Наставничество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ настаничество | 816.43 КБ |
Опыт работы по наставничеству | 33.16 КБ |
Наставничество приложение 1 | 65.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Опыт работы по организации
наставничества воспитателя ДОУ
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.
Начинающий педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В последние годы число сотрудников со стажем работы 10 и более лет растет, а новые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».
Перед администрацией ДОУ одной из первостепенных является задача не просто привлечения молодых специалистов, но и удержания их на педагогическом поприще. Задача руководителя, старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути. В нашем детском саду решением данной проблемы является наставничество.
Что же включает в себя понятие наставничество? Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель наставничества в ДОУ — создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи: - обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;- использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
Приложение 1
- совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества как:
- социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников;
- элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
- составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами.
Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Цель нашей работы в качестве наставника: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров ,снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно – образовательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,
- совместно планировать работу с молодым педагогом.Приложение 2
Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству:
- Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
- Изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
- Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:
- положением;
- приказом заведующего о назначении наставника;
- утвержденным планом работы с наставляемым.В своём профессиональном становлении, молодой специалист в нашем ДОУ проходит несколько ступеней:
I ступень - (стажировка): самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, он начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении или перестраивать свои знания и умения в соответствии с требованиями дошкольной педагогики, если до детского сада был опыт работы в школе.
ІІ ступень – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я своим молодым специалистам предлагаю определить методическую тему самообразования, над которой они будет работать более углубленно. Приложение 3
ІІІ ступень – у молодого специалиста складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
ІV ступень – происходят совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. ………
Из опыта нашей работы, хочется отметить, что время прохождения всех этапов сугубо индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента, темпа восприятия и переработки получаемой информации и т.д.
Таким образом, система работы с молодыми специалистами в нашем ДОУ включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:- Осуществление практики наставничества- Участие в работе методических объединений
- Самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы и современных технологий.
- Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, конференциях, круглых столах, мастер-классах.Приложение 4- Методическое сопровождение деятельности молодых специалистов (Кейс метод).Приложение 5Наставник должен обладать:
- высокими профессиональными и нравственными качествами;
- знаниями в области методики воспитания и развития детей дошкольного возраста по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
- богатым опытом организации работы с родителями детей.
Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет.
Предметом наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка, а главное знакомство со спецификой работы с детьми дошкольного возраста.
Работа с молодыми специалистами – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов:
Этапы становления молодого специалиста включают:
- Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности).
- Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности).
- Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
Направления деятельности наставника и наставляемого:
- проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц);
- вхождение в профессию, (формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год);
- самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (освоение воспитателем новых педагогических методик, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
.Новизна нашго опыта заключается в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодых воспитателей к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Организационно-методические и организационно-педагогические условия и ресурсы реализации системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации включают:
- подготовку локальных нормативных актов, программ, сопровождающих процесс наставничества педагогических работников;
- разработку персонализированных программ наставнической деятельности; - оказание консультационной и методической помощи наставникам и наставляемым в разработке перечня мероприятий дорожной карты по реализации персонализированных программ наставничества;
- цифровую информационно-коммуникационную среду наставничества вне зависимости от конкретного места работы наставляемого и наставника и круга их непосредственного профессионального общения;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта работы наставников, обмен инновационным опытом в сфере наставничества педагогических работников;
- координирование вертикальных и горизонтальных связей в управлении наставнической деятельностью
Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации могут включать:
‒ рекреационную зону (модульный класс, комната отдыха) для проведения индивидуальных и групповых (малых групп) встреч наставников и наставляемых;
‒ доску объявлений для размещения открытой информации по наставничеству педагогических работников (в т.ч. электронный ресурс, чаты/группы наставников-наставляемых в социальных сетях);
‒ другие материально-технические ресурсы.
