Методические материалы
Все для учителя физкультуры специальной коррекционной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программное содержание физкультура 1-4 класс специальной коррекционной школы. | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Программный материал 1-й КЛАСС (54 ч)
Общие теоретические сведения.
Чистота одежды и обуви. Утренняя гигиеническая гимнастика и ее значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности. Чистота зала, снарядов.
ГИМНАСТИКА
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о гимнастичес-нарядах и предметах.
Правила поведения на уроках гимнастики, онятия: колонна, шеренга, круг. Размыкание на вытянутые и колонне, шеренге.
Повороты «направо», «налево», «кругом»
Движение в колонне.
Выполнение команд: «Шагом марш!», , «Бегом марш!», «Встать!», «Сесть!», «Смирно!».
Практический материал
Упражнения без предметов
Упражнения для мышц шеи
наклоны туловища и головы вперед, назад, в стороны из исходного положения, стойка ноги врозь, руки на поясе (медленно и быстро).
вращения туловищем и головой вправо и влево.
пово-роты туловища в стороны (медленно и быстро) в стойке ноги врозь, руки на поясе.
Упражнения для мышц спины и живота
Лежа на животе поднимание ног поочередно и вместе, поднимание головы. Лежа на спине поочередное поднимание ног, «велосипед», поднимание туловища.
Упор стоя у гимнастического бревна или стены на расстоянии 60 — 70 см, сгибание и разгибание рук.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Из основной стойки (и стойки ноги врозь) поднимание и опускание рук вперед, в стороны, вверх.
Сжимание и выпрямление кистей рук; руки прямо перед собой.
Вращение кистями вправо, влево.
Поднимание рук вперед и вверх с хлопками.
Сгибание и разгибание рук в плечевых и локтевых суставах.
Поднимание и опускание плечевого пояса, руки на поясе.
Упражнения для мышц ног
Поднимание на носки.
Сгибание и разгибание ног, стоя на одном месте, руки на поясе (медленно и быстро).
Приседания на двух ногах.
Упражнения на дыхание
Тренировка дыхания через нос и рот в различных исходных позициях: сидя, стоя, лежа.
Глубокое дыхание (подражая учителю).
Дыхание во время ходьбы с выговариванием звуков на выдохе: чу-чу-чу (паровоз), ш-ш-ш (вагоны), у-у-у (самолет), ж-ж-ж (жук).
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев
Из положения руки и пальцы врозь: кисть в кулак, круговые движения кистями вовнутрь и наружу.
Поочередное соприкосновение большого пальца с остальными.
Отведение и приведение пальцев на одной руке, одновременно на двух руках с контролем зрения и без него.
Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание. «Щелчки».
Одновременные и поочередные сгибания, разгибания кистей рук и круговые движения.
Упражнения для формирования правильной осанки
Из положения стоя у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание при этом на отведение плеч слегка назад и на оптимальное выпячивание живота вперед), отойти от стенки и вернуться к ней, сохраняя положение.
Стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и пятками: поднимание рук вперед, вверх, в стороны; приседание, касаясь стенки затылком и спиной.
Поднимание гимнастической палки вверх широким хватом с отставлением ноги на носок.
Упражнения для укрепления голеностопных суставов и стоп
Сидя на скамейке, сгибание и разгибание пальцев ног, стоп, круговые движения стопой, захватывание стопами каната, мяча, булавы, мешочка с песком.
Ходьба по канату, положенному на пол, ходьба по ребристой доске. Перекаты с носка на пятку.
Упражнения для укрепления туловища
Лежа на животе с опорой на руки и без опоры: разгибание головы («птички летят»), поочередные и одновременные движения руками («пловцы»), поочередное и одновременное поднимание ног.
Лежа на спине: поднимание прямой ноги (сгибание), поочередное сгибание и разгибание ног («велосипедист»).
Лежа на животе на гимнастической скамейке: захватывая ее сбоку, подтягивание скольжением по скамейке.
Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 60—70 см; сгибание и разгибание рук.
Сидя, сгибая левую ногу вперед, обхватить голень руками и прижать колено к груди. То же, правой.
Лежа на спине, поднять одну ногу.
Сидя, поднять одну ногу.
Стойка: руки за голову, наклон вперед, прогнувшись.
Уметь: ходить в колонне по одному, построиться в одну шеренгу, пройти по гимнастической скамейке, выполнить задание по словесной инструкции учителя, выполнить общеразвивающие упражнения в определенном ритме.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками
Удерживание гимнастической палки двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу, перед грудью, над головой. |.
Перекладывание палки из одной руки в другую перед собой.
Выполнение различных исходных положений с гимнастической пал-f кой. Поднимание гимнастической палки с пола хватом сверху и бесшумное опускание па пол.
С флажками
Из исходного положения основной стойки: поднимание рук в стороны, вперед, вверх, круговые движения, стон на месте и во время ходьбы. Помахивание флажками над головой.
С малыми обручами
Удерживание обруча двумя руками хватом сверху и хватом снизу перед собой, над головой.
Принятие различных исходных положений с обручем в руках.
Прокатывание обруча и ловля его после прокатывания
С малыми мячами
Перекладывание мяча.
Разбрасывание и собирание мячей, прокатывание, ловля после прокатывания.
Перебрасывание мяча с одной руки на другую.
Удары мяча об пол и ловля его двумя руками.
