Педагогам

Загурская Светлана Александровна

Уважаемые педагоги!

В данном разделе размещены материалы к урокам и внеурочным занятиям; материалы по воспительной работы; разработки для ДОЛ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание №1

«Как поддержать в школьнике желание учиться»

2 класс

Цель собрания: рассмотреть причины нежелания ребёнка учиться; научить родителей принимать необходимые меры.

Предварительная подготовка к собранию: создать и распечатать памятку для родителей «Советы, как мотивировать школьника учиться».

Ход родительского собрания

Здравствуйте, уважаемые родители. Предлагаю начать наше родительское собрание на тему «Как поддержать в школьнике желание учиться» с цитаты великого советского педагога – новатора Василия Александровича Сухомлинского.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

                                                                                                          В.А.Сухомлинский

Многие родители, у которых есть дети школьного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

Одна из основных проблем современной педагогики – отсутствие желания и интереса детей учиться, получать знания.

  • У одних детей мотивация у к учебному процессу исчезает, не успев появиться
  • У других – по разным причинам утрачивается со временем

У каждого родителя есть свое мнение о воспитании. Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных людей, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей, тем самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок, общения с друзьями, среди таких родителей встречаются и те, кто прибегает к старым проверенным методам, как ремень.

Мотивация учения – уникальный процесс, направленный на побуждение, направление и организацию поведения учащегося, который придает значимость и личностный смысл учебной деятельности.

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая.

А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует, или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

Замечали ли вы, что у вашего ребенка пропадает желание учиться?

Первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый — пятый раз оставался совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше — еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов, в зависимости от стиля воспитания, разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны, но, самое главное, это стимулирует вас, родителей, к самосовершенствованию в течение всей жизни. Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость.

Для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того, чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа — это каторга. Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…

Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике. Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к неуспеваемости и интеллектуальной пассивности.

Так с чего же все начинается? Давайте рассмотрим причины нежелания ребёнка учиться.

  1. Трудности самоорганизации

Главные причины нежелания учиться у младших школьников — невозможность самостоятельного обучения, планирования времени, ответственности за выполнение домашних заданий. В младшей школе с подобным сталкиваются многие родители, но это скорее, особенность этого возраста, а не реальная проблема. Важно помочь ребенку планировать свое время и расставлять приоритеты. Также важно не зацикливаться на учебе, измеряя все его действия успехами в этом поприще.

  1. Повышенная нагрузка

Обеспечить ребенку интересный досуг, новое хобби или времяпрепровождение — забота каждого современного родителя. Подсчитав количество кружков или секций, прибавив занятия с репетиторами, а также выполнение домашних заданий, получится, что ребенку совершенно не хватает энергии и времени на «обязательную программу». Разумеется, внешкольное развитие чрезвычайно важно, но здесь лучше ориентироваться на личные качества ребенка, а не на веяния моды или нереализованные взрослые мечты.

  1. Страх неуспешности

Каждый родитель (и не только) знаком с таким чувством, ведь формирование самооценки происходит еще в детском возрасте. При чрезмерном внимании к этому аспекту жизни, у ребенка может появиться подсознательная боязнь не угодить авторитету – взрослому, быть недостойным неудачником. Избавить от подобной фобии достаточно трудно, важно действовать постепенно и без лишнего давления. Поддержка родителей, личный «защищенный тыл» должна быть беспрекословной, ведь только так можно вырастить целеустремленную, уверенную в своих силах личность.

  1. Неадекватные ожидания

Праздник оказался слишком коротким, за ним последовали будни, и оказалось, что в школе надо не только веселиться, но и трудиться и привыкать к новым правилам. Неоправданные ожидания порождают разочарование, обиду, нежелание смириться с реальностью, и в результате могут привести к стойкому отвращению к объекту, которые эти ожидания вызвал, в данном случае — к школе.

Взрослым даже сложно представить, какие фантазии о школе могут возникнуть в голове у ребенка.

Очевидно, что избежать риска снижения мотивации по первой причине можно, если формировать у ребенка представления о школе, близкие к реальности. Подробно рассказывайте ему, как будут проходить уроки и перемены, что ждет его в школьной столовой, библиотеке и других местах. Поиграйте в школу, это самый лучший способ для ребенка заранее потренироваться быть учеником. Вашими помощниками также станут книги, мультики и кинофильмы о школе.