Психолого-педагогический ресурс в системе наставничества подразумевает:
‒ широкое использование методик и технологий рефлексивноценностного и эмоционально-ценностного отношения к участникам системы наставничества, которые способствуют актуализации глубинных жизненных ресурсов, нередко скрытых от них самих; это обеспечивают педагог-психолог и различные психологические службы при реализации программ наставничества;
‒ психологическую поддержку формируемым парам наставников и наставляемых посредством проведения психологических тренингов, направленных на развитие эмпатических способностей, применения акмеологических практик, укрепляющих профессиональное здоровье специалистов, способствующих преодолению жизненных и профессиональных кризисов; психолог также участвует в определении совместимости наставнических пар/групп;
‒ формирование психологической готовности наставляемого не копировать чужой, пусть и очень успешный опыт, а выйти на индивидуальную траекторию, которая поможет сформироваться неповторимому профессиональному почерку педагога.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога
(самооценка, оценка)
Виды и элементы педагогической деятельности | Степень затруднения | |||
очень сильно | сильно | средне | почти нет | |
Тематическое планирование |
|
|
|
|
Перспективное планирование |
|
|
|
|
Планирование воспитательно-образовательной работы |
|
|
|
|
Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства |
|
|
|
|
Планирование с учетом ФГОС |
|
|
|
|
Овладение содержанием новых программ, методик |
|
|
|
|
Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях |
|
|
|
|
Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности |
|
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
|
Организация исследовательской деятельности детей |
|
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
|
Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития |
|
|
|
|
Организация свободной деятельности детей |
|
|
|
|
Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы |
|
|
|
|
Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала |
|
|
|
|
Учет и диагностика |
|
|
|
|
Обобщение своего опыта |
|
|
|
|
Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки |
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
Воспитатель_________________________________________________________________
АНКЕТА № 1
ОЦЕНОЧНАЯ ШКАЛА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Ф.И.О. воспитателя
№ п/п |
Перечень профессиональных и личностных качеств и умений | Степень выраженности (отметить знаком «+») | |||||
Высо кая | Доста точная | Сред няя | Сла бая | Отсут ствует | |||
1. Проявление профессиональных качеств воспитателя | |||||||
1. | Владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам (программе обучения, положению о дошкольном учреждении, концепции дошкольного воспитания). |
|
|
|
|
| |
2. | Владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей |
|
|
|
|
| |
3. | Владеет педагогической техникой:
|
|
|
|
|
| |
4. | Владеет специальными умениями: ∙ умеет выразительно читать художественные произведения, рассказывать сказки; ∙ рисовать, лепить, конструировать; ∙ петь и танцевать; ∙ хорошо владеет основными видами движений. |
|
|
|
|
| |
5. | Использует в работе ТСО и ИКТ |
|
|
|
|
| |
6. | Умеет организовать детей на занятиях и в свободной деятельности |
|
|
|
|
| |
7. | Любит и уважает детей, проявляет к ним большой интерес, умеет сотрудничать |
|
|
|
|
| |
8. | Владеет умением видеть и понимать внутренний мир ребенка |
|
|
|
|
| |
9. | Проявляет творчество в деятельности и интерес к работе |
|
|
|
|
| |
2. Проявление организационно-методических умений | |||||||
10. | Использование в работе новейших, передовых, новаторских методик |
|
|
|
|
| |
11. | Умение приобщать детей к творческой деятельности |
|
|
|
|
| |
12. | Умение снять напряжение и утомление детей, создать спокойную атмосферу в группе |
|
|
|
|
| |
13. | Желание помочь каждому ребенку проявить себя |
|
|
|
|
| |
14. | Заинтересованность в успехах детей, результатах педагогической деятельности в целом |
|
|
|
|
| |
15. | Видение важности совместной работы с родителями |
|
|
|
|
| |
16. | Желание поделиться опытом с коллегами, своевременно прийти на помощь к ним |
|
|
|
|
| |
17. | Самообразование и самовоспитание |
|
|
|
|
| |
3. Проявление личностных особенностей | |||||||
18. | Добросовестность |
|
|
|
|
| |
19. | Такт |
|
|
|
|
| |
20. | Требовательность к себе |
|
|
|
|
| |
21. | Гуманность |
|
|
|
|
| |
22. | Эмпатия |
|
|
|
|
| |
23. | Рефлексия |
|
|
|
|
| |
24. | Оптимизм |
|
|
|
|
| |
25. | Организованность |
|
|
|
|
| |
26. | Инициативность |
|
|
|
|
| |
27. | Терпение, выдержка |
|
|
|
|
| |
28. | Владеет силой убеждения, авторитетом |
|
|
|
|
| |
4. Внешние проявления | |||||||
29. | Культура речи, выразительность дикции, жестов |
|
|
|
|
| |
30. | Профессиональная и общая эрудиция |
|
|
|
|
| |
31. | Манера поведения |
|
|
|
|
| |
32. | Опрятный внешний вид |
|
|
|
|
| |
5. Проявление творческих способностей и педагогической инициативы | |||||||
33 | Активная общественная деятельность (ДОУ, район, республика) |
|
|
|
|
| |
34 | Педагогическая нагрузка (творческая группа, педагогические клубы, руководство МО и т.д.) |
