Литературные произведения для развития связной речи у дошкольников по теме:"Весна".

Татьяна Юрьевна Фищева

Рассказы о весне для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Весна. Приметы весны. Первоцветы»

Весенний Ветер (В.Сухомлинский)

Клён целую зиму спал. Сквозь сон он слышал шум чащобы и тревожный крик чёрного ворона. Холодный ветер трепал его ветви, сгибал их.

Но вот однажды солнечным утром почувствовал Клён, будто до него дотронулось что-то тёплое и ласковое. Проснулся Клён. А это к нему прилетел тёплый весенний Ветер.

- Довольно спать, - зашептал весенний Ветер. - Просыпайся, весна приближается.

- Да где же она - весна? - спросил Клён.

- Ласточки на крыльях несут, - говорит тёплый Ветер. - Я прилетел из далёкого края, от тёплого моря. Весна идёт полями - зацветает цветами, красавица. А ласточки на крыльях несут многоцветные наряды.

Вот о чём поведал тёплый весенний Ветер Клёну. Клён вздохнул, расправил плечи. Зазеленели почки. Идёт весна-красна.

Здравствуй, весна! (И.Соколов-Микитов)


Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов. Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей. Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу.

Раздел

Программное содержание и задачи

Моторная сфера

  • Мимические упражнения

Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке. Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы. Медведь в берлоге. Пригрело солнышко, снег растаял, и в попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

  • Артикуляционная гимнастика

Для челюсти:

«Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глухим вдохом. (Имитация зевания.) На реке трескается лед, плывут льдины. Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Для губ:

«Кораблики плывут по волнам». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх. Исхудавшие за зиму зверята. Втянуть щеки, затем вернуться и и.п.

Для языка:

«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

«Лужи». Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд». Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

  • Развитие мелкой моторики (с прищепкой)

1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5

Тает снег, уходит лед,

1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2

И на речке ледоход. (Смена рук).

1 – 2 1 – 3 1 – 4 1 – 5

Скоро к нам придет апрель –

1 – 5 1 – 4 1 – 3 1 – 2

С крыш опять польет капель.

  • Развитие общей моторики

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Дети тянутся руками вверх

Яркие лучики к нам протяни!

Вытягивают руки вперед ладонями вверх

Ручки мы вложим в ладошки твои,

Встают парами

Нас покружи, оторвав от земли.

Кружатся

Хлопают радостно наши ладошки,

Хлопают в ладоши.

Быстро шагают резвые ножки.

Быстро шагают на месте

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Приседают, голову закрывают руками

Мы же на место сядем с тобой.

Тихо садятся на свои места

Лексика

существительные: оттепель, капель, ледоход, ручей, проталина, половодье, наводнение, паводок, запруда, журчание, звон, март, апрель, май, первоцвет, верба, почка, подснежник, мать-и-мачеха, одуванчик, нарцисс, гиацинт, примула, мимоза, тюльпан, бутон, лепесток,

прилагательные: весенний, ранняя, поздняя, долгожданная, яркий, рыхлый, мелкий, душистый, гладкий, хрупкий, нежный, пушистый, глянцевый, звонкий, журчащий, клейкий, прозрачный, белоснежный, тонкий, яркий, ароматный, цветущий, грязный;

глаголы: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочет, журчит, пробивается, набухают, лопаются, распускаются, поют, расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, кричат, вьют гнезда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет, ласкает, зеленеет, цветет, радует, бурлит, звенеть, освобождаться (от снега, льда), оседать, обветрся, пахнуть, пробиваться, лопаться;

наречия: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво, дождливо, погоже, ветрено;

антонимы: холодный - теплый, прозрачный - мутный, сильный - слабый, быстрый - медленный, ранняя - поздняя, светлый - темный, ранняя - затяжная.

По произведению «Весенний ветер» В.Сухомлинского:

клён, чащоба, ворон, ласточки, наряды; тревожный, холодный, тёплый, весенний, многоцветные; трепал, сгибал, поведал,зазеленели.

Образные средства языка: «зашептал ветер», «ласточки на крыльях несут», «весна идёт полями, зацветает цветами», «клён расправил плечи», «идёт весна-красна».

По произведению «Здравствуй, весна!» И.Соколова-Микитова:

косяки гусей, караван журавлей, опушка, заяц-беляк, бородка, рога, чувство; пахучие, стройные, мягкие, хлопотливые, радостное; потемнели, посинел, поправляют, звенят, надулись, потянулись, распустила, наполняет.

