Главные вкладки
Учебно-исследовательские работы
Рефераты, курсовые работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Алтай
БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Цикловая методическая комиссия общественных дисциплин
Курсовая работа
по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Выполнила: Кучалу М.А
студентка 34 группы
школьно-алтайского отделения
Научный руководитель:
Анышев Аржан Алексеевич
КР защищена
« »_____________ 2023 г.
Горно-Алтайск - 2023
Оглавление
Введение………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности у младших школьников в процессе изучения курса “Основы религиозной культуры и светской этики …......................................................................................................................6
1.1 Понятие «толерантность» в психолого-педагогической литературе.........................................................................................................6
1.2 Основные формы и методы формирования толерантности в младшем школьном возрасте в процессе изучения курса “Основы религиозной культуры и светской этики.............................................................................14
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………….…….28
Введение
Методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) является системно-деятельностный подход , который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно
вести за собой развитие.
XXI век ознаменован привлечением внимания к проблемам духовной сферы жизни общества. Все чаще звучит термин «толерантность”. Необходимость формирования данного качества на данный момент не вызывает сомнения, особеннно в условиях социальных кризисов. Принципиально важно привлекать молодое поколение к данным процессам, в том числе, в профилактических целях. Безусловно, в вопросе воспитания подрастающего поколения отводится школе.
Российская Федерация как государство создает социальный заказ на формирование толерантного общества, способного к сочувствию и консолидации.
Таким образом, формирование толерантности является приоритетным направлением всей системы социального воспитания, в числе которого и начальное школьное образование.
Проблему формирования толерантности у детей младшего школьного возраста рассматривали такие педагоги, ученые как Л.В. Бойбородова, Г.Л. Бардиер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В Мудрик, Р.С. Немов, А.А. Реян, М.Н. Рожков и др.
Изучением вопроса реализации курса «Основы религиозной культуры и светской этики» занимались такие педагоги, методисты, как А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.В. Петровский.
Актуальность формирования толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество.
Учитывая современную политическую обстановку в мире, можно смело утверждать, что проблема толерантности, по причине ее полного или частичного отсутствия, перед современным обществом стоит остро. Поскольку данный процесс достаточно сложный, требующий большого времени и сил, и напрямую зависящий от всей социальной действительности окружающей ребенка, необходима целенаправленная педагогическая работа, что и послужило выбором темы курсовой работы Формирование толерантности у младших школьников в процессе изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
Цель работы: охарактеризовать педагогические условия, способствующие формированию толерантности младших школьников посредством изучения курса ОРКСЭ.
Объект исследования: процесс воспитания толерантности младших школьников;
Предмет исследования: педагогические условия формирования толерантности посредством изучения курса ОРКСЭ.
Задачи:
- Дать характеристику основам понятия толерантность.
- Рассмотреть основные виды толерантности.
- Выявить особенности формирования толерантности у учащихся начальной школы.
- Определить роль педагогов-практиков в формировании толерантной личности младших школьников в процессе преподавания курса ОРКСЭ.
- На основе педагогической деятельности выявить уровень формирования толерантности в младшем школьном возрасте.
Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности у младших школьников в процессе изучения курса “Основы религиозной культуры и светской этики
1.1 Понятие «толерантность» в психолого-педагогической литературе
Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает терпение, снисходительное отношение к чему-либо. В английском языке этим словом называют возможность услышать и понять другого человека. В психологии выделяют два основных подхода к понятию «толерантность». Одни исследователи (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) трактуют толерантность как стабильное или ситуативное индивидуальное свойство человека, благодаря которому он способен управлять своими чувствами в ситуации, когда не может получить того, чего хочет. Иными словами, представители первого подхода определяют толерантность как психологическую выносливость [15, с. 89].
