Аннотации статей И.В. Нехорошевой

Нехорошева Инна Владимировна

На данной странице собраны аннотации статей и ссылки на pdf-файлы.

Адрес страницы со ссылками на полные тексты статей: https://nsportal.ru/user/1517136

Статьи в журналах, входящих в SCOPUS / Web of Science / RSCI

Нехорошева И.В. Психология нравственности как развивающееся научное направление // Вопросы психологии. 2023. №6. Т.69. С.55-66. 

В статье анализируется база из 13,2 тысяч диссертаций по психологии, база статей в Научной электронной библиотеке, в том числе отдельно 24,5 тысячи статей в 26 психологических журналах из перечня ВАК. Показана динамика за последние 35 лет, с 1987 по 2022 год, абсолютного и относительного количества диссертационных работ и научных статей по психологии нравственности. Анализ двух различных баз данных дал одинаковые результаты: выделены два периода роста доли морально-нравственной тематики в общем числе психологических работ. Первый период – всплеск в начале 1990-х гг., обусловленный обеспокоенностью психологов разрушением общественной системы нравственных норм. Второй период – плавный рост с 1997 года по настоящее время, обусловленный постепенным оформлением и ростом научного и общественного запроса на укрепление нравственных устоев общества. Кроме того, в психолого-педагогической области выявлен шестикратный рост числа статей с префиксом «нравствен» в названии с 2017 по 2019 год, с сохранением уровня 2019 года по настоящее время. Процесс становления нового научного направления подтверждается подготовкой 372 диссертаций, более 60 методик психодиагностики, нескольких тысяч статей, а также более 72 монографий, сборников и пособий по темам морали и нравственности. Обозначена роль Института психологии РАН в развитии психологии нравственности и в признании за ней статуса перспективного и самостоятельного научного направления. Приведены цифры количества цитирований статей и сборников работ сотрудников ИП РАН по направлению психологии нравственности, подтверждающие востребованность этих работ в научном сообществе. 

 

Нехорошева И.В. Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью // Вопросы психологии. 2013. №3. С.22-31. PDF

Рассматриваются различия в уровне счастья у людей с положительными (группа "+") и отрицательными (группа "-") нравственными характеристиками и остальных людей (группа "0"). Выявлено, что среди трех рассматриваемых групп людей, люди с положительными нравственными характеристиками менее счастливы, чем остальные люди, а люди с отрицательными нравственными характеристиками - более счастливы. Анализируются возможные причины выявленных различий, связанные с ценностно-потребностной сферой, с субъективной адекватностью дохода, с удовлетворенностью личной жизнью, а также с объективными сложностями жизни. Кроме того, выборка была разделена не на 3, а на 5 групп, с выделением наиболее и наименее нравственных людей. Для этого группа "+" была разделена на подгруппы "+1" и "+2", а группа "-" была разделена на подгруппы "-1" и"-2". Показано, что у людей с наиболее высокими нравственными качествами (группа "+2") уровень счастья еще ниже, что, по всей видимости, обусловлено двумя дополнительными факторами. Первый фактор связан с тем, что на высоконравственных людей в наибольшей степени влияет неудовлетворительный нравственный уровень социальных отношений, принятый в обществе. Второй фактор: высокая чувствительность высоконравственных людей к проблемам общества, что не позволяет им чувствовать себя полностью счастливыми. Наиболее счастливы оказались "умеренно эгоистичные" люди из группы "-1". По сравнению с ними люди из группы "-2", с высоким уровнем эгоизма, убежденные в допустимости присваивать чужое и брать взятки, менее счастливы. Предполагается, что для людей группы «–2» характерны чрезмерные жизненные притязания и амбиции, которые входят в противоречие с возможностью их удовлетворения, снижая удовлетворенность жизнью и уровень счастья. Часто нарушая нравственные и правовые нормы, они лишаются доброжелательного к себе отношения большинства окружающих людей. Все это может снижать уровень счастья группы "-2".

 

Nekhorosheva I. Level of Happiness in People with Different Moral Orientations // Social sciences. 2013. V.44. №3. P.87-98. PDF

Журнал "Social Sciences" учрежден Российской академией наук (РАН) в 1970 г. Для перепечатки в переводе на английский язык отбираются статьи из научных периодических изданий России по общественным и гуманитарным наукам, которые могут представлять интерес для зарубежного читателя. Журнал рассылается по зарубежным библиотекам. В журнале опубликована вышеупомянутая статья Нехорошевой И.В. "Уровень счастья людей с различной нравственной направленностью" из журнала "Вопросы психологии" 2013. №3. С.22-31. Соответственно, аннотация та же самая. Полный англоязычный текст статьи с переводом на русский язык можно найти здесь.