Образные средства языка: «мягкие пуховки», «хлопотливые муравьи», «наполняет душу».

Грамматический строй речи

#1054;бразование существительных ед. и мн.ч. в разных падежах. Р.п. В весенний день много света, луж, ручьев. Д.п. Мы радуемся свету, лучам, теплу. П.п. Мы вспоминаем зимой о весенних ручейках, цветах, теплом солнце.

2. Образование прилагательных от существительных. Весна – весенний, хлопоты- хлопотливый, радость – радостный, тревога-тревожный и др.

3. Использование в речи глаголов , изменяя их по временам (просыпается, проснулся, будет просыпаться), числам (капель звенит, птичьи голоса звенят); приставочные глаголы с различными оттенками значений (подлетать ~ прилетать - перелетать; вить - свить; тает - оттаивает - подтаивает).

4. Образование сравнительной степени прилагательных. Солнце теплее. День длиннее. Ветер нежнее. Небо выше. Ночь короче.

5. Согласование порядковых числительных с существительными. Первая проталинка появилась на нашем участке. Второй день так ярко светит солнышко. Употребление числительных в формах Р.п. и Д.п. Возле трех подснежников... К двум птичкам... .

6. Образование сложных слов. Сходит лед – ледоход. Круглые сутки - круглосуточно. Первые цветы – первоцветы, много цветов – многоцветные.

7. Употребление предлогов под, над, на, в, и др. Птицы летят над лесом. Весной подснежники появляются из-под снега.

8. Образование родственных слов. Весна, цвет.

9. Подбор глаголов совершенного и несовершенного вида к именам существительным по литературным произведениям:

Клён что делал? спал, слышал, почувствовал, проснулся, спросил, вздохнул, расправил.

Ветер что делал? Трепал, сгибал, прилетел, зашептал, поведал.

Дороги что сделали? потемнели. Лёд что сделал? Посинел. Грачи что делают? Поправляют. Ручьи что делают? Звенят. Почки что сделали?

Надулись. Заяц-беляк что сделал? Выбежал. Что делает? Сидит. И т.д.

Связная речь

«Весенний ветер» В.Сухомлинский

Беседа по произведению:

- Когда спал Клён? Что он чувствовал сквозь сон?

- От чего проснулся Клён?

- Что прошептал Клёну тёплый весенний Ветер?

- Как вы понимаете выражение «Ласточки весну на крыльях несут»?

- Что поведал Ветер Клёну о весне?

- Что тогда сделал Клён?

- Почему мы говорим «Весна-красна»?

Пересказ по картинному плану, составленному совместно с детьми.

Творческое рассказывание «Замена героев рассказа» (не клён, а заяц, не ветер, а ручеёк)

«Здравствуй, Весна!» И.Соколов-Микитов

Беседа по произведению с одновременным составлением плана-пересказа с помощью пиктограмм:

- Какие изменения произошли с дорогами весной? (пиктограмма «дороги»)

- Что произошло на реке? (пиктограмма «река» или «лёд»)

- Что делают грачи? (пиктограмма «птицы» или «гнездо»)

- Ручьи? (пиктограмма «ручьи» или «звонок»)

- Что можно увидеть на деревьях весной? (пиктограмма «ветка с почками»)

- Кого увидали ребята? (пиктограмма «птицы» с подписью «скворцы», или обозначением названия птиц первой буквой С )

- Как летит стая гусей в рассказе? (пиктограмма «косяк птиц» с подписью «гуси» или обозначением названия птиц первой буквой Г)

- Как летит стая журавлей в рассказе? (пиктограмма «караван(или клин) птиц» с подписью «журавли»)

- Что появилось на иве? (пиктограмма «почки –пуховки» с подписью «ива» или обозначением названия дерева первой буквой И)

- Что делают муравьи? Как их называет автор? (пиктограмма «бег» с подписью «муравей»)

- Что сделал заяц-беляк? (пиктограмма «бег», пиктограмма «сидеть» с подписью заяц)

- Какой большой зверь вышел? (пиктограмма «бородка», пиктограмма «рога» с подписью «лось»)

- Какое чувство наполняет душу? (пиктограмма «радость»)

Пересказ рассказа по плану, составленному совместно с детьми с использованием пиктограмм.

Взаимодействие с педагогом-психологом

Коммуникативные навыки:

«Собери букет»

Цель: формирование коммуникативных компетенций, развитие слухового внимания и слуховой памяти

Задание: Дети становятся в круг, педагог предлагает собрать цветы в корзину, передавая по кругу. Первый ребенок называет весенний цветок, второй повторяет и называет свой цветок и т.д.