По мнению представителей второго подхода (С. К. Бондырева, Д. В. Колесов, О. И. Крушельницкая и др.), толерантность — это способность человека к неагрессивному поведению по отношению к другому человеку, которая не зависит от действий этого человека, это признание другого человека как равного, это уважение его прав, отказ от доминирования и насилия в отношениях с другими людьми, это признание многоаспектности и многообразия человеческой культуры, норм, ценностей, верований и отказ от сведéния этого многообразия к единообразию или к преобладанию какого либо одного мнения [8, с. 43].
С позиций философской категории толерантность представлена в трудах В. А. Лекторского [13]. Автор считает исследуемое понятие сложным и многогранным и выделяет четыре его значения:
1) безразличие;
2) невозможность взаимопонимания;
3) снисхождение;
4) расширение собственного опыта и критический диалог [13, с. 48].
По инициативе ЮНЕСКО 1995 год был объявлен Организацией Объединенных Наций Международным годом толерантности. 16 ноября того же года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности. По определению ЮНЕСКО, толерантность — это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию людей, отличающихся по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям, к сотрудничеству с ними [9].
По-разному трактуется «толерантность» и в научно-методических работах. Так, с точки зрения И. С. Артюховой, — это «искусство жить рядом с непохожими, способ решения конфликтов, искусство цивилизованного компромисса» [1, с. 41]. О. Н. Подивилова рассматривает «толерантность» как условие успешной социализации личности: толерантность — это такое свойство человека, которое позволяет ему без нарушения его внутреннего равновесия легко адаптироваться в любом обществе [16, с. 43].
По мнению Е. П. Багрийчук, толерантность стоит в одном ряду с такими важнейшими качествами человеческой личности, как компетентность, нравственность, патриотизм, принципиальность, целеустремленность, достоинство, честь. Автор указывает на то, что толерантность является интегральным свойством человека, которое формируется во всех направлениях школьного воспитания и проявляется как а) гуманность, сострадание, сочувствие, умение прощать, умение делать моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым (нравственное воспитание); б) чувство любви к родному селу, городу, стране; чувство личной ответственности за судьбу своего народа и Отечества (патриотическое воспитание); в) ответственное отношение к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете (экологическое воспитание); г) уважение к правам, свободам и обязанностям человека (правовое воспитание); д) ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного сосуществования разного в едином (эстетическое воспитание); е) положительное отношение к совместному труду (трудовое воспитание); ж) чувство единства, равенства и дружбы с людьми разных национальностей, населяющими Россию (интернациональное воспитание) [2, с. 73—74].
П. В. Степанов даёт следующее определение толерантности: это такие взаимоотношения между людьми, при которых человек одной культуры признаёт, принимает и понимает человека иной культуры [18, с. 5]. Как видим, толерантность трактуется через три ключевых понятия: признание, принятие и понимание.
В. Л. Бенин считает, что принцип толерантности — самый главный принцип, на основе которого должны строиться все социальные отношения и в первую очередь образовательный процесс, поскольку именно образование является механизмом «межпоколенной трансляции культуры» [6, с. 37].
Автор убеждён, что культура, образование и толерантность — это три важных компонента, составляющих основу национальной и глобальной безопасности. Вслед за учёными считаем, что именно благодаря толерантности и гармоничным отношениям в обществе человечество способно выжить в современном мире.
Е. М. Иванова, занимаясь изучением проблемы формирования новой культуры отношений, пришла к выводу, что толерантность как готовность и способность человека строить конструктивное взаимодействие с людьми, отличающимися друг от друга своими интересами, потребностями, мировоззрением, своей социальной, культурной и конфессиональной принадлежностью, не является врожденным качеством человеческой личности. Его (это качество) можно развить или скорректировать [10, с. 11].