  1. Усиленная подготовка перед школой

Как ни странно, подготовка к школе не должна быть избыточной. «Разве может быть слишком много знаний?» — спросите вы. Оказывается, может. Многие родители отдают детей на курсы подготовки, программа которых часто во многом дублирует программу первого класса. Придя в школу, дети не получают почти ничего нового, особенно в начале учебного года, а это как раз важный период для развития мотивации. Они не чувствуют движения вперед в своем развитии и переключают внимание на другие, более увлекательные вещи, а школа отходит на второй план.

  1. Низкая познавательная активность

Желание учиться возникает тогда, когда человек видит в этом смысл, а смысл появляется, если есть потребность в новых знаниях. Однако современные дети, как и взрослые, находятся в перенасыщенной информационной среде. Информация не просто легко доступна, они нам активно навязывается. Ребенок тоже получает избыточный поток контента, поданного красиво и увлекательно. Школьные знания на этом фоне «теряются», особенно если их актуальность не очевидна для ребенка. К тому же для их усвоения надо еще потрудиться.

Теперь предлагаю ознакомиться с советами по мотивированию ваших детей к учёбе.

Памятка

1. Контролируйте учебу, а не ребенка

Обычная картина в семье: над ним, как коршун, нависает мама (реже папа или бабушка) и оценивает каждую букву в прописи, подсказывает, какой карандаш взять для раскрашивания картинки и периодически проверяет скорость чтения с секундомером.

Такой жесткий контроль, во-первых, ничему ребенка не учит, вернее, учит бездумно и беспрекословно выполнять указания старших – не самый полезный навык. Во-вторых, способен отбить интерес к учебе даже у самых позитивных первоклашек.

Что делать:

Конечно, невозможно бросить малыша на произвол судьбы и школы, вы обязаны помочь ему адаптироваться к новой жизни и приспособиться к ее режиму. Помочь адаптироваться – а не учиться вместо ребенка! Поэтому возьмите под строгий контроль условия, а не сам процесс. Следите, чтобы ребенок высыпался, полноценно питался и проводил время на свежем воздухе. Постарайтесь, чтобы за домашнее задание ребёнок сел тогда, когда его трудоспособность достигнет суточного пика, убедитесь, что у него есть все необходимое для его выполнения и суть упражнений ему понятна. И… оставьте его в покое.

2.     Покажите, что учеба интересна сама по себе

Вторая ошибка родителей – мотивировать ребенка к учебе неучебными целями. На первый взгляд, это кажется странным, однако так делают почти все. «Закончишь уроки – поиграем в настольный футбол!» - обещает папа, незаметно даже для себя противопоставляя учебу и игру. Если одно из них, очевидно, приятное и увлекательное занятие, то что же второе? Скучная и неприятная рутина, с которой нужно покончить поскорее?

Что делать:

Подчеркивайте ценность результата, достигнутого ребенком, когда будете обсуждать с ним его достижения. Крючки в прописи ровные, хоть на выставку. Умеешь складывать двузначные числа? Не может быть, покажи! Нарисовал яблоко? Как настоящее! Интересуйтесь у ребенка, что он узнал сегодня в школе и постарайтесь дополнить и разнообразить его новые знания.

3.     Сделайте внеучебную жизнь насыщенной

Постарайтесь, чтобы жизнь ребёнка не замыкалась только на учёбе, и у него была отдушина в виде увлечений — спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.

4.     Ставьте перед ребенком достижимые цели

Ребёнок еще не в состоянии осознать, что крючочки и палочки в прописи – первый шаг на пути к вершине его профессиональной карьеры. Никакие угрозы из серии «не будешь учиться – придется работать дворником» на него не действуют. Цель должна быть понятна и достигнута в течение трех дней, максимум – недели!

Что делать:

Часто учеба кажется детям бесконечным монотонным процессом, в котором нет и не может быть какого-то очевидного промежуточного результата. Поставьте перед ребенком понятную цель – например, научиться за неделю решать определенный тип примеров, читать с заданной скоростью, выучить таблицу умножения на три и на пять.

