Участие в форсайте. Мини-музей в детском саду "Военная техника"
«Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
посредством музейной педагогики»
Подготовила: Коверина В.С.
Слайд 1
Современные дети живут в эпоху новых технологий, они любознательны, активно познают мир, через игры в сотовых телефонах, компьютерах. К сожалению, эти знания не дают детям в полном объеме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствуют речевому развитию детей.
Слайд 2
Поиск разнообразных эффективных, инновационных форм проведения совместной деятельности взрослого и ребенка привели нас к идее создания музея и средствами музейной педагогики повысить коррекционно-педагогическую деятельность.
Слайд 3
В связи с новыми требованиями в нашем учреждении педагоги создали современную коррекционно-развивающую среду, которая позволяет развивать духовно-нравственные качества у детей дошкольного возраста с ОВЗ - это мини-музей «Русская изба». Мини-музей рассматривается как инновационная педагогическая технология, которая способствует приобщению подрастающего поколения к истокам русской народной культуры, знакомит с традициями, бытом, формирует духовные и нравственные качества. Во многих детских садах созданы уголки русского народного творчества, но педагоги недостаточно используют эти зоны в работе с детьми.
Слайд 4. (Цели и задачи создания мини-музея представлены на слайде)
Цель–создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея. Активное вовлечение детей с ОВЗ и родителей в творческий процесс музейной педагогики.
Задачи:
- формировать личность, способную к познавательной деятельности и самореализации через погружение детей в музейно-образовательное пространство;
- развивать речь и расширять словарный запас;
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду;
- формировать у дошкольников представления о музее;
- развивать познавательные способности и познавательную деятельность;
- формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
- приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Слайд 5
Мини-музей выполняет важную роль в коррекционном процессе – ознакомление детей с нарушением речи с художественной литературой. У данной категории детей наблюдаются трудности понимания смысла русских народных сказок, они не могут дослушать до конца, «сползают со стульчика», не участвуют в беседе, не проявляют интерес к чтению, рассматриванию иллюстраций.
Это связано с ограниченными знаниями детей о жанровых особенностях сказки. В современной жизни они не сталкиваются с такими предметами, как кадушка, ухват, печка, колодец. Поэтому при чтении сказки не понимают значение этих слов, что приводит к нарушению процесса восприятия текста. Соответственно быстро теряют интерес к чтению и переключаются на другую деятельность. Во время беседы по содержанию дети не отвечают на вопросы. Итог – снижение интереса к сказке.
Мини-музей позволяет восполнить недостаточный уровень знаний детей, обогатить словарь, сформировать представления о русской народной культуре.
Слайд 6
В нашем музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники.
Слайд 7
Составили цикл логопедических занятий, проводимых в музее согласно календарно-тематическому плану. Все занятия носят интегрированный характер. Например, НОД «Федорино горе» (по лексической теме «Посуда»), проводилось в музее с использованием музейных экспонатов. Ребята узнали названия старинной посуды, потрогали, поиграли с реальными предметами, а в конце занятия пили чай из «пузатого» самовара с сушками и пряниками. Речь на таких занятиях приобретает чувственную, эмоциональную окраску. По- иному звучат песенки, пословицы и потешки из уст детей, выразительнее получаются в дальнейшем роли в играх-драматизациях.
Слайд 8
А после проведения занятий, для закрепления полученной информации, даем небольшую творческую работу. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
Слайд 9,10
Так же мы определили еще одну форму работы– это проведение экскурсий.
В детских музейных экскурсиях использовался вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).Экскурсоводом становились не только взрослые, но и дети, которые умеют интересно рассказывать и стремятся к новым знаниям. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Играя роль экскурсовода, дети отрабатывают монологическую речь.
Слайд 11
В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей.
12 Слайд
В создании музеев принимали участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они приносили многие экспонаты, помогали в оформлении экспозиции, выполняли с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Важным итогом создания мини – музея является то, что многие родители стали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дети с удовольствием рассказывают друг другу и педагогам.
Музей «Русская изба» стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в коррекционно – педагогической деятельности.
Список литературы.
1. Виниченко В. Ребёнок в пространстве музея. //Дошкольное воспитание. 2003 №5.
2. Гарькуша С. Здравствуй музей! Работа с родителями по музейно-педагогической программе //Дошкольное воспитание 2012, №2.
3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. М.:ТЦ «Сфера».
4. Рыжова Н.А., Логинова Л.Н., Данюкова А.И., Мини – музей в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2008г.