Проект "Блокада Ленинграда"
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Блокада Ленинграда" | 330.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект Блокада Ленинграда
Актуальность проекта:
Основная проблема: всё дальше и дальше уходят от нас те дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех тяжёлых, далёких 900 блокадных днях.
Цель проекта:
расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи проекта:
Для детей:
Познакомить ребят с понятием блокада, дорога жизни, продуктовые карточки.
Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями посвящёнными блокаде Ленинграда;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость советского народа в период блокады Ленинграда.
Для педагогов:
Закрепить и обобщить знания о войне через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Для родителей:
Привлечь родителей к совместной деятельности. Провести работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Тип проекта: Информационно - практико- ориентированный
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя
Участники проекта:
дети старше - подготовительной группы; родители воспитанников; воспитатели.
Предполагаемые результаты:
знание таких терминов как: блокада, война, «дорога жизни», хлебная карточка и т.д.
Умение рассказывать о блокаде Ленинграда, используя в своих рассказах поэзию и музыкальные произведения посвящённые Блокаде Ленинграде.
План реализации проекта.
1 этап: подготовительный - формулирование проблемы, цели проекта.
Подбор материала: Открытки, иллюстрация на тему «Город Ленинград», «Война», «Блокада»;
Книги: «Был город герой, была блокада» авторы Д. Колпакова, В. Суслов,
«Дорога жизни» автор Ходза, «Кукла» Г. Черкашин, Э.Фонякова « Хлеб той зимы».
2 этап: основной – цикл практических дел:
Беседы о блокаде города Ленинграда.
Просмотр с детьми фото презентации о блокаде города Ленинграда.
Художественное творчество:
Рисование цветными карандашами по представлению на тему: Жизнь блокадного города Ленинграда;
Рисование красками Памятник «Разорванное кольцо блокады», «Цветок жизни»;
Аппликация с элементами конструирования «Блокадный город»;
Конструирование макета «Блокада Ленинграда»;
Лепка памятник «Вечный огонь».
Рассматривание иллюстраций о блокадном городе.
Знакомство с симфонией Д. Шостаковича «7» (тема фашизма).
Беседа о творчестве композитора С. Шостаковича в блокадном городе.
Чтение художественной литературы о блокадном Ленинграде и ВОВ.
Заучивание стихов и песен, танцевальных движений. Прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет.
3 этап: Заключительный: презентация проекта.
Выставка детских работ.
Подведение итогов внутригрупповой выставки-конкурса на тему «Блокада города Ленинграда».
Итоговое мероприятие: проведение Дня памяти, посвящённого снятию блокады Ленинграда.
«День памяти - Блокады Ленинграда»
Конспект занятия по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Цели и задачи
-расширить и обогатить знания детей о героическом прошлом нашего народа в дни войны,
-формировать у детей нравственные понятия и этику истинного героя,
-воспитывать любовь к родному народу, чувство гордости за защитников Отечества,
-расширить знания детей об истории нашей Родины, о героизме людей, переживших блокаду,
-активизировать словарь детей: блокада, бомбоубежище, эвакуация, маскировка, метроном.
-учить видеть состояние людей, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
Предварительная работа
Рассказ воспитателя о блокаде, чтение и разучивание стихотворений о блокадном городе Ленинград, рассматривание фотографий и иллюстраций о тех далеких временах, фото памятников блокадного города. Документальный фильм: Дни блокады.
Ход занятия:
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное веселое занятие с играми, а немного грустное. 27 января день памяти снятия блокады Ленинграда. Как вы уже знаете, у каждой страны своя история. Любое государство как большая книга. А в каждой книге много глав. Мы сегодня с вами и попытаемся что-то новое узнать о истории нашей Родины, о героизме нашего народа из этой книги. Глава называется Блокада Ленинграда.
Воспитатель: Вы готовы слушать правдивый рассказ о городе герое Ленинграде и героических людях жившие в те далекие военные годы?
(ответы детей)
Воспитатель: В далеком 1941 году на нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…Страшная, беспощадная…Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно в бинокль рассмотреть улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним, что они и делали. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. В сентябре 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград с другими городами. Но жители города не сдавались. Они продолжали работать, дети ходили в школу, детские сады. Фашисты были уверенны что оставшись без связи с большой землей город поднимет белый флаг. Но город не сдавался. Все дороги, ведущие к Ленинграду были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Каждую ночь фашисты бомбили город. Каждый день и ночь фашисты бомбили город. Они разбомбили почти все склады с продовольствием.
Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Рабочим давали по 250 гр. ,а детям и того меньше по 125гр.хлеба.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Потянулись страшные 900 дней блокады.
Воспитатель: Ребята не очень веселую историю я вам рассказала. Но мы кто?
