Главные вкладки
Для педагогов
Материалы, представленные на страничке могут быть полезны коллегам. Терпение и творчество, упорство и победа - Вот главные этапы в работе логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya_v_logogruppe.docx | 23.55 КБ |
otkrytoe_zanyatie.docx | 18.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Бурейский детский сад №50 «Теремок»
Консультация для педагогов
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Учитель-логопед
Егорова Анастасия Александровна
пгт Бурея, 2023 год
Консультация для педагогов на тему:
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
Ход консультации
- Вводная беседа.
Одной из ярких тенденций модернизации образования является предоставление государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, дети с нарушениями речевого развития должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более значимой становится проблема поиска эффективных способов работы по коррекции речи.
Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Особую роль в логопедической группе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.
- Принципы и особенности организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя логогруппы ДОУ.
Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей ДОУ организуется в соответствии со следующими целями:
- повышение результативности коррекционно-логопедической работы;
- рациональное распределение занятий логопеда и воспитателей в течение дня для исключения перегрузки детей;
- адекватный подбор форм, методов, приемов и средств коррекционно-педагогической деятельности логопеда и воспитателей, нацеленных как на всю группу детей, так и на отдельного ребенка.
Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:
- совместное изучение содержания программ ДОУ и составление совместного плана работы;
- открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
- обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне них;
- совместная подготовка к детским праздникам;
- разработка общих рекомендаций для родителей.
Функции учителя-логопеда и воспитателя по развитию речевых компонентов дошкольников и неречевых психических процессов, связанных с речью
Таблица 1.
Функции логопеда | Функции воспитателя |
Развитие фонетического компонента языковой системы. | Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков. |
Формирование фонематических процессов. | Учет лексической темы, выбранной логопедом, при проведении всех занятий в группе в течение недели. |
Совершенствование состояния лексического компонента речи. | Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. |
Развитие процесса словообразования имен существительных, имен прилагательных, глаголов. | Формирование связной речи. |
Формирование грамматического строя речи. | Закрепление графомоторных навыков. |
Совершенствование связной речи. | Развитие внимания, памяти, вербально-логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. |
Совершенствование графомоторных навыков и знакомство детей с азами грамоты. | |
Развитие неречевых психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логического мышления, памяти, внимания, воображения. |
Воспитатели выполняют задания учителя-логопеда ежедневно, используя индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работ, а также режимные моменты.
Воспитатели должны знать:
- основные направления коррекционной программы;
- возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников;
- особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и вне учебной деятельности.
Воспитатели должны соблюдать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
- побуждать внимательно слушать других детей;
- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;
- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания.
Воспитатели логопедической группы не должны:
- торопить ребенка с ответом;
- перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично дать образец правильной речи;
- заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными у него звуками;
- давать заучивать тексты и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов, в совместной деятельности взрослого с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей.
Логопед совместно с воспитателями ДОУ оформляет родительский уголок, готовит и проводит родительские собрания.
- Заключение.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателей и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе.
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека. Правильная, грамотная речь – показывает, готовы ли дети к обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и чтение.
Правильно спланированные занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в разных видах деятельности детей. Такое взаимодействие создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую среду.
Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателей в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные доброжелательные, социально приемлемые отношения.
Литература
- Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
- Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду, 2007, № 9 (24).
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
- Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
- Смирнова Л.Н. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя /Научно-методический журнал Логопед, 2008, № 2
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Бурейский детский сад №50 «Теремок»
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Звуки [В], [Ф]»
Учитель-логопед
Егорова Анастасия Александровна
Пгт Бурея, 2024 год
Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста со звуками [В], [Ф] и буквами, которые их обозначают.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная:
- закреплять умение давать характеристику согласным звукам;
- познакомить с буквой В;
- формировать процессы анализа и синтеза.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение составлять небольшие по объёму предложения; отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать фонематический слух;
- упражнять в образовании множественного числа имён существительных.
- Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей усидчивость, внимательность к ответам других;
- формировать эстетическое восприятие.
Оборудование: схема характеристики звуков, картинка мальчика, картинка девочки, фишки для звукового анализа, картинки для физминутки, карточки-буквы, слоговая таблица с буквами В-Ф, индивидуальные карточки (тест-закрепление), простые карандаши, фишки-эмоции, логопедическая медаль, степлер.
Ход деятельности.
- Организационный момент.
Сядьте тихо и неслышно
(садятся)
Будем мы сейчас трудиться
И задания нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!
- Актуализация знаний
Учитель-логопед:
- На какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (произносятся долго, нараспев, воздух не встерчает преград на своем пути, всегда с участием голоса)
- Каким цветом в звуковом анализе обозначаем гласные звуки? (красным)
- Какие звуки называем согласными? (воздух встречает преграды, состоят из шума и голоса или только из шума)
- Какими могут быть согласные звуки?(звонкими и глухими, мягкими и твёрдыми)
- Каким цветом обозначаем твердые согласные звуки? А мягкие? (синим, зеленым)
- Изучение новой темы
Учитель-логопед:
- Сегодня мы будем продолжать знакомиться со звуками. А какие это будут звуки, Вы сами чуть позже скажите. Для этого давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика и девочки.
Это Фома и Варя.
- Как зовут мальчика? (Фома)
- Какой первый звук в его имени? Дайте характеристику этому звуку
[Ф] – согласный, твёрдый, глухой, обозначаем синим цветом
Каждая характеристика проверяется педагогом и детьми
- Составьте звуковую модель имени Фома
Один ребенок составляет на доске, остальные в своих тетрадях
- Сколько слогов в имени Фома? (2 слога)
- Как зовут девочку? (Варя)
- Какой первый звук в её имени? Дайте характеристику этому звуку
[В] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом
Каждая характеристика проверяется педагогом и детьми
- Составьте звуковую модель имени Варя
Один ребенок составляет на доске, остальные в своих тетрадях
- Сколько слогов в имени Варя? (2 слога)
- Молодцы! Так о каких звуках мы сегодня с вами говорим на занятии? (о звуках [В], [Ф])
-Ребята, посмотрите, Фома принес нам какие-то карточки. Рассмотрите и скажите, что на них изображено? (девочка прыгает, мальчик приседает)
Фома предлагает нам тоже подвигаться и поиграть. Хотите?
- Физминутка
Учитель-логопед:
- Когда услышите звук [В] – приседаете, услышите [Ф] – подпрыгивайте
Уровень звука: [К] [С] [В] [М] [В’] [В] [З] [Б] [Ф] [В] [Ф] [Ф'] [В] [Ф]
Уровень слога: [СО] [АК] [АВ] [ФО] [ФЭ] [ВЭ] [АВ’]
Уровень слова: вилка, варежки, вьюга, филин, волк, виноград, ворона, Фунтик, снеговик, волосы, дверь, василёк, кофта.
Молодцы, ребята, садитесь!
- Работа с буквой
Учитель-логопед:
- Ребята, посмотрите, Варя тоже принесла нам карточки. Рассмотрите и скажите, что на них изображено? (буквы)
- Назовите их: А, И, О, У ,Ы, Э. Какие звуки они обозначают? (гласные звуки)
- На что похожа буква В? Ф?
-Ребята, Варя предлагает нам прочитать слоги с новыми буквами.
На доску вывешивается слоговая таблица. Чтение слогов хором, по очереди, по одному
ВА | ВО | ВЫ | ФА | ФО | ФЫ | |
ИВ | ВУ | АВ | ИФ | УФ | АФ | |
ОВ | УВ | ЫВ | ОФ | ФУ | ЫФ |
- Закрепление полученных знаний
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
- Итог занятия
Учитель-логопед:
- Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили?
- Дайте характеристику этих звуков
- Молодцы!