Главные вкладки
Проектная деятельность
Инновационная деятельность педагога состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно- образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt.odt | 951.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….…………….3
Теоретическая часть………………………………………………………………………………...4
Практическая часть………………………………………………………………………….……....8
Заключение……………………………………………………………………………………..……9
Список литературы ………………………………………………………………………………..10
Приложение………………………………………………………………………………...………11
- Введение
Увеличивающаяся информационная насыщенность современного мира требует специальных способов и технологий обработки, компановки, структуирования и запоминания. Известно, что до 90 % информации человек получает через зрительный канал восприятия. В таких условиях метод «Интеллект-карт» является очень актуальным. Он помогает систематизировать знания, а также помогает увеличить одно из главных качеств, необходимых современному человеку – креативное, творческое мышление. Поэтому я выбрала эту тему.
Цель: создать интеллект-карту для закрепления учебного материала или проверки знаний по предмету «Биология».
Для достижения цели данного проекта необходимо осуществить задачи:
- выяснить, что такое интеллект- карта;
- познакомиться с историей создания интеллект-карт;
- изучить преимущества интеллект-карт;
- выяснить принципы создания интеллект-карт.
Теоретическая часть
Необходимо отметить, что ведущим видом восприятия информации является зрительное, что предполагает как развитие традиционно-наглядных, так и инновационных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения в процессе обучения. Известно, что до 90 % информации человек получает через зрительный канал восприятия.
Наибольшей информационной емкостью и универсальностью обладают интеллект - карты. Интеллект-карты (ментальные карты или mind map) – это инструмент, позволяющий структурировать любую информацию и подавать её в форме максимально удобной для понимания и запоминания. К созданию этого инструмента приложил руку британский психолог Тони Бьюзен. Ещё в 60-х годах прошлого века он занимался изучением мозга человека и строением нейронов. Это клетки мозга, которые отвечают за приём, обработку и передачу информацию другим нейронам. Психолог обнаружил, что ядро нейрона располагается в центре, а от него отходят отростки, напоминающие ветви дерева. На основе этих данных, учёный разработал метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Он предложил использовать карту, в центре которой располагается ключевая идея, от которой отходят ветви – подпункты, связанные с этой идеей. Центральную идею этой теории лучше представить словами её автора: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, – каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количество использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».
Такой подход позволяет использовать ментальные карты в разных сферах деятельности:
- можно использовать в любых отраслях и направлениях: для учёбы, работы,
- с ними легко планировать семейный бюджет или разрабатывать детали бизнеса;
- можно использовать для организации мероприятий и т.д.
Человек мыслит образами и ассоциациями. С помощью интеллект-карт он может легко упорядочить все данные и свести их в единую структуру. Учёные доказали, что изображения вызывают более яркие ассоциации, чем слова и буквы, поэтому диаграмма связей интеллект-карт позволяет запомнить больше информации. Также интеллект-карты позволяют экономить время, поскольку схему мозг сканирует быстрее, чем список или текст.
Интеллект-карта характеризуется тремя основными свойствами:
- Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
- Привлекательность. Интеллект-карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект- карт".
- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
- Преимущества интеллект-карт
- экономия времени;
- простота заполнения информации;
- приближенность к виду рождения мысли в голове;
- развитие логического, творческого и ассоциативного мышления;
- наглядность структуры и логики взаимосвязи;
- акцентирование внимания на основной мысли и второстепенных;
- визуальная лёгкость восприятия с чёткой структурой по порядкам.
Основные принципы построения интеллект-карт
1. Графическое представление информации
Это является главной отличающей от конспекта особенностью интеллект-карты. В интеллект-картах информацию представляют в виде схемы вместо того, чтобы писать логически связанный текст. Основные значимые мысли связываются между собой направленными стрелками.
2. Использование рисунков
Использование рисунков в интеллект-картах является обязательным. В этих картах рисунками могут быть не только «смайлики» и «сердечки», но и другие, более сложные знаки.
3. Активное использование цвета.
При рисовании интеллект-карт обязательно использование нескольких (не менее трех) цветов. Цвет - это мощный инструмент восприятия, и использование его в целях выделения и структурирования мыслей обязательно! Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
4. Основная идея, проблема, объект внимания (изучения) располагается в центре.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими.
7. Над каждой линией–ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.
Использование этих принципов при создании интеллект-карты служит тому, чтобы повысить занимательность, привлекательность и оригинальность ментальных карт.
- Виды ментальных карт
Все интеллект карты составлены по одному принципу — от целого к частному, — но имеют разный вид. Рассмотрим самые популярные.
- Схема-иерархия
Главная тема в центре, и от неё идут ветви второго уровня, от них — третьего и так сколько необходимо.
- Блок-структура
Основная мысль сверху, от неё ветви второго порядка, которые делятся на третий и далее.
- Рыбья кость
Основная мысль слева, а второстепенные расходятся вправо. Подходит для выстраивания хронологического порядка.
- Сеть взаимосвязей
Используют для потока мыслей, который располагают на листе в хаотичном порядке. А лишь затем цветами и формами выделяют мысли одного уровня. Например, центральная мысль — красный квадрат, второй уровень — синие треугольники, третий — жёлтые прямоугольники.
Практическая часть
Для достижения цели проекта мы создали две интеллект-карты для закрепления материала или проверки знаний учащихся по предмету «Биология» . Мы выбрали две основных и очень важных темы «Фотосинтез» и «Дыхание» ( Приложение 1), так как эти два процесса ученики путают.
Мария Андреевна использовала наши интеллект-карты на уроке биологии 6 класса. Ученикам очень понравился данный вид работы с материалом, они отметили удобство и быстроту проверки знаний. При постоянном использовании интеллект-карт систематизируются и структуируются полученные знания по предмету.
Заключение
Мы удостоверились, что метод «Интеллект-карт» как способ визуализации действительно помогает повышению творческого и интеллектуального потенциала человека. Для многих детей метод «Интеллект-карт» необходим для того, чтобы не дать угаснуть творческому потенциалу. Мне понравилась составлять интеллект-карты. Я буду применять данный метод не только в учебе, но и для планирования праздников и отдыха.
Список литературы
- Бьюзен, Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. – Москва: Росмэн-Пресс, 2007.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998.
- Ильязова, Л.М. Методика использования технологии составления интеллект-карт в школьном курсе химии [Электронный ресурс]/Л.М.Ильязова, Г.И.Якушева // Современные проблемы науки и образования. – 2015.
- www.sravni.ru/kursy/info/intellekt-karty
Приложение 1.