Методические разработки

Здесь вы можете ознакомиться с моими педагогическими разработками:

https://cloud.mail.ru/public/auW9/Li1fu4G61 (Интерактивная игра по математике для 2 класса "В поисках сокровищ")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Илинская основная общеобразовательная школа»

 

«РАССМОТРЕНО»

на заседании                                  

методического объединения        

МО учителей начальных классов

Протокол №2 от 27.08.23 г.                                                              

Руководитель МО                                                                            

_________       В.Х.Хохрякова

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_________ М.С.Клейманова

Приказ №

от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

(общеинтеллектуальное направление)

1-4 классы

Срок реализации: 4 года

 

Рабочая программа разработана

учителем начальных классов

Клеймановой М.С.

 2023г

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

          Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

          Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

            Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации     4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

           Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.                                                                  

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

               Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

             Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

           Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:

- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);

- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;

- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;

 - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;

- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:

- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;

 - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;

 - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.

Содержание программы – 1 класс (33 часа)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

В. Сутеев. Живые грибы.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

3.

Креативное мышление

1

1

История со словом «дедушка».

Рассказы по картинкам.

Итого

2

4.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

За покупками.

Находчивый колобок.

День рождения мухи-цокотухи.

Буратино и карманные деньги.

Кот Василий продает молоко.

Лесной банк.

Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

5.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Про репку и другие корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про Снегурочку и превращения воды.

Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

6.

Глобальная компетентность

1

1

Комплексное задание «Найденыш»

Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»

Итого

2

Итого

33

Календарно-тематическое планирование (1 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Читательская грамотность

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

0,5

0,5

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

0,5

0,5

В. Сутеев. Живые грибы.

1

0,5

0,5

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

0,5

0,5

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

0,5

0,5

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

0,5

0,5

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

0,5

0,5

Математическая грамотность

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

0,5

0,5

Про козу, козлят и капусту.

1

0,5

0,5

Про петушка и жерновцы.

1

0,5

0,5

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

0,5

0,5

Про наливные яблочки.

1

0,5

0,5

Про Машу и трех медведей.

1

0,5

0,5

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

0,5

0,5

Креативное мышление

История со словом «дедушка».

1

0,5

0,5

Рассказы по картинкам.

1

0,5

0,5

Финансовая грамотность

За покупками.

1

0,5

0,5

Находчивый колобок.

1

0,5

0,5

День рождения мухи-цокотухи.

1

0,5

0,5

Буратино и карманные деньги.

1

0,5

0,5

Кот Василий продает молоко.

1

0,5

0,5

Лесной банк.

1

0,5

0,5

Как мужик золото менял.

1

0,5

0,5

Естественно-научная грамотность

Как Иванушка хотел попить водицы.

1

0,5

0,5

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

1

0,5

0,5

Про репку и другие корнеплоды.

1

0,5

0,5

Плывет, плывет кораблик.

1

0,5

0,5

Про Снегурочку и превращения воды.

1

0,5

0,5

Как делили апельсин.

1

0,5

0,5

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

1

0,5

0,5

В. Сутеев. Яблоко.

1

0,5

0,5

Глобальная компетентность

Комплексное задание «Найденыш»

1

0,5

0,5

Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»

1

0,5

0,5

Итого:

33

16,5

16,5

Содержание программы 2 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Про полевого хомяка.

Про бобров.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Креативное мышление

1

1

История со словом «фотоальбом».

Рассказы по картинкам.

Итого

2

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

4.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

5.

Глобальная компетентность

1

1

Комплексное задание «Футбол и дружба»

Комплексное задание «Случай в гостях»

Итого

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Читательская грамотность

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

0,5

0,5

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

0,5

0,5

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

0,5

Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

Про бобров.

1

0,5

0,5

Математическая грамотность

Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

Про крота.

1

0,5

0,5

Про ежа.

1

0,5

0,5

Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

Бобры строители.

1

0,5

0,5

Креативное мышление

История со словом «фотоальбом».

1

0,5

0,5

Рассказы по картинкам

1

0,5

0,5

Финансовая грамотность

Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

0,5

0,5

Банковская карта.

1

0,5

0,5

Безопасность денег на банковской карте.

1

0,5

0,5

Про кредиты.

1

0,5

0,5

Про вклады.

