ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кострышова Е.А.
Изучать иностранный язык с раннего возраста давно перестало быть только модой, а стало настоящей необходимостью. Наш мир очень быстро меняется, стремительно растет количество внешних связей, процессы гло-бализации идут повсюду. Все это кардинальным образом меняет подход к обучению английскому и другим иностранным языкам. И прежде всего заставляет начинать обучение уже с того самого момента, как ребенок только поступает в школу. А предмет «английский язык» становится одним из основных в школьной программе. В этой связи перед педагогами и родителями стоит сложная задача: уже в начальных классах заложить основы знания английского языка и будущего свободного владения им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_pri_obuchenii_angliyskomu_yazyku_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Кострышова Е.А.
Изучать иностранный язык с раннего возраста давно перестало быть только модой, а стало настоящей необходимостью. Наш мир очень быстро меняется, стремительно растет количество внешних связей, процессы гло-бализации идут повсюду. Все это кардинальным образом меняет подход к обучению английскому и другим иностранным языкам. И прежде всего заставляет начинать обучение уже с того самого момента, как ребенок только поступает в школу. А предмет «английский язык» становится одним из основных в школьной программе. В этой связи перед педагогами и родителями стоит сложная задача: уже в начальных классах заложить основы знания английского языка и будущего свободного владения им.
Одним из методов, позволяющих активизировать процесс изучения английского языка в начальной школе, является метод проектов. Метод проектов способствует созданию на уроках иностранного языка исследо-вательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Для формирования у школьников необходимых умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистической компетенции на уровне, определенном программой и ФГОС ООО, необходима устная практика для каждого ученика группы. Чтобы сформировать коммуникатив-ную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно условно-коммуни-кативных или коммуникативных упражнений, которые решают только ком-муникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить самостоятельно, решать проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Дети должны акцентировать
внимание на сол- Формировани я ы созывания, чтобы язык выступал в своей примой функции - формирования и формулирования мыслей учащихся.
Для того чтобы учащиеся воспринимали язык, как средство межкуль-турного взаималикой (ко, нено, одимо не только знакомить их ем сжруно-ведческой тематикой (конечно, это очень важно), но и искать способы их оключения в активный диалог культур. Чтобы на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре. аснов натом, чтобы персохода к обучению иностранному языку за-ключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранно-го языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в тече-ние определенного времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование со-вокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необхо-димость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В ходе деятельности учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом. Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо учащимся выбрать проект, который будет интересен для них, во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязан-ности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника про-екта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы необходимо использовать специально подобранные информационные источники.
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов, таким образом, это - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результа-тов. От того, как пройдет эта работа, будет зависеть желание учеников приступить к разработке следующего.
Организуя проектную деятельность в начальной школе, необходимо учитывать, что:
1) существуют возрастные и психологические особенности детей;
2) работа над проектами должна быть систематической и сбалансиро-ванной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирую-щей деятельности учащегося;
3) задания должны усложняться в зависимо-сти от возраста;
4) обязательно включение межкультурного компонента.
На начальном этапе учащиеся выполняют творческие проекты небольшого объема. Конечный этап проектов - это презентация. Презентация может проходить в виде постеров, докладов, ролевой игры, видеопоказа. Про-ектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответст-венности за продвижение в обучении. В начальных классах ведущими видами проектной деятельности являются творческий, ролево-игровой.
К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздничных шоу, презентации различной тематики, устный альбом, самодельные книги и журналы. К примеру: После прохождения темы «Алфавит» (первый год изучения) учащимся предлагается сделать англий-ский алфавит. Творческое проектирование имеет дистрактивный характер. Дистрактивное обучение (от английского Distract - отвлекать) - «достижение результата, его усвоение и осознание через использование косвенных прие-мов, аппелирующих к другим потребностям детей младшего возраста: потребности к исследованию, открытиям, деятельности с предметами и конст-руированию». Так, изучая тему «Зоопарк», можно перевоплотиться с детьми в животных и представить, что они живут в джунглях. Дети рисуют пейзаж, пальмы, мастерят «штампы» из картофеля. Затем, меняясь, проштамповыва-ют свои «холсты» и получается картина с жителями Саванны.
Этот вид работы не только развивает детское воображение, но и помогает развитию мелкой моторики руки, умение работать вместе, а также обогащает детей эстетически и знакомит их с понятием «пейзаж». Одновременно отрабатывается учебный материал: This is a lion; That is a gi-raffe; It is nice; It is strong. На уроках используется также аппликация, из различных круп и зерен. У детей развивается чувство цвета, аккурат-ность, эстетический вкус. При этом тренируются фразы: «Hello! I am a horse», «I can run». При изучении темы «А room» на уроках используется пластилин, дети вылепливают предметы, расположенные в их комнате, называют их.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить вокабуляр детей, закрепить изученный лекси-ко-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. К примеру, при проведении урока «My Favourites», дети готовят дома материал (вырез-ки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. На уроке на листах цветной бумаги они оформляют странички альбома, где каждый рассказывает о том, что он любит (о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.). Для запоминания цветов, учащиеся выкладывают витражи.
Ралево-игровые проекты могут быть представлены в виде инсцениро-ванных действий, например, сказки. Театральная постановка - это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, в младшем возрасте она особенно продуктивна. Таким образом, работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.
Литература
Колкер, Я.М. Практическая методика обучения английскому языку. учеб. пособие / Я.М. Колкер. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова и др. - М.: Просвещение, 1990.