 

Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Диагностика предрасположенности молодежи к девиантному поведению // Вопросы психологии. 2009. №5. С.22-40.

Обсуждается проблема раннего выявления лиц, склонных к девиантному поведению, с целью проведения с ними индивидуальной профилактической работы. Эмпирические исследования с использованием нескольких методов психологической диагностики показали склонность к девиантному поведению у более чем 60% обследованных учеников. Выявленная неоднозначность, а иногда и крайняя противоположность полученных результатов говорит о необходимости дальнейшей доработки и совершенствования опросных методов психодиагностики, а также дополнительного привлечения принципиально других методов, в качестве которых предлагаются инструментальные методы психодиагностики.


Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

Нехорошева И.В. Особенности мировоззрения, счастья и воспитания нравственного человека // Человеческий капитал. 2024. №6(186). С.127-140. PDF

Представлены результаты комплексного эмпирического исследования особенностей мировоззрения и благополучия людей с разным уровнем нравственного развития. Изучались жизненные ценности и потребности респондентов, удовлетворенность разнообразными аспектами жизни, показатели субъективного благополучия и социально-психологического самочувствия: уровень счастья, удовлетворенности жизнью, оценки легкости-трудности адаптации к жизни среди современного социума, степени комфортности существования среди современных людей, эмоциональный фон и т.д. Показана возрастная специфика уровня счастья людей с разным уровнем нравственного развития: в школьном, студенческом, молодом и зрелом возрасте. Выявлено, что уровень счастья резко снижается у наиболее нравственной группы при переходе от студентов к молодым респондентам, живущим свое первое десятилетие «взрослой жизни». Выстроена общая картина ценностей, мнений и субъективного благополучия людей с выраженными положительными нравственными качествами. Описаны возможные причины сниженных показателей субъективного благополучия и социально-психологического самочувствия у этой категории людей. Обсуждаются вопросы: о важности и качестве счастья нравственного человека; о специфике «Оксфордского опросника счастья»; о противоречивости эмпирических данных из разных исследований в связи с возрастом респондентов, с разными подходами к пониманию «благополучия» и к выделению групп для сравнения. Для повышения субъективного благополучия высоконравственных людей предложены рекомендации в области профессиональной деятельности, личной жизни, личных финансов, государственной политики. Ставится вопрос о воспитании той части молодежи, у которой формируются выраженные положительные нравственные качества. Утверждается, что эта часть молодежи заслуживает не меньше внимания специалистов, так как важно обеспечить дальнейшее нравственное развитие этой молодежи в сочетании с повышением их жизнестойкости и готовности к преодолению будущих трудностей жизни в «пост студенческом» возрасте

 

Нехорошева И.В., Сидячева Н.В. Психология нравственности как основополагающая дисциплина в системе высшего образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т.12. №1. Порядковый номер статьи 22. PDF

Статья посвящена вопросам становления психологии нравственности как новой учебной дисциплины, которая постепенно распространяется в системе высшего образования психологов. Причины отмеченного процесса заключаются в интенсивном развитии научного направления «Психология нравственности» и в постепенном проникновении накопленных научных знаний в образовательную сферу. Представлены учебные курсы и учебные пособия по психологии нравственности, разработанные М.И. Воловиковой, Л.Л. Дикевич, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой, Е.А. Плехановой, А.Н. Бражниковой, С.В. Молчановым, И.Н. Польшаковой, О.В. Коноваловой, А.А. Шевченко. Описано обобщенное содержание курсов, разработанных в российских университетах. Перечислены некоторые курсы и модули по психологии морали и нравственности, читаемые в зарубежных университетах. Отдельное внимание в статье уделяется вопросам обеспечения ненавязчивого воспитательного аспекта подобных курсов за счет отбора соответствующих эмпирических закономерностей для изучения. В качестве примера приводятся эмпирические данные, подтверждающие важность нравственности для общества и невыгодность безнравственности для личности. Отмечены риски, которые важно избежать при массовой разработке подобных курсов: риск сделать воспитательный уклон слишком явным и назидательным, риск свести воспитательную составляющую к нулю или к отрицательным значениям, риск погасить интерес студентов из-за перегруженности курса теорией. Выражается уверенность в возможности избежать этих рисков благодаря большому объему эмпирических исследований по психологии нравственности, что позволит широко разнообразить содержание таких курсов, сделать их интересными и полезными в личной жизни и в будущей профессиональной деятельности студентов. Делается заключение о пользе дальнейшего распространения курсов по психологии нравственности в системе образования психологов и педагогов-психологов.