С точки зрения Г. В. Безюлевой и Г. М. Шеламовой, толерантность — это терпение, адаптация к неопределённости, стрессоустойчивость, бесконфликтность, способность признать тот факт, что мир разнообразен [5, с. 11]. Н. Г. Капустина даёт следующее определение: толерантность — это «система внутренних ресурсов личности, отражающая готовность и способность личности позитивно и продуктивно решать сложные задачи взаимодействия с самим собой и другим, отличающимся по внешности, мыслям, чувствам, ценностям, поведению, способствующая невосприимчивости к провоцирующим факторам социальной среды» [11, с. 79].
В основе толерантности лежат фундаментальные ценности общества, без которых человечество не может существовать. Классификацией толерантности занимаются ученые многих специальностей. В постоянно меняющемся мире вопросами, связанные с религией, отношением к людям с ограниченными возможностями, межэтническими, гендерными и политическими отношениями, являются актуальными и «острыми».
Учитывая, что такое толерантность - каждая прикладная сфера выражает свою типологию. Основные виды толерантности:
1) пол - уважительное отношение к противоположному полу;
2) расовая - терпимость к представителю другой расы;
3) национальная - уважительное отношение к другим национальностям;
4) в отношении людей с ограниченными возможностями;
5) религиозная - уважение и принятие представителей других конфессий;
6) Политическая - толерантность к представителям различных политических партий и движений;
7) Образовательная - равное отношение к людям без образования и с образованием;
8) Межклассовая - уважение ко всем людям, независимо от их материального благополучия. [3]
Также выделены уровни толерантности. В.В. Бойко выделяет четыре уровня: уровень ситуативной коммуникативной толерантности, уровень типологической коммуникативной толерантности, уровень профессиональной толерантности, уровень общей коммуникативной толерантности.
1) Уровень ситуативной коммуникативной толерантности - он фиксируется в отношениях определенного человека с другим конкретным человеком, например, с супругом, коллегой, пациентом или случайным попутчиком. В этом случае поток эмоциональной энергии строго направлен. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях «Ненавижу этого человека», «она раздражает меня своим присутствием», «меня всё в нём бесит». О высоком уровне свидетельствуют следующие выражения: "мне очень импонирует этот деловой партнер", "с этим человеком легко общаться". О среднем уровне говорят следующие высказывания: "я не все принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает";
2) Уровень типологической коммуникативной толерантности - он проявляется в отношении человека к собирательным типам индивидов или групп людей, например, к представителям определенной нации, социальных слоев, профессии. Определенная энергия эмоции выражается во взаимодействии с конкретными типами людей. Низкий уровень типологической толерантности содержится, например, в словах: «Мне некомфортно с этими типами людей», «Я бы не жил в одной комнате с националистом». Средний уровень проступает в оборотах речи: "такие работники вызывают противоречивые чувства", "если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера". О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения типа: "обычно представители этой нации - хорошие люди", "мне нравится такой тип мужчин";
3) Уровень профессиональной толерантности - проявляется в отношении к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается в человеке, в основном в рабочей среде. Так, можно говорить о толерантности врача или медсестры в отношениях с пациентами - капризности, преувеличении тяжести заболевания, нарушении больничного режима и т. д. Стюардессы имеют понятие «хороший» или «плохой» пассажир, официанты, парикмахеры, таксисты - «хороший» или «плохой» клиент;
4) Уровень общей коммуникативной толерантности - исследует тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, чертами характера, моральными принципами, психическим здоровьем человека. Общая коммуникативная толерантность во многом определяет другие ее формы - ситуационную, типологическую, профессиональную. [5]
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырёх формах:
1) Равнодушие (толерантных отношений в такой форме достаточно, если речь идет о различиях в обычаях, мнениях и убеждениях).
2) Уважение к другому человеку, которого я в то же время не могу понять и с кем не могу взаимодействовать (такая форма толерантности может существовать в науке и культуре: все научные взгляды и культурные традиции одинаковы, но в то же время несоизмеримы).