С большими мячами
Поднимание мяча вперед, вверх, опускание вниз.
Перекатывание сидя, стоя.
Перекладывание мяча с одного места на другое.
Перекладывание мяча с одной ладони на другую, броски вверх, удары о пол, о стену и ловля его двумя руками.
Лазанье и перелезание
Переползание на четвереньках в медленном темпе по коридору длиной 15 — 20 м.
Переползание на четвереньках по горизонтальной гимнастической скамейке, захватывая кистями рук края скамейки.
Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не пропуская реек (высота ноги — на 5 рейке). Из исходного положения «стоя на полу» взяться двумя руками за рейку на уровне головы. Поставить на 1 -ю рейку сначала одну ногу, затем другую, переставить поочередно руки на следующую рейку и т.д. Спускаться в том же порядке.
Подлезание под препятствием высотой 40 — 50 см (под «коня», «козла», гимнастическую палку, веревку).
Перелезание сквозь гимнастические обручи (3 — 4 обруча на расстоянии 50 см).
Упражнение на равновесие
Ходьба по начерченному коридору шириной 20 см.
Стойка на носках (3 — 4 с).
Ходьба по доске, положенной на пол.
Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук.
Стойка на одной ноге, другая согнута вперед, руки на поясе.
Кружение переступанием в медленном темпе.
Перемещение предметов
Перенос мяча до 1 кг различными способами, гимнастических палок, флажков, обручей, гимнастической скамейки, мата (вчетвером).
но-времениой дифференциров-
Упражнения для развития пространственно-времениой дифференциров ки и точности движений
Построение в обозначенном месте (в кругах, квадратах).
Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.
Построение в круг по ориентиру.
Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем.
Шаг вперед назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начерченным на полу.
Прыжок в длину с места толчком двух ног в начерченный ориентир.
Задание
Ходьба на месте в шеренге до 9 с, вторично — до 10 с.
Перед шеренгой по очереди маршируют на месте два ученика: первый — 5 с, второй — 10 с. Определить, кто из них шел дольше.
Знать: что такое шеренга, колонна, круг. Где правая и левая сторона, верх и низ. Что называется гимнастическим упражнением и названия снарядов. Правила поведения на уроках гимнастики.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Теоретические сведения
Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Правила поведения на уроках легкой атлетики.
Практический материал
Ходьба
■ Ходьба парами по кругу, взявшись за руки.
Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне-по одному в обход зала за учителем.
Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы.
Ходьба с сохранением правильной осанки.
Ходьба в чередовании с бегом.
Бег
Перебежки группами и по одному 15 — 20 м.
Медленный бег с сохранением правильной осанки до 1 мин, бег в колонне за учителем в заданном направлении.
Чередование бега и ходьбы на расстоянии до 30 м (15 м — бег, 15 м — ходьба).
Прыжки
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево.
Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч.
Прыжки с ноги на ногу на отрезках до 10 м.
Подпрыгивание вверх на месте с захватом или касанием висящего предмета (мяча).
Прыжки в длину с места.
Метания
Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками.
Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре.
Броски и ловля волейбольных мячей.
Метание колец на шесты.
Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой.
Знать: что такое ходьба, бег, прыжки, метания, как вести себя на занятиях легкой атлетикой.
Уметь: чередовать бег с ходьбой, подпрыгивать на одной и двух ногах, метать мячи одной рукой с места, мягко приземляться при прыжках.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретические сведения.
Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах.
Одежда и обувь лыжника.
Практический материал
Построения с лыжами, переход на учебный круг.
Ходьба на лыжах.
Поворот переступанием вокруг концов лыж.
Катание с небольших горок.
Передвижение на лыжах (за урок 0,3 — 0,5 км).
Знать: как подготовиться к занятиям по лыжной подготовке, правила поведения на занятиях.
Уметь: передвигаться и поворачиваться на лыжах, кататься с гор.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения
Элементарные сведения о правилах игр, поведении во время игр.
Практический материал
Коррекционные игры: «Наблюдатель», «Смекалистый», «Пальчики и палочки», «Стой прямо», «Иди прямо», «По канату». Игры со звуковыми сигналами: «Совушка», «Мы солдаты», «Слушай сигнал», «Удочка».
Игры с бегом и прыжками: «Веселая эстафета», «Филин и пташки», «Пятнашки», «Мячик кверху».
Игры с бросанием, ловлей, метанием: «Метко в цель», «Догони мяч», «Кого назвали, тот и ловит».
Знать: правила и поведение во время игры.
Уметь: целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя.
Межпредметные связи
Математика Умение определять верх, низ, правую и левую стороны, иметь понятие о большом, маленьком и равновеликом.
Ориентироваться по положению предметов в пространстве ( впереди, сзади, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, над, под, за, перед, в, напротив, между, в середине, внутри, в центре, дальше, ближе и др
Счет в пределах 10.
Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, о соотношении расстояний (кратчайших), о последовательности (первый, крайний, последний, перед, после, за, следом, следующий за...).
Изобразительное искусство
Основные и дополнительные цвета.
Развитие устной речи. Русский язык
Название предметов, используемых на занятиях физической культурой и спортом. Их характеристики.
Проговаривание речевок, считалок в ходе игр и т.д. Звуки, буквы, слоги.
2-й КЛАСС (54 часа)
ГИМНАСТИКА
Теоретические сведения
Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии.
Практический материал
Построения и перестроения
Построение в шеренгу по команде учителя.
