Консультация для педагогов

Белякова Людмила Михайловна

Полезная информация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie_kons_1.docx222.87 КБ
Файл ispolzovanie_sinkveyna.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание – энергетическая основа звучащей речи.

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется  речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от  физиологического дыхания? Физиологическое дыхание непроизвольное, вдох и выдох одинаковые по продолжительности, и осуществляются через нос.

 Речевое дыхание – процесс управляемый, при котором вдох происходит через рот  и нос, а выдох идет через рот, при этом вдох значительно короче выдоха. Таким образом, для  речи обычного дыхания не хватает.

 Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • нормальное голосообразование
  • правильное  звукообразование
  • создает условия для поддержания нормальной громкости речи
  • плавность речи
  • интонационную выразительность
  •  соблюдения пауз в речи

Особенности речевого дыхания  детей с речевыми нарушениями.

У дошкольников с нарушениями речи часто наблюдается несформированное речевое дыхание. Это проявляется в следующем:

  • выдох слабой силы, короткий,

прерывистый 

  • слабой дыхательной мускулатурой
  • слабый вдох
  • недостаточный объем

выдыхаемого  воздуха

  • неэкономное распределение

      выдыхаемого воздуха 

  • неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя приводит к искажению звуков

Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слоге или слове, а следующее слово или фразу договаривает тихо, или не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы. Иногда ребенок  пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз.  Слабое развитие дыхательного аппарата может  быть связано с наличием у ребенка  заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты.

Как правильно дышать

Формирование речевого дыхания –

это один из  этапов

коррекционной работы с ребенком, с речевыми нарушениями. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:

  • короткий вдох через нос
  • плавный выдох, воздух выходит через рот
  • после каждого выдоха

 небольшая пауза ,2-3 сек.

Развитие речевого дыхания тесно       связано с функционированием физиологического дыхания.

Физиологическое дыхание

  • непроизвольное
  • вдох – выдох - пауза
  • вдох и выдох осуществляется

одним импульсом.

  Речевое дыхание

  • произвольное
  • вдох – пауза – выдох
  • вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими, в зависимости      от содержания высказывания.

                    Значение  

           речевого дыхания

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет:

  • сократить время постановки и автоматизации  звуков
  • увеличить количество произнесенных слов на выдохе;
  • выработать четкую и внятную речь;
  • достичь координации дыхания, речи и движения
  • повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет

  • ускорить процесс постановки и автоматизации звуков речи
  • увеличить количество слов, которые ребенок произносит на одном выдохе
  • сформировать внятную связную речь
  • на одном выдохе  плавно произносить длинные фразы
  • декламировать стихотворения,

правильно интонируя фразы

Упражнения для развития

речевого  выдоха

              Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов

Таким образом, формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Самыми эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения.

Общие рекомендации

При работе над речевым дыханием необходимо соблюдать следующие условия:

  1. Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
  2. Не переутомляться, (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности); при недомогании отложить занятия.
  3. Вдох должен происходить через нос.
  4. Темп движения должен соответствовать темпу детского дыхания: у ребенка более быстрый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.
  5. Не следует добиваться полного выдоха.
  6. Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями.
  7. Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
  8. Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
  9. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.
  10. Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
  11. Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
  12. Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
  13. Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Упражнения

Только научившись правильно дышать, ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Самыми эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:

  • формирование правильного выдоха;
  • тренировка дыхания с использованием различного речевого материала.

Рассмотрим примеры упражнений первой группы – формирование правильного выдоха.

Речь немыслима

 без речевого дыхания.

                         Л.С. Выготский

     https://s0.showslide.ru/s_slide/6e1c/f010d281-bc22-4c78-9982-051265865f62.jpeg

     

Упражнения для развития силы и длительности выдоха

  • Ветерок. К нитке или шнурку привяжите несколько ленточек серпантина или елочного дождика. Предложите малышу подуть на них и устроить ветерок. Усложнить задание можно попросив подуть на ленты определенного цвета. Расстояние между лицом и лентами должно быть примерно 10-15 см.
  • Листопад. Вырежьте из бумаги или соберите на улице настоящие осенние листья. Вместе с ребенком вы можете устроить настоящий листопад, сдувая их со стола. В зимнее время года так же можно играть со снежинками из бумаги.
  • Лети, перышко! Пусть кроха подбросит перышко вверх и дует на него снизу вверх, не давая ему упасть.
  • Карандаши-спортсмены. На столе начертите линии старта и финиша. На старт положите два карандаша разного цвета. По очереди дуйте вместе с малышом каждый на свой карандаш и устройте соревнование, кто из них «прибежит» к финишу первым.
  • Мореплаватели. Из бумаги или пробки сделайте кораблики и опустите их в таз с водой. На море сильный ветер – дуем на корабли, заставляя их двигаться.

  • Задуй свечи. Можно разыграть с ребенком ситуацию дня рождения. Подготовьте игрушечный сервиз, торт и настоящие свечи. Задувая свечи, можно загадать желание.
  • Вертушка. Для формирования правильного выдоха отлично подходит игрушка-вертушка. Дети обожают наблюдать за крутящимися лопастями и гордятся результатом своих стараний.
  • Свистульки со звуками различных животных и птиц также порадуют малыша и будут очень полезны для развития его речевого дыхания.
  • Еще одним простым способом тренировки дыхания являются мыльные пузыри.

Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.

Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.

  Упражнения для развития силы и длительности выдоха       

Заниматься в чистой, проветренной комнате с нормальной влажностью воздуха.
• Заниматься не раньше чем через 1,5 – 2 часа после еды.
• Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.
• Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.
• Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Этапы формирования речевого дыхания

1 этап – формирование неречевого дыхания.

  1. Игра «Султанчик»(султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу).

Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху.
Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

  1. Игра «Перышко»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

  1. Игра «Шарик»

Задача: формировать произвольный ротовой выдох.
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

  1. Игра «Ветерок»

Задача: развивать продолжительность ротового выдоха.



Предварительный просмотр:

                       Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение № 189

                                           

                                           КОНСУЛЬТАЦИЯ

                                                для педагогов

        Тема: Использование технологии «Дидактический синквейн»

                         в работе по развитию речи дошкольников.

                                                                                                                  Подготовила: учитель-логопед

                                                                                                                   Белякова  Л.М.

Правильная, грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития  ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательные и полноценные отношения  со сверстниками  и взрослыми.

Одной из проблем в процессе развития связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи является

  1. ограниченный  лексический  запас.
  2. несформированный грамматический строй речи.
  3. трудности при запоминании последовательности изложения текста.
  4. построение собственных рассказов лишь с опорой на заданный образец.
  5. затруднения при составлении связных высказываний без использования вспомогательных материалов – предметных или серии  сюжетных картинок.
  6. невозможность обобщения и анализа предложенного материала.

          Именно поэтому дети с общим недоразвитием речи не могут в полной мере самостоятельно овладеть связной монологической речью, и нуждаются в коррекционной помощи, направленной на формирование навыка построения связного монологического высказывания.

         Одним из эффективных методов развития связной  речи ребенка, является  технология - дидактический синквейн. В чём же его эффективность и значимость?

  • Его простота. Синквейн могут составить все.
  • В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
  • Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
  • Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  • Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
  • Синквейн помогает пополнить словарный запас.
  • Синквейн учит краткому пересказу.
  • Синквейн помогает развивать речь и мышление.
  •  Сочинение синквейна – процесс творческий.
  • Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Синквейн происходит от французского слова «пять» и означает нерифмованное  «стихотворение, состоящее из пяти строк».    

Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.

В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

 В.М.Акименко предлагает определенный алгоритм данной технологии, который    помогает   составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темой синквейна 

Синквейн состоит из пятистрок, а форма составления  напоминает «елочку».

                                                 

                      Правила написания синквейна.

  • 1-я строка(вершина елочки) – тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи – это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы кто?что?
  • 2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна.Часть речи – прилагательное какой?,какая?, какое?
  • 3-я строка – состоит из трех слов, глаголов описывающих действия предмета что делает?
  • 4-я строка -  четыре слова. Это фраза или предложение, состоящее изнескольких слов.
  • 5-я строка(основание «елочки») – обобщающее слово.
  • Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Цель этапа: обогащение и активизация словарного запаса понятиями: Работа на данном этапе начинается с уточнения и расширения словаря на материале лексичеких тем.Детей знакомят со словами, обозначающие предмет (живой и неживой), формируют умения задавать вопрос к слову предмету кто? что? Вводят графическое изображение слова  или обозначают его цветом. Затем продолжают знакомить  детей с понятием,слово обозначающее действие предмета формируют умение задавать вопрос к слову-действию что делает?, что делать?,  с понятием слово обозначающее признак предмета, формируют умение задавать вопрос какой? какая? какое.

Для того чтобы правильно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Работу на этом этапе надо начинать с дидактических игр и упражнений, направленных на уточнение, расширение и совершенствование словаря: «Отгадай загадки», «Кто это?Что это?», «Узнай по описанию», «Подбери признаки», «Какой?Какая? Какое?», «Найди пару», «Скажи наоборот».

II этап  –  основной.

Цель этапа: формирование первоначального умения составлять синквейн.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря и одновременно начинается работа по составлению предложения из двух – трех слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой, а затем  можно использовать  пословицы, поговорки по заданной теме.
На этом этапе целесообразно использовать следующие игры:

«Синквейн – загадка».

Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет - отгадку» Все дети  одновременно рисуют отгадку.

«Закончи стихотворение»  Ребенок называет последнее слово стихотворения, как правило,  это обобщающее слово.

   

III этап –  практический.

  Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельного составления дидактического синквейна по лексическим темам.

«Чей синквейн лучше»

Составляется  синквейн к разным словам предметам, связанных между собой  одной лексической темой, например разные виды одежды.

  А затем обсуждается, чей текст более удачный и почему.

  «Речецветик»  

Каждый ребенок  выбирает лепесток,  на котором  нарисован предмет по определенной лексической теме и самостоятельно составляет синквейн.

«Занимательный кубик»

 На каждой стороне кубика изображен предмет. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

 «Волчок»

Круглое поле делиться на несколько секторов. В каждом секторе  изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок, на какой предмет попадет стрелка, о том предмете составляется синквейн.

  Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей  уже имеется  достаточный словарный запас по данной теме.

 На начальном этапе при  составлении синквейна работа проводиться со всей группой, или в подгруппах и только на заключительном этапе – индивидуально. Дети постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.