Конференции, семинары, педсоветы.

Рощина Татьяна Валентиновна

Предварительный просмотр:

ГБОУ ОЦДОК

Доклад на тему:

Нравственно-патриотическое воспитание – как основа формирования личности дошкольника.

Воспитатель

Т.В. Рощина

Москва 2024/2025 уч.г.

Актуальность.

Патриотическое воспитание подразумевает воспитание любви к Отечеству, формирование чувства гордости за свою нацию, почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, становления устойчивой связи поколений. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине в РФ» и других, в которых говорится о необходимости формирования у подрастающего поколения значимых ценностей, целевых ориентиров и личностных качеств.

По признанию педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте закладываются основы личности.

Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно - исторической жизни страны.

В ФГОС ДО так же подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, национальных традиций и культуры народа. Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение играть, трудиться и заниматься сообща; формирование стремления совершать хорошие поступки; воспитание уважительного отношения к окружающим людям; развитие волевых качеств (умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному пример); формирование самооценки своих поступков, а также доброжелательная оценка поступков других людей.

. Воспитание патриотических чувств - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий в зависимости от возраста детей и образовательной среды.

Таким образом, для эффективности образовательного процесса в данном направлении необходимо создать специальные образовательные ситуации для детского развития, которые бы обеспечивали позитивную социализацию, положительное отношение к окружающему миру, способствовали личностному развитию инициативы и творчества.

Одной из форм совместной деятельности педагога с детьми является культурная практика, которая проводится в режимных моментах, как образовательная социальная ситуация. Культурная практика - это сочетание разных видов деятельности, основанных на текущих событиях и интересах детей. Исходя из особенностей организации такой формы совместной деятельности, технология культурных практик была выбрана, как средство патриотического воспитания детей в общей системе работы.

Развивающее взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками через разные формы совместной деятельности и виды культурных практик, эффективно обогащают процесс образования, побуждают творческую активность, инициативу и самостоятельность.

Практическая реализация.

1.Для достижения положительных результатов формирования патриотических чувств нами были поставлены следующие задачи:

 - знакомить детей с понятием «Родина» через ознакомление со своим двором, районом, городом;

 - побуждать интерес к историческим фактам, формировать чувство гордости за российских солдат, защитников Отечества на примере своих родственников;

 - поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;

 2. Планирование работы.

Основная цель работы по нравственно-патриотическому воспитанию - это формирование у детей представлений о своей малой Родине, о жизни своего города, социализация, которая реализуется в разных видах деятельности.

В своей работе мы придерживаемся следующих методов:

 - доступность - содержание, характер и объем материала соответствует уровню развития детей;

 - занимательность- изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей;

 - комплексно-тематическое построение образовательного процесса предполагает изучение материала по модулям: родной город, родной край, история, культура и др.

 - наглядность - использование иллюстраций, фотографий, ИКТ - ресурсов.

 - личностно- ориентированное общение (в процессе обучения дети - активные участники образовательной деятельности).

В соответствии с ФГОС ДО в содержание по патриотическому воспитанию входят все образовательные области:

социально- коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе)

познавательное развитие (формирование представлений о малой родине)

речевое развитие (приобщение к художественной литературе)

художественно-эстетическое развитие (продуктивная, конструктивно- модельная деятельность)

физическое развитие (досуги, соревнования, игровая деятельность).

Чувство патриотизма, по нашему мнению, должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольников. В нашей группе работа ведется в системе по трем основным направлениям:

 - комплексные занятия познавательного и развивающего цикла;

 - совместная деятельность взрослых и детей (общение, труд и праздники);

 - самостоятельная деятельность дошкольников (игры, познание окружающего мира, маленькие открытия, общение со сверстниками и др.)

Формы, используемые в нашей работе:

  1. Наблюдения (в природе, в детском саду). (Прививать любовь к природе родного края.)
  2. Знакомство с творчеством известных писателей, поэтов, композиторов, художников.
  3. Беседы о стране, родном городе, его истории. (Прививать любовь к своему краю).
  4. Чтение художественной литературы (в том числе фольклора). (Прививать интерес и любовь к русской литературе и литературе других народов нашей страны).
  5. Разучивание с детьми песен, стихотворений, потешек, скороговорок, пословиц (в рамках театрального кружка).
  6. Организация тематических выставок (День Победы, День защитника Отечества, 8 марта, день Матери и др.)
  7. Участие в праздниках и досугах.
  8. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду (в группе, на участке).(Прививать любовь к труду).
  9. Личный пример (любить свою работу, с уважением относиться к своим товарищам, соблюдать культуру речи, правила поведения и др.)
  10. Участие в различных творческих конкурсах.

В этом учебном году наши дети стали победителями Всероссийского творческого конкурса «Я и моя семья», «День народного единства». Так же, мы нарисовали плакат, посвященный победе народа в ВОв.

Значение и результаты работы.

Можно отметить, что систематическая работа имеет положительный результат для социально-личностного развития детей. В старшей и подготовительной группе мы планируем продолжить работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Планируемые результаты к концу 6 года следующие: сформировано понимание чувства Родины, дети проявляют ценностное отношение к родному дому, городу, знают историю своего края, имеют первоначальные представления о Великой Отечественной войне, о других значимых событиях города и страны.