 

Нехорошева И.В. Психометрические показатели «Оксфордского опросника счастья» Oxford Happiness Inventory // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №2. Порядковый номер статьи 40. PDF

Представлены психометрические показатели опросника Oxford Happiness Inventory, полученные на различных зарубежных выборках. Описаны особенности трех вариантов Оксфордского опросника счастья: Oxford Happiness Inventory, полной и короткой формы Oxford Happiness Questionnaire. Представлены психометрические показатели опросника Oxford Happiness Inventory по результатам авторского эмпирического исследования, проведенного на российской выборке. Коэффициент корреляции между Оксфордским опросником счастья и двумя прямыми вопросами о счастье шкалы счастья М. Фордиса r = 0,64 для всей выборки (n = 406), для разных возрастных групп: r = 0,68 для студентов 18-24 лет (n = 156), r = 0,69 для молодых людей 25-34 лет (n = 104), r = 0,63 для взрослых людей 35-69 лет (n = 82), r = 0,48 для старшеклассников 15-17 лет (n = 64). Показатели внутренней согласованности: коэффициент альфа Кронбаха 0,91 (n = 406), коэффициент корреляции между суммой баллов: по первой и второй половине опросника r = 0,74 (n = 406), по четным и нечетным вопросам r = 0,79 (n = 406). Показатель ретестовой надежности для интервала 6 месяцев составил r = 0,83 (n = 64). По результатам данного эмпирического исследования опросник в большей степени может быть рекомендован для диагностики субъективного психологического благополучия и счастья молодых людей в возрасте 18-35 лет, в меньшей степени - для более старших и младших возрастных категорий. Результаты исследования дополняют малочисленные данные по психометрическим показателям опросника Oxford Happiness Inventory, а также данные по опроснику Oxford Happiness Questionnaire, поскольку они имеют одинаковые по смыслу утверждения.

 

Зубов В.Н., Нехорошева И.В. Результаты исследования нравственной и жизненной позиции молодежи как обоснование необходимости повышения качества воспитательной работы в вузах // Гуманитарный вестник МГТУ им.Н.Э. Баумана. № 2(16). 2014. С. 1-17. PDF

В статье рассматриваются различия между старшеклассниками, студентами и взрослыми в оценках современных условий жизни и нравственного состояния общества, в уровне развития нравственных убеждений «не присваивать чужое» и «не брать взятки». Представлены результаты опроса 286 респондентов. Показано, что материальное положение своей семьи старшеклассники оценивают как более хорошее по сравнению со студентами и взрослыми, так же как и экономическое положение России. Школьники более довольны существующими условиями жизни, как по сравнению со студентами, так и по сравнению с взрослыми. Студенты, в отличие от школьников, гораздо менее оптимистично оценивают экономические условия жизни, выражая точку зрения, близкую к взрослым респондентам. Однако студенты не отмечают выраженной неудовлетворенности многими проблемами общества, не отличаясь в своих ответах от школьников. Например, студенты более спокойно относятся к резкому расслоению общества на богатых и бедных, к нестабильности и ухудшению жизненных условий, к криминальной обстановке, к незащищенности. И молодежь, и взрослые оценивают морально-нравственную обстановку в стране как неблагополучную. Вариант «благополучная» выбрали лишь 2% школьников, 1% студентов и 1% взрослых. Уровень сформированности нравственных убеждений у молодежи существенно ниже, чем у взрослых. Молодежь более спокойно относится к нравственным проблемам общества. Случаи негативизма и агрессивности в обществе, дефицит духовности СМИ, прагматизм в человеческих отношениях и культ денег, нравственная «атмосфера» в обществе волнует молодежь в гораздо меньшей степени, чем взрослых. Таким образом, мировоззренческая позиция студентов по экономическим вопросам – ближе к взрослым, по социально-нравственным вопросам – ближе к школьникам. Поэтому в статье подчеркивается важность воспитательной работы в ВУЗах, проводимой кураторами и преподавателями. Высказывается критика некоторых идей и положений закона «Об образовании в РФ» от 1 сентября 2013 года. В частности, поднимаются вопросы о целесообразности применения понятия «образовательная услуга», об отсутствии «воспитания» среди целей высшего образования, о полном отсутствии понятия «воспитание» во всей статье № 69 «Высшее образование», о сведении воспитательной работы в ВУЗах к оказанию услуги под названием «удовлетворение потребностей личности в …культурном и нравственном развитии». Делается заключение о необходимости повышения качества воспитательной работы в ВУЗах и о необходимости оказания поддержки кураторам учебных групп.

