Консультации для педагогов.

Волжина Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

Гимнастика после сна

     Гимнастика (от греч. «гимнос» - обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка.

       Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность ребенка к разнообразной деятельности.

       Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года необходимо использовать различные варианты гимнастики.

Упражнения можно выполнять из разных положений: лежа на боку, животе, сидя. После выполнения упражнений в постели дети встают и выполняют несколько движений (ходьба на месте, обычная ходьба, ходьба по массажным коврикам). Затем дети переходят в групповую комнату, которая должна быть хорошо проветрена и иметь температуру 19-17*С. В групповой комнате дети под музыку выполняют произвольные танцевальные или музыкально-ритмические и другие движения, также используется любой комплекс танцевально-ритмической композиции. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

        Гимнастика игрового характера состоит из 3-6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают образы ("лыжник", "гимнаст", "конькобежец", "Петрушка" и т. д.). Используя одни и те же образы можно создать целые представления.

    Пробежки по массажным дорожкам - как один из вариантов гимнастики после сна, который желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и проводить ежедневно по 5-7 минут. Массажную дорожку расположить в любом свободном месте - спальне, игровой, раздевалке. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики с шипами, пластмассовые коврики с шероховатой поверхностью, змейка, дорожки с нашитыми косичками).

Начинаем с обычной ходьбой по массажным дорожкам, в быстром темпе, плавно переходя на бег 1-1,5 минуты и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в течение 2-3 минут, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке. Введение в двигательный режим непрерывного бега в среднем темпе способствует развитию выносливости, координации движений, формированию стопы и укреплению организма ребенка. Дети занимаются в одних трусиках и босиком. После проведения любого вида гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры.



Предварительный просмотр:

Использование корригирующих упражнений

        Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования.

       Любые нарушения осанки – всегда признаки неблагополучия в детском организме, спутники неблагополучия в детском организме, спутники многих хронических недугов. Они затрудняют работу сердца, дыхательной, нервной, да что перечислять почти всех систем.

      Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и физическое развитие.

 Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них отмечается плохое самочувствие и повышенная утомляемость. Обратить внимание на осанку ребенка важно  еще и потому, что с началом обучения в школе маленькому ученику придется  длительное время сидеть за столом. За партой, т.е. статическая нагрузка, самая тяжелая для ребенка, будет очень большой. Даже если у малыша до школы все было в порядке – это фактор риска для его здоровья. А уж если нарушения были еще до школы – риск возрастает вдвойне.  Вот еще одна причина будущих проблем.

На формирование осанки большое влияние оказывает состояние сводов стопы. Нередко плоскостопие становится причиной сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма.

   Большая часть отклонений нарушений осанки носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушением симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и двигательной активности.

Мы с вами не врачи и не можем лечить. Но может предлагать детям выполнять упражнения, направленные на профилактику  нарушений осанки и плоскостопия (корригирующие упражнения).

 Это ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на внешней стороне стопы.

В числе упражнений, способствующих закреплению правильной осанки, основными  являются упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, живота. С целью выпрямления позвоночника и правильного держания головы необходимы упражнения, во время  которых ребенок одновременно вытягивает вверх руки и поднимает голову. Эти упражнения можно давать из И.П. «лежа», сидя. Такие упражнения можно включать в гимнастику после сна, лежа на кровати. Дети любят и знают эти упражнения: «велосипед», «ножницы», упражнения на пресс, разнообразные наклоны, повороты туловища с разным положением рук,  «лодочка»,  «кошка», «потягивание» и т.д.  Для профилактики  плоскостопия можно использовать мелкие предметы для сбора, переноса их (пуговицы, прищепки для белья, пуговицы, катушки от ниток и т.д.). Ходьба по пуговичной, ребристой  дорожке, по «травке», камушкам, т.е. босохождение на носках, на пятках, на внешней стороне стопы и т.д.

Профилактика и устранение нарушений осанки и плоскостопия  – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания. А дети подготовительных групп уже могут сами характеризовать правильную осанку.



Предварительный просмотр:

За последнее время неспецифические заболевания легких по их значению в заболеваемости, индивидуальности и смертности населения во многих странах мира по данным экспертной комиссии Всемирной организации здравоохранения выдвинулась на третье место, уступая лишь сердечно-сосудистым и злокачественным заболеваниям. Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест и в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Указанное придает проблеме новое качество – необходимо не только лечить ребенка, но и реабилитировать его функциональные и физические возможности, с тем, чтобы не допустить утраты его трудоспособности.

