Коллегам.
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
Методика хореографической работы
Методическая разработка
Выполнила студентка группы ПДО-2.2
Ткаченко Екатерина
г. Волгодонск
2023
Введение
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство в нашей стране с каждым годом приобретает все большую популярность, является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.
Танцевальное искусство — массовое искусство, оно доступно всем. Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических кружков, балетных студий. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с классическими балетами, современной музыкой и постановками крупных балетмейстеров; с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, образами народной поэзии, музыкально-ритмическим складом мелодий.
Танец — это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, воплощенному в завершенную художественную форму. Каждое хореографическое произведение требует от учащегося эмоциональности, творческой активности, мобилизации всех его физических и духовных сил. Педагог-хореограф должен научить своих воспитанников основам танцевального искусства, дать им необходимые знания, навыки, танцевальную технику, принимая во внимание возрастные особенности учащихся; он постоянно должен помнить, что выполнение задач, поставленных перед хореографией, непосредственно зависит от содержания и методики учебного процесса.
Часть 1.
Теория и методика организации и содержания хореографической работы.
Основой хореографической подготовки учащихся является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы дотом, придавая им легкость и непринужденность движений. Занятия по изучению классического танца в общеобразовательной школе отличаются от программ специальных учебных заведений, где классический танец — это сценическое искусство, требующее многолетней подготовки, виртуозности движений, ежедневной шлифовки танцевальной техники. Получив в танцевальном кружке правильную систематическую подготовку по программе хореографических кружков для школьников, дети показывают хорошие образцы танца, непринужденного и выразительного. В хореографическом кружке учащиеся разучивают основные упражнения классического танца, необходимые для выработки правильного положения ног, рук, головы и корпуса, для развития и укрепления мышц тела, то есть для выработки правильных, легких и четких движений. На каждом уроке изучаются подготовительные танцевальные упражнения.
Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, которые входят в репертуар данной группы. Упражнения народно-сценического танца дети изучают в небольшом объеме, для чего рекомендуем отбирать наиболее необходимые, основные, которые помогают четкому и выразительному исполнению того или иного народного танца.
Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры. Ритмика имеет большое значение для эстетического и физического воспитания детей. В процессе занятий по ритмике дети приобретают хорошую осанку, пластичность движений, легко и красиво двигаются под музыку. Ритмические упражнения и игры способствуют активному восприятию музыки, развивают координацию движений, внимание, память. Они строятся на естественных движениях: шагах, беге, прыжках, движениях с предметами (мячами, обручами, скакалками и т. д.)
Существенное значение при этом имеет подбор музыкального сопровождения. Важно, чтобы музыка целиком соответствовала характеру упражнений и игр.
1.1.РЕПЕРТУАР ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА
Важной частью репертуара танцевальных кружков являются народные танцы. Создавая их, руководитель должен учитывать возрастные особенности детей. Старательное и глубокое изучение народного танцевального творчества дает возможность создать действительно высокохудожественный репертуар.
Работая над постановкой народных танцев, руководители должны находить такие формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли черты настоящего народного искусства. С детьми необходимо работать вдумчиво, требовательно, систематически, не забывая, что в работе хореографа не бывает мелочей. Готовясь к занятиям, руководитель кружка подбирает такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для их исполнения как по своему содержанию, так и по характеру.
Бывают случаи, когда руководитель детского коллектива при постановке танцев увлекается сложными движениями (различные присядки, повороты в воздухе, прыжки и т. д.). Их следует использовать так, чтобы они были естественной кульминацией танца, а не выглядели бы искусственно, оторвано от характера постановки. Рекомендуем включать сложные движения только в танцы, которые исполняют дети старшего возраста.
Язык народного танцевального искусства яркий и выразительный. Танец каждого народа — это иллюстрация его жизни, быта, труда. Среди танцев народов наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорусские, литовские, молдавские, эстонские, латышские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и веселой музыкой чешские танцы вполне соответствуют требованиям репертуара детских кружков.
Польские танцы — краковяк и мазурка — сложные по своим движениям, их можно исполнять только детям старшего возраста.
Венгерские, болгарские и румынские танцы очень своеобразны по ритму и музыке, большинство из них исполняется в очень быстром темпе. Поэтому их можно рекомендовать только для хорошо подготовленных детей.
Некоторые руководители в репертуар коллективов включают танцы, которые не отвечают возрасту детей. Часто можно видеть маленьких девочек, которые исполняют лирические хороводы, веснянки, содержание которых для них совсем непонятно. Такое воспитание, конечно, не принесет детям пользы. Художественный материал для эстетического воспитания должен отображать жизнь, близкую и понятную детям. Танцы должны напоминать увлекательную игру.
Одной из важных задач детских коллективов художественной самодеятельности является показ нашей действительности, создание образов. Достижению этой цели способствует работа над постановками тематических и сюжетных танцев. Подбирая репертуар для коллектива, необходимо руководствоваться идейно-художественной направленностью танца или хореографической композиции, качеством музыкального сопровождения и обязательно возрастными особенностями и творческими возможностями детей.
Сюжетами танцевальных постановок могут быть использованы картины художников, песни, сказки, басни, рассказы, стихотворения, как классиков, так и современных авторов. Но не следует забывать об условности хореографического искусства, ведь не все конкретные жизненные явления можно передать языком танца. Смело решая новые задачи, изыскивая новые средства выразительности, постановщик должен всегда помнить, что главным мерилом творчества является художественная правдивость, четкое и ясное донесение до зрителя идейного замысла произведения.
Хореографический спектакль, в котором действуют разнохарактерные образы, способствует идейно-эстетическому воспитанию детей, расширяет их кругозор, производит яркое впечатление, как на участников спектакля, так и на детей-зрителей. Работа над сценическим образом, правдивым и выразительным, требует от участников сознательного и ответственного отношения к занятиям.
Руководителю необходимо обдумать все мизансцены в постановках, а на репетициях, когда еще отсутствуют декорации, использовать разные предметы (столы, стулья и пр.), которые помогут детям ориентироваться на сценической площадке.
Практическая работа над постановкой начинается с разъяснений руководителя, которые помогают юным исполнителям понять содержание танца, выяснить характеры действующих лиц, образы постановки и т. д. После беседы учащиеся прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого руководитель переходит к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, указывая на характер их исполнения. Необходимо помнить, что построение композиции и целом, отдельные фигуры, рисунки, точность и выразительность движении являются средствами раскрытия содержания танца.
