Главные вкладки
Работа с родителями
Работа с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра в жизни ребенка | 34.5 КБ |
Ребёнок и книга | 21.21 КБ |
Перспективный план работы с родителями средняя группа | 23.14 КБ |
Перспективный план работы с родителями старшая группа | 19.53 КБ |
Перспективный план работы с родителями подготовительная группа | 20.47 КБ |
Готовность ребёнка к обучению в школе | 2.08 МБ |
Адаптация к детскому саду | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра в жизни дошкольника»
«Поиграй со мной!» — как часто слышим мы эту просьбу от своих детей.
И как часто они слышат в ответ: «Некогда, поиграем потом». Может быть, это происходит от того, что мы, взрослые, не понимаем мир ребенка? Или просто не хотим и не умеем играть?
А ведь игра для ребенка — это реальный мир, в котором он живет «сейчас», а не «потом». И в этом мире все правда, а не выдумка.
Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во врача или Серого Волка! Чтобы научиться играть с ребенком, нужно только представить себя малышом, которого все безмерно интересует и радует каждую минуту.
Вы поощряете самостоятельные игры детей, покупаете игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.
Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры.
В играх детей привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере общаться с окружающими, их поступкам, трудовым действиям. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.
Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки ограничивают круг общения с девочками.
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
«Что такое хорошая игрушка? »
Прежде всего — это игрушка безопасная, соответствующая возрасту ребёнка, должна быть похожа на «оригинал» и быть достаточно прочной.
Чем разнообразнее игрушки. Тем интереснее игра малышей. Но разнообразие не означает их изобилие.
Детям следует приобретать игрушки разных видов:
• Сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда и быта)
• Двигательные (каталки, коляски, спортивные игрушки)
• Строительные наборы (деревянные геометрические формы)
• Дидактические (разборные башенки, пирамидки, настольно-печатные игры, мозаики и т. п.)
• Игрушки-забавы.
В три года чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», в «доктора», «детский сад» и. т. п. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире.
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Предварительный просмотр:
«РЕБЁНОК И КНИГА»
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Коза-дереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.
Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».
Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волк персонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.
Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)
Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.
Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:
- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;
- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;
- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;
- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.
Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.
Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:
- продолжать формировать у детей интерес к книге;
- учить внимательно, слушать и слышать произведение;
- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.
Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.
Очень важна беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.
Взрослый задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения.
- что больше всего понравилось в произведении?
- кто больше всех понравился?
- нравится или не нравится тот или иной герой?
Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.
2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.
Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.
3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.
4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.
5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.
6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?
Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторном чтении произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.
Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.
Взрослый всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть во время, сразу же после какого-то конкретного случая - значит помочь найти нужный ответ.
Часто дети приносят из дома свои любимые книги. Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой, может прочитать её всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства и поблагодарить ребёнка.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное и оформленное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках взрослого, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе, отведённом для чтения.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями детей средней группы
Месяц | Мероприятия | Формы работы | Цель |
Сентябрь |
| Оформление информационного стенда Беседы
Оформление информационного материала, беседы. Праздник Родительское собрание Выставка рисунков | Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по ПДД Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений |
Октябрь |
| Оформление информационного материала Выставка поделок и рисунков Оформление информационного материала, беседы
Консультация Спортивное развлечение
Фотовыставка Утренник | Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению в быту Педагогическое просвещение родителей Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
Ноябрь |
| Выставка детского творчества Праздник Информационный материал Информационный материал, беседы Консультация Консультация Информационный материал | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению во время ледостава Педагогическое просвещение родителей Знакомство родителей с выполнением упражнений пальчиковой гимнастики Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей |
Декабрь |
| Индивидуальные беседы Выставка новогодних украшений на елку Конкурс Информационный материал, беседы Утренник
Консультация Информационный материал | Воспитание и сохранение семейных традиций Установление эмоционального контакта Дать возможность всем семьям проявить творчество Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению во время новогодних праздников Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Повышение родительской компетентности в вопросах организации детского досуга Педагогическое просвещение родителей |
Январь |
| День добрых дел (развешивание кормушек» Информационный материал Выставка
Спортивный праздник Информационный материал Консультация | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности во время сильных холодов Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей |
Февраль |
| Выставка рисунков
Информационный материал Информационный материал Родительское собрание Праздник Консультация, картотека игр | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности ребенка дома. Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения во время гололеда Педагогическое просвещение родителей Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Педагогическое просвещение родителей |
Март |
| Утренник Выставка работ детей Информационный материал Консультация Информационный материал, беседы | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Правовое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения во время таяния льда |
Апрель |
| Информационный материал Родительское собрание Выставка
Консультация Субботник | Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения при встрече с бездомными животными Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей Совместная подготовка территории детского сада к теплому времени года |
Май |