1

0,5

0,5

Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

Естественно-научная грамотность

Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

Лисьи норы.

1

0,5

0,5

Корень часть растения.

1

0,5

0,5

Занимательные особенности яблока.

1

0,5

0,5

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

Глобальная компетентность

Комплексное задание «Футбол и дружба»

1

0,5

0,5

Комплексное задание «Случай в гостях»

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

        

Содержание программы 3 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

7

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Пенсия и социальные пособия.

Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения.

Итого

7

4.

Математическая грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

5.

Глобальная компетентность

1

1

Комплексное задание «Говорим на одном языке».

Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»

Итого

2

6.

Креативное мышление

1

1

История со словом «почта».

Рассказы по картинкам.

Итого

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Читательская грамотность

Про дождевого червяка.

1

0,5

0,5

Кальций.

1

0,5

0,5

Сколько весит облако?

1

0,5

0,5

Хлеб, всему голова.

1

0,5

0,5

Про мел.

1

0,5

0,5

Про мыло.

1

0,5

0,5

История свечи.

1

0,5

0,5

Естественно-научная грамотность

Дождевые черви.

1

0,5

0,5

Полезный кальций.

1

0,5

0,5

Про облака.

1

0,5

0,5

Про хлеб и дрожжи.

1

0,5

0,5

Интересное вещество мел.

1

0,5

0,5

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

1

0,5

0,5

Про свечи.

1

0,5

0,5

Волшебный Магнит.

1

0,5

0,5

Глобальная компетентность

Комплексное задание «Говорим на одном языке».

1

0,5

0,5

Комплексное задание «Выбрасываем продукты или голодаем?»

1

0,5

0,5

Финансовая грамотность

Что такое «бюджет»?

1

0,5

0,5

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

1

0,5

0,5

Пенсия и социальные пособия.

1

0,5

0,5

Наследство, вклад выигрыш.

1

0,5

0,5

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

1

0,5

0,5

Как сэкономить семейные деньги?

1

0,5

0,5

Креативное мышление

История со словом «почта».

1

0,5

0,5

Рассказы по картинкам.

1

0,5

0,5

Математическая грамотность

Расходы и доходы бюджета.

1

0,5

0,5

Планируем семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Подсчитываем семейный доход.

1

0,5

0,5

Пенсии и пособия.

1

0,5

0,5

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

1

0,5

0,5

Подсчитываем расходы.

1

0,5

0,5

Расходы на обязательные платежи.

1

0,5

0,5

Подсчитываем сэкономленные деньги.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17

Содержание программы 4 класс (34 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство русской избы  

Предметы обихода русской избы

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

2.

Естественно-научная грамотность

1

1

1

1

1

1

1

1

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

3.

Финансовая грамотность

1

1

1

1

1

1

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

6

4.

Математическая

грамотность

1

2

1

1

1

1

1

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Организуем экскурсию

Отправляемся в путешествие.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

Итого

8

5.

Глобальная компетентность

1

1

Комплексное задание «Экологичная обувь».

Комплексное задание «Этичная одежда».

Итого

2

6.

Креативное мышление

1

1

История со словом «спички».

Рассказы по картинкам.

Итого

2

Итого

34

Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

План

Факт

Читательская грамотность

Старинная женская одежда.

1

0,5

0,5

Старинные женские головные уборы.

1

0,5

0,5

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

0,5

0,5

Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

0,5

0,5

Внутреннее убранство русской избы.  

1

0,5

0,5

Предметы обихода русской избы.  

1

История посуды на Руси.

1

0,5

0,5

Какие деньги были раньше в России

1

0,5

0,5

Естественно-научная грамотность

Томат.

1

0,5

0,5

Болгарский перец.

1

0,5

0,5

Картофель.

1

0,5

0,5

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

0,5

0,5

Лук.

1

0,5

0,5

Капуста.

1

0,5

0,5

Горох.

1

0,5

0,5

Грибы.

1

0,5

0,5

Глобальная компетентность

Комплексное задание «Экологичная обувь».

1

0,5

0,5

Комплексное задание «Этичная одежда».

1

0,5

0,5

Финансовая грамотность

Потребительская корзина.

1

0,5

0,5

Прожиточный минимум.

1

0,5

0,5

Инфляция.

1

0,5

0,5

Распродажи, скидки, бонусы.