У маленьких детей дыхательный центр недоразвит, а нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, в связи с чем тонус общей мускулатуры бронхов может меняться, что ведет к изменению просвета бронхов (увеличивается или уменьшается). Этим же объясняется неустойчивый ритм дыхания — промежуток между вдохом и выдохом неравномерный. На глубину дыхания и его ритм влияют эмоциональные моменты (плач, крик, радость). С возрастом регуляция дыхания постепенно совершенствуется. Дети старшего возраста уже могут произвольно менять глубину и частоту дыхания.

Грудная клетка у маленького ребенка выпуклая, относительно короткая, ребра расположены горизонтально и под прямым углом к позвоночнику. Она находится как бы в состоянии максимального вдоха, поэтому увеличение емкости грудной клетки при дыхании невозможно за счет поднятия ребер. Полость грудной клетки у ребенка относительно мала.

Дыхательные растяжения легких ограничены. Легкие расширяются главным образом в сторону податливой диафрагмы, хотя в раннем возрасте сокращения диафрагмы также слабы. К числу причин, затрудняющих движение диафрагмы и обмен воздуха в легких, относится высокое ее расположение, заглатывание воздуха в желудок, метеоризм. В связи с особенностями строения грудной клетки дыхание у детей раннего возраста брюшное и поверхностное. Однако потребность в кислороде, в связи с повышенным обменом, велика, и это компенсируется большой частотой дыхания — до 50— 60 в 1 мин у новорожденного. С возрастом меняется тип дыхания: вначале оно становится смешанным, а к 5—7 годам переходит в грудное.

Составными анатомическими частями верхних дыхательных путей являются нос и околоносные пазухи, глотка, гортань и трахея. Верхние дыхательные пути взаимосвязаны с органами слуха, зрения, мозгом и отделами дыхательной системы (бронхами, легкими). Полость носа выполняет дыхательную, обонятельную и резонаторную функции. По дыхательным путям проходит вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Анатомо-физиологическими особенностями дыхательных путей у детей раннего возраста являются сравнительная их узость и значительная чувствительность слизистой оболочки к температурным, механическим и химическим раздражителям, которые вызывают воспалительные заболевания носа и через нервные окончания в слизистых оболочках могут привести к нарушению функции дыхания всех  отделов дыхательной системы. При слабых защитных свойствах организма ребенка эти расстройства приобретают хроническое течение. При заболеваниях верхних дыхательных путей у детей отмечается поверхностное дыхание, грудная клетка уплощена, особенно в верхних отделах, брюшные мышцы расслаблены, осанка вялая, наблюдается усиление грудного кифоза  и поясничного лордоза, крыловидные лопатки.

Наша цель – научить ребенка правильному ритмическому дыханию при движении. К физическим упражнениям относятся ходьба и несложные упражнения во время ходьбы, общеразвивающие упражнения и упражнения для коррекции и формирования навыков правильной осанки. Особое внимание уделяется обучению детей правильному дыханию через нос, умению сочетать это дыхание с движением.

Прежде чем обучать детей правильному дыханию, нос освобождается от слизи.

Для выполнения правильного дыхания проводят следующие упражнения: сделать медленный вдох и выдох через одну ноздрю, вдох и выдох через обе ноздри, вдох – через правую ноздрю, выдох – через левую и наоборот, вдох – через нос, выдох – через рот. При выполнении упражнений ребенок может сидеть или стоять. Голова ребенка расположена прямо, большими пальцами поочередно закрывают правую и левую ноздрю. Продолжительность вдоха и выдоха – 4-6 с, затем следует самомассаж крыльев носа, проведение указательными пальцами по крыльям носа во время вдоха и постукивание по ним во время выдоха.

Детей 2-6 лет можно научить правильному дыханию с помощью надувных игрушек или игры  в «бульканье». Для этого берут бутылочку или миску и погружают в нее трубочку, другой конец дает в рот ребенку.  Следят за тем, чтобы ребенок вдыхая носом (при этом вода не попадает в рот), а выдыхал ртом (воздух выходит в бутылку с громким бульканьем).

После обучения дыханию носом нужно переходить к упражнениям в верхнегрудном дыхании, которое обычно бывает ослаблено.