Равнение по носкам в шеренге, выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!». Ознакомление с левой и правой сторонами зала.
Выполнение команд: «На месте шагом марш!», «Шагом марш!», «Класс — стройся!».
Ходьба в колонне с левой ноги.
Бег в колонне по прямой и со сменой направлений по ориентирам. Перестроение из шеренга в круг (держась за руки) и из колонны по одному (двигаясь за учителем).
Расчет по порядку.
Упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы
Руки к плечам, руки назад, руки перед грудью, за спину.
Круговые движения одной и двумя руками, сгибание и разгибание рук из положений руки вперед, в стороны.
Взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо.
Наклоны туловища до касания руками пола, наклоны влево, вправо, со скольжением руками вдоль туловища.
Приседания на двух ногах, стоя на первой рейке гимнастической стенки; перехватывания ее поочередно руками.
Выполнение по па-мяти двух-трех упражнений.
Упражнения на дыхание
Согласовывать дыхание с различными движениями: вдох при поднимании рук, отведении их в стороны, выпрямлении туловища, разгибании ног; выдох при опускании вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.
Изменение глубины и темпа дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев
Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак).
Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев.
Круговые движения кистями в лицевой плоскости, вовнутрь, к себе, от себя.
Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя.
Упражнения на расслабление мышц
Помахивание кистью (как платком).
Смена напряженного вытягивания вверх туловища и рук полным расслаблением и опусканием в полуприсяде.
Смена резких движений в напряженной ходьбе плавными движениями в мягкой ходьбе.
Упражнения для формирования правильной осанки
Самостоятельное принятие правильной осанки.
Стоя у вертикальной плоскости в правильной осанке, отойти на 1, 2, 3 шага; последовательно расслабить мышцы плечевого пояса, рук, туловища, затем вернуться в исходное положение.
Различные движения головой, руками, туловищем с остановкой по сигналу и проверкой правильной осанки.
Удерживание на голове небольшого груза с сохранением правильной осанки. Сохранение правильной осанки в ходьбе, удерживая небольшой груз в руках.
Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп
Сидя на гимнастической скамейке (на полу), напряженные сгибания и разгибания пальцев ног; тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп; прокатывание стопами каната: захватывание стопами мешочка с песком (мяча) с последующим броском | его в веревочный круг, в обруч (и передачей соседу по ряду).
Ходьба по ребристой доске.
Ходьба с наступанием на канат, на гимнастическую палку, на рейку лестницы.
Приседание на носках, на всей ступне.
Упражнения для укрепления мышц туловища (в положении разгрузки позвоночника)
Лежа (на спине, груди) поднимание ноги с отягощением; медленное поднимание и опускание обеих ног.
Переход из положения лежа, в положение сидя.
Стоя на четвереньках, поочередное поднимание прямой руки и ноги, прогибание; выполнение круговых движений головой, рукой в боковой плоскости.
Подтягивание со скольжением по наклонной гимнастической скамейке.
Упор стоя у гимнастического бревна на расстоянии 70 — 80 см; сгибание и разгибание рук.
Упор лежа на гимнастической скамейке и разгибание рук.
Поочередное поднимание ног (правой—левой) из положения сидя в упоре сзади на гимнастической скамейке.
Лежа на животе, руки за голову, прогнуться, поднимая одновременно туловище и ноги.
Упор стоя на коленях, левую ногу назад на носок, правую руку в сторону — вверх, голову направо. То же, с правой ноги.
Упор присев, прыжок вверх, руки вверх.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками
Выполнение упражнений из исходного положения: гимнастическая палка внизу.
Удерживание гимнастической палки различными способами при ходьбе. Поворачивание палки из горизонтального положения в вертикальное (по показу учителя).
Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении хватом снизу двумя руками.
С флажками
Выполнение общеразвивающих упражнений с флажками в руках на месте (по показу).
Движения руками с флажками при ходьбе.
Разнонаправленные движения руками с флажками по показу учителя («сигнальщик»).
С малыми обручами
Выполнение упражнений из исходного положения: обруч перед собой, над головой.
Приседания с обручем в руках.
Прокатывание и ловля обруча.
Вращение обруча на правой руке.
С малыми мячами
Сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и все руки с удержанием мяча.
Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам.
Удары мяча о пол, ловля его двумя руками.
С большими мячами
Принимание различных исходных положений, удерживая мяч в руках.
Катание мяча: сидя попарно, сидя по кругу, стоя на коленях.
Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками после поворота направо, налево, кругом, после хлопка.
Подбрасывание мяча на руке (правой, левой) несколько раз подряд. Подбрасывание и ловля мяча во время ходьбы.
Удары мяча о пол, ловля двумя руками.
Лазанье и перелезание
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке угол 20 градусов) «одноименным» и «разноименным» способами (усилия только руками или только ногами). То же, по гимнастической стенке.
Ползание на четвереньках по полу, по кругу с толканием набивного мяча впереди себя, в сторону и на скорость.
Подлезание под препятствие высотой 30 — 40 см.
Перелезание через препятствие высотой до 70 см.
Перелезание со скамейки на скамейку произвольным способом (расстояние между скамейками 20 — 30 см).
Упражнения на равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, обруч, гимнастическая палка).
Ходьба по гимнастической скамейке на носках с различными движениями рук. Ходьба по наклонной скамейке (высота верхнего конца скамейки 30 — 40 см). Ходьба по гимнастической скамейке боком приставными шагами.