Хореографические постановки на основе классического танца можно создавать для участников коллектива, систематически обучающихся на протяжении трех-четырех лет.
Основой учебной работы коллектива, стремящегося усвоить классику, является систематический классический тренаж. Начинать работу над классическим репертуаром нужно с более доступных упражнений, построенных на простых элементах классического танца, постепенно усложняя их, соответственно возрасту и технической подготовленности детей.
На классической основе можно поставить много интересных танцев на современную тематику. Иногда можно использовать материал из классического балета. Дети любят исполнять сказочные персонажи, птиц, зверей и т. д. Подбирая к репертуару классические произведения, необходимо учитывать техническую и физическую подготовленность исполнителей, а также их внешние данные. Недостатки фигуры, неприметные в народных и современных костюмах, обязательно проявляются в костюмах, предназначенных для исполнения классических танцев (пачках, хитонах и т. д.).
Ошибаются те руководители, которые стремятся научить детей танцевать на пуантах, используют отдельные танцы из профессиональных балетов. На пуантах могут танцевать дети, обучающиеся в хореографических училищах и студиях классического танца. В детских хореографических кружках можно широко использовать балетную классическую музыку, создавая на ее основе танцы, по своему содержанию и танцевальной лексике доступные для исполнения детьми той или иной группы.
1.2.МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Тесная связь двух видов искусства — музыки и танца — подтверждается
историей векового развития мировой культуры.
В занятиях танцевального кружка важное место отводится музыке, которая, положительно влияя на детей, помогает развивать их способности, раскрыть содержание танца.
Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Нельзя рассматривать ее только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать действие и движения с музыкой. Подбор музыки влияет на качество хореографической постановки, она может способствовать успеху или быть причиной неудачи. Руководитель не должен требовать от концертмейстера изменения указанного в нотах темпа, нюансов, переставлять части музыкального произведения, добавлять аккорды для перехода от одной мелодии к другой. Музыку нужно исполнять так, как ее написал композитор.
Для народных и классических танцев используют народную музыку, обработки народных мелодий, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной классики, произведения советских композиторов.
Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Музыка должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Движения, которые дети исполняют в сопровождении музыки, должны быть средством выразительности. Концертмейстеру, работающему вместе с педагогом-хореографом, необходимо творчески подходить к уроку, умело подбирать музыкальную литературу. Экзерсис у станка и на середине зала можно проводить под музыкальную импровизацию. Импровизационная музыка должна точно соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений. Если, например, батман фондю исполняется в одной композиции с батман фраппе, то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, напевный при исполнении батман фондю и резкий, отрывистый при исполнении батман фраппе. Музыка с определенным темпом, метром ритмическим рисунком выряжает и подчеркивает характерные особенности движений, помогает их исполнению.
1.3.КОСТЮМ
Костюм в детской художественной самодеятельности занимает важное место. Он не только украшает танец, помогает раскрыть его содержание, но также играет и познавательную роль. Ребенок знакомится с костюмами разных стран.
Костюм для народного танца должен сохранять детали национальной одежды — ее покрой, орнамент, вышивку, украшения и в то же время быть детским. Не обязательно шить костюм из дорогой ткани, можно использовать и более скромную ткань, но главное, чтобы костюм был легким, удобным и красивым.
В современных танцах маленьких девочек лучше всего одевать в праздничные платьица светлых тонов; мальчики хорошо выглядят в шортах или коротких брючках.
Бывают случаи, когда некоторые руководители выпускают детей на сцену в пачках. Пачка — это профессиональный классический костюм, который подчеркивает безупречную выворотность ног, эластичный большой шаг, постановку корпуса, головы и пр. Поэтому не рекомендуется копировать костюмы артистов балета.
Особое внимание необходимо уделять головным уборам и прическам. Головной убор должен быть легким, небольшим и, безусловно, соответствовать определенному народному костюму. Необходимо отказаться от больших кокошников и венков, а также громадных бантов. Дети должны быть аккуратно причесаны, лоб открытый, желательно без челки и завитушек.
Обувь для малышей: легкие туфли, чешки или тапочки, белые носки или гольфы.
Дети старшего возраста надевают: девочки — туфли на небольшом каблуке, ботиночки или легкие сапожки; мальчики — туфли или сапожки. В классических танцах, обычно — балетные туфли.
Народные костюмы можно заменить облегченной формой (голубая юбочка, белая блузочка с короткими рукавами, красный пояс), добавить к ней элемент народного костюма — веночек, платочек, тюбетейку и т. д.
Украшает танец разнообразный реквизит. В него входят: обручи, мячи, платочки, шарфы, венки, ленты, веера.
До выступления необходимо провести репетицию в костюмах, чтобы дети привыкли к ним и не растерялись во время выступления, а руководитель еще раз проверил бы, насколько аккуратно и хорошо одеты его воспитанники.
1.4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КРУЖКЕ
Руководитель танцевального кружка—это педагог, имеющий профессиональное хореографическое образование, воспитатель и организатор. Его пояснения должны быть простыми и доступными. Руководитель должен, быть требовательным к себе, ведь каждое его слово, взгляд, интонация, внешний вид, манера одеваться, двигаться, разговаривать имеет большое значение.
Ребенка легко обидеть нетактичностью, грубым словом. Доброжелательная обстановка во время занятий, основывающаяся на взаимной симпатии — залог творческого успеха в коллективе.
В хореографический кружок принимают физически здоровых детей, имеющих определенные способности к танцам, обладающих музыкальным слухом и ритмом. Бывают физические недостатки, из-за которых невозможно научить ребенка искусству танца. К ним относятся кривизна ног, чрезмерная их полнота, очень короткая шея и т. д.
Принимая детей в кружок, руководитель должен быть внимательным, чутким и тактичным. Всех детей рекомендуем поставить в круг и предложить им какой-нибудь танец. Некоторые дети стесняются, в основном те, которые не воспитывались в детском саду. Их нужно подбодрить, пригласить к танцу, который исполняют более смелые дети. Так незаметно для участников руководитель подбирает детей в танцевальный кружок.
Отобрав участников будущего коллектива, необходимо ознакомить их родителей с правилами работы кружка, записать анкетные данные ребенка (фамилию, имя, домашний адрес, школу, класс), назначить день первого занятия и определить форму одежды: для девочек — купальник и юбочка, для мальчиков майка и шорты.
В соответствии с возрастом детей кружок делится на три группы: учащиеся младшего возраста, среднего и старшеклассники. В одной группе должно быть не более 20—25 человек. Иногда дети начинают заниматься в кружке с 10—12 лет. Для них остается программа подготовительных упражнений первого года обучения, а танцевальные постановки могут быть сложнее по содержанию. Желательно разделить детей на группы не только по возрасту, но и соответственно их технической подготовленности.