1

0,5

0,5

Благотворительность.

1

0,5

0,5

Страхование.

1

0,5

0,5

Математическая грамотность

В бассейне.

1

0,5

0,5

Делаем ремонт.

1

0,5

0,5

Делаем ремонт.

1

0,5

0,5

Праздничный торт.

1

0,5

0,5

Обустраиваем участок.

1

0,5

0,5

Поход в кино.

1

0,5

0,5

Организуем экскурсию

1

0,5

0,5

Отправляемся в путешествие.

1

0,5

0,5

Креативное мышление

История со словом «спички».

1

0,5

0,5

Рассказы по картинкам.

1

0,5

0,5

Итого:

34

17

17



Предварительный просмотр:

Конкурсная программа ко Дню защитника в 1-4 классах

Задачи :

 1. Формировать первоначальные представления о значении армии для страны, о родах войск, об особенностях службы в армии;

 2. Воспитывать у учащихся патриотизм к своей Родине, уважение  к ветеранам войны, интерес к военной службе;

 3. Развивать познавательную активность, смекалку, ловкость, быстроту.

                                       

Каждый класс- отдельная команда

Ведущий:               

 У нас сегодня праздник очень важный.

Недаром в двадцать третье февраля

Любой парнишка выглядит отважно,

 Как будто по колено все моря.

                                   

В нашей школе  все мальчишки,

Не лентяи, не трусишки.

 Все отважны и умны,

Вы, мальчишки, нам нужны!

                             

1 конкурс «Смотр песни и строя». Участники строевым шагом проходят перед зрителями в форме определенного рода войск с песней

Ведущий:   Русская пословица гласит: «Кто за Родину дерётся, тому сила и сноровка двойная даётся!» Настоящий солдат на одевание тратит сорок секунд, примерно столько же времени, за сколько сгорает спичка. Следующий конкурс.

2 конкурс «Боевая тревога». Участники снимают обувь с обеих ног и выкладывают вперемешку на середине класса. По команде необходимо быстро найти свои вещи, одеться и встать смирно.

 3 конкурс «Болото».

Переправиться через кочки (листы бумаги), не наступая в болото

 4 конкурс « Атака бумажных самолетиков»

Приготовьте самолетики бумажные. По команде ведущего, каждая команда начинает перебрасывать самолетики на другую сторону через сетку. Можно поднимать и перебрасывать только один самолетик за 1 раз. На игру отводится 3-5 минут. В конце игры отсчитайте до 10 и прекратите игру. Все дети должны немедленно прекратить перебрасывание самолетиков.

-Теперь сосчитайте самолетики на каждой стороне. Команда, на стороне которой меньше всего самолетов, выигрывает.

Ведущий:   Когда солдаты устают, они устраивают короткий перевал. А на привале надо обязательно поесть, поэтому мы  будем варить суп.

5 конкурс «Привал».  Каждая команда получает набор карточек  и кастрюлю. В кастрюлю надо сложить только те карточки, на которых перечислены ингредиенты борща.

6 конкурс «Меткий стрелок». Каждая команда 3 мин кидает теннисные мячи в корзину. У кого больше мячей закинуто?

7 конкурс «Не урони гранату». Положить картошку на ложку и донести до черты и обратно.

8 конкурс «Генеральская смекалка».

Загадки с подвохом    1.      Говорит нам папа басом:

                     «Я люблю конфеты с…

                           (не с мясом, а с орехом или джемом)

2.   Во дворе трещит мороз —

Шапку ты одень на…

(не на нос, а на голову)

3.      Чинят крыши, мебель, рамы,

На рыбалку ходят…

(не мамы, а папы)

4.      К первоклашкам входит в класс

Лишь бесстрашный…

(не водолаз, а учитель)

5.  Я рисую акварелью,

А папа брёвна пилит…

(не дрелью, а пилой)

6.      Ни к чему весь этот спор —

Резать ткань бери…

(не топор, а ножницы)

7.      Он — надежная охрана,

Дверь не может быть без…

(не без крана, а без замка).

8. Хоккеистов слышен плач,

Пропустил вратарь их…

(не мяч, а шайбу).

Музыкальный подарок от девочек.

-Наши мальчики сегодня доказали, что они у нас и сильные, и смелые, и умные, и ловкие, и выносливые. Самое время вручить им подарки!!!