Ходьба по рейкам гимнастической скамейки.
Ходьба по начерченной на полу линии.
Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук (3—4 с).
Переноска грузов и передача предметов:
Передача большого мяча в колонне сбоку — назад и вперед.
Коллективная переноска гимнастических скамеек.
Переноска двух набивных мячей до 4 кг различными способами (катанием, на руках).
Переноска 8—10 гимнастических палок.
Упражнения для развития пространственно-временной дифференцирован и точности движений \
Построение в шеренгу с изменением места построения по данному ориентиру (черта, квадрат).
Движение в колонне с изменением направлений по ориентирам.
Построение в кругу на определенное место (по ориентирам).
Повороты к ориентирам без зрительного контроля в момент поворота.
Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастической скамейке.
Прыжок в длину с места в обозначенный ориентир и воспроизведение его без зрительного контроля.
Шаг вперед, назад, вправо в обозначенное место с открытыми и закрытыми глазами.
Изменение направления лазанья
по определенным ориентирам.
Подбрасывание мяча вверх до определенного ориентира.
Выполнение исходных положений рук по словесной инструкции учителя. Поднимание прямых рук вперед, в стороны до определенной высоты и воспроизведение упражнений без зрительного контроля.
Задания
Перед шеренгой по очереди маршируют на месте три ученика: первый — 5 с, второй — 7, третий -9 с. Определить, кто из них маршировал дольше, кто — меньше.
Ходьба в обход в колонне до 10 с, вторично до 15 с. Определение интервалов времени (дольше, меньше).
Знать: свое место в строю; как выполняются команды: «Рав-няйсь!», «Смирно!»; кто такие «направляющий» и «замыкающий». Правила поведения на уроках гимнастики. Как правильно дышать во время ходьбы и бега.
Уметь: выполнять простейшие исходные положения по словесной инструкции учителя; принимать правильную осанку в основной стойке и при ходьбе; сохранять равновесие при движении по гимнастической скамейке.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Теоретические сведения
Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега.
Практический материал
Ходьба
Ходьба с изменением скорости.
Ходьба с различным положением рук: на пояс, к' плечам, перед грудью, за голову.
Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя.
Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра.
Бег
Бег на носках.
Бег на месте с высоким подниманием бедер.
Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезания под сетку, обегание стойки и т.д.).
Скоростной бег на 20—30 м.
Медленный бег до !,5 мин.
Чередование бега и ходьбы на расстояние до 40 м (20 м — бег, 20 м — ходьба).
Прыжки
Прыжки на одной ноге: на месте, с продвижением вперед, в стороны.
Прыжки в глубину с высоты 10 — 40 см с мягким приземлением.
Прыжки в длину и высоту с шага.
Прыжки в длину с разбега.
Метания
Метание большого мяча двумя руками: из-за головы.
Метание теннисного мяча с места одной рукой в стену и на дальность.
Знать: как правильно дышать во время ходьбы и бега,
правила поведения на уроках легкой атлетики.
Уметь: не задерживать дыхание при выполнении упражнений;
метать мячи; отталкиваться одной ногой в прыжках и мягко приземляться при прыжках в длину на заданный ориентир.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретические сведения
Подготовка к занятиям на лыжах.
Одежда и обувь лыжника, правила поведения на уроках лыжной под¬готовки.
Практический материал
Построение в одну шеренгу с лыжами.
Выполнение команд: «Становись!», «РазоЙдись!».
Прикрепление лыж к обуви, снятие лыж.
Передвижение с лыжами в руках.
Передвижение на лыжах друг за другом по учебной лыжне скользящим шагом.
Поворот на месте «переступанием» вокруг носков лыж.
Передвижение на лыжах (0,3-0,8 км за урок).
Знать: свое место в строю; как выполняются команды: «Становись!» «Разойдись!»; как подготовиться к занятиям на лыжах.
Уметь: прикреплять лыжи к обуви и снимать их; выполнять поворот на месте
переступанием вокруг носков лыж в правую сторону.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения
Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
Коррекционные игры:
«Отгадай по голосу»,
«Карусели»,
«Что изменилось?»,
«Волшебный мешок».
Игры с элементами развивающих упражнений
«Часовые и разведчики»,
«Передал и садись»,
«Салки маршем»,
«Повторяй за мной»,
«Веревочный круг».
Игры с бегом:
«Бег за флажками»,
«У ребят порядок строгий»,
«Кто быстрее»,
«У медведя во бору»,
«Пустое место».
Игры с прыжками:
«Прыгающие воробышки»,
«Волк во рву»,
«Удочка». '
Игры с метанием и ловлей:
«Гонка мячей в колоннах»,
«Кто дальше бросит»,
«Снайперы»,
«Охотники и утки».
Знать: правила игр.
Уметь: выполнять правила общественного порядка и правила игры.
Межпредметные связи
Математика:
сложение и вычитание в пределах 10
Понятия: «меньше на», «больше на».
Единицы длины: сантиметр, дециметр.
Название и обозначение чисел от 11 до 20.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах
на вопросы и составление предложений.
Развитие устной речи. Русский язык.
Обогащение и уточнение словаря.
Название предметов, характеристика их по форме, цвету, размеру.
Сравнение двух предметов, выявление их сходства и различия.
Правильные полные ответы на вопросы.