Для сводных танцев, в которых принимают участие дети всех групп, рекомендуется проводить репетиции в воскресенье, когда они свободны от занятий в школе. Естественно, такие репетиции лучше проводить с утра, чтобы во вторую половину дня дети отдыхали.
Занятия проводятся в зале, оборудованном так называемыми станками - двумя гладко отполированными круглыми палками в диаметре 5—7 см, закрепленными на стене металлическими кронштейнами. Расстояние от пола до нижней палки 80 см, до верхней— 100 см; расстояние между кронштейнами — 2,5—3 м. Высота палки устанавливается в соответствии с ростом исполнителей. Станок служит ученикам опорой, но время исполнения упражнений и при разучивании танцевальных элементов. Они держатся руками за станок, что помогает удерживать корпус в равновесии.
Когда стоят лицом к станку, обе руки находятся на палке, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно положены на палку (не обхватывая ее) против середины корпуса. Колени сильно вытянуты. Плечи свободно раскрыты и опущены. Мышцы живота подтянуты кверху настолько, чтобы корпус стал прямым, легким и стройным. Стоять у станка нужно на расстоянии согнутой и опущенной в локте руки, свободная рука принимает подготовительное положение; ноги в соответствующей позиции, голова повернута от станка. Когда правую руку раскрывают в первую позицию, голову слегка наклоняют к левому плечу, взгляд устремлен на кисть руки; во вторую позицию — голову, поднимая, поворачивают направо, взгляд устремлен на кисть руки. Опуская руку в подготовительное положение — голову оставить в предыдущем положении. Когда руку поднимают через первую позицию в третью, голову, слегка поднимая, поворачивают налево, взгляд устремлен на кисть руки; раскрывая руку во вторую позицию, голову поворачивают направо. Движения головы свободные, шея не напряжена. Все движения обычно начинают исполнять с правой ноги, то есть стоя левым плечом к станку и держась за палку левой рукой. Чтобы исполнить движения с другой ноги, нужно повернуться через левое плечо на 180° и взяться за палку правой рукой.
Зал для занятий должен быть чистым, светлым; пол— деревянным.
Желательно установить в зале большие зеркала для того, чтобы ученики, отрабатывая движения и следя за своим отражением, могли себя контролировать и исправлять ошибки.
До начала занятий помещение необходимо проветрить, пол чисто подмести, взбрызнуть водой, чтобы ноги не скользили и не поднималась пыль.
Рояль (пианино) должен быть настроен и поставлен так, чтобы
концертмейстер мог видеть учащихся. Кроме зала, необходимо иметь также отдельную комнату для переодевания детей.
На занятия дети должны приходить в специальной форме, что их дисциплинирует. Девочки надевают купальники без рукавов и широкую юбочку, мальчики — майки и шорты. Обувь для девочек и мальчиков — тапочки на мягкой подошве.
В каждом хореографическом кружке должен быть четко продуман и разработан план работы на год и на квартал. В годовом плане учитывается общее содержание работы кружка в зависимости от тех мероприятий, которые намечено провести в течение года. В квартальном — указывается программный материал и конкретные сроки проведения намеченных в годовом плане мероприятий. Кроме того, к каждому занятию составляется поурочный план, в котором определяются основные задания в определенной последовательности (перечисляются упражнения и методы их усвоения).
Руководитель должен иметь специальный журнал, в котором записываются план работы на год, полугодие и на каждое занятие; анкетные данные учеников: фамилия, имя, домашний адрес, помер школы, класс; краткое содержание проведенной работы.
Для того чтобы занятия в кружке были плодотворными, руководитель должен правильно организовать и направлять всю его работу. При систематической работе через два-три года дети приобретают определенные знания и умения. Они должны понимать, что только в результате старательных тренировок можно достичь успехов.
С первых же занятий необходимо стремиться к тому, чтобы движения учащихся были осмысленными, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом ими танце.
Большое внимание следует уделять работе рук во время исполнения каждого движения. Над этим нужно настойчиво работать и выработать у детей привычку к координации движений. Только так можно достичь артистичности в исполнении движений.
Обстановка, в которой ученик начинает работу в кружке, в значительной степени определяет его дальнейшее поведение. Пунктуальность начала занятий, привычка к тишине, при которой должны проходить занятия, исключает мысль о шалостях или каком-либо нарушении дисциплины.
Педагог должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы между детьми не возникали ссоры.
Часто новое движение вызывает некоторое оживление, дети спешат его выучить и показать друзьям, поделиться впечатлениями. Этот «рабочий шум» не стоит воспринимать как нарушение дисциплины. Нужно немного обождать, а потом решительно призвать детей к тишине и, не повышая голоса, продолжать занятие. Умелое планирование занятий и организация встреч детей первого года обучения с учащимися старших групп, присутствие новичков на концертах, встречи с мастерами искусств, артистами балета, открытые занятия — все это является залогом заинтересованности учащихся.
Хорошим стимулом являются выступления самих детей с концертами-отчетами.
До тех пор, пока руководитель не убедится в том, что учащиеся хорошо разучили танец, нельзя выводить детей на сцену, так как это только повредит делу.
Работа в смешанных группах сложная: мальчики разучивают такие движения, которые не исполняют девочки, поэтому с ними приходится работать отдельно. Прежде чем приступить с мальчиками к изучению присядок, сначала необходимо во всех упражнениях добиваться подтянутого корпуса и ровной спины. Подготовку нужно начинать с полуприседаний в первой и второй позициях, лицом к станку, постепенно переходя к несложным присядкам: «жабка» и «мячик». Усвоив их у станка, можно переходить на середину зала. Во втором полугодии следует приступить к изучению более сложных присядок: простая присядка, присядка-разножка на каблуки во второй позиции.
Бывают случаи, когда ребенок, имеющий способности к танцам, не может сразу справиться с координацией движений тела. Он хорошо выполняет движения, а о музыке забывает. Если своевременно выяснить, в чем состоит затруднение, ошибку удастся исправить, и ребенок со временем станет хорошим танцором. Первоочередная задача руководителя — распознать в ребенке потенциальные возможности и помочь ему.
Детям, аккуратно посещавшим кружок, но затем длительное время по уважительным причинам отсутствовавшим на занятиях, нужно обязательно помочь догнать группу, чтобы они, возвратившись в кружок, не чувствовали себя отстающими.