(Ответы детей: Россияне, патриоты своей страны)
Воспитатель: Правильно. И мы должны знать, помнить и чтить память тех далеких военных лет. А теперь давайте сделаем круг. Вот такое кольцо сделали враги вокруг славного, героического города Ленинграда. Если мы крепко будем держаться за руки, то в наш круг никто не сможет войти.
(Ответы детей: Да)
Воспитатель: И фашисты так думали, но и взрослые и дети продолжали жить и работать в своем родном городе, и никто даже в мыслях не допускал что можно сдаться врагу в плен. Теперь Артем расскажет нам стихи о славном городе.
Петровой волей сотворен
И светом ленинским означен —
В труды по горло погружен,
Он жил — и жить не мог иначе.
Он сердцем помнил: береги
Вот эти мирные границы,-
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем!
Воспитатель: Хорошие стихи приготовил нам Артем. Ребята а вы знаете что во время блокады дети помогали на заводах взрослым делать снаряды, на улицах собирали огневые шашки чтобы с воздуха не было видно немецким самолетам куда сбрасывать бомбы, метрономами оповещали о воздушной тревоге. Но этот прибор оповещал жителей не только о воздушной тревоге, но и о том что город еще жив. Многие жители были без сил и не каждый раз могли спускаться в бомбоубежище. Максим приготовил для нас стишок, послушаем.
Весь Ленинград, как на ладони,
С Горы Вороньей виден был.
И немец бил, С Горы Вороньей.
Из дальнобойной «берты» бил.
Прислуга в землю «берту» врыла,
Между корней, между камней.
И, поворачивая рыло,
Отсюда «берта» била.
Била, все девятьсот блокадных дней
Воспитатель: Эти страшные 900 дней, как и жители Ленинграда запомнил весь мир. Много детей осталось в городе, которых не эвакуировали. Но одну девочку, позже узнал весь мир. А узнали о ней потому что, всю блокаду она вела свой дневник. И писала она в своем дневнике не свои секреты ,а о смерти своих близких. Звали её Таня Савичева. Она выжила. Вскоре Таня была эвакуирована вместе с другими детьми блокадного Ленинграда. В августе 1942 года эшелон с детьми прибыл в поселок Шатки. Девочка попала в детский дом № 48. Она единственная из прибывших детей оказалась больна туберкулезом. Скончалась девочка в 1944 году 1 июля, ей было 14 лет. Но ее дневник остался в память будущим поколениям, как напоминание об ужасах жизни в блокадном Ленинграде и зверствах нацистского режима. Послушаем стихи которые приготовили нам Мила, Оля, Алиса, Даша К.
(Мила)
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
"Маму и бабушку голод унес.
(Оля)
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… " Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
(Алиса)
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом.
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник,
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
(Даша К)
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться! "
Воспитатель: В этих строчках сказано все, о боли и страданиях не только маленькой девочки но и всех людей, которые пережили блокаду.
Ребята ответьте мне, а наш народ за всю свою историю нападал на другие государства, мы воинственный народ или миролюбивый? Мы дадим отпор врагу если он вздумает напасть на нашу страну?
(Ответы детей: нет мы не воюем, мы за мир, мы миролюбивая нация, если кто-то нападет на наш народ наша армия нас защитит)
Воспитатель: Давайте вспомним поговорки о мире и о том что мы миролюбивы, но можем дать отпор.
(Ответы детей: Дружно за мир стоять- войне не бывать. Мир да лад- большой клад. Тучам солнце не скрыть- войне мир не победить. Если дружба велика- будет Родина крепка. Кто к нам с мечем придет- от меча и погибнет.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте встанем и минутой молчания почтим память всех тех кто погиб но не сдался врагу.
(Минута молчания)
Итог: На этом ознакомление с главой из жизни нашей Родины подошло к завершению, а называлась она? (Ответы детей: блокадный Ленинград, люди, дети блокады)молодцы.
Вы узнали много нового, я вам предлагаю никогда это не забывать, и давайте все вместе повторим эти слова (Никто не забыт- ничто не забыто)
«Дети блокадного Ленинграда»
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возраста
ЦЕЛЬ: воспитание уважения к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.
Ход беседы:
Воспитатель:
- В одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербурге)
- Как ещё город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)
В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.
Стихи:
- 22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
- Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас.
И грозные тучи фашисткой блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.
На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт.
Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй! ’’ И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.
Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
Стихи:
- Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен
Низко летят над крышей.
- Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме.
Мама мне страшно
Мама 125 и больше не грамма
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков. Более 800 тысяч человек скончались от голода в блокадном Ленинграде.
Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.
- Что изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).