3) Снисхождение к слабостям других в сочетании с некоторым презрением к ним (можно прийти к такому терпимому отношению, если допустить, что при всем разнообразии и несоизмеримости культурных, ценностных и интеллектуальных систем "существует привилегированная точка отсчета". Это традиции и ценности моей культуры, и это мои личные мнения в рамках этой культуры. Я не могу навязывать свои убеждения, свое мнение другому, я могу только терпеть его видение мира, хотя понимаю их несостоятельность»)
4) Развитие собственного опыта и критический диалог (способность посмотреть на другого с его точки зрения, и тем самым осознавать слабость своей позиции). [2]
А. М. Байбаков считает, что воспитать толерантность возможно лишь путём формирования у человека умения вести диалог в ситуации, когда один участник диалога излагает свои взгляды, убеждения, а другой — их принимает и понимает [3, с. 9]. Как видим, в основе понятия толерантность лежит диалоговость, под которой автор понимает стремление равнодостойных людей к достижению взаимопонимания [3, с. 9].
С. Д. Бакулина, исследуя механизмы формирования толерантного сознания у обучающихся, трактует толерантность как ключевой компонент «педагогической культуры и педагогической компетентности учителя» [4, с. 27]. Автор указывает на то, что для воспитания у учащихся толерантности в условиях современной системы образования важно соблюдать ряд принципов:
1) принцип целенаправленности (суть: учащиеся должны иметь чёткое представление о том, зачем им быть толерантными (личная цель) и какое значение имеет это качество для общества (социальная цель) [4, с. 27];
2) принцип культуросообразности (суть: школьников важно учить «строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культуры в целом, не теряя при этом особенностей индивидуальной культуры» [4, с. 28];
3) принцип единства знания и поведения (суть: воспитательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы школьники не только получали знания о толерантности, но и овладевали навыками толерантного поведения) [4, с. 28].
Е. С. Толмачёва, разделяя позицию С. Д. Бакулиной, дополняет перечень принципов, необходимых для организации успешной работы по воспитанию у обучающихся толерантности.
Принцип субъективности (суть: включение ребёнка в ту или иную деятельность только на добровольных началах, учёт его индивидуальных интересов и предпочтений) [19, с. 105].
Принцип адекватности (суть: воспитательные задачи должны соответствовать реальным событиям, происходящим в ближайшем окружении, в стране, в мире [19, с. 105].
Принцип индивидуализации (суть: у каждого ребёнка должна быть своя, индивидуальная, траектория воспитания толерантного сознания и поведения) [19, с. 105].
Принцип рефлексивной позиции (суть: школьников необходимо учить анализировать свои поступки, поступки окружающих людей, а также прогнозировать свои отношения с другими) [19, с. 106].
Принцип создания толерантной среды (суть: в классе, в учебном заведении в целом важно так организовать учебный процесс, чтобы каждый его участник чувствовал себя комфортно, свободно и раскрепощённо) [19, с. 106].
Теоретический анализ показывает, что в научно-методической литературе даются различные трактовки понятию «толерантность». Одни исследователи рассматривают её как свойство личности, адаптационную способность организма. Другие авторы считают толерантность условием успешной социализации личности. Третьи характеризуют толерантность как ценностное отношение человека к людям. Все вышесказанное свидетельствует о том, что понятие «толерантность» — явление сложное и многогранное. Каждое из приведённых определений отражает отдельные его стороны. Но при разной степени глубины понимания все же некое инвариантное смысловое ядро присутствует в этом понятии всегда — «признание», «принятие», «понимание», «уважение». Исходя из анализа имеющихся определений, в нашем исследовании употребляем указанный термин в следующей интерпретации: «толерантность» — это ценностное качество личности, основывающееся на уважении различий между людьми, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур, а также готовности к диалогу с ними.
1.2 Основные формы и методы формирования толерантности в младшем школьном возрасте в процессе изучения курса «Основы религиозной культуры и светской этики»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) был введён в школах по «Поручению Президента РФ» от 2 августа 2009 г. и «Распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г. Первоначально курс водился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010г он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ.