Очень важно привлечь родителей к активной помощи руководителю. Они должны следить за посещением детей, за их успехами.
1.5. ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное, и интересно проведенное первое занятие. Назначить его можно только тогда, когда руководитель уверен, что у него все подготовлено для встречи с детьми.
Первое занятие, обычно, проводят так: детей приветливо встречают, выстраивают друг за другом и под музыку марша вводят в зал. Построив детей полукругом, руководитель здоровается с ними, четко и громко называет свое имя и отчество, отмечает в журнале присутствующих, проводит краткую беседу о внешнем виде детей, о личной гигиене и одежде для занятий. После этого приступает к уроку.
Первый урок во вновь организованном кружке имеет большое значение. От него в значительной мере зависит успех дальнейшей работы с группой. Дети приходят в кружок художественной самодеятельности, но по собственному желанию и ждут от занятий чего-то интересного. Задача педагога состоит в том, чтобы сплотить новичков в единый коллектив, привить им любовь к новому для них виду искусства, вызвать доверие к себе.
Знакомясь с каждым ребенком, руководитель выясняет, кто умеет танцевать, что именно и т. д. Разговор он ведет спокойно, доброжелательно, привлекая к участию в беседе.
Затем, начиная с левой ноги, дети маршируют на месте. Руководитель проверяет, умеют ли они поворачиваться вправо, влево и вокруг себя. Затем дети выстраиваются друг за другом, образуя большой круг, и двигаются против часовой стрелки, исполняя маршевый шаг. Шаг должен быть легким, с носка на всю ступню, носки слегка раскрыты в стороны. Корпус подтянут, плечи свободно раскрыты и опущены. Руки опущены вдоль корпуса.
Для того чтобы дети маршировали бодро, весело, рекомендуем руководителю поставить перед ними определенную задачу. Так, например: «Мы готовимся к Новогоднему празднику» и т. д. Дети сразу подтягиваются, стараются маршировать лучше. Следует заметить, что каждое занятие необходимо начинать маршем и им заканчивать.
После маршировки руководитель подводит детей к станку, объясняет им, как нужно стоять у него, причем каждому ребенку отводится постоянное место. Дети поворачиваются к станку спиной и руководитель знакомит их с позициями ног: первой, второй, третьей, позднее — с пятой и шестой (четвертая позиция встречается очень редко и изучается значительно позже). Изучается также поклон.
Затем дети становятся друг за другом и маршируют по кругу, перестраиваясь по указанию педагога в четверки или восьмерки в зависимости от размеров зала, и поворачиваются лицом к руководителю.
На середине зала изучают различные упражнения и несложные движения народного танца.
Занятия заканчиваются поклоном педагогу и концертмейстеру. Руководитель напоминает детям дату следующего занятия и они организованно, под музыку марша выходят из зала.
1.6.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ
К началу занятий дети переодеваются в танцевальную форму и выстраиваются друг за другом в коридоре перед дверью зала. Если нет возможности это сделать, нужно обязательно построить их на середине зала. Это дисциплинирует детей и создает рабочую атмосферу. Под музыку марша, начиная с левой ноги, дети идут по кругу, подходят к станку, останавливаются, поворачиваясь к нему спиной, и исполняют поклон в сторону руководителя, затем поворачиваются к станку лицом и урок начинается.
После усвоения упражнений у станка занятия проводят на середине зала. Начинают с маршировки и организованного построения в колонны. С детьми младшего возраста проводят фигурное марширование (разные построения в круги, звездочки, линии, колонны и т. д.). На середине зала повторяют ряд упражнений классического тренажа, а также танцевальные композиции, доступные для данной группы детей. Далее разучивают ритмические упражнения, игры, этюды, отдельные движения и комбинации, входящие в запланированные постановки.
Занятия в детских танцевальных коллективах проводятся 2—3 раза и неделю. Продолжительность урока с малышами — 30 минут, с учащимися 3—7-х классов — 1,5, 8—11-х — 2 часа. Для усвоения и изучения; отдельных танцев проводится одно занятие, на которое приглашаются дети, занятые в определенной постановке.
Во время занятий руководитель должен требовать от детей четкого и выразительного исполнения движений, как во время тренировочных упражнений, так и в танцевальных постановках.
1.7.ПОСТАНОВКА ТАНЦА
Перед тем, как приступить к постановке того или иного танца, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а также в совершенстве изучить все его движения.
Приступая к разучиванию народного танца, руководитель кратко рассказывает юным исполнителям его содержание, предлагает послушать музыку, показывает эскизы костюмов и оформления.
Только после этого можно приступать к постановке. Прежде всего, дети разучивают под музыку все движения, из которых состоит танец. Рекомендуется изучать движения сначала у станка, и уже потом, когда они усвоены, совершенствуют их на середине зала.
Если танцевальные движения сложны, лучше всего разучивать вначале движения ног, а затем постепенно отрабатывать их совместно с движениями рук, головы, корпуса.
Для одновременного и точного исполнения движений под музыку руководитель сначала громко и четко произносит «и» (счет последней восьмой такта), концертмейстер начинает играть, и дети исполняют предложенные движения.
Когда все движения танца изучены, можно приступать к разучиванию фигур и построений. Сначала разучивают вступление к танцу, затем одну-две фигуры (в зависимости от их сложности). Разучивание по частям повторяется два-три раза. В это время руководитель делает соответствующие замечания учащимся, исправляет их ошибки. Далее разучивают следующие фигуры, каждую отдельно.
Если одна часть танца очень сложна для исполнителей или очень проста, руководитель может изменить фигуры или движения, не изменяя композиции танца в целом.
Закончив постановочную работу, руководитель два-три раза повторяет с детьми разученную часть танца, не делая им никаких замечаний. Это помогает лучше запомнить последовательность построений и движений.
После того как танец разучен, отрабатываются его отдельные масти. Для этого танец повторяют с остановками. Руководитель указывает исполнителям на ошибки и помогает их исправить.
Когда дети хорошо усвоили все танцевальные движения, запомнили последовательность и чередование фигур, можно приступить к окончательной отработке танца.
В массовых танцах следует добиваться согласованности, единства исполнения. Необходимо также внимательно следить за тем, чтобы рисунок танца (круг, линии, колонны, звездочки и т. д.) исполнялся ровно и четко; расстояние между всеми танцующими должно быть одинаковым, все групповые движения нужно исполнять одновременно.