Показ презентации «Дети блокадного Ленинграда»
И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Оставшиеся в городе люди, а это женщины, старики, подростки, строили оборонительные сооружения - рыли окопы, противотанковые рвы, тушили бомбы-зажигалки, помогали раненным. Были случаи, когда юные ленинградцы в двух-трёх километрах от фашистов рубили лес, таскали тяжеленные брёвна к лесным дорогам. Гибли от вражеских снарядов, работали от темна до темна, по пояс в снегу, под ледяным дождём. Городу нужно было топливо.
Стихи:
- Маленькую ласточку из жести
Все носили на своей груди,
Это было знаком доброй вести,
Это означало, писем жди.
Этот знак придумала блокада,
Знаем мы, что только самолет,
Только птицы к нам из Ленинграда
С весточкою с родины дойдет!
Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины- но дорога существовала.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4, 5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’
За мужество и героизм город Ленинград получил звание ’’Города- героя’’.
На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины.
Стихи:
-И в землях ближних, землях дальних
Сильнее строк любых гремит
Молчание мемориальных, гранитных, Пискарёвских плит.
Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания.
- Но слышите родные Ленинградцы
Уже разорвано проклятое кольцо,
В слезах от радости и счастья
Сегодня каждое лицо.
Да, ребята, кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.
Скажите, что вам запомнилось и осталось в вашем сердце из сегодняшней беседы?
«Дорога жизни»
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование понятия «Дорога жизни» и её роли в истории блокадного Ленинграда.
Сюжетная линия для детей: участие в телепередаче «Уроки истории»
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «Дорога жизни» и символом блокадного Ленинграда.
2. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни людей в блокадном Ленинграде, характеризуя трагическое течение того времени.
3. Способствовать формированию у детей умения делать выводы и анализировать.
4. Способствовать развитию нравственно - патриотических чувств, сострадания, сопереживания.
Словарная работа: блокада, Ленинград, «Дорога жизни», эвакуация, паёк, фотографии, иллюстрации, вырезки из газет, буклеты, плакаты, эфир, программа, продовольствие, медикаменты. Ладожское озеро, ледяная трасса, фары, бомбардировщики.
Ожидаемый результат: К концу занятия каждый ребёнок будет знать, что такое «Дорога жизни» и как она помогала людям блокадного Ленинграда.
Предварительная работа: Проведён ряд занятий и бесед но темами: «Блокада Ленинграда», «Дети во время ВОВ», «Символ блокадного Ленинграда - 125 гр. хлеба». Познакомились с понятиями телеэфир, телепередача, зрители.
Ход НОД:
Звучит мелодия из Программы «Служу Отчизне»
- Доброе утро, уважаемые телезрители! В эфире программа «Уроки истории». В студии ведущая Татьяна Александровна. В студию я пригласила ребят из детского сада. (дети рассаживаются на стульчики).
- Доброе утро!
- Ребята, я предлагаю вам стать не просто гостями нашей студии, а участниками нашего телеэфира.
- Согласны? Сегодняшнюю тему передачи я называть не буду, попробуйте догадаться сами.
- Посмотрите, в нашей студии организована выставка. Это фотографии, иллюстрации, вырезки из газет, буклеты, плакаты. Что-то вам уже знакомо, а что-то вы видите впервые. Ребята, давайте подойдем к ним. Внимательно рассмотрите экспонаты нашей выставки.
- Как выдумаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?
- Ответы детей.
- Верно, речь в нашей телепередаче пойдет о Великой Отечественной Войне. На прошлой передаче мы с вами говорили об очень трагической странице нашей страны.
- Кто помнит, о чем мы говорили?
- Ответы детей
- Да, мы говорили о блокаде Ленинграда. Что такое блокада? (на экран выводится изображение блокады Ленинграда)
- Ответы детей
-Кто или что являлся символом блокадного Ленинграда? (на экран выводится изображение черного хлеба)
- Вспомните, как жили люди в блокадном Ленинграде?
- Ответы детей
- Молодцы. Вы все запомнили и правильно ответили на вопросы.
- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Запасы продовольствия и медикаменты заканчивались. Необходимо было вывозить раненых, эвакуировать женщин и детей, стариков в безопасные места (на экран выводятся изображения жизни людей в блокадном Ленинграде, изображение раненых, эвакуации женщин и детей).
- Но как доставить продовольствие, медикаменты в Ленинград, как вывезти раненых, как эвакуировать женщин и детей?
- Ответы детей
-Верно, по дороге. Но не простой дороге. Ребята, только одна дорога связывала Ленинград с большой землей, и эта дорога шла по воде, а именно по Ладожскому озеру. «Дорогой жизни» назван путь через Ладожское озеро.
- Давайте подойдем к карте Ленинграда и посмотрим, какой путь нужно было проделать, чтобы доставить все необходимое в город и эвакуировать мирных жителей и раненых. (дети подходят к экрану, на котором выведена карта)
- Как вы думаете трудной или легкой была дорога через Ладожское озеро?
- Ответы детей
- Почему?
