Публикации Статья "Создание опорного конспекта- продуктивный метод развития познавательной активности обучающихся на уроках биологии"
Статья посвящена проблеме познавательной активности и формированию ситуации успеха обучающихся при работе с опорными конспектами. Опорные сигналы В.Ф. Шаталова рассматриваются как средство решения познавательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.026.4
СОЗДАНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА- ПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
Макарова А.В., учитель биологии и химии
МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ», Россия, Иркутская область, село Мамоны, еmail: sania.a-makarov@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме познавательной активности и формированию ситуации успеха обучающихся при работе с опорными конспектами. Опорные сигналы В.Ф. Шаталова рассматриваются как средство решения познавательных задач.
Abstract. The article is devoted to the problem of cognitive activity and the formation of a situation of success for students when working with reference notes. Reference signals V.F. Shatalov are considered as a means of solving cognitive problems.
Ключевые слова: познавательная деятельность, проблемное обучение, опорный сигнал, конспект.
Key words: cognitive activity, problem-based learning, reference signal, abstract.
В современных условиях, характеризующихся кардинальными изменениями жизни нашего общества, активность, самостоятельность, инициативность и творчество становятся ведущими в определении направленности развития личности. Данные черты характера помогают в самоорганизации, саморегуляции личности, становлении самосознания. Обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях. Ведущим видом деятельности школьников является обучение. Поэтому необходимо искать возможность повышения активности школьников в этом процессе, что будет способствовать не только повышению качества общеобразовательной подготовки, но и формированию активной личности в целом. Для учителя, старающегося заинтересовать учеников биологией, проблемное обучение может быть эффективным методом, поскольку оно обеспечивает активное участие учащихся в разрешении познавательных проблем и создает благоприятную среду для освоения предмета.Проблемное обучение - вид обучения, в основу которого положена идея о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Поэтому данный вид обучения реализуется путем постановки (учителем) и разрешения (учеником) проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемный вопрос сам по себе не имеет проблемного содержания, а предполагает с его помощью организацию поиска истины и разных вариантов ответа. Проблемная задача – это учебно-познавательная задача, в основе которой лежит противоречие между имеющимися и необходимыми для решения задачи знаниями. Применение проблемной задачи ставит целью активизировать стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Проблемная ситуация складывается в том случае, когда обучающийся стремится решить трудную задачу, но ему не хватает данных и он должен сам их искать, на помощь ученику приходит учитель. Самое главное – педагог должен поддержать ученика, пробудить потребность в познании мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, учебным заведением, социумом. «От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости и терпения, умения своевременно прийти на помощь зависят успехи его учащихся на трудном пути познания». Учитель должен «Создать на уроке обстановку всеобщего взаимопонимания, нравственного покоя, психологического комфорта»[5]. В.Ф. Шаталов подчеркивал мысль о том, что без понимания педагогом значимости своего труда невозможно творить и формировать свою творческую индивидуальность. Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф. Шаталову, характеризуют следующие черты: педагогическая наблюдательность и воображение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; умение пробудить потребность ребенка в познании себя, жизни и мира; способность вовремя прийти на помощь ребенку, привести его к успеху; вера в возможности каждого ученика, чувство заботы и отзывчивость; умение снять со школьника страх, неуверенность в своих силах; артистизм и эмоциональность; выразительность речи, мгновенность реакции и импровизация[1].Сущностью опыта В. Ф. Шаталова является создание успешной, логически обоснованной и последовательно организационной методической системы интенсивного обучения, в которой используются опорные сигналы, представляющие собой взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки, формулы, содержащие краткие выводы.
«Опорный сигнал — набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию» [4]. Опорные сигналы, будучи элементарными составными опорного конспекта, разрабатываются, подбираются и создаются с учетом принципов : наглядности, структурности, асимметричности блоков, разнообразия опорных сигналов, графической и световой и -красным цветом обозначается основное, самое главное, определяющее; зеленым - менее существенное, практической направленности, экономичности, запоминаемости и т.д. «Использование ярких, разнообразных опорных сигналов создает привлекательную и игровую обстановку в процессе обучения. Они стимулируют активное познание и обеспечивают целостность, системность и осмысленность представления о базовых закономерностях и понятиях их взаимосвязей»[2]. Опорный конспект представляет собой наглядную конструкцию, состоящую из опорных сигналов, которые имеют структурную связь между собой. Эти сигналы заменяют систему значений, понятий и идей, которые являются взаимосвязанными элементами. Важным требованием для опорного конспекта является точная и понятная расшифровка. В своей педагогической деятельности применяю описанный метод В.Ф. Шаталова – составление опорных конспектов по изучаемой теме. Сначала я знакомлю обучающихся с требованиями, функциями опорного конспекта. Подбираю схемы, таблицы, графики, уравнения, символы, рисунки, иллюстрации по изучаемому материалу. Показываю готовые опорные конспекты, созданные другими ребятами, после чего они создают свой.Обязательно перед этим прочитываю лекцию, затем веду беседу по вопросам, разбирая каждый блок опорного конспекта. Принцип ассоциации позволяет рассмотреть основные понятия темы, взаимосвязи между блоками, установить причинно-следственные связи. Так на уроках зоологии, использую готовые опорные конспекты на разных этапах урока: при усвоении новых знаний, обобщении и закреплении. Рассказ ученика, подготовленный с помощью опорных сигналов исключает возможность обучающемуся забыть материал. Дает уверенность в себе, и тем самым, увеличивает эффективность умственного труда. У каждого есть возможность высказать свое мнение, приняв участие в обсуждении, отвечая на устные вопросы, при фронтальном опросе или закреплении материала.
В старших классах при изучении сложных тем: фотосинтез, пластический и энергетический обмен учимся составлять свои опорные конспекты. Важно учитывать последовательность этапов, разработанных В.Ф. Шаталовым: внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста. Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте. Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги. Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы. Объедините сигналы в блоки. Отделите блоки контурами и графически отобразите связи между ними. Выделите значимые элементы цветом.В ходе своей педагогической деятельности я убедилась, что применение опорных схем и конспектов можно использовать на любом этапе учебного занятия. Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что приведение знаний в логическую систему, с помощью опорных схем и конспектов, умение схематизировать определенный объём учебного материала, позволяют решать самые разные учебные задачи: работать с большим объёмом учебного материала; быстро производить мыслительные и деятельностные операции при изучении нового материала, повторении, систематизации, обобщении и закреплении изученного, выполнении тестовых заданий, решении биологических задач при подготовке к экзаменам.
Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.
Список использованных источников:
1.Иохвидов, В.В.,Педагог-новатор В. Ф. Шаталов.: Научные труды/ В.В. Иохвидов ,В.Г. Веселова Т. 19, № 3. – С. 69-71. 2. – ISBN 978-5-358-00870-0.
2.Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза /– М., 1980. с. 19. -ISBN 978- 54468-0416.
3.Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов. — Профессионально-техническое образование. — 1987. — № 7. — С. 7–10.
4. Шаталов, В. Ф. Опорный сигнал / В. Ф. Шаталов. — / Журналист. — 1982. — № 1. — С. 62–64.
5.Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика,1979. ISBN 978- 54468-0416.