|
|
|
|
| |
35 | Обобщение опыта через СМИ |
|
|
|
|
| |
36 | Активное участие в конкурсах разного уровня (ДОУ, район, республика, РФ, международные) |
|
|
|
|
| |
37 | Активное взаимодействие с социальными институтами разного уровня |
|
|
|
|
| |
38 | Проблемная тема для аттестации:
| ||||||
39 | Проблемы:
| ||||||
«___» ________20______ Подпись________________________
АНКЕТА 2
Карта диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов
Диагностика включает в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:
∙ собеседования с педагогами;
∙ ознакомления с диагностическими картами по результатам педагогической диагностики;
∙ анализа процесса осуществления педагогами организованной образовательной деятельности (далее — ООД);
∙ анализа наблюдений за деятельностью и общением детей во время ООД;
∙ анализа наблюдений самостоятельной детской деятельности и продуктов их творчества;
∙ анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного эксперимента;
∙ анализа развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Затем составляются таблицы, позволяющие оценить:
∙ уровень знаний педагогом целей и задач по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ;
∙ уровень знания содержания образовательных областей основной образовательной программы ДОУ по своей возрастной группе;
∙ уровень развития умений педагога осуществлять педагогическую диагностику;
∙ уровень владения методами и приемами работы по каждой образовательной области основной образовательной программы ДОУ.
Каждая позиция оценивается от 0 до 3 баллов.
0 баллов — педагог не владеет соответствующими знаниями, умениями и навыками;
1 балл — владеет ими в минимальной степени;
2 балла — педагог владеет ими в средней степени;
3 балла — педагог владеет ими в высокой степени.
Профессиональные знания, | Уровень умений (0−3 балла) | |
Самооценка | Оценка администрации ДОУ | |
1 | 2 | 3 |
Психолого-педагогическая компетенция |
|
|
Владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов |
|
|
Владеет системой знаний об истории и о современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и методик дошкольного образования |
|
|
Владеет системой знаний о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития |
|
|
Владеет системой знаний о закономерностях психического развития ребенка-дошкольника; факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности |
|
|
Знает особенности детей с ограниченными возможностями здоровья |
|
|
Владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; техниками педагогического общения |
|
|
Соблюдает права и свободы детей |
|
|
Умеет оказывать помощь и поддержку семьям воспитанников, вовлекает их в воспитательно-образовательный процесс |
|
|
Обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения и воспитания |
|
|
Умеет организовать свободную детскую деятельность |
|
|
Знает основы применения компьютерной техники в образовательном процессе дошкольного учреждения |
|
|
Умеет организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях |
|
|
Владеет умениями по осуществлению психолого-педагогической диагностики |
|
|
Владеет умениями по проектированию, реализации, оцениванию и коррекции образовательного процесса |
|
|
Владеет основами ведения педагогической документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения |
|
|
Знает основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской детской деятельности |
|
|
Методическая и управленческая компетенция |
|
|
Имеет системное представление о роли и месте дошкольного образования в системе общего образования в Российской Федерации |
|
|
Владеет системой знаний об основных закономерностях психического и социального развития ребенка дошкольного возраста |
|
|
Владеет системой знаний о сущности, целях и задачах воспитания детей дошкольного возраста |
|
|
Владеет системой знаний о формах, методах, приемах физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания дошкольников |
|
|
Знает пути приобщения детей к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, пути формирования активного отношения к миру |
|
|
Организует предметно-пространственную развивающую среду для разнообразной деятельности детей |
|
|
Знает нормативные показатели функционального и психического развития ребенка и владеет методами их измерения |
|
|
Владеет основами индивидуального подхода к детям с учетом их мотивации, способностей и склонностей, владеет способами поддержки детской инициативы |
|
|
Умеет осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса в группе |
|
|
Умеет определять перспективные направления деятельности ДОУ и разрабатывать программу его развития |
|
|
Умеет обеспечивать методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ |
|
|
Педагог умеет формировать в ДОУ сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива |
|
|
Знает проблемы семьи и семейного воспитания; владеет современными методами педагогического взаимодействия с родителями и методами повышения психолого-педагогической компетенции родителей |
|
|
Умеет консультировать родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка и организовывать просветительскую работу с ними |
|
|
Приложение 2.