Закончив общую постановку танца, следует работать над его выразительностью, правильной манерой исполнения, характерными для данного танца движениями ног, рук, корпуса и головы.
Руководитель должен добиваться исполнения танца с определенным настроением (весело, бодро, лирично) в зависимости от его содержания.
Если танец исполняется на сцене, необходимо научить детей не оставлять сцену сразу же после окончания танца, а несколько секунд постоять на месте, поклониться зрителям и организованно выйти за кулисы.
1.8. СОЗДАНИЕ ТАНЦА
Приступая к созданию того или иного танца, руководитель должен прежде всего выбрать интересный сюжет.
Если создается народный танец, необходимо сохранить его народный колорит и в то же время подобрать такие формы и элементы движений, которые были бы доступны для исполнения детьми. Народный танец, рекомендуется создавать с элементами игры.
Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают к нему музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны соответствовать музыке. Бывают случаи, когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо продуманного танца.
Лучше всего подбирать для постановки законченное музыкальное произведение. При этом не рекомендуется увлекаться большим количеством разнообразных мелодий, так как это лишает музыкальное сопровождение единого содержания, необходимого для танца.
В каждой постановке должны быть предусмотрены такие разделы: завязка, развитие танцевального, кульминация танца и развязка.
После подготовительной работы постановщик приступает к созданию композиции танца — его рисунка и подбора движений. При этом нужно следить за тем, чтобы начало музыкальной фразы совпадало с началом нового построения. Это не значит, что построения должны меняться на каждую музыкальную фразу. Их смена зависит от замысла руководителя.
Работая над подбором соответствующего музыкального сопровождения, над общей композицией, нужно представить себе будущий танец во всех его деталях: характер, развитие действия, отдельные построения, переходы, движения.
Различные фигуры (круг, звездочки, линии и т. д.) исполняются на 1—8 тактов, причем последние два такта, а иногда и целая музыкальная фраза могут служить перестроением к новой фигуре.
Каждый танец имеет определенную продолжительность. Так, танец одного-двух исполнителей длится около 2-х минут, четырех-шести — 3—5 минут; массовый танец —5—6 минут. Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, так как продолжительный танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным.
1.9. ЗАПИСЬ ТАНЦА
В помощь руководителям танцевальных кружков издаются репертуарные сборники с записью танцев. Они знакомят с разными танцами, с их основными движениями и построениями.
Запись танца, обычно, состоит из четырех частей.
В первой части — описывается содержание танца, его характерные особенности, манера исполнения, костюмы, количество исполнителей.
Во второй — дана композиция танца с указанием движений и рисунка, количества тактов в каждой фигуре.
В третьей — описаны танцевальные движения.
В четвертой — музыкальное сопровождение с указанием размера, темпа.
Направление движения танцующих обозначается стрелкой, путь продвижения — пунктиром.
Для облегчения разбора композиции танца к записи прилагаются чертежи и рисунки, которые помогают правильно понять направление движения исполнителей, их построения на сцене.
Танцевальные движения описываются в сочетании с музыкой. Музыка к каждому танцу имеет свой размер. Если размер 2/4, то его счет будет: «раз», «два»; 3/4 — «раз», «два», «три»; 4/4 — «раз», «два», «три», «четыре». Четверть состоит из двух восьмых, поэтому каждая вторая восьмая определяется на счет «и».
В описании движений указывается, на какую четверть или восьмую долю такта исполняется танцевальное движение.
Если движение начинается на затакт, то оно называется затактовым. Например, полька с продвижением вперед. Музыкальный размер 2/4. Затакт — подскок на левой ноге, правую ногу вынести вперед и слегка приподнять. На «раз-и», «два» — переступить правой, левой, правой ногой вперед и слегка поднять левую ногу над полом. На «и» — подскок на правой ноге, левую ногу вынести вперед и т. д.
В описании каждого танцевального движения при записи танцев определяется исходное положение ног, с которого начинается движение.
Начиная разбирать запись танца, руководитель должен внимательно прочитать вступительную часть и описание танца, ясно представить себе его содержание, затем разобрать запись всех танцевальных движений, из которых состоит танец.
Изучив все движения, можно приступать к разбору композиции танца. Для этого желательно сделать схему танца: разделить лист бумаги на две части, слева условными обозначениями записать продвижение участников по сцене (рисунок танца), а справа — название танцевальных движений и количество тактов музыки.
Такая рабочая схема дает полное представление о направлении продвижения танцующих.
1.10.ОТКРЫТЫЙ УРОК И КОНЦЕРТ-ОТЧЕТ
Грамотно организованный открытый урок имеет большое воспитательное значение. Он является своеобразным отчетом о проделанной работе учащихся, демонстрирует их успехи. Дети охотно готовятся к открытому уроку и, как правило, показывают хорошие результаты.
Открытый урок — это показ работы всего коллектива. Рекомендуется проводить открытый урок только тогда, когда дети занимаются регулярно и достигли определенных успехов.
Опытные хореографы, приглашенные на урок, оценивают работу педагога и дают ценные советы, способствующие улучшению работы кружка.
Детального плана работы открытого урока порекомендовать невозможно, так как это зависит от степени подготовленности группы. План составляет руководитель кружка.
В конце учебного года все группы принимают участие в традиционном отчетном концерте. После этого детей переводят в следующие группы (следующий год обучения).
Концерт-отчет проводится в торжественной обстановке и должен быть хорошо организован. Репертуар отчетного концерта разнообразный. Но, в основном, это показ танцев, выученных в течение учебного года, танцевальных этюдов, которые имеют законченную форму и т. д.
В данном случае рекомендуется объединять отчет хореографического кружка с отчетом других кружков (вокального коллектива, хора и т. д.). Это украсит концерт, придаст ему большую торжественность и даст танцующим возможность переодеться к следующему танцу. Во время концерта нужно добиваться образцовой дисциплины учащихся, строго придерживаться программы, следить за тем, чтобы не было суеты во время переодевания.
После концерта дети должны аккуратно сложить костюмы и сдать их ответственному или дежурному.
Часть 2.
2.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Сначала дети исполняют движения лицом к станку, держась за палку обеими руками (позднее — одной рукой), поочередно правой и левой ногой.
Знакомство с позициями ног и рук. Позиции ног: первая, вторая, третья, четвертая, пятая. Позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Полуприседание (деми-плие) в первой, второй и третьей позициях.
Вытягивание ноги на носок (батман тандю) с паузами на каждой точке с первой позиции вперед — в сторону, позднее — назад.
