Главные вкладки
Семинар ОНР
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общее недоразвитие речи (ОНР) у дошкольников ОНР – Это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. I уровень – полное или частичное отсутствие общеупотребительной речи. Дети общаются с окружающими, используя « лепетные » слова, неполные, « лепетные » предложения, подкрепляя высказывания жестами и мимикой. II уровень речевого развития характеризуется тем, что у ребенка появляются в самостоятельных высказываниях уже простые распространенные предложения из 2 – 3 – 4 слов. При III уровне речевого развития дети пользуются распространенными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно – сочиненные и сложно – подчиненные конструкции. Лексика таких детей включает все части речи. Дети с I уровнем речевого развития нуждаются в логопедической помощи, начиная с двух – трехлетнего возраста в условиях специализированных яслей или дошкольных групп. Дети со II уровнем речевого развития направляются в логопедические группы с трех – четырехлетнего возраста, а для детей с III – IV уровнем речевого развития открыты логопедические группы с двухлетним сроком обучения, начиная со старшей группы.
дизартрия Среди нарушений речи у детей особое место занимает дизартрия, которая проявляется в ограниченной подвижности речевого аппарата: мягкого неба, языка, губ, вследствие чего страдает овладение нормальным звукопроизношением, нарушается тембр голоса. Дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушениям письма и чтения. Исправление этих дефектов возможно в результате длительных, своевременно начатых логопедических занятий в сочетании с лечебными мероприятиями. Успех в преодолении нарушений речи у детей, страдающих дизартрией, зависит во многом от правильного сочетания специального лечения, обучения и семейного воспитания. Воспитатели могут оказать неоценимую помощь, если будут систематически терпеливо выполнить рекомендации специалиста – логопеда; родители – в домашних условиях применять ряд доступных упражнений, направленных на выработку внятной речи и закрепление речевых навыков, достигнутых на занятиях с логопедом, следуя его рекомендациям.
дислалия Дислалия – это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует: снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста. Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
Мелкая моторика Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка . Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
ВЫВОД При диагнозе ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ необходимо тесное взаимодействие специалистов, педагогов и родителей детей с ОВЗ.