| Рекомендации Информационный материал, беседы Анкетирование. Выставка Праздник Информационный материал | Пропаганда семейных ценностей Педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей Выявление отношения родителей к работе ДОУ Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Воспитание уважения к защитникам Родины Педагогическое просвещение родителей |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями детей старшей группы
Месяц | Мероприятия | Формы работы | Цель |
Сентябрь |
| Оформление информационного стенда Беседы
Оформление информационного материала, беседы. Праздник Родительское собрание Выставка творческих работ | Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по ПДД Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений |
Октябрь |
| Оформление информационного материала Выставка поделок и рисунков Оформление информационного материала, беседы
Консультация Спортивное развлечение
Фотовыставка Утренник | Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению в быту Педагогическое просвещение родителей Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
Ноябрь |
| Выставка детского творчества Праздник Информационный материал Информационный материал, беседы Консультация Консультация Информационный материал | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению во время ледостава Педагогическое просвещение родителей Знакомство родителей с выполнением упражнений пальчиковой гимнастики Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей |
Декабрь |
| Индивидуальные беседы Выставка творческих работ Конкурс Информационный материал, беседы Утренник
Консультация Информационный материал | Воспитание и сохранение семейных традиций Установление эмоционального контакта Дать возможность всем семьям проявить творчество Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению во время новогодних праздников Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Повышение родительской компетентности в вопросах организации детского досуга Педагогическое просвещение родителей |
Январь |
| День добрых дел (развешивание кормушек» Информационный материал Выставка
Спортивный праздник Информационный материал Консультация | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности во время сильных холодов Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей |
Февраль |
| Выставка рисунков
Информационный материал Информационный материал Родительское собрание Праздник Консультация, картотека игр | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности ребенка дома. Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения во время гололеда Педагогическое просвещение родителей Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Педагогическое просвещение родителей |
Март |
| Утренник Выставка работ детей Информационный материал Консультация Информационный материал, беседы | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Правовое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения во время таяния льда |
Апрель |
| Информационный материал Родительское собрание Выставка
Консультация Субботник | Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения при встрече с бездомными животными Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей Совместная подготовка территории детского сада к теплому времени года |
Май |
| Рекомендации Информационный материал, беседы Анкетирование. Выставка Утренник Информационный материал | Пропаганда семейных ценностей Педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей Выявление отношения родителей к работе ДОУ Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Воспитание уважения к защитникам Родины Педагогическое просвещение родителей |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями детей
подготовительной к школе группы
Месяц | Мероприятия | Формы работы | Цель |
Сентябрь |
| Оформление информационного стенда Беседы
Оформление информационного материала, беседы. Праздник Родительское собрание Фотовыставка | Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по ПДД Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений |
Октябрь |
| Оформление информационного материала Конкурс поделок из цветов и овощей Оформление информационного материала, беседы
Консультация Спортивное развлечение
Утренник | Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению в быту Педагогическое просвещение родителей Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми |
Ноябрь |
| Фотовыставка ко Дню Матери Праздник Информационный материал Информационный материал, беседы Консультация Информационный материал | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению во время ледостава Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей |
Декабрь |
| Индивидуальные беседы Конкурс кормушек из бросового материала Выставка творческих работ Информационный материал, беседы Утренник
Консультация Информационный материал | Воспитание и сохранение семейных традиций Установление эмоционального контакта Дать возможность всем семьям проявить творчество Педагогическое просвещение родителей по безопасному поведению во время новогодних праздников Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Повышение родительской компетентности в вопросах организации детского досуга Педагогическое просвещение родителей |
Январь |
| День добрых дел (развешивание кормушек» Информационный материал
Спортивный праздник Информационный материал Консультация Выставка творческих работ | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности во время сильных холодов
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений |
Февраль |
| Выставка групповых газет Информационный материал Информационный материал Родительское собрание Праздник Консультация | Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасности ребенка дома. Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения во время гололеда Педагогическое просвещение родителей Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Педагогическое просвещение родителей |
Март |
| Утренник Выставка творческих работ Информационный материал Консультация Информационный материал, беседы | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Правовое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения во время таяния льда |
Апрель |
| Информационный материал Родительское собрание Выставка
Консультация Субботник Выставка детских работ художественно - продуктивной деятельности Выставка литературы | Педагогическое просвещение родителей по вопросам безопасного поведения при встрече с бездомными животными Педагогическое просвещение родителей Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей Совместная подготовка территории детского сада к теплому времени года Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Педагогическое просвещение родителей |
Май |
| Рекомендации Информационный материал, беседы Анкетирование. Выставка рисунков ко дню Победы Утренник Информационный материал | Пропаганда семейных ценностей Педагогическое просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей Выявление отношения родителей к работе ДОУ Мотивация к улучшению детско-родительских отношений Воспитание уважения к защитникам Родины Педагогическое просвещение родителей |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к детскому саду
Для взрослого человека перемена обстановки, встреча с новыми лицами - дело привычное, часто привлекательное. Иное дело - ребенок-дошкольник. Его жизненный опыт невелик, и приспособление к новым условиям сопряжено с трудностями, так как любая адаптация к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Ребенок тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, родным домом и привычным для него укладом жизни. У него появляется чувство тревоги, неуверенности, незащищенности, брошенности. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые - педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького ребенка может оказать уровень шума в групповой комнате. На первых парах непривычен и уклад жизни в детском саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения установленных правил поведения.