Проводятся динамические дыхательные упражнения в разных положениях вместе с гимнастическими упражнениями для увеличения подвижности корпуса, дыхание в ходьбе и во время бега. Для исправления осанки при плоской спине проводятся интенсивные упражнения в локализованном дыхании – формируется полное дыхание. Для выпрямления позвоночника тренируются мышцы спины, особенно лопаточные и ромбовидные, для этого детей обучают сознательно сводить и опускать лопатки. Подбираются упражнения для укрепления плечевого пояса и увеличения его подвижности, сочетаемые с правильным дыханием. Укрепляют мышцы живота и поясничной области. Которые исправляют положение спины и таза и помогают правильному выдоху.

В комплекс вводятся элементы плавания или провидится плавание в бассейне.

Все упражнения проводятся в собственном дыхательном ритме, медленно, следя за вдохом и выдохом и компенсаторной паузой после выдоха.

Упражнения для формирования правильного дыхания

  1. Упражнение для развития мышц грудной клетки

И.п.: стоя, руки подняты вперед.

Выполнение: поднять руки вверх, одновременно с поворотом корпуса отвести правую руку в сторону и назад, ладонью кверху – вдох, вернуться в исходное положение, расслабить мышцы спины, немного наклониться вперед – выдох. Тоже упражнение повторить влево. Упражнение нужно выполнять плавно, ритмично, обратить внимание на полноценный вдох.

  1. Упражнение для увеличения грудной клетки.

И.п.: сидя верхом на скамейке, руки за спиной.

Выполнение: корпус повернуть влево – вдох с произвольным расширением грудной клетки в нижней ее апертуре, небольшой свободный наклон вперед к правой ноге – выдох. Руки остаются за спиной. То же упражнение сделать в другую сторону.

  1. Упражнение на активное вытяжение позвоночника.

И.п.  и выполнение: сесть верхом на скамейку, выпрямить позвоночник и, не сгибая спины, наклониться вперед. Одновременно поднять руки вверх – вдох.

Расслабить мышцы спины и плечевого пояса, слегка наклониться вперед и втянуть мышцы живота – выдох. Руки опустить вниз. Поднимая руки вверх, не поднимать плечи.

  1. «Маховые» упражнения.

И.п.: ноги расставлены, руки опущены.

Выполнение: поднять руки взмахом направо – вдох, наклониться вперед, повернуться влево, одновременно махом перевести руки в сторону поворота влево – выдох..

  1. Упражнение для правильно координации дыхания и движения.

И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вперед и вверх.

Выполнение: развести руки в стороны, привести их к бокам. Туловище поднять, спину выпрямить; выполняющий упражнение делает вдох, отведя руки в стороны, – при переходе от положения «руки в стороны» до положения  «руки по швам» – выдох, общее расслабление мышц. Ритм движений плавный. На счет 3 – вдох, на счет 3 – выдох, затем расслабить мышцы.

Комплекс гимнастики

для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Дети прочищают нос (каждую ноздрю отдельно), следуют упражнения для тренировки носового дыхания.

