Научные публикации учителя

Ооржак Алдына Чойгановна

К вашему вниманию научные публикации Ооржак Алдыны Чойгановны, которые опубликованы в сборниках международных научно-практических конференций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в решении прикладных задач регионального содержания

Ооржак А.Ч., студент ФМФ

Научный руководитель: Хомушку А.М.

 ассистент кафедры математики

и методики преподавания математики

ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет", Кызыл, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о применении информационно-коммуникационных технологий в обучении и при решении прикладных задач. Отмечается влияние ИКТ на обучение математики. Показаны представление и решение задач математики регионального содержания на HTML- странице.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, прикладная задача, образование, HTML язык, вычисление в форме.

В настоящее время применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) все активнее проникают в различные области знаний. Образовательные организации используют преимущества ИКТ для предоставления знаний и информации обучающимся. ИКТ стали основой процесса преподавания и обучения. Они заменяют классные доски белыми досками и внедряется использование цифровой смарт-доски для обучения.

Как следует из названия, ИКТ – это инструменты, которые обрабатывают информацию, производят, хранят и распространяют информацию, существуют в нескольких форматах, таких как аудио, видео, аудиовизуальных и текстовых. Это относится к новейшим технологиям и хранилищу простых аудиовизуальных средств, как слайды, радио, кассеты и пленки. ИКТ определяются как «разнообразный набор технологий, инструментов и ресурсов, используемых для передачи, создания, распространения, хранения и управления информацией» [2]. Эти технологии включают компьютеры, Интернет, радио, телевидение и т.д.

Мы можем использовать информационно-коммуникационные технологии в образовании по многим причинам, но существуют некоторые практические проблемы при внедрении ИКТ в образование. Образование в области ИКТ означает использование подготовленного персонала, который может удовлетворять потребности и эффективно предоставлять информацию обществу. Цель мультимедийного образования состоит в том, чтобы обучать школьников и студентов навыкам и знаниям в области ИКТ и использовать его как средство, необходимое для процесса преподавания и обучения.

  Учащиеся взаимодействуют с информационно-коммуникационными технологиями, чтобы:

1. Развивать навыки 21-го века, такие как цифровая грамотность и способности в области ИКТ.

2. Подготовить их к интегрированному обществу, которое использует преимущества развития ИКТ.

3. Адаптировать инструменты ИКТ в качестве партнера на всю жизнь.

4. Применять ИКТ при решении прикладных задач.

В данной работе покажем, как используется HTML-язык для представления информации.

Рисунок 1. Содержание задач.

На рисунке 1 приведен содержание задач с региональным содержанием разного типа. Рабочая страница была сделана простым, чтобы пользователь мог переходить сразу на другую задачу. В одной странице представлен перечень задач по той или иной тематике. Тему задач можно выбрать на левой стороне из списка.

Рассмотрим пример решения задачи традиционным методом с использованием формул и с применением тегов в HTML.

Пример. Из Тээли и Кызыла, расстояние между которыми 402 км, одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля. Первый автомобиль ехал со скоростью 65 км/ч, а второй – со скоростью 69 км/ч. Через сколько часов они встретились? [1]

Решение. Чтобы найти время: расстояние делим на скорость  .

Сначала находим скорость обеих машин: 65 км/ч + 69 км/ч = 134 км/ч = v.

Расстояние между двумя пунктами равно 402 км = S.

Используя формулу находим время:  ч.

Ответ: Автомобили встретятся через 3 часа.

Мы решили пример стандартным методом, то есть посчитали вручную используя формулу.

Далее рассмотрим применение тегов в HTML языке.

Решение задач

 

 


Задача №13. Из Тээли и Кызыла, расстояние между которыми 402 км, одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля. Первый автомобиль ехал со скоростью 65 км/ч, а второй – со скоростью 69 км/ч. Через сколько часов они встретились?

 

Скорость 1 автомобиля км/ч

 

Скорость 2 автомобиля км/ч

 

Расстояние между Кызыл и Тээли км

 

Количество часов 60 ч


 

Событие oninput возникает , когда в элементе начинается пользовательский ввод. Введем данные в атрибутах input type="number" , и присвоим им переменные a - скорость 1 автомобиля, b - скорость 1 автомобиля, s - расстояние, в строке

вычисляется значение времени. Результат выводится элементом вывода , являющимся контейнерным элементом, выводящий результат вычислений и действий пользователя. Именно результат решения задачи написан в строке  .

Результат работы тегов представлен ниже, на рисунке 2. Использование таких форм удобен для проверки задач, так как дает моментальный правильный ответ.

Рисунок 2. Решение задачи.

В процессе обучения применение ИКТ является эффективным средством усвоения учащимся понятий и математических теорий. Практическое применение математики играют большую роль в развитии мышления и математического воспитания. Задачи с национально-региональным содержанием на основе реальных наблюдений способствуют расширению кругозора и воспитывают социально-адаптированную личность. Такие задачи мотивируют учащихся к учебно-познавательной деятельности и повышению интереса к предмету математики, повышают наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяют установить мгновенную обратную связь, осуществлять дифференцированный подход, интерактивное взаимодействие.

