Избушка полезных советов

Трегубова Надежда Петровна

 СВЯЗУЮЩИЕ УСПЕХА ШКОЛЬНИКА

Нагрузка для школьника

Никогда не отправляй ребенка одновременно в первый класс и какой-то кружок или секцию. Само начало «взрослой» школьной жизни считается для него тяжелым стрессом. И если он не будет иметь возможность пойти погулять, отдохнуть, а после — сделать уроки без спешки, то у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем.

Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся тебе необходимой частью развития твоего ребенка, начни водить его туда еще за годик до начала учебы.

Выполнение домашних уроков

Помни, что сын или дочка могут концентрировать свое внимание на чем-то не более 15 минут. Поэтому, когда ты будешь делать с ним уроки, после 15 минут занятий — прервитесь и обязательно отдохните, например, сделайте физическую зарядку. Можно просто попрыгать на месте раз 10, потанцевать под веселую музыку несколько минут.

Кстати, начинать делать домашние задания лучше с письма. Хорошо также чередовать устные задания с письменными. Общая длительность таких занятий не должна превышать часа.

Компьютер в жизни школьника

Телевизор, компьютер и любые занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки, стоит проводить не более часа в день. В этом уверены многие  врачи-офтальмологи во всех странах мира.

Не забывай также чаще хвалить своего малыша. В течение первого года учебы ребенок как никогда нуждается в поддержке родителей. Ведь сейчас он формирует свои личные отношения с учителями и одноклассниками. Кроме того, он также и впервые понимает, что с ним кто-то хочет подружиться, а кто-то — не хочет… Так у ребенка складывается собственный взгляд на себя. И если ты хочешь, чтобы из него вырос уверенный в себе и спокойный человек, обязательно хвали его. Поддерживай, не ругай за двойки и кляксы в тетради.

Пробуждение школьника

Не надо резко будить ребенка, ведь он может начать испытывать чувство неприязни к маме, которая вечно тормошит, мучает его, стаскивает одеяло. Лучше всего научить школьника пользоваться будильником.

Если малыш все еще встает с трудом, не надо дразнить его «лежебокой» или ругать… Создавай атмосферу добра и теплоты, включи погромче радио или любимую музыку ребенка, улыбнись ему, поцелуй крошку.

Помни о том, что если ребенка торопят, то он будет делать все еще медленнее. Это его естественная реакция организма, его оружие в борьбе с не устраивающим его распорядком.

Возвращение из школы

Не задавай вопросы, на которые детки дают привычные ответы. Речь идет о фразах типа: «Как твои дела в школе, какие оценки получил? – Все нормально…» Вспомни себя, как иногда раздражал эти вопросы, особенно когда твои оценки не соответствовали всем ожиданиям со стороны родителей. Понаблюдай за ребенком, обрати внимание, какие эмоции «написаны» у чада на лице. Дай ребенку отдохнуть, спроси, чем  ты можешь ему помочь, поговори о чем-то хорошем, посплетничай по душам. Это поможет сблизить семью.

Пора спать

Младших школьников лучше всего укладывать спать самим родителям. Важно перед сном доверительно побеседовать с ним, успокоить страхи, внимательно выслушать, показать, что ты его понимаешь и поддерживаешь.

И тогда твой школьник проснется на следующий день в боевом расположении духа!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест школьной тревожности Филлипса предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Описание

Тест состоит из 58 вопросов, которые можно зачитать школьникам, а можно и предложить в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция

Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «Да», если вы согласны с ним, или «Нет», если не согласны.

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты такой работы будут сравнивать в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с тем из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл веши, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (табл. 27, 28). Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявление тревожности. При обработке подсчитывается:

Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Таблица 27

Распределение вопросов по факторам

Фактор

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58

Е = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44

Е = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1, 3, 6, 11, 17,19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43

Е = 13

4. Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45

Е = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26

Е = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

38, 13, 17, 22

Е = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 34, 18, 23, 28

Е = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

26, 11, 32,35, 41, 44, 47

Е = 8

Ключ к вопросам теста школьной тревожности

1 -

18 -

35 +

52 -

2 -

19 -

36 +

53 -

3 -

20 +

37 -

54 -

4 -

21 -

38 +

55 -

5 -

22 +

39 +

56 -

6 -

23 -

40 -

57 -

7 -

24 +

41 +

58 -

8 -

25 +

42 -

 

9 -

26 -

43 +

 

10 -

27 -

44 +

 

11 +

28 -

45 -

 

12 -

29 -

46 -

 

13 -

30 +

47 -

 

14 -

31 -

48 -

 

15 -

32 -

49 -

 

16 -

33 -

50 -

 

17 -

34 -

51 -

 

Примечание. «+» — Да; «—» — Нет.

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха— неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу— особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.,

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Для интегральной характеристики личности младшего школьника, в целях углубленной диагностики используются многофакторные опросники (например, детский вариант теста Кеттела), проективные методики (КАТ, тест Розенцвейга и др.).

 



Предварительный просмотр:

Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему – не хочется! «Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!» — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!»

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения.

«Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, – считает школьный психолог Наталья Евсикова, – просто они читают другую литературу».

Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», – продолжает Наталья Евсикова. – Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы».

Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него – и оставили, наконец, в покое.

Итак, вот пять советов, что делать, если ребенок не любит читать:

Не заставляйте ребенка читать. Совсем. Не хочет — пусть не читает ничего. Книги должны восприниматься ребенком как награда, как ценность, а не как обыденность. Если Вы будете заставлять ребенка есть мороженое, как быстро оно ему надоест?

Найдите те книги, героев, направления, которые очень интересны ребенку. Например, если сейчас он интересуется домашними животными — пусть и книги будут о животных. Если ребенок увлекается игрой «Сталкер», купите книгу по мотивам этой игры.

Очень важно, чтобы все вокруг читали. Какие угодно книги, газеты, журналы. Дети учатся на примере взрослых! Еще лучше, если ваш сын или ваша дочь будут видеть у вас в руках те книги, которые могут его заинтересовать.

Разговаривайте о книгах с друзьями и родными, так, чтобы ребенок это слышал. Не перегибайте палку, будьте естественны. «Надо посоветовать эту книгу Василию, он любит детективы». Подобных коротких, случайных фраз вполне достаточно.

Спросите у родителей его друзей, что читают их дети. Купите эти книги и оставьте на видном месте. Иногда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.