Предварительный просмотр:

Проектная задача «Светлая Пасха» для 2-4 классов

Название проектной задачи

«Светлая Пасха»

Межпредметные связи

Математика, русский язык, окружающий мир, технология, ИЗО

Тип задачи

Межпредметная, проектная разновозрастная

Класс, время

2-4 классы

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Цели и педагогические задачи

Применение предметных знаний в практической деятельности. Учебное сотрудничество учащихся

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

ПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Решать текстовые задачи
  2. Выполнять действия с именованными числами
  3. Составлять деформированный текст, объяснять орфограммы
  4. Работать с текстом, уметь находить ответы на вопросы
  5. Работать с бумагой, с красками
  6. Работать по образцу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

  1. Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы;
  2. Договаривается с одноклассниками о выполнении работы в группе;
  3. Выполняет свою роль в группе;
  4. Понимает инструкцию к заданию, представленную в виде текста;
  5. Принимает участие в диалоге с участниками группы.

Планируемый педагогический результат

  1. Освоение учащимися 2-4-х классов коммуникативных навыков при работе в группе.
  2. Демонстрация учащимися усвоения предметного материала и возможностей
  3. Умение представлять результаты своей работы в различных формах.
  4. Выполненные задания: раскрашенное яйцо, подставка для яйца

Способ и формат оценивания результатов работы.

Оценивается  владение предметными знаниями и умение применять их для решения практических задач. Соотнесение результатов групповой работы с эталоном

        Дорогие ребята!

Завтра, 24 апреля 2022года  мы будем отмечать православный праздник  Святой Пасхи, несущий в дом добро, мир, счастье.

Пасха – один из основных праздников  в народном  календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна   связана со светлыми ожиданиями и надеждами, оживлением и пробуждением природы.

Задание1.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Православный праздник Пасхи

История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали её весной  как праздник отёла скота. Затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее - с уходом евреев из Египта.

Слово «пасха» образовалось от древнееврейского слова « песах». Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа. Праздник Пасхи - один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…

Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.

   Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «лёгкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогами – большинство церквей в пасхальную ночь переполнены.

В Светлое Христово Воскресение, первый день Пасхи, верующие радостно приветствуют друг друга словами: « Христос Воскресе!» - и ответным: «Воистину Воскресе!»

На Пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный - его называют «трезвоном». Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека

  1. От какого древнееврейского слова образовано  слово Пасха?______________

__________________________________________________________________

  1.  Какой смысл вложили христиане в празднование Пасхи (в связи с чем)? _________________________________________________________________
  2. Какими словами приветствуют друг друга в Пасху? _____________________

____________________________________________________________________________________

  1. Что разрешалось делать детям в Пасху?   ______________________________

_________________________________________________________________

  1. Зачем на Пасху звонят в колокола?___________________________________

_________________________________________________________________

Задание 2.

Яйцо – символ новой жизни. На Пасху принято красить яйца.

Рассчитайте, сколько денег потребуется для того, чтобы покрасить 30 яиц.

Цена 1 яйца

Красители пищевые

Красители перламутровые

М-н «Светофор»

9 руб

42 руб

97 руб

М-н «Дорожный»

14 руб

61 руб

100 руб

М-н  «Читинка»

13 руб

75 руб

62 руб

Домашние

15 руб

Задание 3.

В Пасху принято ходить друг к другу в гости, приветствовать словами «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!», обмениваться и биться яйцами. Яйца, раскрашенные вручную разными узорами, называются писанки.

 Каждый цвет символизирует своё значение:

- Красный - цвет посвящался солнцу, радости жизни;

- Желтый - звездам и луне, символ урожая;

- Голубой - небу, духовному росту и здоровью;

- Коричневый - плодородию и дарам земли.

Задание: Расписать яйцо и  сделать для него подставку , используя шаблон.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 4.

1. Вставить пропущенные буквы,

2. Расположить строчки в правильном порядке,

3. Записать получившийся текст.

Гимн  ж…зни  звенит  до  небе…  .

Христос  се…одня  воскрес!

Всех  поздравляю  с  праз…ником  Пасхи

В…сна  разбр…сала  кра…ки,



Предварительный просмотр:

Сценарий тематического развлечения в старшей группе «День народного единства»

Цель : воспитание у дошкольников любви к нашей единой Родине – России!