План совместной индивидуальной работы с молодым специалистом
на учебный год
Молодой специалист___________________________________________________
Наставник _________________________________________________________
Посещение ООД и режимных моментов | Профессиональные умения и навыки, которые необходимо совершенствовать | План мероприятий, необходимый для решения выявленных проблем | Тема для само- образовательной работы | |||||||||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||||||
Знакомство с начинающим педагогом. Выявление его интересов и потребностей для составления лана работы (план работы в течение года может корректироваться). Консультации по планированию воспитательно- образовательной работы в группе, по ведению другой необходимой документации. | ||||||||||||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||||||||
Посещение утреннего приема детей (общение с детьми и родителями, организация индивидуальной работы, игровой деятельности и т.д.) | — умение распределять деятельность детей; — умение выявлять интересы и склонности детей; — знание разных видов игр для детей данного возраста; — умение общаться с родителями. | Индивидуальная консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в утренние часы». | -Изучить необходимую методическую литературу по организации игровой деятельности. -Подобрать перечень разных видов игр, используемых в работе с детьми данного возраста. | |||||||||||
Посещение утренней гимнастики | — умение правильно подбирать комплексы упражнений; — умение грамотно использовать приемы объяснения и показа. | Консультация «Организация утренней гимнастики (в данной группе)». | -Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ. -Подобрать комплексы упражнений для утренней гимнастики (с мячом). | |||||||||||
НОЯБРЬ | ||||||||||||||
Посещение ООД по ОО «Коммуникация» (развитие речи). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение подвести итог ООД. | Консультация «Подготовка и проведение ООД по развитию речи» | Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы).
(Можно указать конкретно – какую). | |||||||||||
Посещение ООД по ОО «Познание» (ФЭМП). | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение НОД по ФЭМП». -Мастер-класс (показ НОД педагогом-наставником). | Изучить необходимую методическую литературу по развитию речи детей (данной группы). | ||||||||||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||||||||
Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем, гимнастика,индивидуальная работа, общение с родителями и т.д.). | — умение грамотно организовывать деятельность детей; — умение управлять самостоятельной деятельностью детей; — организация индивидуальной работы с детьми. | Консультация «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми (данной группы) в вечерние часы». | Изучить методические рекомендации по организации и руководству самостоятельной деятельности детей. | |||||||||||
Повторное посещение утреннего приема и утренней гимнастики. | — выполнение данных ранее рекомендаций; — применение на практике полученных знаний. | |||||||||||||
ЯНВАРЬ | ||||||||||||||
Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (рисование) и ОО «Познание» (конструирование). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по рисованию». -Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по конструированию». | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных и конструктивных навыков детей (данной группы), особенностей организации данных видов деятельности с дошкольниками (рисование). | |||||||||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||||||
Посещение ООД по ОО «Художественное творчество» (лепка, аппликация). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку техническим навыкам детей; — умение подвести итог ООД. | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по лепке». -Мастер-класс (показ ООД педагогом-наставником). -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по аппликации». | Изучить методические рекомендации по развитию изобразительных навыков детей (данной группы), особенностей организации изобразительной деятельности (лепка, аппликация). | |||||||||||
МАРТ | ||||||||||||||
Посещение ООД по ОО «Познание» (ребенок и окружающий мир – природное окружение). | — умение грамотно подготовить ООД; — умение сопоставлять задачи и содержание ООД; — умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; — умение дать оценку деятельности детей; — умение подвести итог | -Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение ООД по окружающему миру». -Мастер-класс (показ | -Изучить методические рекомендации по организации ООД по ознакомлению детей с природным окружением. -Познакомиться с методической литературой (указать с какой). | |||||||||||
АПРЕЛЬ | ||||||||||||||
Посещение прогулки. | — умение грамотно подготовиться к прогулке; — умение сопоставлять задачи и содержание прогулки; — умение использовать разные методы и приемы для привлечения внимания детей; — умение организовать и провести подвижную игру на прогулке с учетом погодных условий, сезонности, места проведения и т.д. | Индивидуальная консультация «Подготовка и проведение прогулки». Наблюдения за проведением прогулки у воспитанников другой группы (указать конкретно). | Изучить методические рекомендации по организации прогулки с детьми данного возраста. Познакомиться с методической литературой (указать конкретно – с какой). | |||||||||||
МАЙ | ||||||||||||||
Повторное посещение НОД или режимных моментов (указать каких). | — умение применять полученные умения и навыки на практике | Планирование необходимой индивидуальной работы на следующий учебный год (если в этом есть необходимость). | Выявление новых интересов и потребностей молодого педагога на следующий учебный год. | |||||||||||
Приложение 3.