5.     Не завышайте ценность отметок

Часто родители ставят перед ребенком цель, как им кажется понятную, достижимую, а главное – легко осязаемую: получить пятерку за домашнее задание (за контрольную, в четверти, стать круглым отличником). Но отметка – это лишь вспомогательный инструмент, ведь цель занятий – достижение определенного интеллектуального уровня, а не табель с пятерками. В семьях, где интересуются исключительно отметками, дети часто страдают «синдромом отличника», который мешает им получать удовольствие не только от учебы, но и от жизни.

Что делать:

Главный критерий успеха ребенка – не отметка, а то, что сегодня он сделал что-то лучше, чем вчера. Обратите внимание, что буквы стали ровнее, при списывании он допустил меньше ошибок, решил пример, который накануне вызвал затруднения. Именно это создает ощущение непрерывного движения вперед.

6.     Не сосредотачивайте все внимание ребенка на учебе

Наконец, еще одна популярная ошибка, которую часто совершают родители первоклашек: ведут себя с ребенком так, словно кроме школы и учебы ничего в его жизни не существует. Обсуждают исключительно школьные дела. Проводят совместное время только за выполнением или проверкой домашних заданий. Хвалят только за школьные успехи (и ругают, соответственно, только за низкие отметки). Ребенок быстро начинает ассоциировать себя только с этой стороной жизни. Но это так же неправильно, как если бы близкие оценивали вас исключительно как сотрудника! Получила премию – хорошая мама, не получила – так себе… Чрезмерное внимание к школьным делам сказывается на самооценке ребенка. Неудовлетворительная оценка (со всеми случается) занижает самооценку, но и сплошные пятерки тоже мешают адекватно оценивать свои силы.

Что делать:

Обязательно ищите, за что можно похвалить ребенка. Три искренних похвалы каждый день – это минимум, и они не могут все быть завязаны на настроение учительницы Марииванны. Обращайте внимание на успехи малыша в спорте, если он ходит в спортивную секцию, или в творчестве, если он занимается музыкой или рисованием. Цените его помощь в домашних делах, доброту и внимательность по отношению к бабушке с дедушкой, младшим братьям и сестрам, домашним питомцам. Ваш ребенок – все еще ваш ребенок, хотя он и стал учеником первого «А».

7.     Обучайте ребёнка в игровой форме

Игра — это уникальный инструмент педагогического воздействия. Если ребёнок не хочет учиться или у него что-то не получается, вы всегда можете придумать игру, при выполнении которой он сможет выполнить данные вами задания.

Это могут быть интеллектуальные игры-упражнения, игры-тренинги, основанные на соревновании. Школьникам они показывают уровень их подготовленности и тренированности. Путём сравнения с противоположной командой ученики сами видят свои пробелы в знаниях, это побуждает в них познавательную активность.

Игровая форма не предполагает стандартного оценивания ученика, поэтому можно вызвать интерес даже у отстающих детей.

8.     Поддерживайте ребёнка в его увлечениях

Не навязывайте свои любимые занятия, позвольте ему заниматься своим хобби. Помогите детям открыть их скрытые таланты или развить уже имеющиеся, пусть они свободно выбирают то, что их увлекает.

9.     Минимизируйте стрессы

Расскажите детям, как вы сами преодолевали трудности в школе, как справлялись со сложными задачами. Покажите, чего вы достигли сейчас, когда прошли этот путь. Вместе поговорите о своих неудачах и страхах.

Ребёнок всегда должен знать, что его услышат, а проблемы не будут преувеличены. Объясните, что стресс является неотъемлемой частью жизни, научите с ним справляться, чтобы в будущем ребёнок сам смог преодолевать его.

Заключение

Мотивация младшего школьника к учёбе — задача необходимая, но в то же время родителям важно не переусердствовать и позволить ребёнку пережить собственный опыт, осознанно пройти период адаптации к школе и сформировать желание не просто получать хорошие оценки, а искренне тянуться к знаниям.

Есть ли у вас какие-то вопросы? Я готова на них ответить.

Спасибо за внимание, до свидания.