Задачи

Обучающие: формировать у старших дошкольников понимание принадлежности к русскому народу и России как единой Родине всех проживающих на её территории людей. Вызывать интерес к историческому прошлому и культурному наследию нашей страны.

Развивающие: создать условия для активного участия и художественного самовыражения детей в радостной обстановке общенародного праздника.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношения к флагу Российской Федерации. Продолжать формировать чувства дружбы и взаимопомощи как основе братских отношений между всеми людьми, населяющими нашу страну.

Материалы: презентация «День Народного Единства», паззлы герба России, полоски цветов флага России, шаблоны народов России, карта России, клей, ножницы

Ход:

Воспитатель:

4 ноября вся наша Россия отмечает день «Народного Единства».

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Во все времена русский народ любил свою Родину. Слагал о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной страны совершал подвиги.

Воспитатель: «Дети вы хотите узнать, с чего началось празднование «День Народного Единства?» (слад № 2)

- «Сейчас мы с вами отправимся в историческое путешествие в прошлое нашей России. Раньше она называлась великим словом Русь». (слайд 3)

Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. Польские враги хотели завоевать нашу Родину. (слайд № 4)

Но среди русского народа нашлись два мудрых человека. Они подняли и возглавили войска для победы над врагом. Один из них был из простого народа, имя его Кузьма Минин, другой князь Дмитрий Пожарский. (слайд № 5)

Обратились они ко всему русскому народу с призывом: «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!» (слайд № 6)

Воспитатель: Ребята как можно назвать этих людей, что подняли народ для победы над врагом? (смелые, мужественные, стойкие).

И собрался народ государства Российского из 25 городов в Москве. Большим войском пошли они на врага, впереди войска несли икону «Казанской Божьей Матери». После долгих, кровопролитных боев победил русский народ лютого, польского врага. (слайд 7)

Воспитатель: Теперь вся наша страна празднует «День Народного Единства». В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия». (слайд 8) Также построен храм «Казанской Божьей Матери» (слайд 9)

В честь этих событий мы празднуем «День народного единства» (слайд 10)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете название столицы нашей родины

Как и все страны мира, существующие на земле, Россия имеет свои флаг и герб и гимн.  (слайд 11)

Воспитатель:

Флаг России

Белый цвет- березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Игра «Я живу в России»

Воспитатель поднимает вверх белую полоску- дети говорят «Я», синюю- «Живу», красную- «В России» (слайд 12)

Воспитатель:

Герб России

У России величавой

На гербе орел двуглавый

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Игра «Собери герб»

Дети собирают паззл герба России

Воспитатель: В нашей стране живет очень много народов, и у каждого есть свои культура, музыка, обычаи, игры и песни. В нашем Забайкальском крае кроме русских живут буряты. Этот народ занимался разведением лошадей. Жили они в жилище под названием юрта, а национальный костюм называется дыгыл (слайд)

Бурятская народная игра «Иголка, нитка, узелок (Зун, утахн, зангилаа)

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей)

Воспитатель: Теперь отправляемся на север нашей России. Здесь живут эскимосы, чукчи, ненцы. Живут эти народы в жилищах по названием «чум» и занимаются разведением оленей

Полярная сова и евражки

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Воспитатель: Теперь отправляется на юг России. Здесь живут такие народы: чеченцы, осетины, армяне. Эти народы занимаются выращиванием овец и лошадей. Они живут в жилищах под названием «Сакля»

Кабардино-балкарская народная игра

Журавли- журавли.

Описание. В игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, говорит следующие слова: «Журавли-журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой». Участники игры быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея». «Журавлиная» вереница начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет: «Змея сворачивается в кольцо», «Змея выпрямляется» и т.д.

Воспитатель: Переходим к центру нашей страны. Здесь живет множество народов: татары, мордва, чуваши

Татарская народная игра «Тимербай»

Описание. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Надеюсь, вам понравилось это путешествие? Вы многое узнали о прошлом нашей любимой Родины. А сейчас давайте сделаем плакат и покажем, как много народностей живет в нашей стране

Дети приклеивают плакат «Вы вместе, мы едины»: вырезают контур с изображением народности и приклеивают по кругу карты России