Главные вкладки
Конференции, семинары, педсоветы.
Участие в конференциях и семинарах различного уровня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ОЦДОК
Доклад на тему:
Нравственно-патриотическое воспитание – как основа формирования личности дошкольника.
Воспитатель
Т.В. Рощина
Москва 2024/2025 уч.г.
Актуальность.
Патриотическое воспитание подразумевает воспитание любви к Отечеству, формирование чувства гордости за свою нацию, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, становления устойчивой связи поколений. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине в РФ» и других, в которых говорится о необходимости формирования у подрастающего поколения значимых ценностей, целевых ориентиров и личностных качеств.
По признанию педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте закладываются основы личности.
Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно - исторической жизни страны.
В ФГОС ДО так же подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, национальных традиций и культуры народа. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться и заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному пример); формирование самооценки своих поступков, а также доброжелательная оценка поступков других людей.
. Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий в зависимости от возраста детей и образовательной среды.
Таким образом, для эффективности образовательного процесса в данном направлении необходимо создать специальные образовательные ситуации для детского развития, которые бы обеспечивали позитивную социализацию, положительное отношение к окружающему миру, способствовали личностному развитию инициативы и творчества.
Одной из форм совместной деятельности педагога с детьми является культурная практика, которая проводится в режимных моментах, как образовательная социальная ситуация. Культурная практика - это сочетание разных видов деятельности, основанных на текущих событиях и интересах детей. Исходя из особенностей организации такой формы совместной деятельности, технология культурных практик была выбрана, как средство патриотического воспитания детей в общей системе работы.
Развивающее взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками через разные формы совместной деятельности и виды культурных практик, эффективно обогащают процесс образования, побуждают творческую активность, инициативу и самостоятельность.
Практическая реализация.
1.Для достижения положительных результатов формирования патриотических чувств нами были поставлены следующие задачи:
- знакомить детей с понятием «Родина» через ознакомление со своим двором, районом, городом;
- побуждать интерес к историческим фактам, формировать чувство гордости за российских солдат, защитников Отечества на примере своих родственников;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
2. Планирование работы.
Основная цель работы по нравственно-патриотическому воспитанию - это формирование у детей представлений о своей малой Родине, о жизни своего города, социализация, которая реализуется в разных видах деятельности.
В своей работе мы придерживаемся следующих методов:
- доступность - содержание, характер и объем материала соответствует уровню развития детей;
- занимательность- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;
- комплексно-тематическое построение образовательного процесса предполагает изучение материала по модулям: родной город, родной край, история, культура и др.
- наглядность - использование иллюстраций, фотографий, ИКТ - ресурсов.
- личностно- ориентированное общение (в процессе обучения дети - активные участники образовательной деятельности).
В соответствии с ФГОС ДО в содержание по патриотическому воспитанию входят все образовательные области:
социально- коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе)
познавательное развитие (формирование представлений о малой родине)
речевое развитие (приобщение к художественной литературе)
художественно-эстетическое развитие (продуктивная, конструктивно- модельная деятельность)
физическое развитие (досуги, соревнования, игровая деятельность).
Чувство патриотизма, по нашему мнению, должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольников. В нашей группе работа ведется в системе по трем основным направлениям:
- комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;
- совместная деятельность взрослых и детей (общение, труд и праздники);
- самостоятельная деятельность дошкольников (игры, познание окружающего мира, маленькие открытия, общение со сверстниками и др.)
Формы, используемые в нашей работе:
- Наблюдения (в природе, в детском саду). (Прививать любовь к природе родного края.)
- Знакомство с творчеством известных писателей, поэтов, композиторов, художников.
- Беседы о стране, родном городе, его истории. (Прививать любовь к своему краю).
- Чтение художественной литературы (в том числе фольклора). (Прививать интерес и любовь к русской литературе и литературе других народов нашей страны).
- Разучивание с детьми песен, стихотворений, потешек, скороговорок, пословиц (в рамках театрального кружка).
- Организация тематических выставок (День Победы, День защитника Отечества, 8 марта, день Матери и др.)
- Участие в праздниках и досугах.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду (в группе, на участке).(Прививать любовь к труду).
- Личный пример (любить свою работу, с уважением относиться к своим товарищам, соблюдать культуру речи, правила поведения и др.)
- Участие в различных творческих конкурсах.
В этом учебном году наши дети стали победителями Всероссийского творческого конкурса «Я и моя семья», «День народного единства». Так же, мы нарисовали плакат, посвященный победе народа в ВОв.
Значение и результаты работы.
Можно отметить, что систематическая работа имеет положительный результат для социально-личностного развития детей. В старшей и подготовительной группе мы планируем продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Планируемые результаты к концу 6 года следующие: сформировано понимание чувства Родины, дети проявляют ценностное отношение к родному дому, городу, знают историю своего края, имеют первоначальные представления о Великой Отечественной войне, о других значимых событиях города и страны.
В завершении хочется напомнить слова академика .Д. С. Лихачева: «Любовь к своей Родине - это не нечто отвлечённое, это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей».