3-й КJIACC (54 часа)
Общие теоретические сведения
Значение физических упражнений для здоровья человека.
Формирование понятий «опрятность», «аккуратность».
Физическая нагрузка и отдых.
ГИМНАСТИКА
Теоретические сведения
Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий.
Практический материал
Построения и перестроения
Построение в колонну, шеренгу по инструкции.
Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Расчет по порядку.
Ходьба противоходом.
Повороты на месте направо, налево.
Команды: «На-пра-во!», «На-ле-во!».
Поворот под счет «Раз, два!».
Размыкание и смыкание приставными шагами.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два последовательными поворотами налево, направо по команде «Налево (направо) по два марш».
Упражнения без предметов
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы
Движения рук вперед, вверх, в соединение на 4 счета.
Круговые движения руками в лицевой и боковой плоскостях.
Повороты туловища налево, направо, с отведением прямых рук назад.
Наклоны к левой, правой ноге с поворотами туловища.
Приседания на всей стопе и на носках, держась руками за рейку гимнастической стенки.
Приседания согнувшись, ноги врозь.
Поочередное поднимание ног на положения седа в положение седа углом.
Из положения седа наклоны вперед с различными положениями рук
Выполнение на память 3 - 4 общеразвивающих упражнений.
Упражнения на дыхание
Усиленное дыхание, с движениями грудной клетки (на вдохе приподнять плечи, на выдохе сдавливать ладонями боковые поверхности грудной клетки)
Ритмичное дыхание в ходьбе, шаге, подпрыгивании.
Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений.
Правильное дыхание при выполнении простейших упражнений в различном темпе вместе с учителем: вдох — медленный, на 4 счета, выдох — резкий короткий; вдох — резкий быстрый, выдох — медленный, на 4 счета; вдох и выдох — спокойный (оба на 3 — 4 счета).
Ходьба с фиксированным дыханием.
Упражнения для укрепления мышц кистей рук и пальцев
Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и разгибание на другой в медленном темпе (по показу учителя).
«Отведение» и «приведение» пальцев рук.
Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.
Сжимание пальцами малого мяча.
Круговые движения кистью вовнутрь, наружу.
Упражнения в расслаблении мышц
Из исходного положения — наклон вперед, маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны.
Маховые движения расслабленной ногой.
Упражнения для формирования правильной осанки
Выполнение правильной осанки в различных исходных положениях, с небольшим грузом на голове, поднимание на носки.
Ходьба приставными шагами вперед, назад, в сторону, выполнение движений руками.
Игры с принятием правильной осанки по команде или сохранению ее на протяжении всей игры.
Ритмичное дыхание в ходьбе, шаге, подпрыгивании.
Произвольное изменение глубины и темпа дыхания в соответствии с характером движений.
Правильное Движения пальцами ног, стопами с дозированным усилием. Подтягивание стопой веревки, лежащей на полу, поднимание ее над полом, удерживание пальцами ног.
Захватывание стопами предметов с подниманием их от пола и подбрасыванием вверх.
Упражнения для укрепления мышц туловища (в положении разгрузки позвоночника)
Лежа на спине, на груди подтягивание на руках по наклонной гимнастической скамейке.
Стоя на четвереньках, наклоны и повороты головы, туловища, поочередное отведение рук, ног, напряженное прогибание.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками
Перехваты гимнастической палки.
Подбрасывание и ловля двумя руками гимнастической палки в вертикальном положении.
Перекладывание гимнастической палки из одной руки в другую под коленом поднятой ноги.
Выполнение упражнений из исходного положения — гимнастическая палка за головой, за спиной.
С малыми обручами
Выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперед, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями.
Пролезание в обруч.
Перехватывание обруча в ходьбе и беге (1 мин).
Вращение обруча левой и правой рукой (20 — 30 с).
С флажками
Поочередное отведение рук вправо-влево с флажками в руках.
Простейшие комбинации изученных движений с флажками (типа комплексов утренней зарядки) на счет от четырех до восьми.
С малыми мячами
Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его одной рукой.
Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его другой.
Удары мяча о пол и ловля его одной и двумя руками.
С большими мячами
Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками после поворота направо и налево, кругом.
Перебрасывание мяча в кругу влево, вправо.
Удары мячом о пол поочередно правой и левой рукой.
Удары мяча перед собой о пол.
Правильное Поднимание мяча вперед, вверх, за голову.
Перекатывание мяча в парах (расстояние 2 — 3 м).
Из положения мяч вперед движение кистей вверх и вниз, влево и вправо. Круговые движения с мячом в лицевой плоскости.
Приседания с мячом: мяч вперед, мяч вверх, мяч у груди, мяч за голову. Наклоны вперед, влево с мячом в руках.
Лазанье и перелезание
Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз, «разноименными» и «одноименными» способами; попеременно приставляя сначала руку, затем ногу (например, начиная правой ногой и левою рукой, правой ногой и правой рукой).
Лазанье по гимнастической стенке в стороны приставными шагами.
Лазанье по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз с опорой на колени и держась руками за края скамейки с переходом на гимнастическую стенку (угол наклона скамейки 20 — 30 градусов).
Лазанье с опорой на стопы и кисти рук.
Подлезание под препятствие высотой 30 — 40 см (например, стул). Перелезание через препятствие высотой 30 см.
Вис на канате — на узле с помощью рук и ног.