Круговое движение ногой по полу по точкам (ронд де жамб пар терр) с остановкой вперед в четвертую позицию, в сторону — во вторую, назад — в четвертую и в первую позиции.
Выбрасывание ноги (батман жете) с первой позиции в сторону вперёд —или в сторону — назад.
Положение ноги на щиколотке (сюр ле ку-де-пье).
Проходное движение (пассе).
Ударный бросок (батман фраппе) в сторону (в конце учебное года).
Поднимание вытянутой ноги на 45° в сторону с первой позиции (релеве лан).
Большой бросок ноги (гран батман жете) в сторону; на 45° с паузой на каждой точке (со второго полугодия).
Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в первой, второй третьей и пятой позициях (лицом к станку).
Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
Прыжки (соте) на двух ногах с паузами в первой, второй и третьей позициях.
Упражнения для рук, головы и корпуса (пор де бра).
Все указанные движения изучают у станка и на середине зала.
Уже с первого дня обучения детям нужно постоянно напоминать о положении корпуса, чтобы правильная осанка вошла в привычку. Свободные руки держат на талии. В это время учащиеся впервые получают представление об опорной и работающей ноге. Опорная должна образовывать с корпусом прямую вертикальную линию.
Упражнения на середине зала
Марш. Построение в шеренгу, колонну, круг.
Перестроение из одной шеренги в две.
Повороты на месте вправо, влево, кругом.
Круг. Построение круга из колонны, из пар; построение маленьких кругов попарно, по четыре и т. д.
Фигурная маршировка, ходьба парами, четверками; змейки, гребешок, звездочки.
Ритмические упражнения и игры
Движения в характере и темпе музыки (быстро, медленно).
Начало и конец движений одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.
Элементарное ознакомление с длительностями — половинными, четвертными, восьмыми.
Музыкальные игры организующего характера с элементами соревнования.
Танцевальные элементы
Танцевальный шаг (шаг с носка).
Бег на полупальцах.
Прыжки.
Па галопа.
Па польки на месте сначала без прыжка, с продвижением вперед, назад, полька по кругу в сочетании с галопом, подскоками и т. д., полька по одному, парами.
Элементы движений и танцевальные этюды русского, украинского и др. народных танцев.
Движения и танцевальные композиции, запланированные к постановке.
Хлопки в различных ритмических рисунках.
Хлопки по бедрам, по коленям (для мальчиков).
2.2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Занятия на втором году обучения значительно усложняются по сравнению с программой первого года. Наиболее существенной частью занятий становится танцевальная подготовка детей. В это время дети уже проявляют достаточную организованность, их движения становятся более точными, более выразительными. Занятия в кружке проводят так, чтобы развить у детей танцевальные навыки и помочь им понять и полюбить искусство танца.
Воспитательные задачи остаются в центре внимания руководителя кружка, но выполняются они уже не в плане игровых и организующих, как с младшими учащимися, а в плане подготовки и исполнения танцев.
Упражнения для развития техники танца
На втором году обучения изучают новые упражнения классического танца и повторяют предыдущие. Руки в экзерсисе возле станка, на середине зала открываются во вторую позицию — подготовка на два вступительных аккорда. В подготовительное положение руки опускаются одновременно с окончанием упражнений.
Все движения у станка исполняются с правой и левой ноги, держась одном рукой за палку:
Полуприседание (деми-плие) и глубокое приседание (гран плие) в первой, второй и пятой позициях.
Вытягивание ноги на носок (батман тандю) крестом из пятой по точкам (пятая позиция является основной для всех движений). Маленькие броски крестом (пти батман жете).
Вытягивание ноги на полуприседании (батман фондю) вперед — в сторону — назад.
Выбрасывание ноги (батман жете) с пятой позиции крестом без пауз на каждый такт.
Круговое движение ногой (рон де жамб пар терр) вперед — назад (ан деор и ан дедан).
Ударный бросок (батман фраппе) крестом. Двойной ударный бросок (дубль фраппе).
Медленное поднимание ноги вперед — в сторону — назад, (релеве лап) на 90°.
Постепенное разгибание колена поднятой ноги (девелоппе) во всех направлениях на 90°.
Маленький батман на щиколотке опорной ноги (петит батман сюрле ку-де-пье).
Подъем па полупальцы с пятой позиции лицом к станку. Маленькие позы: круазе, эффасе; экарте вперед — назад. Движения со сменой ног (па де бурре).
Прыжки вверх с обеих ног (соте) в первой, второй и пятой позициях (лицом к станку).
Прыжки с пятой позиции во вторую и со второй в пятую (эшаппе). Покачивание (балансе).
Комбинированное движение для ног, корпуса, рук и головы (тан лис).
Прыжок с одной ноги на две (ассамбле).
Каблук-носок (батман тандю «носок») в характере русского танца. Ватман тандю с подниманием пятки опорной ноги и вынесением работающем ноги на носок вперед — в сторону — назад.
Подготовка к веревочке (в характере украинского танца). Голубцы лицом к станку, держась за палку обеими руками (подготовительное упражнение — ударить ступней одной ноги о другую).
Упражнения на середине зала
Марш, построение в линии.
Балансе.
Скользящий шаг (глиссад).
Прыжок с ноги на ногу (жете).
Прыжок с одной ноги на две (ассамбле).
Танлие вперед.
Позы: положение эпольман с правой и левой ноги: поза эффасе вперёд—назад, поза круазе вперед — назад. Арабеск первый и второй сначала изучают, не поднимая ноги, оставляя ее на полу. Па де бурре.
Пор де бра в положении круазе и эффасе. Упражнения для головы: наклоны, повороты.
Элементы движений и танцевальные этюды русского, украинского, белорусского, литовского и эстонского народных танцев. Движения и танцевальные композиции, запланированные к постановке.
2.3.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
На протяжении третьего года обучения последовательно повторяются упражнения первого и второго годов обучения в более ускоренном темпе и в различных небольших композициях, а также дополнительно изучаются упражнения у станка:
Полное приседание и подъем на полупальцах во всех позициях. Поднимаясь на полупальцы, руки поднять в третью позицию.
Круговое движение ногой по полу вперед — назад на полуприседании (рон де жамб пар терр ан деор и ан дедан).
Круговое движение ногой в воздухе (рон де жамб ан лер).
Двойной ударный бросок (дубль фраппе) в сторону — вперед — Назад.
Медленное поднимание ноги (релеве лан) крестом на 90°.
Батман сутеню.
Постепенное разгибание ноги (девелоппе) крестом на 90°.
Большой бросок ноги (гран батман жете) в сочетании (пике) в положении эффасе и круазе.