С 2012 года курс включён Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа) В стандартах нового поколения курс именуется «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс имеет ряд специфических черт, которые должны быть учтены, в том числе, при выборе педагогических условий.
Одной из главных черт является светский характер преподавания. По Конституции РФ Россия является светским государством, что находит отражение и в системе образования. Таким образом, религиозный аспект учитывается лишь с содержательной точки зрения – преподают светские педагоги, а привлечение служителей любых других конфессий недопустимо;
Из этого вытекает следующий аспект – культурологический аспект преподавания, вероучительный характер остается только в образовательных учреждений религиозной направленности;
Отличительной особенностью курса ОРКСЭ является свобода выбора, добровольность, активность, инициатива как отдельного человека, так групп [5];
Несмотря на содержательное различие модулей, все они подчинены общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы;
Базовыми ценностями всех модулей можно выделить: Отечество (патриотизм), семья (межличностные отношения и воспитания), культурная традиция (как внутри семьи, так и характерные для отдельного этноса, конфессиональной группы). На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
В основе построения уроков необходимо учитывать методические пpuнцuпы преподавания предмета, реализация которых обеспечивает толерантную атмосферу в классе и воспитание данного качества у детей: диалоговое взаимодействие, подразумевающее демократическое, субъект субъектное построение урока, создание личностно значимой учебной ситуации.
Такая ситуация возникает в случае предоставления ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, т. е. возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, интерпретировать факты, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать;
- приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
- актуальность изучаемого для нравственного, интеллектуального и духовного совершенствования учеников;
- опора на самостоятельность мышления учащихся, которое является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по усвоению содержательной стороны предмета и адекватных способов деятельности
- вариативность выбора на уровне проблемы, вопроса, текста для анализа или интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата. Это способствует развитию компетентностной сферы личности, таких ключевых компетентностей, как коммуникативная, информационная, ценностно-смысловая и другие;
- деятельностное обучение, обеспечивающее создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
- соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности [12 с. 6].
Целью изучения курса и результатом воспитания толерантности у школьников будет изменение в их поведении. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов и др.).
Уже на первых уроках учитель может использовать притчу о том, как разные люди собирались переплыть реку, как они вместе готовились к этому, как во время пути поссорились и чуть не погибли. И лишь осознав, что каждый выполняет свою определенную важную задачу и что порознь им грозит гибель, смогли они переплыть реку.
Объясняя в чем мораль притчи, педагог говорит о том, что, отправляясь в путешествие через реку под названием Жизнь, каждый из нас, каждая семья, каждая культура, каждый народ вкладывает в это путешествие свой опыт, свою накопленную столетиями мудрость. И потому в процессе изучения данного курса учащимся предстоит изучать этот опыт – каждому в соответствии с той национальной, семейной, духовной традицией, в которой он вырос и воспитан.
Педагоги выделяют три группы приемов воспитания толерантности.
Первая группа связана с организацией деятельности детей в классе. Учитель организует взаимодействие всех учащихся из разных групп, используя разные формы (вопросы, диалог, беседа, комментарии и др.). Можно организовать деятельность таким образом, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела, например при работе над творческим проектом. В разговоре нужно стараться подчеркнуть лучшие черты каждого ребенка. При этом оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Во время беседы педагог должен стремиться к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером›. Когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга, он может дать задание сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль. Если на период выполнения творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей друг с другом и с учителем, то нужно уточнить, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать. В значительной мере такая договоренность снимает негативные моменть, защищает «статус» всех участников. Если учащиеся предпочитают высказываться «по цепочке», тогда главным является участие каждого в предложенном обсуждении. От простых суждений следует перейти к аналитическим, а затем проблемным.