Литература.
- Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М.; 2013
- Матова В.Н. Краеведение в детском саду. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2014
- Пантелеева Н.Г Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. Издательство «ТЦ СФЕРА»., 2015
- Савченко В.И. Организация образовательной деятельности со старшими дошкольника в ходе режимных моментов. ДЕТСТВО-ПРЕСС СПб., 2014
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Областной центр диагностики, образования и коррекции (ГБОУ ОЦДОК)
Доклад на педагогическом совете на тему
«Особенности организации работы
с детьми с ОВЗ»
Подготовила и провела
воспитатель Т.В. Рощина
Москва 2023/2024 уч. год
Доклад на педагогическом совете на тему
«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»
«Каждый ребенок пришел в этот мир
неслучайно…У него своя жизненная миссия.
И наш долг – помочь ему выполнить её».
(Ш. Амонашвили).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы, которая происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.
- Диагностический этап.
Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка.
- Консультативно-проективный этап.
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации. Каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей предметной деятельности.
- Деятельностный этап.
В ходе этого этапа реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи (фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь). Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи.
Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Включение родителей в коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
У детей с ОВЗ как правило наблюдается:
- низкий уровень развития восприятия;
-отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
- неравномерная работоспособность;
- отклонения в развитии памяти: заметное преобладание
наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания;
- отставание в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве;
- нарушение поэтапного контроля над выполняемой деятельностью (дети часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу);
- снижена потребность вощении как со сверстниками, так и со взрослыми;
- нарушение речи;
- нарушение мелкой и крупной моторики.
Количество детей с ОВЗ с каждым годом неуклонно растет.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» воспитанников.
Чаще всего в нашей работе мы встречаемся с детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, РАС, СДВГ и УО.
Мы педагоги первые, кто может заметить, что ребенок не такой, как все. Такие дети занимают намного больше внимания, чем их сверстники.
Первый шаг – это налаживание хорошего контакта с родителями. Если первый шаг пройден, в работе с ребенком будет виден прогресс в усвоении материала.
Второй шаг – взаимодействие со специалистами ДОУ. Учителя-логопеды, психолог с периодичностью посещают группы для диагностики и наблюдения детей.
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ.
В своей работе мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.
На протяжении дня применяем разнообразные формы организации детей.
Прогулка состоит из:
- наблюдений за природой;
- подвижных игр;
- труда в природе и на участке;
- самостоятельной игровой деятельности.
Игры:
- сюжетно-ролевые;
- дидактические;
- спортивные.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
- создание ситуации успеха;
- дидактические игры;
- игровые ситуации, способствующие развитию умения общаться с другими детьми;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.
Рекомендации для педагогов по работе
с детьми с ОВЗ.
Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи – это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.
Воспитателям следует помнить, что детям с ОВЗ необходимы особые методы и способы подачи информации.
Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Таким детям зачастую требуется больше времени для выполнения задания, чем другим.
- Воспитатель не должен сравнивать «особого» ребенка с другими детьми;
- Наша задача через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешное развитие.
- Занятие необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу «от простого к сложному». Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
- На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). Речь у воспитателя должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержащая необходимое количество повторений, с подчеркнутым артикулированием.
Приемы социально-педагогической поддержки ребенка.
Снятие страха – «Ничего страшного»
Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»
Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
Усиление мотива – «Нам (тебе) это нужно для…»
Педагогическое внушение – «Приступай же…»
Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»
Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя.
- Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
- Многократно повторять материал на занятиях.
- Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
- При проведении любого вида занятий или игр нужно помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
- Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
- Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания.
- Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
- Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
- Не принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
- Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
- Применять красивую, яркую наглядность.
- Речь воспитателя должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.
- Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
- Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
- Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
- Учить анализировать свои действия, критично относиться к результатам своего труда.
- Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
- Установить доверительные партнерские отношения с родителями, внимательно относиться к запросу родителей, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
- При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
- При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение речи.
- Уделяйте внимание созданию обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
- Воспитывайте общее и речевое поведение детей, включая работу по развитию слухового внимания и сознательного восприятия речи.
- Расширяйте кругозор детей на прогулках, в режимных моментах, бытовых ситуациях.
- Уточняйте имеющийся словарь детей, расширяйте пассивный словарный запас, активизируйте его по лексико-тематическим циклам.
- Формируйте обобщающие понятия.
- Развивайте представления детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов.
- Обучайте детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.
- Развивайте общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
- Развивайте память детей путем заучивания речевого материала разного вида.
- Развивайте диалогическую речь детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, поручений в соответствии с уровнем развития.
Список литературы.
- Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Виноградова С.И.
«Дети с ОВЗ в детском саду. Особенности комплексного сопровождения.» Изд-во АРКТИ, 2022г.
- Алехина С.В. «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании». Психологическая наука и образование. – 2011. - №1.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Афонькина Ю.А., Усанова И.И., Филатова О.В. «Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования», 2010.
- «Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики». Методическое пособие. Под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – МГППУ, 2012.