Вытягивание ноги на носок и возвращение ее в исходную позицию одновременно с ударом об пол пяткой опорной ноги (батман тандю №• 1).
Вынесение ноги в сторону с поворотом ступни в середину (батман тандю № 2).
Мазок полупальцами по полу «от себя» и «к себе» (флик-флак).
Мазок и удар ненапряженной ступней по полу (дубль флик). Упражнения с ненапряженной ступней (флик-флак). Выбивание дроби полупальцами и пяткой по полу.
Постепенно дети из года в год овладевают искусством танца, программа усложняется, в зависимости от их успехов и возраста. Более сложными становятся классический тренаж и упражнения на середине зала. Репертуар расширяется, он становится разнообразным и содержательным.
2.4.УРОК КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Урок классической системы танца состоит из целого ряда различных движений (плие, батман тандю, рон де жамб, батман фраппе и др.), размещенных в определенном порядке соответственно постепенному нарастанию их сложности.
Для лучшего исполнения и развития техники танца учащиеся исполняют все движения поочередно несколько раз, сначала с правой, затем с левой ноги. В течение первого года обучения каждое отдельное движение исполняется в медленном темпе, на втором и третьем году темп постепенно ускоряется, с детьми разучивают несложные комбинации, состоящие из двух или более разных движений.
Каждому движению и каждой танцевальной комбинации предшествуют: I) подготовительное движение (препарасьон), при котором вся фигура танцующего готовится к выполнению того или иного движения; 2) окончание, являющееся завершением всей композиции и в вращением танцующего в исходное положение.
Препарасьон исполняют на протяжении 2-х тактов музыки (размер 2/4): на 1-й такт — свободную руку (если движение исполняют воз! станка) или обе руки (если движение исполняют на середине зал поднимают в первую позицию. На 2-й такт — руку или обе руки раскрывают во вторую позицию. Иногда одновременно с рукой раскрывают и работающую ногу (батман фондю, батман фраппе и др.).
После этих движений исполняют окончание, то есть руку или о руки одновременно опускают в подготовительное положение.
При исполнении движений народно-сценического танца препарасьон перед каждым упражнением исполняют таким образом: на «раз» - свободную руку поднимают в первую позицию, на «и» — раскрывают во вторую, на «два» —с легким движением головы руку опускают на тали, на «и» — пауза.
Примерный урок хореографии первого года обучения №1
Цель: Использование элементов классического танца и их модернизация в
движениях, характерных для современного бального, народного танцев.
Ход урока
Вход в зал (по парам). Построение М/р 2/4. Поклон М/р 2/4. Разминка по кругу
(танцевальный шаг, шаг на полупальцах, на пятках, бег с выносом согнутых ног
вперед и назад) М/р 2/4. Тема, цель и задачи урока объявляются детям после
"поклона".
Экзерсис у станка
1. Demi-plie u grand plie (М/р 3/4) по 1,2,5 позициям ног -
растягивая ахилл, готовит стопу для дальнейшей нагрузки на нее, укрепляет
мышцы, работающие на выворотность бедра.
2. Battements tendus(М/р 2/4) -приобретается выворотность ,
постановка ног.
Показ учителем правильного исполнения упражнения. Применяется прием: " Делай
как я". Учитель обращает внимание на равномерное размещение тяжести корпуса,
на силу ног.
3. Dattements tendus jetes(М/р ) 2/4) . Темп исполнения ускоряется -
вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Перед началом упражнения
учитель задает вопрос: "Как переводится "jetes"?.
4. Battements fandu(М/р -3/4) - вырабатывает мягкость приседания и
эластичность. Учитель может привести сравнение с растяжением и сдержанным
сокращением тугой резиновой ленты.
5. Grands battements jete(М/р - 2/4) - развивает шаг. Учитель
обращает внимание на возможные ошибки в исполнении, на выворотность
тазобедренного сустава.
6. Рort de bras (М/р - 3/4) - перегибы корпуса. Учитель обращает
внимание на включение в работу мышц самого корпуса.
Экзерсис на середине зала
Учитель говорит о секрете устойчивости. Повторяются упражнения, исполняемые у
станка (Dp, bt, btj).
Allegro - прыжки (М/р 2/4).
Учитель задает вопрос: "Чем начинается и заканчивается каждый прыжок в
классическом танце?".
Прогнозируемый ответ "plie"
1. Temps leve sote - простой прыжок по 1,2,5 позициям ног с руками в
3 позиции.
2. Chrandement de pieds - средний прыжок из 5 позиции в 5 со сменой
ног. Здесь учитель может привести в пример правильное исполнение одного из
учеников.
Port de bras- движение из adagio . Исполняются 1-е и 2-е port de bras,
восстанавливается дыхание.
Следующая часть урока - танцевальные этюды.
1. "Лявониха" - на основе движений белорусского народного танца.
После исполнения учащимися учитель просит их проанализировать, какие
упражнения классического экзерсиса применяются в этом этюде. Прогнозируемый
ответ: "Demi -plie - в основе исполнения основного шага , прыжки с выносом ног на каблук
поочередно так же исполняются из demi-plie ".
2. "Рок-н-ролл" - свободная композиция. Учитель задает вопрос. "Какие
движения заимствованы из классического экзерсиса?". Прогнозируемый ответ: "
Battements tendus jetes u grands battements jete"
Учитель: "А теперь, новые элементы русского народного танца. Сделаем так.
Сейчас я покажу новый русский этюд, в котором будут и известные вам
элементы, и новые. Известные мы еще раз повторим. А новые постараемся
разобрать и выучить. Слушаем музыку и смотрим на меня". Учитель полностью
исполняет новый русский этюд "Реченька".
1 фигура. Открывание и закрывание рук (модернизация из классического танца 1
и 2 позиций рук в народный).
2 фигура. Партия девочек - B.t.j классического танца модернизируется в
народный танец. Партия мальчиков - присядки исполняются из grand plie.
Каждая фигура исполняется отдельно, затем исполняется весь этюд. Учитель дает
задание на дом: "Отработать 2 фигуру для девочек и мальчиков". 2-е Port de
bras- для восстановления дыхания.
Учитель: "Всем спасибо. Думаю, со своими задачами мы справились. Какой можно
сделать вывод из этого урока?
Прогнозируемый ответ ученика: "Какой бы танец мы не танцевали, элементы
классического танца присутствует везде".
Учитель: "Правильно. Поэтому нужно постоянно отрабатывать эти элементы и у
станка и на середине".