В завершении хочется напомнить слова академика .Д. С. Лихачева: «Любовь к своей Родине - это не нечто отвлечённое, это - и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам её культуры, гордость своей историей». 

Литература.

  1. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. М.; 2013
  2. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2014
  3. Пантелеева Н.Г Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. Издательство «ТЦ СФЕРА»., 2015
  4. Савченко В.И. Организация образовательной деятельности со старшими дошкольника в ходе режимных моментов. ДЕТСТВО-ПРЕСС СПб., 2014



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Областной центр диагностики, образования и коррекции (ГБОУ ОЦДОК)

Доклад на педагогическом совете на тему

«Особенности организации работы

с детьми с ОВЗ»

Подготовила и провела

воспитатель Т.В. Рощина

Москва 2023/2024 уч. год


Доклад на педагогическом совете на тему

«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»

«Каждый ребенок пришел в этот мир

неслучайно…У него своя жизненная миссия.

И наш долг – помочь ему выполнить её».

(Ш. Амонашвили).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы, которая происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.

  1. Диагностический этап.

 Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка.

  1. Консультативно-проективный этап.

На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации. Каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей предметной деятельности.

  1. Деятельностный этап.

В ходе этого этапа реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи (фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь). Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

  1. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Включение родителей в коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

У детей с ОВЗ как правило наблюдается:

 - низкий уровень развития восприятия;

 -отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

 - неравномерная работоспособность;

 - отклонения в развитии памяти: заметное преобладание

наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания;

 - отставание в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве;

 - нарушение поэтапного контроля над выполняемой деятельностью (дети часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу);

 - снижена потребность вощении как со сверстниками, так и со взрослыми;

 - нарушение речи;

 - нарушение мелкой и крупной моторики.

Количество детей с ОВЗ с каждым годом неуклонно растет.

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» воспитанников.

Чаще всего в нашей работе мы встречаемся с детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, РАС, СДВГ и УО.

Мы педагоги первые, кто может заметить, что ребенок не такой, как все. Такие дети занимают намного больше внимания, чем их сверстники.

Первый шаг – это налаживание хорошего контакта с родителями. Если первый шаг пройден, в работе с ребенком будет виден прогресс в усвоении материала.

Второй шаг – взаимодействие со специалистами ДОУ. Учителя-логопеды, психолог с периодичностью посещают группы для диагностики и наблюдения детей.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ.

В своей работе мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

На протяжении дня применяем разнообразные формы организации детей.

Прогулка состоит из:

- наблюдений за природой;

 - подвижных игр;

 - труда в природе и на участке;

 - самостоятельной игровой деятельности.

Игры:

 - сюжетно-ролевые;

 - дидактические;

 - спортивные.

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

 - создание ситуации успеха;

 - дидактические игры;

 - игровые ситуации, способствующие развитию умения общаться с другими детьми;

 - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

 - использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Рекомендации для педагогов по работе

 с детьми с ОВЗ.

Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи – это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.

Воспитателям следует помнить, что детям с ОВЗ необходимы особые методы и способы подачи информации.

Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Таким детям зачастую требуется больше времени для выполнения задания, чем другим.

  1. Воспитатель не должен сравнивать «особого» ребенка с другими детьми;
  2. Наша задача через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешное развитие.
  3. Занятие необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу «от простого к сложному». Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). Речь у воспитателя должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержащая необходимое количество повторений, с подчеркнутым артикулированием.

Приемы социально-педагогической поддержки ребенка.

Снятие страха – «Ничего страшного»

Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…»

Усиление мотива – «Нам (тебе) это нужно для…»

Педагогическое внушение – «Приступай же…»

Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»

Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя.

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материал на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр нужно помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Не принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь воспитателя должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относиться к результатам своего труда.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями, внимательно относиться к запросу родителей, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение речи.

  1. Уделяйте внимание созданию обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
  2. Воспитывайте общее и речевое поведение детей, включая работу по развитию слухового внимания и сознательного восприятия речи.
  3. Расширяйте кругозор детей на прогулках, в режимных моментах, бытовых ситуациях.
  4. Уточняйте имеющийся словарь детей, расширяйте пассивный словарный запас, активизируйте его по лексико-тематическим циклам.
  5. Формируйте обобщающие понятия.
  6. Развивайте представления детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов.
  7. Обучайте детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.
  8. Развивайте общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
  9. Развивайте память детей путем заучивания речевого материала разного вида.
  10. Развивайте диалогическую речь детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, поручений в соответствии с уровнем развития.

Список литературы.

  1. Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Виноградова С.И.

«Дети с ОВЗ в детском саду. Особенности комплексного сопровождения.» Изд-во АРКТИ, 2022г.

  1. Алехина С.В. «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании». Психологическая наука и образование. – 2011. - №1.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Афонькина Ю.А., Усанова И.И., Филатова О.В. «Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования», 2010.
  4. «Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики». Методическое пособие. Под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – МГППУ, 2012.

Предварительный просмотр: