Самообразование
Сдесь вы можите найти разные педогагические статьи, методический материал и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 177.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему
«Использование игровых форм во внеурочной деятельности»
Актуальность данной работы.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Современному учителю, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но должен всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Игровые формы обучения позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Цели и задачи методической разработки.
Цель: Усвоение обучающимися новых знаний, умений правильно вести себя в различных ситуациях по средствам игр внеурочного занятия.
Задачи:
1. Подбор различных игр соответствующих возрастным особенностям учащихся.
2. Развитие умения работать в коллективе, ставить совместные цели и предлагать действия для ее достижения.
3. Понимание важности соблюдения правил для себя, своих близких и родины
Теоретическое обоснование темы
Игра — творчество, игра — труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечаю, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных условиях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Детские игры делятся на две группы: Творческие и игры с правилами.
Мы в своей практике больше использовали игры с правилами.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).
Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).
В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил.
Виды дидактических игр:
дидактические игры с предметами (сюжетно – дидактические игры, игры - инсценировки)
для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними
настольно — печатные игры
словесные игры.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Методика организации дидактических игр
1. Подготовка к дидактической игре:
отбираем игры в соответствии с задачами обучения и развития;
устанавливаем, насколько игра соответствует требованиям в данной возрастной группе детей;
определяем наиболее удобное время для проведения дидактической игры;
выбираем место игры;
готовим необходимый дидактический материал для выбранной игры.
2. Проведение дидактической игры:
знакомим детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
объясняем ход и правила игры, при этом обращаем внимание на поведение детей в соответствии с правилами; показываем игровые действия, если это необходимо; определяем свою роль в игре: в качестве играющего, болельщика, арбитра:
подводим итоги игры.
3. Анализ проведения игры. Он помогает выявить индивидуальные особенности в поведении детей, наметить перспективы в работе с ними.
Практическая часть
В своём педагогическом опыте мы использовали самые разнообразные формы игр. Среди них были: подвижные игры, игры беседы, дидактические игры. Практика на первых этапах проходила неплохо, мы устанавливали контакт с учениками, узнавали друг друга, и проводили знакомство. Следующие занятия на протяжении всего времени проходили слаженно и хорошо. На занятиях мы с помощью игровых форм смогли дать ученикам новые знания.
Были нюансы в виде того, что ученики не всегда следили за собственной дисциплиной, но в таки случаях мы использовали несколько приемов ( «кто меня слышит, хлопнет раз», «вай – фай») и возвращали обучающихся в процесс внеурочного мероприятия.
На наших занятиях мы использовали такие игры как:
- Игры с правилами (приложение 1)
В период прохождения практики мы проводили множество игр с правилами. Стоит отметить, что обучающиеся понимали и принимали все правила, которые мы ставили перед ними. Был заметен их интерес, они принимали участие во всех играх, изолированных учеников не было.
- Дидактические игры (приложение 2)
Большую часть проведенных игр, у нас заняли дидактические. Мы использовали разнообразные виды. Обучающимся наиболее понравились игры-инсценировки, они очень активно проявляли свои актерские способности.
Так же мы спрашивали у учеников, какие игры им нравятся, и чтобы они хотели видеть на следующих занятиях. Многие ответили, что хотели бы ещё раз повторить игры: «чёрный кот», «составь несколько слов», «игрульки», «Покажи своё хобби» и д.р. Таким образом, мы понимали, что детям больше нравится.
Подготовка к внеурочной деятельности у нас была так же по следующим критериям:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
- определение наиболее удобного времени проведения игры (на каком этапе занятия, во внеурочное время и др.);
- определение количества играющих (весь коллектив, подгруппа, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (разные предметы, картинки, природные материалы, заготовки кроссворда или ребусы);
- подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой
Заключение
Подводя итог проделанной работе, можем сказать, что мы достигли поставленной цели: усвоение учениками новых знаний, умений правильно вести себя в различных ситуациях по средствам игр внеурочного занятия.
Учащиеся активно участвовали во всех проведенных внеурочных занятиях. Продуктивность нашей практической деятельности достигла высоких результатов. Внеурочные занятия проходили плавно и слажено, благодаря правильной организации игр занятия получились яркими и запоминающимися, имели чёткую структуру, был понятен, каждый этап игры. Так же благодаря использованию игровых форм интерес к материалу занятия оставался у обучающихся на протяжении всего времени и был достигнут нужный контакт с ребятами, что так же благополучно повлияло на ход занятий и общие результаты.
Приложение 1
Игра: «прикрепи слону хобот.» (занятие: «День слонов».)
Задача детей закрытыми глазами прикрепить хобот на картинку слону.