  1. Обучение ребенка правильному дыхательному ритму. Для этого дается ходьба в среднем темпе (60-80 шагов в минуту), которая сочетается с простыми движениями рук: при вдохе руки в стороны, при выдохе – опустить. Дыхание носом. Затем медленный бег в сочетании с фазами дыхательного цикла: на 3 счета цикла бега – вдох, на 4 – выдох (1-2 мин).
  2. Стоя прямо вдох с закрытым ртом, небольшой наклон вперед и в сторону с энергичным выдохом ртом.
  3. «Самолет летит»: дети выбрасывают руки вперед и вниз, делают наклоны поочередно в обе стороны. Дыхание носом. Это упражнение сочетается с бегом, и при выдохе   можно приоткрыть рот.
  4. Стоя, ноги расставлены, поднять руки вверх – вдох носом, сделать глубокий наклон вперед – выдох ртом.
  5. И.п.: сидя, скрестив ноги, спина выпрямлена. Поднять руки в стороны и коснуться пальцами плеч – вдох; спину округлить, локти перевести вперед – выдох.
  6. И.П.: то же. Наклоны верхней половины туловища влево – вдох; в и.п. – выдох; затем вправо.
  7. И.п.: лежа на спине, колени согнуты, ступни упираются в коврик, руки вдоль туловища. Согнуть руки в локтях, пальцы с обеих сторон касаются груди под ключицами, «направлять» выдыхаемый воздух к легочным верхушкам.
  8. И.п.: то же, руки вдоль тела. Подтянуть колени к груди – выдох, вернуться в и.п. – вдох.
  9. И.п.: то же. При вдохе поочередно вытягивать правую и левую ногу вверх. Стараться, чтобы брюшная стенка при вдохе не выпячивалась, а при выдохе – втягивалась.
  10. Медленно вдохнуть полной грудью и энергично выдохнуть преимущественно ртом.
  11. Лечь на бок, ноги вытянуты спокойно, «нижнюю» руку согнуть в локте, положить под голову, «верхней» рукой описывать боковые круги, дышать равномерно.
  12. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны и вверх, слегка приподнять верхнюю часть груди, плечи и голову. Потянуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох, расслабить мышцы полностью. Темп движений плавный. На счет 3 – вдох, на 3 – выдох. Затем расслабить мышцы.
  13. И.п.: лежа на спине, ладони под головой. выпячивать грудь и, преодолевая воображаемое сопротивление, оттянуть локти к коврику – вдох. (спина прижата к коврику). Затем расслабить мышцы и вернуться в и.п. – выдох.
  14. Затем ребенок садиться на стульчик. Руки свободно висят вдоль тела:
  • продолжительный вдох носом и быстрый короткий выдох с расслаблением мышц грудной клетки;
  • продолжительный вдох полной грудью с выпрямлением спины; лопатки и плечи опустить вниз -  плавный продолжительный выход носом.

Комплекс упражнений для детей 1,5-2 лет.

  1. Ходьба по комнате по словесной команде или в поисках игрушек. Продолжительность 0,5 мин.
  2. Ползание под скамейку. После чего ребенок выпрямляется и берет игрушку с табурета, расположенного перед скамейкой.
  3. Ходьба по ступенькам при поддержке за руку (5 ступенек подъем и 5 ступенек спуск).
  4. Присесть, держась за спинку стула. Можно подавать команды «спрятались» – приседание, «вот мы и нашлись» – выпрямление.
  5. Игра «Ласточка». Дети лежат на полу на животе. Руки разведены в стороны. Попросить детей поднять голову и руки над ковриком. Спина в этом случае прогибается в поясничной области, 3-4 раза.
  6. Ползание на четвереньках.
  7. Катание большого мяча. Детям предлагается прокатить мяч, залезть на него помощью взрослого, 3-4 раза.
  8. Бег за игрушкой. Показывают игрушку и уходят с ней, 3-4 раза.
  9. Активное дыхательное упражнений. Дети сидят на стульчиках со спущенными ногами. Их просят достать палочки, расположенные на уровне возможного вытягивания вверх рук, понюхать цветочек (вдох), опустить руки (выдох), подуть на горячее, пушинку и др.

 Комплекс упражнений для детей 2-4 лет.

  1. Ходьба вокруг веревки, разложенной на полу, обруча или ходьба по доске, положенной на полу. Продолжительность – 0,5-1 мин.
  2. И.п.: стоя. Броски большого мяча из рук ребенка в руки взрослого, 3-4 раза.
  3. Игры с мячом или обручем. Сидя или стоя поднять мяч вверх и опустить вниз, 3-4 раза.
  4. «Пчелки крылышками машут» – руки поднимают к верху и разводят в стороны. При поднимании рук вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох. Руки в локтях не сгибать. 6 раз в среднем темпе.
  5. Ходьба на четвереньках, «как собачка», 3-4 раза.
  6. Бросание мяча в обруч, который находится в руках взрослого
  7. Ходьба по ступенькам, 6-7 раз вверх и вниз при поддержке за руку
  8. Дыхательные упражнения. Игра «Деревья качаются». «Ветерок качает ветки» – поднять  руки вверх. «Ветерок стих», «ветки опустились» – опустить руки с произнесением «о-ох», 3 раза
  9. «Мотылек сел на цветочек». Взрослый произносит: «Мотылек устал, сложил крылышки и сел на цветочек», приседают на колени, обхватывают голени руками и слегка опускают голову, затем прячут руки за спину. Дети должны полностью повторять движения взрослого, 2 раза
  10. Бег по комнате в течение    10-12 с.
  11. Ходьба по комнате в течение 1 минуты (пойти посмотреть, как  плавают утки, растут цветочки, разыскать игрушки).