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни ребенка и его родителей. Даже общительный и активный ребенок испытывает трудности привыкания к детскому саду, т.к. он остро ощущает ситуацию разлуки с мамой.
Период адаптации к дошкольному учреждению - трудный период для ребенка, его семьи, персонала группы. В поведении отдельных детей под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи и т.д. У одних детей ухудшается сон, у других снижается аппетит.
Не оставляйте ребенка в первый день дольше, чем на 1,5 – 2 часа. Для того, что бы избежать ситуации расставания с мамой, приводить в сад ребенка может папа или бабашка, дедушка. С момента посещения детского сада наблюдайте за поведением и состоянием здоровья малыша. В этот период может измениться эмоциональный настрой, аппетит, сон.
Не следует ругать ребенка за плаксивость, обидчивость, капризы, агрессивность. Это говорит о том, что период адаптации проходит в норме. Проводите больше времени вместе после сада. С интересом расспрашивайте о том, что интересного было в группе, с кем ребенок подружился. Разрешите брать в садик любимую игрушку малыша. Она станет частью дома, которая будет «согревать» его. Дома можно поиграть в сад. В игре могут открыться особенности поведения ребенка, его взгляд на отношения с детьми и воспитателем, о которых он не рассказывал. Дома необходимо обеспечить ребенку покой и эмоциональную стабильность. Атмосфера любви и заботы прибавит уверенности в родительской любви.
Период адаптации имеет несколько степеней.
Легкая степень характеризуется быстрым привыканием к новым условиям. При этом нет изменений в состоянии здоровья, ребенок эмоционально благополучен. Быстро находит друзей в группе, общается с воспитателем.
Средняя степень - привыкание за 3-4-недели. Утром без слез расстается с мамой. Принимает участие во всех режимных моментах группы: кушает, спит, общается с детьми и воспитателями. Есть не значительные изменения в состоянии здоровья (температура тела может повышаться по вечерам до 37 градусов, легкое недомогание).
Тяжелая степень. Ребенок плачет утром по дороге в сад, при расставании с мамой на протяжении нескольких месяцев. В группе капризничает, не дружит с детьми. Мало общается с воспитателями. Часто отказывается кушать, спать в детском саду и дома. Простудные заболевания учащаются.
В период адаптации важно тесно контактировать с воспитателем, медицинской сестрой, психологом. Сотрудники детского сада смогут определить степень адаптации ребенка. Расскажут о том, чем занимался малыш в детском саду, и дадут рекомендации для родителей.
Трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. А это значит, что первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, что усложнит уход за ним. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, лишают самостоятельности, которые не знают родительского «нельзя». Если у ребенка дома не тренируется способность тормозить свои желания, он с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня его пребывания в детском саду. Нелегко приходится и тем детям, у которых в результате неправильного: домашнего воспитания сложились отрицательные привычки поведения, как-то: криком и плачем добиваться желаемого, засыпать с укачиванием, соской, есть под чтение книги и др. Поэтому в первые дни нахождения ребенка в детском саду педагог старается «не замечать» то отрицательное, что успел усвоить ребенок. Общая задача педагогов и семьи - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Следует отметить, что в большинстве случаев ни родители, ни профессиональные педагоги не отдают себе в полной мере отчета о том, насколько ответствен момент поступления ребенка в дошкольное учреждение, насколько серьезные, хотя иногда и не сразу бросающиеся в глаза, последствия он может иметь. Важна позиция, которую займет семья в период подготовки ребенка к детскому саду. На формирование этой позиции должны повлиять заведующая детски садом, психолог, медицинский персонал и воспитатель группы, в которую ребенку предстоит ходить.
Первые советы и рекомендации педагогов семье касаются необходимости приблизить домашний режим к распорядку дня в детском саду. При этом важно упорядочить часы сна, приема питания, бодрствования, а при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Медицинская сестра рассказывает родителям о меню дошкольного учреждения, об особенностях приготовления некоторых блюд. В домашних условиях целесообразно приготовить то или иное блюдо, чтобы приучить ребенка к его вкусу. Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении. В первые дни желательно приводить ребенка на несколько часов, завтраком кормить дома, чтобы новая пища и непривычные условия ее принятия не стали психотравмирующим фактором. Мама может остаться в групповой комнате, поиграть с ребенком, помочь собрать детей на прогулку. С прогулки ребенка уводят домой. С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. На второй-третьей неделе ребенок может остаться на дневной сон. В первые недели пребывания в детском саду ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Словом, он должен сердцем понять педагога как временного заместителя мамы. Чем скорее малыш почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом. Вежливое, приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними. О предстоящем поступлении ребенка в детский сад родители говорят как о радостном событии, внушают ребенку, что ему будет хорошо там, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. Очень важно, чтобы в период адаптации ребенка к детскому саду родители были особенно внимательны к ребенку, относились к нему предельно бережно, ласково, стремились помочь ему пережить трудный момент в жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с «капризами».
Таким образом, выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.