 

Нехорошева И.В. Ценности людей с различной нравственной направленностью // Учёные записки Орловского государственного университета. 2013. №2(52). С. 360-366. PDF

В статье рассматривается значимость жизненных ценностей для людей с положительной нравственной направленностью в сравнении с людьми с нейтральной и отрицательной нравственной направленностью. Обнаружены различия в оценках значимости 32 из 85 предложенных для оценки ценностей, среди которых ценности материального, личного и семейного благополучия, успеха, признания, уважения, свободы, защищенности, альтруистические ценности. Для людей с положительной нравственной направленностью менее значимы ценности материальной сферы жизни, власти, общественного признания, возможности быть лидером или руководителем, гедонистические ценности и другие ценности, связанные с собственным «эго». Для людей с положительной нравственной направленностью более значимы гуманистические ценности, связанные с интересами общества и помощью другим людям. Анализируются причины выявленных различий.

 

Нехорошева И.В. Уровень счастья людей с положительной нравственной направленностью // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2. С. 15-20.

В статье рассматриваются различия в уровне счастья людей с положительной, отрицательной моральной ориентацией и людей из средней группы. Особое внимание уделяется первой группе людей. Установлено, что люди с положительными моральными характеристиками менее счастливы, чем остальные люди, а люди с отрицательными моральными характеристиками - счастливее. Отмечается, что, по данным других авторов, весомыми факторами субъективного благополучия личности являются особенности ценностно-потребностной сферы личности, доход и уровень материальной обеспеченности, особенно субъективная адекватность дохода, удовлетворенность личной жизнью. По данным исследования автора, для людей с относительно высоким уровнем нравственного развития более важно благополучие общества и реализация общечеловеческих нравственных принципов в жизни общества. Поэтому, как писал А. Маслоу, «люди, …которые …руководствуются такими метамотивами, как истина, добро, красота, справедливость, порядок, закон, единство и т.д., могут страдать от лишений на метамотивационном уровне». Поскольку упомянутые ценности реализованы в обществе явно недостаточно, и более значимы для людей нравственных, то именно эти люди будут страдать больше других от недостатка в жизни общества справедливости, правды и доброты, особенно в случае ухудшения нравственного состояния общества. Также эти люди имеют более низкий уровень доходов. Они менее удовлетворены своей личной жизнью. Кроме того, высокие моральные стандарты не позволяют им избежать жизненных трудностей путем пренебрежения моральными нормами. Все эти причины могут снизить уровень счастья нравственных людей.


Скрипкина Т.П., Нехорошева И.В. Отличия в основных показателях субъективного качества жизни между людьми с различной нравственной направленностью // Социальная психология и общество. 2013. №2. С. 50-58. PDF

В статье представлены результаты исследования отличий между людьми с положительной, отрицательной и неярко выраженной нравственной направленностью в уровне счастья, удовлетворенности жизнью в целом и отдельными аспектами жизни, в оценках качества жизни и настроения. Нравственная направленность оценивалась с помощью шкалы диспозиционного эгоизма и двух методик диагностики уровня развития нравственных убеждений «не присваивать чужое» и «не брать взятки». Показано, что люди с отрицательной нравственной направленностью наиболее удовлетворены жизнью и счастливы, у них лучше настроение. Люди с положительной нравственной направленностью менее счастливы, чем остальные. Неудовлетворенность проблемами общества в наибольшей степени выражена у людей с положительной нравственной направленностью. Неудовлетворенность аспектами жизни, в рамках которых затрагивается благополучие самого респондента, более выражена у людей с отрицательной и неярко выраженной нравственной направленностью.

 

Нехорошева И.В. Субъективное качество жизни людей с различной нравственной направленностью // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 25-29. PDF

В статье представлены результаты исследования субъективного качества жизни людей, отличающихся нравственной направленностью. Для оценки показателей субъективного качества жизни применялись две методики. С помощью Оксфордского опросника счастья оценивался уровень счастья. С помощью методики «Интегральная оценка качества жизни» оценивался уровень общей удовлетворенностью жизнью, баланс положительных и отрицательных эмоций, прямая субъективная оценка качества жизни, уровень неудовлетворенности или обеспокоенности 41 аспектом жизни личности и общества. Для оценки нравственной направленности личности учитывались показатели одновременно по трем методикам: по шкале диспозиционного эгоизма и по двум методикам диагностики убеждений в недопустимости присваивать чужое и брать взятки. Исходная выборка составила около четырехсот человек. Выборка была разделена на 3 группы с положительной («+»), отрицательной («–») и неявно выраженной («0») нравственной направленностью, и уравнена по полу и возрасту. 