Комплекс упражнений для детей 5-6 лет.

  1. Ходьба (30 с) в среднем темпе с высоким подниманием бедер, «как цапля»
  2. Поднимание обруча вверх. И.п. – ноги вместе, руки вдоль туловища, обруч опущен вниз вертикально к полу. На счет 1-2 – поднять обруч вверх над головой, посмотреть на него (вдох). 8 раз в среднем темпе
  3. Упражнение «Проверим, как работает мотор самолета». И.п. – ноги шире плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, пальцы сжаты в кулак. Дети выполняют 6 круговых движений руками и произносят «р-р-р» (вдох)э на счет 7 разводят руки в стороны, пальцы разжимают – вдох. 6 раз в среднем темпе
  4. «Насос». Ноги шире плеч, руки опущены вниз. Поочередные наклоны туловища вправо и влево, руки скользят вдоль туловища до подмышечных ямок. При наклонах в стороны – выдох. Пятки от пола не отрывать, ноги в коленных суставах не сгибать
  5. Прыжки. И.п. – стоя, ноги вместе. Руки разведены в стороны. На счет 1-4 – прыжки на месте на обеих ногах, движение руками вверх и вниз, «как птичка». Можно прыгать с низкой скамейки с приседанием, через обруч или палочку. Прыгать легко. Сделать небольшой перерыв и снова повторить на 4 счета.
  6. Упражнение «Самолеты летают и приземляются». И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны. Наклоны туловища на счет 1 – вправо; на счет 2 – влево; на счет 3 – опуститься на правое колено – «самолет приземлился», на счет 4 – принять и.п.; на счет 5-8 – то же, опуститься на левое колено. Повторить 4 раза.
  7. «Самолеты летают» – бег (25 с) в среднем темпе с разведенными руками
  8. ходьба (30 с) по комнате в медленном темпе на носках, «кошечка».

Комплекс специальных упражнений, усиливающих вдох.

  1. Вдох через зажатый нос, когда при вдохе ноздри слегка сжимаются с боков двумя пальцами (указательным и большим). Поскольку вдох при этом производится с некоторым сопротивлением воздушному потоку, это упражнение исключает резкие колебания внутригрудного давления, что улучшает распределение воздуха в легкие
  2. Вдох поочередно одной ноздрей, выдох  через другую, ранее зажатую
  3. Вдох через небольшое отверстие в середине сложенных в трубочку и вытянутых вперед губ (имитация вдоха через соломинку или узкую трубочку), выдох через нос
  4. Вдох двумя углами рта, когда воздух проходит лишь через небольшое отверстие в углах широко растянутых, как в улыбке, губ, сжатых посередине
  5. Вдох поочередно одним углом рта. Для этого оставляют при вдохе лишь небольшое отверстие в одном углу рта, остальную часть губ сжимают, выдох через нос.

Комплекс респираторной гимнастики.