Список использованных литератур.

1.  Монгуш, А. С. Прикладные задачи с региональным содержанием: Сборник задач. / А. С. Монгуш. — Кызыл : ТывГУ, 2002. — 40 c. — Текст : непосредственный.

2. Чебыкин, Р. И. Самоучитель HTML и CSS. Современные технологии / Р. И. Чебыкин. — Москва : Машиностроение, 2016. — 624 c. — Текст : непосредственный.



Предварительный просмотр:

УДК 512

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ СОСТАВЛЕНИЕМ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ

Ооржак А.Ч., студент ФМФ

Научный руководитель: Бичи-оол Е. К.,

старший преподаватель кафедры математики и МПМ

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

Аннотация. В работе приводятся примеры различных видов текстовых задач. Рассматривается задача на движение, которая решается составлением системы уравнений. Отмечены основные методы решения систем уравнений, которые могут пригодиться при решении текстовых задач.

Ключевые слова: текстовые задачи, система уравнений, задачи на движения, методы решения систем уравнений.

Выделяют несколько этапов решения текстовых задач с помощью составления уравнений и систем уравнений: 1) обозначение неизвестных величин; 2) составление с помощью переменных систем уравнений; 3) решение полученной системы; 4) отбор решений. Для этого необходимо знать все доступные способы решений, которые могут пригодиться при сдаче основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также при поступлении в учебные заведения после 9 и 11 классов и в различных жизненных ситуациях.

При решении текстовых задач можно встретить задачи следующих видов: 1. задачи на числовые зависимости; 2. задачи на прогрессии; 3. задачи на движения; 4. задачи на совместную работу; 5. задачи на смеси и сплавы.

К основным методам решения систем уравнений относятся:

1. Метод подстановки. Суть данного метода заключается в выражении из какого-либо уравнения системы одно неизвестное через другое и подстановке во второе уравнение данной системы.

2. Метод алгебраического сложения, где с помощью сложения двух уравнений системы необходимо получить уравнение с одной переменной.

3. Графический метод решения уравнений. В данном случае решениями системы уравнений будут точки пересечения графиков. Этот метод не совсем точный, так как его можно применять только для систем линейных уравнений, графиками которых будут прямые.

4. Метод введения новых переменных состоит из поиска системы некоторых повторяющихся выражений, обозначающихся новыми переменными, тем самым упрощая вид системы.

Рассмотрим пример решения задачи на движение.

При решении такого типа задач: 1. движение считается равномерным; 2. скорость считается положительной; 3. тело с собственной скоростью x и скоростью течения y дает скорость движения тела по течению, равным (x+y), против течения – (x-y).

Пример. В реку впадает приток. Катер отходит от пункта A, который находится на притоке, плывет по течению 80 км до впадения притока в реку в пункте B, а затем идет вверх по реке до пункта C.  На путь от A до C он затратил 18 ч., на обратный путь – 15 ч. Найти расстояние от A до C, если скорость течения реки 3 км/ч, а собственная скорость катера 18 км/ч [1].

Решение. Пусть x км/ч – скорость течения притока. Тогда от A до B катер идет со скоростью (18+x) км/ч, а от B до A – со скоростью (18-x) км/ч, затрачивая на путь от A до B   ч, а также на путь от B до A   ч.

Тогда пусть y км – расстояние от B до C. Двигаясь от пункта B к пункту C, катер идет со скоростью 15 км/ч, а от C до B со скоростью 21 км/ч, затрачивая на путь от B до C  ч, на обратный путь от C до B  ч. На весь путь от A до C катер тратит  ч, что по условию составляет 18 ч, а на обратный путь  ч, что по условию – 15 ч.

Запишем систему уравнений:  

Решаем систему уравнений методом подстановки, выделив из первого уравнения y:

Подставляем y во второе уравнение системы:

Так как расстояние от A до C равно сумме расстояний от A до B (80 км) и от B до C (210 км), то весь путь от A до C равен 80 км+210 км=290 км.

При решении систем уравнений необходимо знать методику нахождения и правильно выбрать наиболее рациональный способ решения систем уравнений.

Использование различных способов решения систем уравнений является важным звеном в изучении предмета математики, повышает уровень математической грамотности, развивает мыслительный процесс, сообразительность и внимание у школьников.

Литература

1. Литвиненко, В. Н. Практикум по решению математических задач: Алгебра. Тригонометрия. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по математическим специальностям / В. Н. Литвиненко, А. Г. Мордкович. — Москва : Просвещение, 1984. — 288 c. — Текст : непосредственный.



