РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ларионова Виолетта Игоревна

Здесь Вы найдете информацию как развивать речь детей, играя дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.

Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.

Лучше всего заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут, не раньше чем через 1 час после последнего приема пищи.

Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.

Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

Похвалите за старание и вселите надежду на успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал.

Особенно будьте внимательны и осторожны, выполняя упражнения на развитие речевого дыхания, так как они могут вызвать головокружение.

Вам будет достаточно выполнить упражнение 1–2 раза.

Количество повторений артикуляционных упражнений варьируется в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.

Если вначале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет от 1 до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличится до 5, 7–10.

Подходить к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.

Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо. Например, добиваясь четкого и правильного звукопроизношения в упражнении «Заборчик», ребенку легче освоить движения губами и удержать их в нужном положении, если он будет изображать лягушку, у которой рот до ушей. Можно попросить ребенка: «Сделай улыбку до ушей, хоть завязочки пришей!» Такая постановка задачи создает веселый настрой у ребенка и конструктивно облегчает процесс выполнения упражнения.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0216588.wmf



Предварительный просмотр:

Игры на обогащение словарного запаса.         
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, 
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице 
идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

Что бывает?
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов. 
-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
-красное – платье, яблоко, знамя, …

подготовка к школе,  школьная зрелостьрекомендации логопеда



Предварительный просмотр:

Игры на развитие звуковой культуры речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра «Строим дорожку».
Цель – развитие фонематического слуха.
Малышу  даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся  следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока.

Игра «Ловушка».
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Предложите ребенку «открыть ловушку», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Вы даёте задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются в зависимости лексической темы занятия.

Игра «Поймай слог».
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Вы «бросаете» ребенку слог, а они должны «превратить» его в слово.
Например: 
ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игра «Придумай слово».
Цель – развитие фонематического слуха
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова. Данная игра используется тогда, когда нужно организовать или просто заинтересовать ребенка. Например, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если вы заметили, что малыш в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь.

Рекомендации логопеда

deti-topolek.jpg



Предварительный просмотр:

Некоторые приемы подготовки руки к письму

 у дошкольника.

images (5).jpg

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.

Когда начнется непосредственное письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения.

 Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

  • Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
  • Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
  • После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
  • Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве:

  • «Покажи, какой предмет находится справа от тебя" или "Положи книгу слева от себя". Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа - это ближе к правой руке, слева - ближе к левой.
  • Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

  • Возьми правой рукой книгу и положи ее возле правой руки, возьми левой рукой тетрадь и положи у левой руки. Где находится книга, справа или слева от тетради?
  • Положи карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; Скажи, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
  • Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа - ручку и т.д. Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
  • Нарисовать кружок, справа от него - нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
  • Нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок.
  • Нарисовать квадрат, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку.
  •  Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги.
  • Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

- Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

- Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.


- Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной.

- Существует интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

-  Нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.