Поклон. Выход из зала
Примерный урок хореографии первого года обучения №2
Цель урока: Развитие в детях пластичности, чувства ритма, наработка координации и синхронности исполнения движений.
Ход урока
Вход в зал (по парам). Построение М/р 2/4. Поклон М/р 2/4. Тема, цель и задачи урока объявляются детям после"поклона".
1. Разогрев мышц:
- повороты головы влево-вправо, наклоны головы поочередно к плечам, полукруг головой влево-вправо, круг головой в обе стороны;
- поворот кистей рук с открытой ладонью вверх-вниз, вращение кистей рук в кулаках вперед-назад,
- вращательные движения в локтевых суставах: вверх, вниз одновременно обеими руками, затем поочередно;
- круговые движения руками через локоть и плечо вверх-вниз;
- разогрев плечевых суставов: вверх-вниз поочередно и вместе, круговые движения плечами вперед-назад поочередно и вместе;
- разогрев мышц грудной клетки: прогнуться – округлить спину, движения ребрами влево-вправо, круговые движения в обе стороны;
- движения на растяжку плечевых мышц;
- разогрев мышц спины: скручивание корпуса;
- разогрев мышц поясничного отдела: наклоны корпуса вперед-вправо-назад-влево, вперед-влево-назад-вправо, круговые движения корпуса с рукой в обе стороны;
-разогрев тазобедренных суставов: движения бедрами по точкам вперед-вправо-назад-влево, круговые движения вправо, то же вперед-влево-назад-вправо, круговые движения влево, «восьмерка» бедрами, то же с плие;
- разогрев коленных суставов: в 6-й позиции ног круговые движения полусогнутыми коленями вправо-влево, во 2-й позиции ног круговые движения полусогнутыми коленями внутрь-наружу;
- разогрев стоп: приемом plie et releve по 1-й, 2-й, 3-й позициям, круговые движения стопой в положении «пальцы в пол» внутрь-наружу поочередно каждой ногой, releve по 6-й позиции, то же поочередно левой и правой ногой,
- комбинация прыжков: из 6-й позиции в 6-ю, по 6-й позиции влево-вправо с поджатием пяток, по 6-й позиции вперед-назад, из 6-й позиции во 2-ю, в скрещенное положение поочередно меняя ногу,
- приседания по 6-й позиции с прямым корпусом и поднятием рук через стороны вверх.
2. Растяжка мышц ног:
- ноги по 2-й позиции: наклоны корпуса вниз с руками в пол перед ногами, между ног, за ноги, подняться,
- ноги по 2-й позиции: наклоны корпуса вниз грудью к правой и левой ноге поочередно,
- ноги по 2-й позиции: боковые наклоны корпуса к правой и левой ноге поочередно,
- ноги по 2-й позиции: резкий наклон корпуса вниз, руками взяться за щиколотки ног изнутри, растяжка пружинистыми движениями корпуса, подняться,
- ноги в 4-й позиции по ровной линии, руки сцеплены за спиной, наклоны корпуса вниз-вперед грудью к ноге в обе стороны,
- ноги по широкой 2-й позиции в полуприседании: переход в положение на выпад поочередно влево-вправо по ровной линии,
- ноги в 1-й позиции, руки на поясе: переход в широкую 2-ю позицию приемом «гармошка», наклон корпуса локтями в пол, подняться, одним прыжком вернуться в 1-ю позицию,
- ноги в 6-й позиции, колени полусогнуты, обхватить ноги руками под колени за локти, выпрямить колени (складка).
3. Партерная растяжка:
- упражнения для стоп:
В положении сидя, ноги вместе, руки ссади в упор поочередное сокращение и вытягивание стоп.
В положении ноги под себя сесть на сомкнутые пятки, руками захватить пальцы ног и тянуть их вверх, из того же положения, но руки в упор перед собой, подняться с пола выпрямляя колени и натянув стопы вперед, вернуться в и.п.
- упражнение на выворотность тазобедренных суставов:
В положении сидя ноги полностью сгибаются, стопы сомкнуты и подтянуты к себе, колени постепенно и плавно укладываются на пол. Это упражнение следует делать осторожно, постепенно усиливая нажим до полного опускания колен, далее можно усложнить упражнение – удерживая это положение ног лечь на спину, когда будет достигнуто полное соприкосновение с полом, делать это упражнение лежа на животе.
- упражнение для поперечной растяжки: в положении сидя один ученик разводит ноги в стороны, второй упирается ему стопами в ноги в области щиколоток, берет его за локти и тянет на себя, одновременно разводя ноги первого в стороны,
- растяжка на «шпагаты».
4. Партерное укрепление мышц:
- упражнение для укрепления мышц брюшного пресса:
В положении лежа на спине, руки за головой, поднятие прямых сомкнутых ног вверх на 45 градусов, затем под этим же углом прямыми сомкнутыми ногами «написать» в воздухе свое имя,
В положении лежа на спине, руки за головой, прямые сомкнутые ноги зафиксированы, поднятие и опускание корпуса.
Эта разминка является базовой для начинающих. После того как учениками будут достигнуты удовлетворительные результаты исполнения всех упражнений, разминка усложняется. Например, базовые движения разогревающих движений совмещаются со сложными движениями рук, ног, головы в стиле танца подобранного музыкального материала. Движения на растяжку мышц ног усложняются переходящими движениями по полу через «шпагаты». Движения на выворотность тазобедренных суставов делаются у стены. Растяжка на «шпагаты» делается на станке.
Музыкальный материал подбирается свободно из современной отечественной или зарубежной эстрады. Музыкальный размер и темп подбирается под комбинацию упражнений хореографом в соответствии с предназначением движений.
Литература
- Ваганова А.Я Основы классического танца. С-Пб.:, 2002
- Поляков С.С. Основы современного танца. Ростов-на-Дону:, 2006.
- Дарда И.Наряд за пять минут. М.: 2003.
- Грёнлюнд Э. Танцевальная терапия. СПб:, 2004
- Захаров Р. Сочинение танца. М.:,1976
- Собинов Б.М. Танцующая гимнастика. М:,1972
- Володина О.В. Анисимова Т.Б. "Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House", Ростов-на-Дону, 2005.
- Кох И.Э. Основы сценического движения.М:,1970
- Устинова Т. Беречь красоту русского танца. М:,1969
- Стуколкина Н. 4 экзерсиса. М:, 1979
- Пасютинская В. Волшебный мир танца. М:1985
- Константиновский В. Учить прекрасному. М:.,1973