Развитие психологической базы речи:

«Первоцветы»

Цель: зрительное восприятие, пространственное восприятие, координация движений

Задание: собери все первоцветы в корзину, проведи дорожки карандашом.(см.Приложение)

Развитие эмоционально-волевой сферы:

Психогимнастика. Пластические этюды

Выражение эмоционального и психофизического состояния

Выразите радость людей от встречи с весной. Мы греемся на солнышке, покажите, как вам тепло и приятно. Представьте себя доброй и ласковой Весной. Подарите деревьям листву, лугам — траву и цветы.

Образные перевоплощения

Весна принесла хорошее настроение не только нам, но и всему живому. Изобразите зверей, встречающих весну: из норки вылезает ежик, просыпаются барсук и медведь, радуются зайчик и белочка.

Представьте себя говорливыми ручьями, печальными снеговиками, плачущими сосульками и пробивающимся из-под снега подснежником.

«Прогулка»

Цель: формирование положительного эмоционального настроя

Задание: сегодня мы отправимся в весенний лес на прогулку, чтобы увидеть первые цветы. Пойдем мы по тропинке. На полу в определенной последовательности расположены ортопедические коврики. Педагог идет по схеме, дети по очереди повторяют задания.

  1. 2 ногами на фиолетовый коврик, шаг левой ногой на голубой, шаг правой ногой на синий, вернуться на фиолетовый;
  2. 2 ногами на фиолетовый, шаг левой ногой на зеленый, шаг правой ногой на желтый и т.д.

Схемы составляет педагог.

Взаимодействие с воспитателем

Знакомство с авторами произведений «Весенний ветер» В.Сухомлинским и «Здравствуй, Весна!» И.Соколовым-Микитовым.

Чтение. Беседа о прочитанном.

Ситуативный разговор «Почему все радуются приходу весны?»

Дидактические игры «Исправь ошибку» (порядок весенних месяцев, приметы весны), «Что весной бывает?»

Сюжетно-ролевая игра с элементами драматизации «Весной в лесу»

Подвижные игры «Веснянка», «Клён», «Через ручеёк», «Пчёлки и ласточка», «Грачи летят», «Первоцвет», «Горелки».

Изменение РППС в группе «Весна - красна идёт» (дети с педагогом)

Рисование «Многоцветные наряды Весны», «Птицы возвращаются домой», «Весенний ветер»

Объёмная аппликация «Ветки-ивы весной (мягкие пуховки)»

Лепка «Подснежники» (барельеф)

Рассматривание иллюстраций «Весна в картинах великих художников»

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Слушание

«Времена года. Апрель. Подснежник» П.И.Чайковский.

Пение

«Здравствуй, весна!» муз. К.Обуховой, сл. Н.Нищевой

«Улыбка» муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского

«Весенняя песенка» муз. А.Филиппенко, сл.Г.Бойко

Музыкально-ритмические движения

«Веснянка» муз.Л.Гавришевой, сл.Н.Нищевой

Логоритмическая игра «Кап-кап-кап!» муз.Л.Гавришевой, сл.Н.Нищевой

Танцевальные движения

«Весенняя полечка» муз. и сл. Л.Олифировой

Развитие ритмической способности и музицирование

Шумовой оркестр «Весенний» муз. Л.Бирнова, автор О.Тикунова

Взаимодействие с родителями

Домашнее чтение произведений «Весенний ветер» В.Сухомлинского и/или «Здравствуй, Весна!» И.Соколового - Микитова.

Рекомендации: рассмотреть иллюстрации в книгах, видео о бережном отношении к первоцветам, во время прогулки обратить внимание на изменения в живой и неживой природе, изготовить скворечник с установкой в парке или у дома, совместный труд – расчищать дорожки для ручейков, запускать кораблики, создать домашний «Огород на окне», срезать несколько веточек и поставить их дома в воду – наблюдать за появлением почек.

Проект «Весенние чудеса» (дети рассказывают о том, какие изменения в природе наблюдали, демонстрируют фото, видео, сделанные с родителями)

Совместная экскурсия в лесополосу, в парк.

Оформление информационного стенда по лексической теме «Картотека весенних прогулок», «Пальчиковые игры по теме «Весна»

Цифровые образовательные ресурсы

«Здравствуй, весна!»

«Весна. Времена года» Развивающее видео для детей.