Данная группа приемов помогает расположить детей к общению с педагогом, друг с другом, поможет понять суть предмета, научит открыто высказывать свое мнение и не стесняться, если оно не будет совпадать с мнением соседа по парте.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии. Диалоговая рефлексия — это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках [Сергеев, 2004, с. 306]. Для воспитания толерантности можно применить приемы рефлексивной беседы. Например, предложить войти в роль другого человека и выступать с ответом уже не от своего имени, а от его лица. В ходе изучения курса у учащихся появятся приоритетные темы для обсуждения, в которых они наиболее сильны и которые вызывают интерес. Это позволит учителю переносить события в новые условия, а учащимся соответственно интерпретировать смысл происходящего. Данная группа приемов научит правильно формулировать свои точку зрения и представлять ее другим, поможет открыто корректировать представленную позицию или менять ее.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д. Учитель может предложить завершить какую-нибудь историю, придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. Дети могут подумать о том, какие книги (кинофильм, песни) любят их товарищи по классу и почему. При этом они могут вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам). Творческие задания хорошо помогают импровизировать на обозначенную тему (моделировать, конструировать, инсценировать, делать литературные и музыкальные зарисовки, комментировать, разрабатывать интересные задания и т. п.). С помощью этих приемов можно помочь ребенку научиться не бояться нестандартности мышления, так как свои позиции можно выдать через образ литературного героя или известный сюжет.
Современными методистами-практиками выделены основные подходы преподавания для формирования толерантности курсе ОРКСЭ, такие как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
Далее к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника).
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
Обратимся к педагогическому опыту учителя одной из школ города Горно-Алтайска, который разработал и провел систему уроков у учеников 4 класса с целью формирования толерантности.
Учителем были разработаны и проведены следующие уроки в рамках курса ОРКСЭ:
1. «Терпение и терпимость» (модуль «Основы светской этики»).
Урок открытия новых знаний, цель которого - формирование у учащихся представлений о понятиях «терпимость» и «толерантность». Безусловно, один из выводов, к которым должны прийти обучающиеся – необходимость терпимого, т.е. толерантного отношения к окружающим. Таким образом, понятие толерантность является базовым понятием данной темы. Ведущим методом обучения нами был определен частично-поисковый, который позволил обучающимся самостоятельно (под контролем учителя) найти информацию и сделать вывод по теме.
2. «Человек в религиозных традициях мира» (модуль «Основы мировых религиозный культур»).
Урок открытия новых знаний. Основная цель урока – освоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира. Центральной идеей данного урока является формирование ценностного отношения к поведению религиозных людей (различных конфессий). Таким образом, опять же мы возвращаемся к необходимости формирования толерантного отношения. Ведущей технологией нами выбрана технология создания учебной ситуации, когда дети (с помощью учителя) обнаруживают предмет своей деятельности, преобразуют его и осваивают различные учебные действия.
3. «История религии в России» (модуль «Основы православной культуры»).
Третий урок (открытие новых знаний) посвящается краткому экскурсу религиозной истории нашей страны. Основной акцент сделан на вопросе становления христианской (православной) религии, на протяжении нескольких веков считавшейся единственной возможной. Однако уделено внимание и другим религиям, получившим развитие на территории Росийской Федерации – буддизм, ислам, католичество, а также религиозные традиции отдельных малых народов. Несмотря на то, что цель носит содержательный характер, планируемые результаты направлены на формирование уважительного (то есть толерантного) отношения к иным религиозным конфессиям, которые окружают нас в повседневной жизни.
4. «Долг, свобода, ответственность, труд» (модуль «Основы светской этики»).
Урок открытия новых знаний в рамках изучения модуля «Основы светской этики». Исходя из названия самого модуля можно сделать вывод, о том, что само понятие «толерантность» представляется уже немного в другом ракурсе. Ведущим методом является словесный – в разных его проявлениях. Крайне важно, на наш взгляд, чтобы учащиеся могли самостоятельно (исходя из своих способностей) сформулировать, как они понимают значение таких важных понятий как «ответственность», «долг». Совместно с учителем они приходят к выводу о том, что для того чтобы жить в мире с окружающим, нужно принимать и понимать все многообразие общественных отношений.