Получено, что группа «–» оценивает качество жизни наиболее высоко, средняя – ниже, группа «+» оценивает качество жизни как самое низкое. Удовлетворенность жизнью наиболее высока у людей с отрицательной нравственной направленностью; две другие группы менее удовлетворены жизнью. Отличия между группами «–» и «0», «–» и «+» достоверны на уровне р<0,05. Свое обычное настроение группа «+» оценила ниже группы «–» (р=0,014). Ответы группы «0» находятся между оценками противоположных групп. То есть люди с положительной нравственной направленностью в меньшей степени, чем две другие группы, испытывают прекрасное настроение и в большей степени испытывают отрицательные модальности настроения.

Группы «+» и «0», по сравнению с группой «–», более не удовлетворены проблемами общества: отчужденностью и разобщенностью людей, кризисом морали, культуры, нравственности, нравственной «атмосферой» в обществе, расслоением общества на богатых и бедных, насаждаемым негативизмом и агрессивностью в обществе, дефицитом духовности СМИ, прагматизмом в человеческих отношениях, разрушением родственных связей, неблагоприятными отношениями в семьях, распадом семей, низким уровнем чувства долга. Причем неудовлетворенность проблемами общества наиболее выражена у «положительной» группы. К тому же, группа с положительной нравственной направленностью в несколько большей степени отмечает неудовлетворенность социально-экономической обстановкой в стране. Средняя группа в несколько большей степени, чем другие, не удовлетворена отсутствием условий для самореализации, тяжелыми условиями работы и недостатком денег. Кроме того, респонденты группы «0» и «+» отмечают, что им не хватает здоровья. Люди группы «–» несколько более не удовлетворены тем, что им приходится заниматься неинтересной работой, а также тем, что трудно открыть и вести собственное дело. Ко многим проблемам общества респонденты группы «–» относятся более спокойно, чем две другие группы. В выводах по итогам исследования подчеркивается, что люди с положительной нравственной направленностью наиболее обеспокоены проблемами общества, то есть теми аспектами жизни, где затрагивается благополучие множества людей, а не только одного человека и его семьи.

 

Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Оценка предрасположенности подростков к аморальному и асоциальному поведению // «ОБЖ. Основы безопасности жизни». 2010. №7. С.46-53.

В статье обсуждается проблема снижения морального и интеллектуального уровня молодежи. Ставится наиболее острая проблема асоциального поведения. Приводится статистика преступлений, совершаемых молодыми людьми, в том числе подростками, имеющими психические аномалии. Отмечается, что подобная тенденция характерна и для зарубежных стран. Утверждается важность воспитания учащихся в образовательных учреждениях, причем не только на уровне общеобразовательной школы, но и на уровне среднего и высшего профессионального образования, где пока такая работа не предусмотрена законом. По данным на 2010 год, в техникумах и ВУЗах не проводится никакого контроля содержания занятий в свободное время, никакой профилактики алкоголизма, наркомании, компьютерной, игровой зависимости, беспорядочных половых связей (особенно в общежитиях); редкие ВУЗы, не говоря уже о техникумах, имеют службу психологической поддержки студентов. Подчеркивается, что необходимо разработать методики проведения скрининга больших потоков учащихся с целью как можно более раннего и точного выявления отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, и на основе полученных данных формировать группы риска для дальнейшей индивидуально-профилактической работы. Эффективность целенаправленной индивидуальной профилактической работы, которая возможна и без ведома учащегося, может быть очень высока. Если психолог и педагог знают с кем работать и по какому направлению, они действительно могут вовремя предотвратить не только отклонения в поведении, но и тесно связанное с ними отклонение всего дальнейшего жизненного пути молодого человека. Поэтому в статье ставится проблема разработки более точных скрининговых методик психодиагностики, в том числе с привлечением психофизиологических методов.