Портфолио педагога ДОУ
Практика показала рациональность использования портфолио, которое дает руководителю и его заместителям возможность структурировать и обобщить необходимую информацию.
Оно многофункционально и рассчитано на многие годы. Портфолио начинаем формировать с каждым педагогом.
Содержание разделов варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога.
Данный накопленный материал будет использоваться воспитателем как форма квалификационного испытания при аттестации.
Практическая функция портфолио:
- отражение умения педагога показать чувство перспективы прогнозируя своюдеятельность, полноту, разнообразие и убедительность материалов, раскрывающих основные направления и виды деятельности;
- осуществление педагогом сбора и обновления портфолио в течение всего срока своей профессиональной деятельности;
- участие в общественной жизни коллектива или вне его;
- представление критериев оценки качества своей деятельности.
Портфолио педагога ДОУ содержит следующие разделы:
1. Данные о педагоге (визитная карточка).
2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).
3. Повышение уровня квалификации:
- самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
- работа по самообразованию (тема, этапы работы);
- посещение и проведение мероприятий;
- глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).
- методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).
4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)
5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы)
«ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА»
Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения (ЧМГ)_______________________________________________________________
Образование,какое и когда учреждение закончил(а)___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность, квалификация по диплому____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стаж общий _______________________________________________________________________
Педагогический стаж: ______________________________________________________________
В данном учреждении: ______________________________________________________________
Занимаемая должность :_____________________________________________________________
Квалификационная категория (Приказ № от «___»___20___г.______________________________
Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения аттестации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эл.почта _________________________________________________________________________
Контактный телефон_______________________________________________________________
Наличие сайта____________________________________________________________________
Методическая деятельность педагога
Работа по самообразованию:(учебный год, тема)___________________________________
Участие в методической работе ДОУ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия)
Участие в методической работе на муниципальном, региональном, федеральном уровне:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Учебный год, дата, тема мероприятия, форма участия )
Участие в профессиональных конкурсах:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Учебный год, название конкурса, место проведения)
Использование современных образовательных технологий :
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
(Название используемой технологии, годы использования технологии, имеющийся или прогнозируемый результат)
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Год написания, название работы, тема)
Наличие собственной системы методических разработок:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(Год написания, название работы, тема)
Наличие публикации:
_____________________________________________________________________________________________
(Год написания, тема публикации, место издания)
\
Приложение5.
«Использование Кейс – метода в работе с молодыми педагогами»
В профессиональном стандарте педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним из перспективных методов на наш взгляд, становится Кейс – метод. Данный метод помогает комплексно изучить проблему и найти выход из нее.
Родиной Кейс - метода являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На сегодняшний день этот метод активно развивается в России.
В основе Кейс - метода лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Он объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Кейсы разделяются на три вида:
- Печатанные кейсы
- Кейсы мультимедия
- Видео кейсы
Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.
Первый этап - это этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть, записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа с кейсом это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями
2. Выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6.Презентация решения.
7.Рефлексия хода решения кейса.
В заключении, хотелось бы отметить, что использование кейс метода в работе с молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что положительно влияет на дальнейшую его работу.
Кейсы для работы с молодыми педагогами
Кейс №1.
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад семье в создании здорового быта?
Кейс №2.
Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
Кейс №3
Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки;
Кейс №4
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицаяб «За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...».