Далее проведено исследование с целью выявления уровня толерантности у данных младших школьников с помощью следующих методик: методика «Наши отношения» Л.М. Фридмана, анкета «Моё самочувствие в классе», тест «На сколько ребёнок толерантен?», «Проверь себя: проявляешь ли ты толерантность?» и др.
Подбирая диагностические методики изучения сформированности толерантности, мы учитывали особенности детей младшего школьного возраста: в младшем школьном возрасте относительно спокойное и равномерное физическое развитие, но активно развиваются психические процессы, закладывается фундамент нравственного поведения. Учет данных особенностей возраста позволим нам рассчитывать на объективность изучения толерантности младших школьников.
Результаты методики «Наши отношения» показали, что учащиеся не считают свой класс конфликтным, заинтересованы во мнение друг друга, если и возникает какой-либо конфликт, то они стараются решить его мирным путем, уважительно относятся к другим людям.
По результатам методики «Мое самочувствие в классе», четвероклассники естественны в отношениях с окружающими, открыто, демонстрируют другим свое мнение к разным проблемам и людям, т.е. все это подтверждает, что учащиеся имеют представления о том, что значит быть толерантным.
Результаты методики «На сколько ребенок толерантен?» говорили о том, что учащиеся доброжелательны к своим товарищам и друзьям, проявляют выдержку, в моменты, когда нужно поддержать товарища, они поддерживают, сопереживают. Могут с глазу на глаз общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности.
Согласно результатам методики «Проявляешь ли ты толерантность?» четвероклассники осуществляли выбор наиболее оптимального в разных ситуациях поведения, не наносили вреда и травмы другим. Стремились контролировать свои эмоции, анализировать свои действия в различных ситуациях.
В результате констатирующего этапа исследования выявляется недостаточное развитие мотивационного и поведенческого компонентов толерантности. При этом мы отмечаем, что младшие школьники, имеющие средний уровень проявления толерантности, имели равные возможности как для повышения, так и для снижения исходного уровня толерантности.
Таким образом, для исследования толерантности младших школьников используется большое число самых разных методик, построенных на разных концептуальных основах. Возможна и необходима адаптация и интеграция различных методик для грамотной организации процесса изучения сформированности толерантности младших школьников. Особенностями исследования толерантности младших школьников выступают: осмысления факторов развития толерантности; средства, направленные на диагностику личностных характеристик; практикумы; методики; апробация проективного инструментария; создание методического комплекса; деление методов на специфические и неспецифические; принципы; признаки и проявления толерантности; развитие качеств и характеристик толерантной личности.
Заключение
Изучив методическую литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что проблема воспитания толерантности, относится более всего к воспитательной проблеме и является актуально в современном поликультурном пространстве.
Наиболее остро, на наш взгляд, это проблема нашла отражение на ступени начального образования, потому как именно в этом возрасте закладываются основы личностного развития обучающихся. Начальное общее образование является своеобразным фундаментом дальнейшего становления личности.
Изучив психолого-педагогические особенности формирования толерантности у младших школьников выделили наиболее подходящие методы и приемы по воспитанию данного качества, среди которых, наиболее подходящими, и не требующих специального оборудования, считаем эвристические беседы и различные виды дискуссий.
Кроме того, охарактеризовали сущность педагогических условий, среди которых наиболее важным и необходимым считаем создание единого толерантного пространства в образовательном учреждении, не менее важным считаем организацию равноправного диалога между учителем и учеником, в связи с этим считаем, что наиболее важную роль, в данном процессе занимают педагоги.
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» сравнительно молодой, кроме того, имеет качественные отличия от привычных общеобразовательных предметов. Во второй главе нашего исследования особое внимание уделено особенностям и принципам реализации данного курса на ступени начального общего образования. Именно этот курс, на наш взгляд, позволяет сделать акцент на формирование личности обучающегося, обладает большим воспитательным потенциалом, в том числе, и в вопросе формирования толерантности.