 

Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Здоровье нации и будущее России // «ОБЖ. Основы безопасности жизни». 2008. №6(144). С.40-46. PDF

Реферат статьи. Безопасность любого государства обеспечивается не только оборонной мощью его армии, но и состоянием здоровья нации. Сегодня практически по всему миру распространено обывательское мнение, что здоровьем должна заниматься лишь медицина, что все болезни лечатся и «если я чем-то заболею, то пойду к врачу и меня вылечат». Однако это далеко не так. Понятие «здоровье» уже рассматривается более широко. Согласно определению ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия индивида, а не только отсутствие болезней и физических недостатков». Ряд отечественных учёных (В.И.Лощилов, И.А.Гундаров, В.Н.Волченко, Э.И.Борисов…) главенствующую роль отводят духовным, психическим компонентам здоровья. «Духовное и социальное здоровье – вот главные компоненты человеческого здоровья… Важной основой непосредственно здоровья человека выступает духовное здоровье» [В.И.Лощилов]. «Сегодня уже многим понятно, что духовность наряду с физическими факторами играет важную роль в состоянии здоровья, оказывает определяющее воздействие на бытие» [В.Н.Волченко]. «Здоровье – категория не только физиологическая, но и нравственная» [Э.И.Борисов].

Подобный подход высказан и в разработанной Министерством Здравоохранения Концепции охраны здоровья здоровых людей на 2003-2010гг. В ней рассматривается уже не три, а «шесть составляющих здоровья человека: 1) физическая; 2) психо-эмоциональная; 3) интеллектуальная; 4) профессиональная; 5) социальная; 6) духовная. ...Проблема одной из составляющих влияет на общее состояние здоровья, снижает потенциал и резервные возможности организма».

Современные достижения медицины и ее оснащение сложнейшими техническими средствами «не успевают» бороться со все растущей заболеваемостью людей. Сегодня ведущее место в структуре болезней и причин преждевременной смерти стали занимать «болезни цивилизации» – сердечно-сосудистые заболевания, злокачественные новообразования, на долю которых приходится более 87% всех смертей, затем следует диабет и, получившие в последние десятилетия значительное распространение, пограничные расстройства нервной системы, первое место среди которых принадлежит депрессии. Все они объединены под общим названием – Хронические НеИнфекционные Заболевания (ХНИЗ).

Далее кратко описана исследовательская программа CINDI (Countrywide Integrated Noncommunicable Disease Intervention program), в которую были вовлечены сотни тысяч граждан разных стран. Изучались особенности образа жизни и показатели здоровья на протяжении 20 лет. По результатам программы СИНДИ вклад отдельных факторов риска был оценен статистически, что позволило ранжировать их по степени влияния на преждевременный уход из жизни конкретного человека: 1) курение (наличие и интенсивность), 2) алкоголь (интенсивность), 3) питание (разнообразие и рациональность), 4) движение (физическая активность и нагрузки), 5) сон (недостаточность), 6) стресс (индивидуальная восприимчивость).

Далее описана ситуация со здоровьем граждан России, проблема расхождения кривых «дожития» в странах Запада и России. Показано, что в нашей стране мужчины «проигрывают» западным европейцам в среднем 20 лет. Кратко описана суть демографической катастрофы, получившей название «русский крест», берущей начало в постперестроечный период. Рассматриваются причины «русского креста». Показано, что основные причины заключаются не столько в низкой рождаемости, сколько в высокой смертности. Причем исходные причины высокой смертности – не медицинские, а психологические, связанные с изменением социально-политического положения страны в начале 1990-х годов, с потерей психологических ориентиров жизни. Описываются серьезные последствия депопуляции населения России, особенно на Дальнем востоке и в Сибири.

Таким образом, нельзя не согласиться с авторами статьи: «Актуальные политические проблемы безопасности» [Давыдов В.Н., Гусарская Т.А., 2008]. «На наших глазах определение «безопасность» из понятия преимущественно военного превратилось в категорию многогранную, затрагивающую фактически все сферы жизни и деятельности цивилизации», в том числе и национальное здоровье и прежде всего его духовную, нравственную составляющую.

Поэтому, по мнению авторов, нужны срочные меры для улучшения демографической ситуации, для снижения смертности, обусловленной психологическими факторами. С этой целью нужны не только медицинские и экономические меры, но и социально-нравственные и духовно-нравственные. В том числе поиск общенациональной идеи, идеологии, смысла жизни как отдельного человека, так и общества в целом, улучшения нравственно-психологического климата в обществе, активизации энтузиазма людей, желания жить и трудиться на благо родины.

 

Нехорошева И.В., Зубов В.Н. Применение инструментальных методов для раннего выявления предрасположенности к девиантному поведению // Вестник РУДН, серия «Медицина». 2007. №6. С.288-293.