Игра: Викторина.
Правила игры: Перед вами таблица с заданиями, на каждом блоке написана цена задания - это баллы которые вы получите за выполнение его.
Баллы каждой команды мы будем писать на доске в конце суммируем баллы, выигрывает та команда что наберёт больше всего баллов.
Но будьте осторожны, в вопросах спрятался чёрный кот! Он любит проверять команды на прочность и задаёт самые сложные загадки.
Если одна команда не отвечает на вопрос, этот вопрос переходит к следующей команде и баллы за него тоже. Если же ни одна команда не отвечает на вопрос, то баллы забирает себе чёрный кот.
Занятие: «Путешествие по морю любимых занятий».
Игра: Покажи свое хобби.
Задача выйти к доске и показать своё любимое занятие жестами, а одноклассники постараются угадать, что вы показываете. Только помните время на показ хобби ограниченно!
Игра: «Принцесса»
Желающие ( по 3 человека) выходят к доске. Мы раздадим каждому по книжке. Задача каждого участника пройти круг с книжкой на голове, так чтобы она не упала.
Игра: «Игрульки»
Мы будем кидать каждому мягкую игрушку, кто её поймает должен назвать какую-нибудь игру. Важно не повторяться и не называть компьютерные игры, называть можно только игры что находятся вне виртуальной реальности.
Приложение 2
Игра: «Разрешается или запрещается»
Я буду говорить фразу, а вы должны будите её закончить словами «разрешается» это делать или «запрещается».
- Готовы?
-Идти толпой по тротуару … (запрещается)
- Перебегать дорогу… (запрещается)
- Помогать пожилым людям переходить улицу … (разрешается)
- Выбегать на проезжую часть … (запрещается)
- Переходить дорогу на зеленый свет … (разрешается)
- Уважать правила дорожного движения … (разрешается)
Игра: «Правила безопасности»
Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
- Тут машина не пойдет.
Главный здесь – пешеход.
Что друг другу не мешать,
Нужно справа путь держать. (Тротуар)
- Что за транспорт такой
Что везет тебя домой.
Он бежит туда-сюда,
Упираясь в провода. (Троллейбус)
- Под ногами у Сережки
Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет,
А за ним и весь народ. (Зебра)
- Мы едем в такси и маршрутке
В автобусе и электричке. (Пассажиры)
- За рулем я сижу,
На дорогу гляжу. (Водитель)
Игра «Привет»
- Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему … (Привет)
-С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой … (привет)
- При встрече через много лет
Вы крикнете друзьям … (привет)
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго … (привет)
- И вы запомните совет
Дарите всем друзьям … (привет)
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы … Привет!
Игра «Полезно - вредно»
Полезно или вредно в сильный мороз:
-тепло одеваться;
- обувать недосушенную (влажную) обувь;
- долго находиться на ветру;
- медленно прогуливаться по улице;
- сидеть в сугробе;
- играть в снежки
Игра: «Загадочные вопросы»
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)
- Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя … (астроном) - Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная … (Луна) - До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая … (Ракета)
5. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (Космонавт)
Игра: «Блиц-опрос».
Что сказал Юрий Гагарин в момент старта? (A. Полетели, B. Поехали, C. Вперед, D. Пока)
Как называется город космонавтов? (A. Звездный, B. Солнечный, C. Космический, D. Цветочный)
Какой прибор является основным инструментом астрономов? (A. Микроскоп, B. Телескоп, C. Фильмоскоп, D. Калейдоскоп)
Как называется место старта космических кораблей? (A. Аэропорт, B. Аэродром, C. Космодром, D. Ракетодром)
В чем космонавты хранят пищу? (A. В кастрюлях, B. В банках, C. В термосах, D. В тюбиках)
На каком из этих устройств можно выйти в космос? (A. На воздушном шаре, B. На аэроплане, C. На самолете, D. На ракете)
Какая планета называется «голубой планетой»? (A. Венера, B. Земля, C. Юпитер, D. Марс)
Как называется камень, упавший с космоса на Землю? (A. Метеор, B. Болид, C. Астероид, D. Метеорит).
Игра: «Суд над учебой».
Учитель делит класс на две группы: прокуроры и адвокаты учебы.
Судья – учитель.
Прокурор обвиняет учебу например в неинтересности , в том что занимает много времени, не нужна в настоящем и будущем. Адвокаты высказывают положительное мнение об учебе, анализируют почему такое отношение к ней у них возникло. Каждый по очереди должен обязательно побыть в роли адвоката учебы.
Учитель фиксирует результаты суда на доске в виде минусов и плюсов.
Затем объявляет решение суда « Объявляю учёбу не виновной!»