  1. И.п. – стоя, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вверх, потянуться – вдох; вернуться в исходное положение – выдох.
  2. И.п. – стоя, с небольшим наклоном вперед, руки опущены. Диафрагмальное дыхание.
  3. И.п. – стоя, одна рука поднята вверх над головой, другая опущена, пальцы обеих рук сжаты в кулак; быстрая, энергичная смена положения рук. Дыхание произвольное.
  4. И.п. – стоя, руки на поясе. Круговые движения таза в одну и другую сторону. Дыхание произвольное.
  5. И.п. – то же. Развести руки в стороны – вдох; обнять себя за плечи – выдох. Темп движений средний.
  6. И.п. – стоя, кисти рук касаются плеч. Коленом правой ноги достать локоть левой руки и наоборот. Темп движений средний. В момент сгибания ноги – выдох.
  7. И.п. – стоя, руки вдоль тела. Сделать вдох, присесть, обхватив руками колени – выдох. Темп движений средний.
  8. И.п. – стоя, кисти рук охватывают с боков грудную клетку. Нижнегрудное дыхание: сделать вдох, на вдохе слегка сжать грудную клетку руками. Темп дыхания движений медленный.
  9. И.п. – стоя, руки разведены на ширину плеч, держат палка. Согнуть руки в локтях – вдох, выпрямить руки вверх и положить палку за голову на уровне шеи – выдох. Выпрямить руки с палкой         вверх – вдох, опустить их вниз – выдох. Темп движений медленный.
  10. И.п. – стоя, руки раздвинуты шире плеч, держат палку за ее концы – вдох. Отвести палку вправо вверх с наклоном туловища вправо и одновременным отведением правой ноги – выдох, то же движение в другую сторону.
  11. И.п. – стоя, палка в вытянутых перед собой руках на уровне плеч. Сделать вдох, махом прямой ноги достать левую кисть – выдох. Темп движений средний.
  12. И.п. – стоя, руки вытянуты перед собой на уровне плеч, в одной палка, которую держат за середину. Перекидывать палку из одной руки в другую. Темп быстрый, дыхание произвольное.
  13. И.п. – стоя, руки держат палку сзади, на ширине плеч. Сделать вдох, согнуть руки в локтях и достать палкой лопатки – выдох. Вперед не наклоняться, при выполнении упражнения слегка прогнуться в груди. Темп движений медленный.
  14. И.п. – стоя, палка перед собой в вытянутых руках на уровне плеч. Сделать вдох, коленом правой ноги стараться достать левый конец палки – выдох.
  15. И.п. – то же. Имитация гребли. Темп средний. Дыхание произвольное.
  16. И.п. – стоя, держать палку за концы, положив ее сзади на плечи. Круговые движения туловища вокруг вертикальной оси. Темп быстрый, дыхание произвольное.
  17. И.п. – стоя, палка перед собой на вытянутых руках на уровне плеч. Поднять палку вверх – вдох, наклониться вперед, опустить палку вниз, расслабиться – выдох. Темп медленный.
  18. И.п. – стоя, руки опущены вниз. Ходьба на месте под счет шагов: 1-2 – выдох; 3-5 – выдох; 6-7 – пауза и т.д. Темп 60 шагов в минуту.
  19. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, руки на коленях. Диафрагмальное дыхание в течение 1 минуты.
  20. И.п. – то же. Согнуть руки к плечам – вдох, бросить их расслабленно вниз – выдох. Темп медленный.
  21. И.п. – то же. Согнуть стопы, вытянуть их, повторить эти движения в медленном темпе. Дыхание произвольное.
  22. И.п. – то же. Развести прямые руки в стороны вверх не выше плеч – вдох, опустить их расслабленно вниз – выдох.
  23. И.п. – то же. Развести стопы в стороны, свести внутрь. Повторить эти движения. Дыхание произвольное.
  24. И.п. – сидя на стуле, не прислоняясь к его спинке, руки охватывают нижнюю часть грудной клетки. Нижнегрудное дыхание в течении 1 минуты.

Комплекс гимнастических упражнений

в сочетании с некоторыми дыхательными упражнениями.

  1. «Наклон головы вперед-назад».

И.п. – стоя (сидя), ноги вместе, руки свободно опущены вдоль туловища. В и.п. – выдох, откинуть голову назад – вдох, наклонить голову вперед – выдох. Повторить 5-7 раз.

  1.  «Гордый поворот головы».

И.п. – то же. Поднять подбородок, повернуть голову вправо, посмотреть вправо, посмотреть вверх, назад, через плечо – вдох; вернуться в и.п. – выдох.  То же – в другую сторону. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

  1.  «Полукруглые движения головой».

И.п. – то же. Повороты головы: впараво-назад – и.п. – влево-назад. Дыхание произвольное. Повторить 3-6 раз в каждую сторону.

  1.  «Подъем и опускание плеч».

И.п. – стоя (сидя), руки на поясе ладонями вперед, ноги на ширине плеч. Поднять плечи вверх – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  вышеуказанные упражнения (1-4) улучшают работу плечевых мышц, поднимающих верхнегрудные ребра, при этом расширяется верхняя  часть грудной клетки, улучшается вентиляция верхушек легких.

  1. «Движение плеч вперед-назад».

И.п. – то же, что и в упражнении 4. Равномерно отвести оба плеча назад – вдох, свести плечи вперед – выдох. Голова и туловище при этом не меняют своего положения. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  это упражнение укрепляет мышцы плеч и спины, способствует увеличению дыхательной подвижности грудной клетки, усиливает дыхание.

  1. «Круговые движения плечами».

И.п. – то же. Поднять плечи вверх вперед, отвести их назад вниз. То же в другую сторону. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.

