Статья "Индивидуальная образовательная траектория обучающегося, ее определяющие факторы и реализация в условиях начального общего образования"

Патракова Анна Сергеевна

В данной статье рассматривается индивидуальная образовательная траектория обучающегося, ее важность и значимость в современной образовательной системе, разница синонимичных понятий «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория», выделены категории лиц, имеющих право на получение индивидуальной образовательной траектории, а также сформулированы этапы реализации индивидуальной образовательной траектории в условиях начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

Патракова А.С.,

студентка колледжа

Южно-Уральского государственного

 гуманитарно-педагогического университета,

г.Челябинск

Научный руководитель ‒ Селезнева Е.А.,

канд.пед.наук, преподаватель колледжа ЮУрГГПУ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕТОРИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ЕЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФАКТОРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается индивидуальная образовательная траектория обучающегося, ее важность и значимость в современной образовательной системе, разница синонимичных понятий «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная образовательная траектория», выделены категории лиц, имеющих право на получение индивидуальной образовательной траектории, а также сформулированы этапы реализации индивидуальной образовательной траектории в условиях начального общего образования.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория обучающегося, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный учебный план, реализация индивидуальной траектории обучающегося, категории лиц, имеющих право на получение индивидуальной образовательной траектории.

Современный мир не стоит на месте, в т.ч. и система образования. В новых документах, проектах и концепциях мы все чаще слышим такие формулировки как доступность, индивидуальный подход, индивидуализация, гуманизм, сотрудничество, увлеченность, гибкость, вариативность и т.д.

В Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего образования (ФГОС НОО)  есть упоминание о том, что для обучающихся должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов всеми категориями обучающихся, не зависимо от здоровья и других причин; выявления и развития их способностей; работы с одаренными детьми; проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуального маршрута (ИОМ) обучающихся (гл. 4 п.22 ФГОС НОО от 01.09.2022г.) [5].

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод о том, что современная система обучения ориентирована на каждого обучающегося, создавая ему комфорт с учетом его индивидуальных потребностей, развивая их и достигая планируемых результатов диктуемых новейшим стандартом третьего поколения. Одним из способов решения данных задач выступает разработка и реализация ИОМ обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [1].

Индивидуальный образовательный маршрут – это форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права обучающихся на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного обучающегося [2].

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория». С первого взгляда, кажется, что данные понятия синонимичны, но это не так. Далее попробуем разобраться, в чем же состоит их различие.

А.В. Хуторской считает, что индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании [6].

Понятие ИОТ имеет более широкое значение и предполагает несколько направлений реализации: содержательную (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностную (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса) [4].

В данной статье мы остановимся на индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Определяющими факторами попадания обучающегося в категорию лиц имеющих необходимость в ИОТ, являются: обучающиеся с особыми образовательными потребностями; способные, талантливые и одаренные дети; обучающиеся социально незащищенных групп; младшеклассники с разным темпом обучения; иные группы лиц. Об этом нам гласит ФГОС НОО, о котором мы упоминали выше.

Для того чтобы реализовать ИОТ в рамках начального школьного образования педагогу необходимо составить индивидуальный учебный план, включающий в себя индивидуальную учебную программу и определяющий индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Индивидуальный учебный план ‒ это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации») [3].

Индивидуальная образовательная программа – это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его образовательных потребностей и отвечающая цели, задачам и планируемым результатам системы образования НОО.

Грамотное составление содержательного компонента  вышеперечисленной документации требует подготовки и включает в себя следующие взаимосвязанные этапы:

Ι – Подготовительный

  • Проведение и анализ диагностических методик, с целью выявления уровня знаний обучающегося и определения его  индивидуальных потребностей.
  • Постановка цели и задач, составленных на основе анализа результатов диагностических методик и отвечающих образовательным потребностям обучающегося.
  • Определение средств, методов и форм организации обучения, планируемых результатов, форм контроля и содержания учебно-методического плана.

ΙΙ – Основной

  • Организация образовательного процесса на основе проведения заочного планирования деятельности. В ходе осуществления основного  этапа работы (содержательного компонента), учителю стоит: своевременно проводить у обучающегося текущий, тематический, периодический и итоговый контроль; отслеживать прогресс или регресс личностных достижений младшего школьника; проводить самоанализ собственной деятельности с целью коррекции продуктивности проводимых занятий и эффективности выбранных методов, средств и форм обучения.

ΙΙΙ – Заключительный

  • Подведение итогов работы. На данном этапе педагогу стоит провести рефлексию собственной деятельности, сравнить полученные результаты с планируемыми и сделать выводы, ответив на примерные вопросы:
  • Получилось ли в полной мере добиться конечных результатов и возникли ли сложности в реализации данной концепции? Если да, то в чем это выражалось и т.д.

Стоит отметить, что каждый этап подготовки и реализации рабочих программ и учебных планов имеет влияние на конечный итог планируемых результатов обучения. «Халатное отношение» хотя бы на одном из этапов построения ИОТ обучающегося влечет за собой «сбой целостной взаимосвязано-выстроенной системы». Чтобы добиться достойных конечных результатов педагогу стоит: быть ответственным, вовремя корректировать недочеты в своей деятельности, в обязательном порядке после проведения занятий проводить самоанализ, а также учитывать при подготовке к следующим занятиям мнения детей на стадии рефлексии и их обратную связь вне учебного занятия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальная образовательная траектория школьника является неотъемлемой частью современной обучающей системы. Грамотная и своевременная  поддержка педагога поможет создать комфорт в получении знаний, что, в конечном счете, приведет их к успешной реализации планируемых результатов обучения.

Библиографический список:

  1. Александрова, Е.А. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е.А. Александрова // Народное образование. – 2008. – № 7. – С. 243-250.
  2. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный учебный план: разница понятий для успешной практики // Образовательная социальная сеть : сайт. – URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2019/06/14/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut-i (дата обращения: 19.03.2024)
  3. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ. М.: Просвещение, 2023. 144 с.
  4. Сутковая, Н.В. Реализация индивидуальной образовательной программы ребенка дошкольного возраста / Н.В. Сутковая // Современные проблемы науки и образования : электронный журнал. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18321. – Дата публикации: 2015.
  5. ФГОС начального общего образования утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31.05.2021, зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021, рег. № 64100.
  6. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. – Москва : МГУ, 2003. – 415 с. – ISBN 5-211-04710-9.