Урок по ИЗО"Пасха -праздник вевны"6 класс

Ананьева Елена Валентиновна

Актуальность этой темы определяется и выражается в сохранении и пропаганде национальных традиций. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является  акцентрирование внимания на развитие личности ребенка. Огромную роль в развитие и воспитания ребенка принадлежит заложенная культура в нем, традиции своего народа. "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности." Традиция -всего -навсего способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. 

Основной задачей учебно-воспитательного процесса является воспитание ориентированной личности детей, цель которого - формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. У детей , приученным к бездумным выполнению обрядов, формируется поверхностное отношение к важным религиозным праздникам, к традициям. Важно, чтобы ребенок с детства понимал смысл того , что он делает, ведь это очень поможет ему во взрослой жизни. Ему не смогут навязать что- либо просто потому, что такт надо и все так делают. Если сейчас я научу ребенка "заглядывать" вглубь вещей, это сделает его рассудительным и думающим человеком. Знающим и понимающим культуру и традиции своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс.  Тема урока «Пасха – праздник весны».

Цель урока: приобщить детей  к культуре своего народа.

Воспитательные:  привить  у детей навыки уважительного отношения к традициям и культуре  своего народа.

Методы обучения: Беседа, объяснение нового материала, демонстрация дидактического материала.

Роль учителя: направить  познавательную деятельность учащихся, контролировать, наблюдать, оказывать помощь при необходимости.

Роль учащихся: изобразить пасхальную композицию, познать культуру своего народа.

Материальная база: интерактивная доска, компьютер, шаблоны, краски, альбомные листы, кисти.

План урока:

  1. Организационный момент -3 мин
  2. Объяснение новой темы. Беседа великоденские писанки и малевки. -20 мин
  3. Практическая работа.-15 мин
  4. Физминутка -2 мин
  5. Заключительная  часть -5 мин

                                                                    Ход урока

1.Организационный момент

   «Здравствуйте, ребята».   Отмечаю отсутствующих. Смотрю готовность класса к уроку.      

    2. Объяснение новой темы.                      

Тема нашего урока «Пасха – праздник весны». Ребята, а вы любите праздники?  На Руси испокон  века любили встречать пасху и готовились к этому празднику основательно. Для того чтобы встретить этот праздник надо было очиститься телесно, духовно и жилища свои привести в порядок.

 Так вот у славян был чудесный обычай дарить на пасху писанки и малевки. Писанка была символом веры, оберегом, магическим календарем, эмблемой сватовства. Брак – закон  омоложения природы. С писанкой  народ связывал начало и конец  Бытия. Каждой весной простая земная женщина брала в руки куриное яйцо  и на  его скорлупе выводила молитву, силой которой мир возрождался заново. Мастерица приступала к приготовлению писанок, отговев. Душа ее была полна светлых и добрых чувств…

Языческая  писанка была освящена христианской церковью, обросла поэтическими христианскими легендами, стала символом Христова Воскресения. Она и украшение праздничного стола, и великолепное пасхальное подношение.

       Для приготовления  писанок выбирались яйца от молоденьких курочек и непременно снесенные вовремя растущей первой весенней луны. С ростом луны росла якобы и магическая сила яйца. Верхняя зауженная часть яйца называется «хвостом», а широкая «головой». Первую линию полагалось вести от «головы» до «хвоста». Яйцо опоясывалось кругами и овалами, пересекаясь, делили его поверхность на поля. В эти поля вписывались знаки огня, воды, поросшего зерна, вспаханного  и согретого солнышком поля, ветки, цветка… Орнаменты писанок не просто украшение яйца, а изображение его обрядовой значимости, как микромодели Вселенной, источника жизни.

 Узоры мастерица не придумывала. Он передан ей от предков и вне его она не напишет ни одной писанки. Основные цвета орнамента – белый, желтый, красный и черный. (Показ презентации)

 Пасха – это ожидание весны.  Веточки вербы - украшают наш дом на Пасху.  Пасха - это главный праздник христианского мира. Это победа жизни над смертью! По    великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!

На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое предание. После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос - Спаситель мира. Он воскрес. Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему любить людей так же,  как любит Он.

- Христос воскрес из мёртвых! – с такой вестью вбежала Мария Магдалина к римскому императору Тиберию.

 -Этого не может быть, - усмехнулся император. Белое яйцо у тебя в руках никогда не станет алым!

И в тот же миг куриное яйцо  - скромное подношение императору – стало ярко - красным…В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.

В Пасху, как в важнейший праздник церковного года, совершается особо торжественное богослужение. В Церкви c древних времен сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью; или в некоторых странах (например, Сербии) ранним утром — с рассвете. Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу есть во всех христианских странах. Люди уносят свечи с благословенным огнём  домой, чтобы затеплить домашний очаг. Это приносит счастье в дом.

На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются»— приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскреси!» 

Празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Главным украшением стола являются, конечно, куличи  и  пасхи. 

Аполлон Николаевич Майков

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит, уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!

С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!
 

3. Практическая работа.

Ну а теперь ребята, скоро приближается праздник и нам тоже к нему надо хорошо подготовиться. Нам нужно изобразить пасхальную композицию. Это может быть пасхальный натюрморт или  зайка, держащий пасхальное яйцо. Наша задача  состоит в том, чтобы ваши работы были яркими, красочными поднимающие хорошее настроение.  Ведь самое главное встретить праздник весны с хорошим настроением. Слежу за работой класса.

4. Физминутка. (звучит веселая музыка)

Мы писали, рисовали

Наши рученьки устали.

Руки вверх, потом назад.

Ноги шире, руки в низ.

Бег на месте,преседаем

Вот и славно отдохнули.

Продолжаем работать.

4. Заключительная часть.

Подведение итога урока. Анализ детских работ. Лучшие работы берутся на выставку.