Сложность данного процесса связанна с тем, что уровень сформированности толерантного отношения к окружающим достаточно сложно измерить количественными показателями. Невозможно сказать о том, насколько процентов обучающийся стал более или менее толерантен за прошедший учебный год.
Кроме того, следует помнить, что воспитание ребенка не ограничивается ни курсом ОРКСЭ, ни школьным образование в целом – это комплексный процесс, связанный с социализацией личности, важную роль в котором играют родители, окружающая среда, традиции, ценности и многое другое.
На основе проведенного исследования нами были сформулированы методические рекомендации для учителей начальной школы по проведению уроков ОРКСЭ с целью воспитания толерантности:
Во-первых, особое внимание уделяется реализации устных методов обучения, позволяющих каждому ребенку высказать собственную точку зрения;
Во-вторых, все методы, применяемые учителем должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации к обучению и активному участию в образовательном процессе. В данном случае речь идет об активных и интерактивных методах обучения;
Также воспитанию толерантности способствуют этноориентированные технологии, позволяющие, с одной стороны, найти общие черты в разных этнических и национальных общностях, с другой стороны, подчеркнуть их уникальность.
Кроме того, безоценочный характер курса дает возможность развитию творческих возможностей, отбрасывание шаблонного выполнения заданий, опираясь на примерные результаты;
Не менее важен принцип личного примера – учитель сам должен быть толерантен, не только в процессе обучения, но и за его пределами. Важно помнить, что должно быть организовано взаимодействие с семьей - первичным институтов социализации и воспитания ребенка.
Помимо прочего, результатом проведенных уроков по курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. В личностном плане можно отметить проявление у младших школьников таких качеств как доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатки анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. В предметном плане заложены основы приятия и понимания младшими школьниками основных нравственных ценностей.
Список используемой литературы
1.Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998. – 223 с.
2. Бабунова, Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста // «Начальная школа». 2009. - №8. - 55с.
3. Братченко, С.Л. Психологические основы толерантности учителя / С.Л. Братченко, Е.В. Алексеева // Монологи об учителе. – СПб.: СПбАППО, 2003. – С.165-172.
4. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б.З.Вульфов //Внешкольник – 2002. – №6. – С. 12-16.
5. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пос. для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб.-М.: просвещение, 2011. – 223с.
6. Кондаков, А.Я., Титков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. - 23с.
7. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Серия «Педагогическое образование.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.- 224с.
8. Основы мировых религиозный культур: учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. М.: АПКиППРО. -2010.
9. Пачина, А.Г. Достижение планируемых результатов на уроках в начальной школе // «Начальная школа». 2014. - №12. -24с.
10. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики \ Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук.- М.: Изд.дом «Восток», 2003.-274с.
11. Перфильева, Л.П. Формирование коммуникативно-толерантных умений младших школьников как актуальная проблема педагогической науки и практики / Л.П.Перфильева // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010. – С. 14-18.
12. Погодина, А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Ярославль, 2006.
13. Рожков, М.Н.. Воспитание толерантности у школьников. / М.Н. Рожков, Л.В. Байбородова, МА. Ковальчук. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 191с.
14. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности. СПб.: Питер. – 2004. – 400с.
15. Толстая, Т.В. Воспитательный потенциал модуля «Основы православной культуры» // «Начальная школа». 2014. - №12. -17с.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] // Закон об образовании РФ URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения 02.03.2019).
17. Хуторской,А.В. Современная дидактика: учеб.пос. /А.В.Хуторской. – 2-е изд., перераб.-М.: Высш.шк., 2007.-639с.
18. Шитякова, Н.П. Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: автореферат дис. на соискание ученой степени д-ра пед. наук. Уфа, 2007.