбовский областной краеведческий музей
- Дом-музей Г.В.Чичерина
- Татарский вал
- Тамбовская областная картинная галерея
- ТГПИ им. С.В.Рахманинова
- ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»
- Тамбовский областной краеведческий музей
- Любой участок природного комплекса, находящийся в непосредственной близости от образовательной организации
- Экологический научно-образовательный центр ТГУ имени Г.Р. Державина
- Анатомический музей ТГУ им. Г.Р.Державина
- Тамбовский цифровой планетарий
- ФГБУ «Государственный природный заповедник «Воронинский»
- Геологический музей ТГУ им. Г.Р.Державина
- ФГУП «Опытный завод «Тамбоваппарат»
- ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор»
- ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С.Артемова»
- ОАО Пигмент (торговая марка КРАТА)
- ОАО «Котовский лакокрасочный завод»
- ЗАО «Завод Тамбовполимермаш»
- ООО «Бокинский завод строительных конструкций»
- ООО «Моршанская мануфактура»
- ОАО Кондитерская фабрика ТАКФ
- ОАО «Тамбовский хлебозавод» - замена основного технологического оборудования
- Мордовский сахарный завод ОАО «Тамбовская сахарная компания»
- ООО «Инжавинская птицефабрика»
- Агрохолдинг ООО «Зеленая Долина» в Мичуринском районе
- ТГУ им. Г.Р.Державина, Научно-исследовательская лаборатория «Физика металлов и сплавов», ИМФИ
- ТГУ им. Г.Р.Державина, Наноцентр
- ТГУ им. Г.Р.Державина, Научно-исследовательская лаборатория «Физика льда», ИМФИ
- ТГУ им. Г.Р.Державина, Центр компьютерной безопасности, ИМФИ
- ТГУ им. Г.Р.Державина, Лаборатория математического и компьютерного моделирования, ИМФИ
- ТГТУ, Тамбовский областной центр новых информационных технологий
- Аптека
- Пожарное депо
- Водоочистительная станция МУП «Водоканал Тамбов»
- Кирпичный завод
- Геологический музей ТГУ им.Г.Р.Державина
- Лаборатории кафедры аналитической и неорганической химии ТГУ им.Г.Р.Державина
- Сахарный завод
- Музей ОАО «Пигмент», г.Тамбов
- ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор»»
- Учебно-инновационный центр «Нанохимия и экология» ТГУ им. Г.Р.Державина
Партнеры лицея
№ | Наименование учреждения | Контактное лицо | Телефоны |
Тамбовский областной краеведческий музей | Абрамова Галина Александровна | 71-44-89, 72-86-35 | |
Тамбовская областная картинная галерея | Рындина Кира Александровна | 72-85-43; 72-72-49 | |
Дом-музей Г.В.Чичерина | Анохина Оксана Николаевна | 725555 | |
Тамбовская областная детская библиотека | Гребенникова Елена Васильевна | 72-16-80, 89202364432 | |
Тамбовская областная библиотека имени А.С.Пушкина | О. А. Борзова П. Е. Рыжевский | 72-77-00 | |
Факультет международного сотрудничества ТГТУ | Максимова Ольга Васильевна Губанова Тамара Васильевна | 89606590287 89107524603 |