Формирование математических компетенций на уроках в начальных классах

Формирование математических компетенций на уроках в начальных классах, мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс, обмен опытом131.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование математических компетенций

на уроках в начальных классах» мастер –класс

Шубина О.Е., учитель начальных классов,

МБОУ «Боханская СОШ№1»

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция и др.

К числу таких тенденций относится и компетентностный подход.

Компетентностный подход является одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России. Предполагается, что в основу обновленного содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников.

Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются и предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Одной из составляющей этой компетенции является математическая грамотность.

Математическая грамотность - это способность человека рассуждать математически и формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в различных контекстах реального мира. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.

Типы учебных задач: (в математике)

1. задания, в которых имеются лишние данные;

2. задания с противоречивыми данными;

3. задания, в которых данных недостаточно для решения;

4. многовариативные задания (имеют несколько вариантов решения).

Задача учителя по формированию новых компетенций при работе с учащимися предполагает работу применения новых знаний, нового способа по выработанному алгоритму. Для этого учитель предлагает ученикам решить ситуационные, практико-ориентированные задания, задачи открытого типа.

Типы задач:

1. Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах; в ходе анализа условия необходимо «считать информацию», представленную в разных формах, сконструировать способ решения.

2. Межпредметные задачи: в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области. Для решения нужно применять знания из соответствующих областей; требуется исследование условия с точки зрения выделенных предметных областей, а также поиск недостающих данных, причем решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими обучающимися.

3. Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой ребенок встречается в повседневной своей практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося. Данные задачи должны быть взяты из реальной действительности.

4. Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей. Решение ситуационных задач стимулирует развитие познавательной мотивации обучающихся, формируют способы переноса знания в широкой социально-культурный контекст.

- Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поработать в группах. (Приложение)

- Выполняя задание, вы проявили свои способности мыслить неординарно, креативно.  Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

Спасибо за внимание!

 

Приложение.

1. «Ограничение высоты»

https://cheboksary.znakipv.ru/upload/iblock/bbd/a912c1c49b375be6404e8f6c8e2656b7.jpg

Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется _______________________________________________________

Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту. Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает проезд?

В ответе укажите номер правильного варианта.

1)  молоковозу высотой 3770 мм

2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм

3) авто-топливо заправщику высотой 2900 мм

4) автоцистерне высотой 3350 мм

Ответ: ________________

        

2. Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой.

По рисунку определите, сколько бумаги (в см2)  необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов).

https://boxru.ru/upload/iblock/e97/e97fcbdb851460a334907c4a203bf652.jpg

Ответ: ___________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

3.  Прочитайте текст и выполните задания 1-2

Москвич Пётр Петрович решил отправиться на два дня в Санкт-Петербург в гости к своему бывшему однокласснику. Он купил билет на поезд, который отправляется с Ленинградского вокзала в 15:00

1. В какое время Петру Петровичу нужно выйти из дома, если:

  • От дома до ближайшей станции метро идти 10 минут;
  • На метро ехать 7 мин.;
  • От станции метро до железнодорожной платформы идти 20 минут;
  • Рекомендуется прибыть на вокзал за 30 минут до отправления поезда?

Запишите ответ и решение.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

2. Пётр Петрович и его одноклассник Иван Иванович решили отправиться в Большой Петергофский дворец. В музей с ними пошли жена Ивана Ивановича, которая является членом Международного совета музеев, а также двое из детей – шестиклассник и дошкольник.

Перед входом они увидели объявление о ценах на этот день:

Входной билет – 1000 р.

Льготное посещение:

- лица, не достигшие 16-летнего возраста, оплачивают половину стоимости входного билета.

Бесплатное посещение:

- дети дошкольного возрасти;

- члены международного совета музеев;

- члены Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры;

- лица, имеющие социальные льготы (например, ветераны войны и труда).

Иван Иванович решил оплатить билеты всей группе.

Докажите, что на все билеты Ивану Ивановичу потребуется менее 3000 р.