В статье обсуждается проблема раннего выявления склонности к серьезным формам девиантного поведения. Для этого в некоторых учебных заведениях разрабатываются методики скрининговой диагностики. Подчеркивается, что одним из возможных направлений повышения объективности и точности выявления риска возникновения девиантного поведения являются инструментальные методы исследования психофизиологических параметров. Применение этих методов также позволит существенно снизить сознательное искажение результатов испытуемым, как это часто бывает при использовании психологических опросников, а также затрачивать меньше времени на проведение скрининга, чем при использовании большого количества вопросов анкет и тестов. Перечисляются основные современные методы психофизиологии: электроэнцефалография, регистрация вызванных потенциалов головного мозга, магнитоэнцефалография, топографическое картирование электрической активности мозга, компьютерная томография, а также томография с использованием эффекта ядерного магнитного резонанса, позитронной эмиссионной томографии, функционального магнитного резонанса, анализ вариабельности сердечного ритма, регистрация кожно-гальванической реакции, пульса, дыхания, давления и т.д. Отмечается крайне высокая стоимость и трудоемкость существующих методов изучения работы головного мозга, что затрудняет скрининг или делает его невозможным. Методы оценки функционального состояния дают слишком вариативные результаты, выявляют в большей степени реакцию на стимул; а для выявления устойчивых особенностей личности требуют многократного применения. Все это приводит к необходимости поиска, разработки и изучения дополнительных методик, даже если эти методики пока не обрели непререкаемую теоретико-методологическую базу. Авторами предпринята попытка оценить возможности метода газоразрядной визуализации и метода видеокомпьютерной психодиагностики по А.Н. Ануашвили. Из методик психодиагностики использовались: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» и опросник «Мини-мульт». Были обследованы учащиеся 10-го класса, всего 31 человек. По результатам методики СОП у 7 человек (23%) обнаружено наличие тенденции развития преодоления норм и правил, у 2-х (6%) – склонность к аддиктивному поведению, у 8-ми (26%) – склонность к самоповреждающему поведению, у 3-х (10%) – склонность к деликвентному поведению, у 6-и (19%) – возможность нарушения волевого контроля эмоциональных реакций; всего 13 человек (42%). Из них у 8 человек и еще у 4 (13%), имеющих нормальные результаты по методике СОП, очень низкий уровень нервно-психической устойчивости или моральной нормативности по методике «Адаптивность», что также существенно увеличивает возможность формирования девиантного поведения. По результатам опросника «Мини-Мульт» отклонения имеют только те учащиеся, которые вошли в число названных выше, при этом ярко выраженное напряжение психоэмоциональной сферы было обнаружено у двух человек. Лишь у 45% результаты по психологическим методикам нормальные. Таким образом, если учесть результаты всех психологических методик, то психологу необходимо обратить внимание на 55% учащихся с точки зрения возможного наличия или формирования в будущем девиантного поведения. Но в действительности, как показывает многолетний практический опыт преподавателей, из класса или группы как правило наиболее склонны к девиантному поведению 1-2 человека. Поэтому авторы с помощью инструментальных методов пытались найти наиболее выраженные отклонения. По методу видеокомпьютерной психодиагностики по А.Н. Ануашвили выраженные отклонения выявлены у одного учащегося. По методу газоразрядной визуализации были выделены двое учащихся, ГРВ-граммы которых явно отличались от остальных испытуемых. Отмечается, что результаты этих трех испытуемых, полученные по всем пяти методикам (три – психологические, две – психофизиологические) мало совпадают. Однако, результаты, полученные по одному из психофизиологических методов по одному испытуемому (из 33) отличаются очень сильно от остальных испытуемых и согласуются с результатами опросника «Мини-мульт». Делается заключение, что опробованные методики представляют научный интерес.

 


Статьи в журналах РИНЦ

Нехорошева И.В. Возникновение и развитие концепции качества жизни за рубежом и в России // Гуманитарный научный вестник. 2022. №4. С.115-122. PDF