Упражнения на равновесие
Равновесие на одной ноге со сменой положения руки и ноги: нога вперед, одна рука вперед, другая в сторону; нога в сторону, руки в стороны; нога назад, руки вверх.
Ходьба по гимнастической скамейке с доставанием предмета с пола в присяде и с наклоном.
Поворот кругом переступанием и вставанием на колено на гимнастической скамейке.
Ходьба по наклонной доске: один конец на полу, другой на высоте 50—60 см. Ходьба по рейке гимнастической скамейки.
Расхождение вдвоем поворотом при встрече на полу.
Передача предметов и переноска грузов
Передача большого мяча в колонне по одному над головой и между ног. Переноска трех набивных мячей весом до 6 кг различными способами. Передача набивных мячей в колонне, шеренге, по кругу. Коллективная переноска гимнастических снарядов. Переноска грузов по гимнастической скамейке. Переноска гимнастических палок от 10 до 15 штук.
Упражнения для развития пространственно-временной дифференциров-ки и точности движений
Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Повороты направо, налево без зрительного контроля. Принятие исходных положений рук с закрытыми глаза-ми по инструкции учителя. Сгибание и разгибание туловища до определенной высоты по ориентирам (стоя и лежа) с контролем зрения и воспроизведение упражнений с закрытыми глазами.
Ходьба вперед: одна нога идет по гимнастической скамейке, другая — по полу. Прыжок в высоту до определенного ориентира. Прыжок в глубину в обозначенное место.
Задания
Переползание на четвереньках по гимнастической скамейке с закрытыми глазами. Дозирование силы удара мячом о пол с таким условием, чтобы он отскочил на заданную высоту: до колен, до пояса, до плеч. Ходьба на месте под счет учителя {от 15 до 10 — счет по секундам), затем маршировать самостоятельно столько же времени и самостоятельно остановиться. Определить самого точного. Ходьба в шеренге до определенной черты (5 — 6 м). Сообщить учащимся время выполнения задания. То же задание выполнять вдвое медленнее. Определить самого точного.
Знать: строевые команды; как оттолкнуться при соскоке с гимнастической стенки, как приземлиться.
Уметь: выполнить строевые команды учителя; отталкиваться двумя ногами от гимнастического мостика; сохранять равновесие на гимнастической скамейке с предметом в руках; лазать на четвереньках по наклонной плоскости вверх и вниз; согласовывать движения рук и ног в лазаньи по гимнастической стенке; коллективно переносить гимнастические снаряды.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Теоретические сведения
Ознакомление учащихся с правильным
положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе.
Практический материал
Ходьба
Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе.
Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук — вперед, вверх, с хлопками; ходьба шеренгой с открытыми и закрытыми глазами.
Бег
Медленный бег до 2 мин.
Высокий старт.
Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп.
Повторный бег-на скорость до 30 м.
Повторный быстрый бег на месте (5 — 8 с).
Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад.
Бег в чередовании с ходьбой — 100 м (30 м — бег, 20 м - ходьба и т.д.).
Прыжки
Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед на отрезке 16 м.
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед на отрезке 10 м.
Прыжки в длину с разбега без учета места отталкивания.
Прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги.
Метания
Метание с места правой и левой рукой малого мяча.
Метание мяча с места в цель.
Метание теннисного мяча на дальность отскока от баскетбольного щита. Метание теннисного мяча на дальность с места.
Знать: положение частей тела во время ходьбы, бега, прыжков, метаний; правила поведения на занятиях.
Уметь: выполнять высокий старт; бежать в медленном темпе 2 мин; быстро пробежать 30 м; прыгать в длину и высоту, толкаясь одной ногой и мягко приземляясь на две; метать малый мяч с места правой и левой рукой.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретические сведения
Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок: одежда и обувь лыжника;
Правила поведения на уроках лыжной подготовки.
Практический материал
Построение в шеренгу и колонну с лыжами.
Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Передвижение в колонне с лыжами под рукой, подъем ступающим шагом 20—30 м, спуски со склона длиной 20 — 30 м в основной стойке (крутизна склона 4 — 6 градусов).
Повороты вправо и влево вокруг пяток лыж.
Передвижение на лыжах (0,3— 1 км за урок).
Знать: что входит в лыжный инвентарь; как выбрать лыжи и палки по росту; как должен одеваться лыжник; правила поведения на занятиях.
Уметь: правильно выбирать лыжи и палки для занятий; выполнять повороты на месте вокруг пяток в правую и левую сторону; выполнять спуск в основной стойке; преодолевать на лыжах 0,3-1 км.
КОНЬКИ (вместо лыжной подготовки)
Теоретические сведения
Одежда и обувь конькобежца.
Подготовка к занятиям на коньках.
Правила поведения на уроках.
Упражнения в зале
Надевание и снимание ботинок с коньками.
Стойка на одном коньке, на двух.
Сгибание ног в коленях с наклоном туловища вперед.
Приседание. Равновесие. Отведение ноги назад, в сторону.
Перенос тяжести с одной ноги на другую, сгибая их в коленных суставах и отводя свободную ногу назад. Имитация правильного падения на коньках.
Упражнения на льду
Повороты на месте.
Ходьба приставными шагами вправо, влево.
Исходное положение (посадка) тела и рук, соответствующее простому катанию. Отталкивание правой, левой ногой и скольжение на параллельных коньках с переносом тела с одной ноги на другую.
Освоение правильного падения на льду.