- Ответы детей
- Дорога по озеру была очень трудной и опасной. Днём и ночью шли машины по ледяной трассе. (изображение машин, передвигающихся по озеру)
- И зимние ночи были очень темным - в двух шагах ничего не было видно. Фары на машинах включать было нельзя. Как вы думаете почему?
- Предположения детей.
- Фары не зажигали из-за обстрела немецкими бомбардировщиками. Забывали водители об опасности, о сне, многие гибли под бомбёжками, ломались, проваливались в воду машины. Но всё же везли продовольствие, медикаменты в блокадный Ленинград. Вывозили раненых, женщин и детей.
- Дорогой жизни шел к нам хлеб
Дорогой дружбы многих к многим
Ещё не знали на Земле Страшней и радостней дороги.
- Как, вы думаете почему страшней и радостней.
- Ответы детей.
- Ребята, как вы думаете, можно ли водителей машин, которые двигались по Ладожскому озеру во время ВОВ назвать героями?
- Ответы детей
- Почему?
- Предположения детей
- Для того чтобы понять почему я предлагаю вам посмотреть видеофильм, который так и называется «Дорога жизни».
Просмотр видеофильма «Дорога жизни»
- Благодаря мужеству и стойкости людей, немцам так и не удалось взять Ленинград, ни боем, ни осадой, ни голодом. И 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.
- Ребята, подойдите к столу, на котором разложены карточки. Рассмотрите их внимательно. Что является символом блокадного Ленинграда?
- Хлеб
- Выберите картинки, по которым можно определить или рассказать как помогала «Дорога жизни» людям блокадного Ленинграда.
Дети выбирают из выложенных на столах картинки (мука, хлеб, медикаменты, продовольствие, эвакуация людей, боеприпасы, вывоз раненых)
-Сегодня мы с вами говорили об одной из трагических страниц в истории нашей страны - о жизни в блокадном Ленинграде, узнали о «Дороге жизни».
- Ребята, какие чувства вызвала у вас наша сегодняшняя передача? Для чего была проложена «Дорога жизни»?
- Ответы детей
- Что нового вы расскажите своим родителям?
- Ответы детей
- Что вас огорчило больше всего? Что вы запомните навсегда?
- Ответы детей
- «Блокадный хлеб»
Конспект занятие для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.
Задачи:
Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Предварительная работа:
- Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
- Слушание военных песен.
- Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
- Чтение стихов поэтов - ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).
Оборудование и материалы:
- Мультимедийное оборудование;
- Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
- Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
- Образцы хлебных карточек;
- Аудиозапись «Сирена воздушной тревоги», «Звук метронома».
Ход занятия:
Ребята, сегодня 27 января особенный день. День снятия блокады города Ленинграда.
В тот день, прорвав кольцо блокады,
Город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил.
А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены. Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт -Петербург) - ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.
Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)
Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (Слайд 2)
Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года. (Слайд 3)
Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили буржуйки - маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. (Слайд 4)
Фашистские летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги - чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. (Слайд 5)
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. (Слайд 6)
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Карточки - бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба - небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Потеря карточки означала верную смерть.
Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба - это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. (Слайд 7)8
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу.
Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью. (Слайд 8)
В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной грязной воды и спешили к ждущим их матерям. (Слайд 9)
А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). Она спасла тысячи ленинградцев.
Дорога жизни узким коридором
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду. (Слайд 10)
Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться.
Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.
Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.
27 января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.
В честь этой победы был дан артиллерийский салют.
Такого дня не видел Ленинград,
Нет, радости подобной не бывало.
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди. (Слайд 11-12)
В честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. (Слайд 13)
«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске. (Слайд 14)
«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. (Слайд 15)
На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери - родины. (Слайд 16)
На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города - героя.
Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. (Слайд 17)
Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
Хлеб, не объёмное слово
Но по смыслу важнее нет.
Во главе он стоит живого
Без него не проходит обед.
Хлеб миллионы жизней
От смерти спасал ни раз.
Кровью крестьянской, потом
Он доставался для нас.
Чёрствая корочка хлеба
Символ блокады, войны.
Голод для человека
Видимый край беды.
Тянет ручонки ребёнок
Голод стоит в глазах.
Корочку хлеба дайте
Жалостно просит в слезах.
Сердце от боли сжалось
Детские слыша слова.
Возьми малыш, что осталось
Крошки со стола.
Жадным движением ручек
Крошки отправлены в рот.
Словно лесную малину
Он с наслаждением жуёт.
Валерий Куроленко
(Слайд 18)
Используемая литература
1. Воскобойников, В.М. Девятьсот дней мужества / В.М.Воскобойников. - Москва: Малыш, 1987.
2. Дмитриев В. К. Была война, была блокада... Рассказы о блокаде Ленинграда. - СПб: Корона принт,2013