  1. «Поочередный подъем руки вперед и вверх».

И.п. – стоя (сидя), руки опущены вдоль туловища. Поднять правую руку вперед-вверх – вдох; опустить в и.п. – выдох. То же другой рукой. Повторить 4-6 раз каждой рукой.

  1. «Подъем обеих рук вперед-вверх».

И.п. –. стоя (сидя), ноги вместе, руки опущены. Свободно без напряжения поднять обе прямые руки вверх – вдох, опустить в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  это упражнение способствует углублению дыхания.

  1. «Разведение рук в стороны».

И.п. – то же. Поднять обе руки вперед до уровня плеч и, не останавливая дыхания, развести их в стороны ладонями вперед – вдох, вернуть в и.п. – выдох. Повторить 4-6 раз.

  1. «Подъем рук через стороны вверх».

И.п. – то же. Поднять обе руки через стороны вверх до уровня плеч – вдох, вернуть в и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

Примечание:  это упражнение способствует расширению грудной клетки. Особенно ее боковых отделов.

  1. «Подъем рук в стороны и опускание их в два приема».

И.п. – то же. Поднять обе руки чуть выше уровня плеч – вдох, опустить их вниз и в два приема до и.п. – выдох. Повторить 6-8 раз.

  1. «Круговые движения руками по сторонам».

И.п. – то же. Поднять руки в стороны ладонями вперед – вдох, на уровне плеч сделать руками полукруг назад-вниз – выдох, затем вперед-вверх – вдох, опустить руки в и.п. Повторить 4-6 раз.

Примечание:  упражнение увеличивает подвижность плечевых суставов, укрепляет мышцы плечевого пояса, способствует увеличению дыхательной подвижности грудной клетки, улучшает распределение воздуха в легких.

  1. «Подъем через стороны в три приема».

И.п. – то же. Немного поднять руки в стороны с легким движением кистей вверх – вдох, вниз – выдох. Второй раз поднять руки уже до уровня плеч, снова движение кисти вверх-вниз. В третий раз поднять руки вертикально вверх – вдох, опустить в и.п. – выдох.

Примечание:  это упражнение, имитирующее плавное движение крыльев большой птицы при полете, способствует увеличению дыхательной подвижности грудной клетки и углублению дыхания.

  1. «Разведение рук в стороны и скрещивание к плечам».

И.п. – то же. Развести руки в стороны ладонями вперед – вдох, обхватить скрещенными руками плечи и слегка сжать их – выдох. Повторить 4-6 раз.

  1. «Трехкратное движение руками».

И.п. – стоя. Поднять  руки в стороны – вдох, свести руки вперед – выдох, развести руки в стороны – вдох, опустить руки в и.п. – выдох. Все движения выполнять стойко, ритмично, плавно. Повторить 4-6 раз.

  1. «Качание рук по сторонам вперед-назад».

И.п. – стоя (сидя), руки опущены. Свободными, плавными движениями качать расслабленные руки: вперед-вверх, вниз-назад. Дыхание произвольное. Продолжительность упражнения 10-15 с.

  1. «Сгибание туловища вперед-назад».

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе, голова наклонена вперед. Поднять голову – вдох, наклониться вперед – выдох, выпрямиться и несколько прогнуться назад – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный, повторить 3-5 раз.

Примечание:  упражнение укрепляет мышцы спины и живота.

Специальные дыхательные упражнения

Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой (1974)

«Гимнастика вдоха» была предложена автором для лечение болезней, связанных с потерей голоса. Для тренировки дыхательной мускулатуры, осуществляющей вдох, предлагается создавать определенное сопротивление тем, что во время вдоха сжимается руками грудная клетка.

При выполнении упражнений рекомендуется:

  • сосредоточить все внимание только на вдохе;
  • вдох обязательно должен быть шумным, коротким, активным;
  • вдох должен быть небольшим по объему;
  • внимание на выдохе не фиксируется и губы трубочкой на сжимаются.

Во время выполнения упражнений необходимо думать только о вдохе и следить за синхронностью вдоха и за движением, за ритмом (вдох каждую секунду), вдыхать надо столько воздуха, сколько вдыхается само собой.

Начинать данную гимнастику надо с 8 вдохов подряд, затем пауза. Нагрузка при этом увеличивается. Основная единица – 32 вдоха за 28-30 с. Пауза между вдохами – от 1 до 5 с.