Торможение «полуплугом» правым и левым коньком.
Повороты в движении на двух ногах с приставными шагами вправо, влево, по дуге.
Движение по дуге с отталкиванием правым коньком.
Знать: как должен одеваться конькобежец; правила поведения на занятиях; как правильно подобрать и надеть коньки.
Уметь: надевать и снимать ботинки с коньками; выполнять повороты на месте в зале.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Теоретические сведения
Правила игр.
Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места; взаимодействие с партнером, командой и соперником).
Коррекционные игры:
«Товарищи командиры»,
«Два сигнала»,
«Запрещенные движения».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
«Шишки, желуди, орехи»,
«Мяч соседу»,
«Перетягивание в парах».
Игры с бегом:
«Белые медведи»,
«Через кочки и пенечки»,
«К своим флажкам»,
«Пятнашки маршем».
Игры с прыжками:
«Прыжки по полоскам»,
«Точный прыжок».
Игры с бросанием, ловлей и метанием:
«Метко в цель»,
«Зоркий глазе,
«Гонка мячей по кругу»,
«Мяч среднему»,
«Попади в цель».
Знать: правила и содержание 2 — 3 разученных игр; как выб-место и взаимодействовать с партнером, командой и сопер-;ком.
Уметь: самостоятельно играть в простейшие игры под контро-учителя.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в режиме учебного дня
То же, что в 1 —2-х классах, но с повышением сложности упражнений.
Содержание внеклассных форм физического воспитания (секции, кружки и т. д.)
То же, что в 1 —2-х классах, но с повышением сложности, объема и интенсивности занятий.
Содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий
То же, что в 1 —2-х классах, но с повышением сложности, увеличением объема нагрузок и т.д.
Межпредметные связи
Математика.
Масса.
Единица массы — килограмм.
Единица длины — метр.
Соотношение между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м= 10 дм.
Время. Единица времени — минута.
Соотношение между единицами времени; определение времени в минуту.
Развитие устной речи. Русский язык.
Обогащение и уточнение словаря спортивной терминологии.
Использование в речи новых слов.
Умение задавать вопросы.
Учащиеся должны уметь называть и характеризовать предметы и явления, устанавливать общие и отличительные свойства физических упражнений, сравнивать и классифицировать их.
Правильное согласовывание в речи слов, обозначающих действие, собственные имена, предметы.
4-й КЛАСС (54 часа)
Общие теоретические сведения
Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Физическая культура, физическое воспитание.
ГИМНАСТИКА
Теоретические сведения.
Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью гимнастики.
Практический материал
Построения и перестроения
Сдача рапорта. Поворот кругом переступанием. Перестроение из колонны по одному в колонну по два в движении с поворотом налево, из колонны по два в колонну по одному разведением и слиянием. Ходьба змейкой. Расчет на «первый, второй, третий» по порядку. Размыкание от середины вправо, влево, на вытянутые руки, приставными шагами, смыканием.
Асимметричные движения рук (одна рука вперед, другая в сторону; одна в сторону, другая на поясе и т.д.). Опускание на колено с шагом назад, вперед; медленное опускание на колени с поворотом головы направо, налево и поднимание с помощью рук. Переход из упора присев в упор лежа, ноги поднять вверх. Наклоны туловища вправо, влево в сочетании с движениями рук.
Упражнения без предметов
Упражнения на дыхание
Тренировка дыхания в различных исходных положениях: сидя, стоя, лежа с различными положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над вдохом. Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное, смешанное) при выполнении упражнении без предметов. Глубокое дыхание с движениями рук. Дыхание по показу и по заданию учителя.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев Сжимание кистями рук эспандера. Поочередное противопоставление пальцев правой и левой руки. Круговые движения кистями со сжиманием и разжиманием пальцев. Сгибание-разгибание рук от стены, скамейки с разведенными в стороны пальцами.
Упражнения для расслабления мышц
Чередование усиленного сжимания мышц ног, рук с последующим расслаблением и потряхиванием конечностями. Напряженное поднимание плеч с последующим расслабленным опусканием.
Упражнения для формирования правильной осанки Ходьба с мешочком или дощечкой на голове с сохранением правильной осанки. Ходьба по бревну, гимнастической скамейке с сохранением правильной осанки; с разнообразными движениями рук, с остановками, перешагиванием через мяч, веревочку, поворотами. Сохранение осанки в разнообразных движениях при перемене положений с закрытыми глазами. Выполнение упражнений, укрепляющих мышцы туловища и проксиналъных отделов конечностей в положении разгрузки позвоночника и с отягощением.
Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп Кружение стопами одновременно в левую и правую сторону;
передача мяча по кругу ногами, обхватывание мяча стопами ног.
Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.
54
Упражнения для укрепления мышц туловища
Наклоны вперед, назад, влево, вправо с движением рук и положениями рук в различных исходных положениях. Повороты туловища налево, направо с движением рук. Упоры присев, переход из упора присев в упор лежа, приседания с различными положениями рук и ног. Наклоны туловища (выпады) влево, вправо, вперед с движениями рук, с хлопками с касанием носков ног.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками
Наклоны вперед, в стороны с гимнастической палкой за головой. Подбрасывание и ловля гимнастической палки двумя руками хватом сверху. Подбрасывание и ловля гимнастической палки одной рукой. Ходьба с гимнастической палкой к плечу. Перешагивание через гимнастическую палку вперед. Выполнение упражнений из исходного положения — палка горизонтально перед грудью.