 



Предварительный просмотр:

Список литературы и интернет сайтов по внеурочной деятельности в начальной школе с аннотацией

  1. Современный Учительский портал http://easyen.ru/ 

Портал объединяет людей из многих городов и стран, связанных одним общим делом - обучением подрастающего поколения, открыт для всех желающих. Большое количество разработок уроков и внеклассных мероприятий. Публикуются работы учащихся.

  1. http://www.solnet.ee/school/index.html  - Виртуальная школа официального детского портала «Солнышко». Содержит очень много детских материалов по всем областям знаний, предназначенных для дошкольника и младшего школьника. В том числе можно найти множество сказок как современных авторов так и классиков.
  2. http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». Сказки, великие сказочники, головоломки, курьезные факты из жизни ученых, конкурс литературного творчества, калейдоскоп необычных сведений из мира животных и истории, рассказы о легендарных воинах разных времен и народов
  3. http://www.n-shkola.ru Журнал «Начальная школа». Журнал «Начальная школа» является уникальным методическим пособием, универсальным по своему характеру: в нем публикуются материалы по всем предметам и курсам для каждого класса начальной школы, официальные документы Министерства образования и науки РФ
  4. http://nachalka.info/ - красочные ЦОР для начальной школы по различным предметам (русский язык, математика, английский язык, окружающий мир).
  5. https://stranamasterov.ru/ Здесь можно найти техники рисования, лепки и конструирования, информацию о выставках, конкурсах, мастер-классах и онлайн-мероприятиях.
  6. LearningApps.org. - конструктор для создания интерактивных упражнений по разным учебным предметам
  7. Учи.ру — образовательная онлайн-платформа с интерактивными уроками по основным школьным предметам https://uchi.ru/
  8. http://shagiyspeshnosti.ru/?yclid=5769284603804650625
    Уникальные пособия по развитию познавательных процессов и формированию универсальных учебных действий.
  9. https://kladraz.ru/scenari/dlja-shkoly/scenari-meroprijatii-i-prazdnikov-dlja-1-2-3-4-klasov На сайте размещены:
  • Сценарии праздников в начальной школе.
  • Праздники и мероприятия для младших школьников
  • Сценарии осенних, зимних, весенних и летних праздников для учащихся начальных классов
  • Внеклассные мероприятия для учащихся 1-4 классов
  1. Социальная инфраструктура как ресурс организации внеурочной деятельности учащихся (МАОУ СОШ № 29 г. Липецка «Университетская»): Методическое пособие / Под ред. Донских М.В., Хроменковой О.О. – М., 2016. – 89 с.

В методическом пособии представлен опыт МАОУ СОШ № 29 «Университетская» г. Липецка по организации внеурочной деятельности обучающихся: формы, на-правления, содержание на разных уровнях общего образования, ее развитие в усло-виях сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования, культуры и спорта; ресурсы межведомственного взаимодействия, социального партнерства институтов социализации в организации внеурочной деятельности.

  1. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42

Журнал «Вестник научных конференций». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77-62122 от 19.06.2015 г. Учредитель: ООО «Консалтинговая компания Юком». Журнал предназначен для научных и педагогических работников, преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов с целью использования в научной работе и учебной деятельности.

  1. Мирюскевич А.Н., Котова С.А. Проектирование форм и видов внеурочной деятельности в начальной школе / А.Н. Мирюскевич, С.А. Котова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2019. – Т. 10. - № 2. – С. 9-14

Статья посвящена проблеме организации внеурочной деятельности в начальной школе. Рассматриваются различные виды и формы внеурочных занятий, их выбор. Обсуждаются проблемы и риски проектирования внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

  1. Нечепаева С.А., Шамшева Г.В. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. - № 3. – С. 191-195

Авторы знакомят педагогическую общественность с возможностями реализации внеурочной деятельности в рамках линейного расписания общеобразовательной школы, а также показывают практические возможности ознакомления обучающихся в течение одного учебного года с несколькими направлениями внеурочной деятельности с целью выбора собственного интересного направления, возможно профессионального пути.