Рассматриваются основные этапы развития концепции качества жизни. Показано, что первоначальное оформление идей, лежащих в основе концепции качества жизни, связано с осмыслением отрицательных сторон экономического роста и потребления обществом благ и услуг. Первый этап охватывает 1950-1960 годы. Переход ко второму этапу во многом связан с работой Дж. Гелбрейта «Общество изобилия». Второй этап охватывает 1960-70-е годы. Этот этап связан с идеями основателей «Римского клуба» – А. Печчеи, Дж. Гелбрейта, Д. Медоуза, с работами Дж. Форрестера «Мировая динамика», А. Печчеи «Человеческие качества», Э. Ласло «Цели для человечества». Выделены основные идеи, на базе которых развивалась концепция качества жизни в 1960-1970-е годы: 1) экономический рост, изобилие и дешевизна товаров массового потребления не обеспечат людям психологическое благополучие и счастье (Э.Ласло, Дж. Форрестер, Э.Фромм); 2) последствия экономического роста и свободно-рыночного капитализма скорее негативны и в материальном плане: загрязнение окружающей среды (Э.Ласло, Д. Медоуз, Э.Фромм, Д. Фостер, Дж. Форрестер), и в социально-экономическом плане: концентрация власти, зависимость бедных от богатых, экономическое и социальное неравенство (Дж. Гэлбрейт), и в психологическом плане: рост напряженности и стресса, обесценивание нравственных норм и т.п. (Ж. Аттали, М. Гийом, Д. Фостер, Э.Фромм); 3) необходимо прекратить безудержную гонку за ростом экономических и производственных показателей, снизить потребление и, наконец, обратить внимание на развитие лучших человеческих качеств и создание более гуманного общества. Именно это приведет людей к повышению психологического благополучия и удовлетворенности жизнью (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз, Э.Фромм). Отмечается созвучие этих идей с мнением психологов, связанных с гуманистическим направлением в психологии, которое оформлялось в те же годы. В качестве примера приводится мнение А. Маслоу, высказывавшего свою обеспокоенность чрезмерным увлечением людей техническими достижениями и сведением на нет вопросов «о добре и зле, о правильном и ошибочном», «иногда все это» ему «кажется едва ли не аморальным». Переход к третьему этапу развития концепции качества жизни произошел в середине 1970-х гг. и связан с началом оформления концепции субъективного качества жизни. Отмечено, что современный этап характеризуется развитием множества концепций субъективного качества жизни и возрастанием учета на макро- и микро уровнях субъективных мнений людей об окружающей их жизни, об уровне личного счастья и удовлетворенности жизнью. Приведены численные оценки, иллюстрирующие быстрый и многократный рост числа отечественных исследований в области субъективного качества жизни за последние 20 лет. Делается вывод о росте интереса исследователей к данной области.

 

Нехорошева И.В. Нравственные убеждения личности и научные подходы к их изучению // Мир педагогики и психологии. 2022. №4(69). С.76-89. PDF

Показаны причины, по которым в отечественной науке уделялось много внимания изучению и формированию нравственных убеждений личности: среди других компонентов нравственной сферы личности убеждения являются одними из наиболее устойчивых, обладают большой побудительной силой и тесно связаны с поведением. Приведены мнения отечественных ученых, согласно которым нравственные убеждения являются основой устойчивой личностной позиции, одной из высших форм выражения направленности личности, входят в состав нравственного сознания личности и могут быть показателями уровня нравственного развития. Представлена общая позиция ученых, согласно которой убеждения представляют собой единство трех основных компонентов: знание понятий, норм, принципов; 2) эмоциональ­но-личностное отношение к ним; 3) готовность ими руководствоваться. Описаны четыре основных подхода к изучению и диагностике убеждений: Н.А. Менчинской и Г.М. Шакировой; А.В. Зосимовского и Э.И. Рахманова; В.А. Коломиец и В.Э. Чудновского; ценностно-деятельностный подход Г.Е. Залесского. Делается вывод о том, что последний подход является наиболее глубоко проработанным, обоснованным и применимым на практике. В данной статье более подробно описана часть подхода Г.Е. Залесского, которая касается построения методик диагностики убеждений личности.


Материалы конференций

Nekhorosheva I.V., Sidyacheva N.V. Psychology of morality in Russian and foreign universities / Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XVII Международной научно-практической конференции / науч. ред. В.И. Казаренков.  Москва, РУДН, 21 марта 2024 г. – Москва: РУДН, 2024. С.230-234. PDF

Статья опубликована на англ. языке. Аннотация: The article describes the new development trend in the higher education of psychologists: the formation and dissemination of academic disciplines about psychology of morality. It is shown that this trend is a consequence of the intensive development of the scientific direction “Psychology of morality” under the auspices of the Institute of Psychology of the Russian Academyof Sciences. It is noted that due to these disciplines it is possible to provide an additional approach to the moral education of students. Academic disciplines developed at Russian and foreign universities are presented. ♦ В статье описана новая тенденция развития высшего образования психологов: возникновение и распространение учебных дисциплин по психологии нравственности. Показано, что эта тенденция является следствием интенсивного развития научного направления «Психология нравственности» под эгидой Института психологии РАН. Отмечается, что благодаря этим дисциплинам можно обеспечить дополнительный подход к воспитанию студенческой молодежи. Представлены учебные курсы, разработанные в российских и зарубежных университетах.

 

Страница со ссылками на полные тексты статей: https://nsportal.ru/user/1517136