С обручем
Движение обручем вперед, вверх, к груди, за голову с чередованием вдоха и выдоха. Наклоны вперед, назад, влево, вправо с обручем и поворотами туловища налево, направо с различными положениями обруча. Приседания с обручем с различными движениями обруча. Прыжки внутри обруча и переступания влево-вправо, вперед-назад (20 с).
С малыми мячами
Переложить мяч из руки в руку. Бросить мяч о пол и поймать. Подбросить мяч вверх и поймать после отскока о пол. Бросить мяч о пол и поймать поочередно левой и правой рукой снизу и сверху. Попеременно удары мяча левой и правой рукой о пол.
С большими мячами
Перекладывание мяча из руки в руку (с исходной позиции — руки в стороны). Подбрасывание мяча вверх одной и двумя руками с последующей ловлей. Передача мяча в кругу влево, вправо. Передача мяча в парах. Броски мяча в стену и ловля его. Броски мяча в стену, дать ему упасть на пол, после отскока поймать.
С набивными мячами (вес 2 кг)
Поднять мяч вверх, вперед, влево, вправо. Ходьба в обход с мячом, удерживая на груди, за головой (30 с). Наклоны туловища вперед, влево, вправо с удержанием мяча у груди, за головой. Лежащий слева мяч поднять вверх. Поднять мяч снизу вверх, опустить на пол слева, а затем справа с наклоном туловища. Приседания с мячом, удерживая его вверху, впереди, за головой. Перекатывание мяча по полу в парах, сидя на полу ноги врозь. Перекатывание мяча по полу между ногами, стоя в колонне. Передача мяча сверху двумя руками в колонне.
55
51 му приземлению). Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» на результат от места толчка.
Метания
Метание мячей с места в цель (баскетбольный шит, мишень и т.д.) левой и правой рукой. Метание теннисного мяча на дальность с одного шага по коридору шириной 15 м. Броски навивного мяча (1 кг) различными способами двумя руками.
Знать: правила техники безопасности на занятиях легкой атлетики.
Уметь: ходить в различном темпе; выполнять бег с низкого старта на 40 м; бежать в медленном темпе 3 мин: мягко приземляться при прыжках в высоту и длину; метать теннисный мяч на дальность с одного шага.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Теоретические сведения. Правильное техническое выполнение попеременного двухшагового хода. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений.
Практический материал
Выполнение команд в строю: «Лыжи положить», «Лыжи взять». Попеременный двухшаговый ход. Подъем скользящим шагом (крутизна 4—6 градусов), «елочкой», «лесенкой*, спуск длиной 30 — 40 м в высокой стойке со склона 4—6 градусов. Поворот переступанием в движении. Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 30 —40 м (4—5 повторений за урок). Передвижение на лыжах: i — 1,5 км — для девочек, 1 — 2 км —для мальчиков. Игры на лыжах: «Быстро в строй!», «Кто дальше уедет», «Завладей папкой». Торможение «плугом» и «полуплугом».
Знать: правила ухода за лыжами и обувью; как помочь друг другу при обморожении.
Уметь: выполнять все изученные команды в строю; координировать движения рук и ног в попеременном двухшаговом ходе на отрезке 30 — 40 м, преодолевать спуск в высокой стойке (крутизна 4 — 6 градусов, длина 30 — 40 м); преодолевать дистанции до 1,5 км (девочки) и до 2 км (мальчики).
КОНЬКИ
Теоретические сведения.
Основные части конька.
Предупреждение травм и обморожений при занятиях на коньках.
Практический материал
Скольжение на обеих ногах с попеременным отведением ног назад и переноса веса тела на опорную ногу.
Скольжение на обеих ногах стоя в посадке.
Скольжение на ребрах коньков.
Скольжение на коньках с разведением и сведением ног.
Торможение «плугом».
свободное катание (10— 15 с) 3—4 раза за урок.
Знать: правила ухода за ботинками и коньками; как избежать травматизма при катании на коньках.
Уметь: выполнять правильное падение; тормозить «полуплу-[», «плугом»; проскользить на коньках с разведением и сведением ПО—15 с.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Коррекционные игры:
«Музыкальная змейка»,
«Найди предмет».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений:
«Фигуры», «Светофор».
Игры с бегом:
«Кто обгонит»,
«Пустое место»,
«Бездомный заяц».
Игры с прыжками:
«Волк во рву»,
«Два мороза».
Игры с бросанием, ловлей и метанием:
«Подвижная цель»,
«0бгони мяч».
Игры зимой:
«Снежком по мячу».
Пионербол
Теоретические сведения
Игра пинербол,
ознакомление с правилами игры,
ловля мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди
подача мяча одной рукой снизу (нижняя подача),
учебная игра через сетку.
Знать: упрощенные правила игры.
Уметь: ловить мяч, выполнять передачу от груди.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в в режиме учебного дня. То же, что в 1—3-х классах, но с увеличени-| ем сложности и разнообразия.
Межпредметные связи
Математика.
Единица времени — секунда, соотношение между единицами времени. Масса, единицы массы.
Развитие устной речи. Русский язык.
Обогащение и уточнение словаря.
Сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями.
Классификация предметов.
Заучивание наизусть 2—3 речевок, считалок.
Различения основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств). Правильное их употребление.
Простые предложения.