Предварительный просмотр:

УДК 37.057

Онлайн-школы: проблемы и перспективы

Ооржак А.Ч.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране, связанной с распространением CoViD-19, летний детский отдых в Республике Тыва частично был организован дистанционно. На базе образовательных организаций были открыты различные летние онлайн-школы. В Тувинском государственном университете функционировали следующие онлайн-школы: «Kyzyl Summer Camp», «Мандарин» по изучению китайского языка, «Познавай-КА», «Айкьюша», «Творческое чтение», «Юные туристы и ориентировщики», «Театр вкуса», «I love economics (Я люблю экономику)», «Экспресс подготовка к ЕГЭ по истории», «Юный математик». Студенты ТувГУ из-за пандемии летнюю педагогическую практику проходили в данных летних онлайн-школах.

Из опыта работы в летней онлайн-школе «Юный математик» мы выделили следующие проблемы организации онлайн-школ:

  • Низкая компьютерная грамотность. Большинство родителей до сих пор не умеют работать с персональным компьютером, различными приложениями и онлайн-платформами, например: skype, zoom.
  • Технические неполадки: низкая скорость Интернет-соединения приводили к сложностям с загрузкой онлайн-платформ.
  • Слабая мотивация обучающихся. Основной проблемой является отсутствие взаимодействия учителя с учениками для поддержания интереса к образовательному курсу (без взаимодействия у школьников снижается мотивация к обучению).
  • Пандемия. Оно затронуло все ступени обучения: дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшую школу послевузовское образование. Хотим отметить, что не все предметы можно преподавать удаленно. Также современные школьники не владеют навыками самообразования.

Помимо проблем, отметим перспективы развития онлайн-школ:

  • Доступность. Обучающиеся, проживающиеся в отдаленных и труднодоступных районах Республики Тыва могут получить знания. Также отсутствие необходимости очно посещать онлайн-школу каждый день является определенным преимуществом для людей с ограниченными возможностями.
  • Комфортная обстановка: самостоятельно планирует расписание, не тратит время на дорогу и т.д.
  • Пандемия. Полноценное внедрение дистанционного обучения на все уровни образования.
  • Эффективность обучения. Ученики самостоятельно выбирают программу, предмет по интересу, учителей.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что онлайн-школы имеют не только недостатки, но и преимущества. Соответственно, в настоящее время онлайн-школы имеют большой потенциал для дальнейшего развития и существования.

Научный руководитель – А.Б. Ооржак



Предварительный просмотр:

УДК 376

Возможности дистанционного обучения и разработка дистанционного курса «Информатика» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

А. Ч. Ооржак

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

В настоящее время в связи с увеличением численности группы детей с ограниченными возможностями здоровья, данная проблема становится все более насущной и актуальной. На сегодняшний день появляются новые способы и возможности для их адаптации в обществе, но существует ряд трудностей в создании необходимых условий для получения качественного дистанционного образования, в реализации новых подходов в обучении.

Дистанционная форма обучения позволяет учащимся с ОВЗ обучаться в школе, но и одновременно удаленно, осваивая теоретические, практические, фундаментальные знания, которые необходимы для реализации и улучшения данной формы обучения.

Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационно-образовательном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно, то есть при помощи информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ необходимо усилить мотивацию, настрой учащихся к изучению новых предметов, продемонстрировать им, что школьные занятия, уроки – это поиск полезной информации и умения и навыки ее применения в реальной жизни[1].

Важной составляющей дистанционного курса являются видеоуроки (формат дистанционного обучения с передачей учебного материала через видеозапись). Для понимания и закрепления тем служат видеоуроки, которые дают возможность детям с ограниченными возможностями воспринимать информацию в более упрощенном виде с субтитрами.

В современном мире особенно актуально использование различных видов информационных ресурсов для обучения детей, поэтому обучение учащихся с ОВЗ по разработанному курсу «Информатика» будет строиться следующим образом: С помощью глоссария ознакомятся с новыми понятиями, которые требуются при изучении данной темы, а также с помощью видеоуроков, ментальных карт, теоретических материалов (конспектов к уроку) и презентаций рассмотрят основные понятия и примеры. Далее для закрепления материала выполняют интерактивные упражнения, а также задания для самостоятельного решения дома. По окончанию изучения модулей (уроков) учащиеся должны выполнить итоговую контрольную работу.

Таким образом, развитие дистанционного обучения является одним из ключевых направлений развития образовательной деятельности. Это связано с тем, что дистанционные образовательные технологии рассматриваются как один из инструментов повышения эффективности и результативности образовательного процесса[2]. Внедрение структурно-функциональной модели обучения детей с ОВЗ с использованием дистанционно-образовательных технологий позволяет существенно улучшить, развивать, а также упростить образовательный процесс в школах.

1. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова. – Балашов : Николаев, 2002. – 80 с. – Текст : непосредственный.

2. Яковлев, А. И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении / А. И. Яковлев. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2981516.html (дата обращения: 05.02.2022 г.) – Текст : электронный.

Научный руководитель – Ч. Д. Домур-оол