  1. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112

В статье приведены результаты эмпирического исследования, отражающего опрос учителей начальной школы. В ходе опроса определена эффективная форма организации внеурочной деятельности с обучающимися; проанализированы затруднения, которые испытывают педагоги в процессе организации внеурочной деятельности; выявлены источники информации по организации внеурочной деятельности; представлен анализ полученных результатов.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «КАКОЙ Я?»

Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов

Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития самооценки:

Протокол методики “Какой я”

№ п/п

Оцениваемые качества

личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

1

Хороший

 

 

 

 

2

Добрый

 

 

 

 

3

Умный

 

 

 

 

4

Аккуратный

 

 

 

 

5

Послушный

 

 

 

 

6

Внимательный

 

 

 

 

7

Вежливый

 

 

 

 

8

Умелый (способный)

 

 

 

 

9

Трудолюбивый

 

 

 

 

10

Честный

 

 

 

 

10 баллов - очень высокий 

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий

Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

МЕТОДИКА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младший школьный

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование

Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:

1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?

А    Нравиться      Б     Не очень нравиться             В     Не нравиться

2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?

А    Сделаю замечание и помогу убрать

Б     Сделаю замечание и подожду пока он все уберет

В     Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать

3. Ты   взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?

А   Отремонтирую книгу или попрошу своих  родителей купить новую                              Б     Незнаю

В     Тихонько отдам, чтобы не заметили

4.Ты поступишь, если в школьной столовой  во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

А    Извинюсь и уберу за собой         Б     Незнаю   В  Ничего делать не буду, есть же уборщица

5. Часто ты  приходишь в школу в грязной одежде?

А    Нет                Б     Иногда                  В     Да

6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя  и спрятал(а) ее?

А    Помогу другу извиниться перед учителем  и признаться в поступке

Б     Скажу другу, что надо извиниться перед учителем  и признаться в поступке, но пусть извиняется сам

      В     Сделаю вид, что не заметил

7.Часто ли ты уступаешь  место в автобусе пожилому человеку или женщине?

А    Часто              Б     Иногда                 В     Почти никогда

8.Часто ли  ты предлагаешь  друзьям (подругам) помощь в уборке класса?

А    Часто                Б     Иногда                    В     Почти никогда

Обработка данных:

За первый ответ (А) – 2 балла,

За второй ответ (Б) – 1 балл,

За третий ответ (В) – 0 баллов.

Интерпретация:

Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.

     Средний    уровень (6-11 баллов):     такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.

      Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета  интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и  отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками,   взаимоотношениях с учителем.

«Рисунок человека»

(Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 160с.)

Цель: Изучение личностных особенностей.

Инструкция: Перед ребенком вертикально кладется лист бумаги, простой карандаш, ластик. «Нарисуй человека всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как ты умеешь».

Интерпретация:

Определенные признаки рисунка могут отражать такие психологические качества и состояния, как агрессивность, тревожность, страхи, сниженное настроение, проблемы в сфере общения.

Агрессивность:

Изображены большие зубы, Ноздри

Руки скрещены на груди, Руки за спиной Рука как боксерская перчатка

Пальцы похожи на гвозди, шипы

Оружие, наличие острых предметов

Тревожность, страхи:

Штриховая линия, Штриховка изображения

Множественность линий

Негативные самооценочные высказывания,

Стирания и исправленные линии

Глаза с зачерненными зрачками, в черных  очках, большие пустые глаза

Большое количество однотипных деталей

Волосы сильно заштрихованы

Голова в профиль, тело анфас

Проблемы в сфере общения (интровертность, аутизация, контактность)

Угловатость фигуры

Кисти резко уменьшены, отсутствуют

Ноги плотно сведены,  Руки прижаты к телу

Рот отсутствует, Глаза отсутствуют, Пустые глаза

Руки отсутствуют, сильно укорочены

Руки за спиной, скрещены на груди, уперты в бока

Методика «ЛЕСЕНКА»

Цель: выявление уровня развития самооценки.

Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.

Возраст:  1- 4 класс.

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

         Учащимся предлагается следующая инструкция:

Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (учитель показывает на доске).

На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую   ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша  учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а  папа?

Критерии оценивания:  1-3 ступени – низкая самооценка;

                                         4-7 ступени – адекватная самооценка;

                                         8-10 ступени – завышенная самооценка.