1-е упражнение (подготовительное).  И.п. – стоя, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, корпус и головы прямые, руки согнуты в локтях, пальцы всегда сжаты в кулаки и повернуты друг к другу так, чтобы правая коснулась левого плеча, и наоборот. В это мгновение сделать вдох носом, обязательно короткий, активный, шумный, чтобы ноздри с силой «схватили» воздух. Повторить движение 8 раз подряд. Воздуха вдыхать не много, о выдохе не думать, локти не отпускать – движение рук строго горизонтально. В 1-й день делать по 8 вдохов подряд с небольшими паузами. Упражнение повторить 24 раза.

2-е упражнение (подготовительное).  И.п. – как при первом, только руки скрестить на груди. Чуть присесть и в это мгновение сделать вдох носом, короткий, активный, шумный. Повторить упражнение 8 раз подряд. О выдохе не думать. Повторить 24 раза.

3-е упражнение (комплексное). И.п. – как при первом. Встречное движение руками, при приседании вдох носом. Вдох короткий, активный, шумный. Повторить упражнений 8 раз подряд, затем пауза 1-5 с. ...упражнение повторить 24 раза. При присоединении вначале ноги расположены на одной линии, затем одна нога выдвигается вперед, другая остается сзади, тяжесть тела переноситься с одной ноги на другую.

4-е упражнение (подготовительное).  И.п. – как при первом. Наклон вперед, руки «бросить» навстречу друг другу – вдох, чуть-чуть разогнуться и снова «бросить» руки – вдох. Повторить 8 раз подряд. При выполнении упражнения автор рекомендует внушать себе «беру дыхание в спину».

5-е упражнение (подготовительное).  Наклона назад, руки скрестить (правая рука коснулась левого плача, левая – правого, локти не опускать – вдох носом – короткий, шумный, активный ритм – вдох в секунду). Воздух вдыхать немного, пауза 2-5 секунд. Повторить 24 раза. Это упражнение рекомендуется выполнять не ранее 8-10-го дня занятий и только при условии легкого выполнения первых двух упражнений.

 6-е упражнение (комплексное) – «маятник». Наклон вперед (небольшой), руки резко скрестить – вдох, наклон назад (тоже небольшой), руки резко скрестить  и снова вдох, упражнение вводиться не ранее 12-16-го занятия.

При выполнении упражнений не следует брать слишком быстрый темп. Движения подряд по 16, 32, 64 вдоха не следует делать ранее 8, 10, 12-го занятия.

Методика направлена на тренировку мышц, осуществляющих вдох при сопротивлении, что вызывает утомление. При обструктивных изменениях легочной ткани могут возникать осложнения в виде легочных кровохарканий и даже кровотечений. Поэтому методика имеет ограниченное применение.

Методика волевой ликвидации глубокого дыхания К.П. Бутейко (1983)

Данная методика предложена для лечения бронхиальной астмы в сочетании медикаментозными и физиотерапевтическими методами. Показанием к применению такой модификационной методики является наличие синдрома гипервентиляции (глубокого дыхания и дефицита углекислого газа СО2 в легких).

Перед началом лечения автор рекомендует провести пробу с глубоким дыханием. Если у больного в данный момент исследования возникает приступ удушья, то ему необходимо тут же уменьшить глубину дыхания, т.е. дышать очень поверхностно, с включением пауз после выдоха на 3-4 с, до уменьшения или исчезновения удушья (приблизительно не более 5 мин). После прекращения приступа удушья больному предлагается вновь углубить дыхание, зафиксировав приступ удушья. Проба считается положительной, если самочувствие больного при углублении дыхания ухудшается, а при поверхностном дыхании улучшается. Данная проба не может быть проведена, если больной за 4-6 часов до этого принимал бронхолитики. В процессе освоения методики лекарство, снижающее спазм бронхов, следует принимать в уменьшенной дозе. Кортикостероиды на этапе купирования приступа принимаются, а затем постепенно отменяются.

Перед началом занятий объясняется больному, каким должно быть «нормальное дыхание» в покое или при физической нагрузке: дышать необходимо через нос, вдох медленный, 2-3 с, поверхностный (0,3-0,5 л), почти незаметный на глаз, за ним следует спокойный, пассивный, полный выдох и т.д., частота дыхания при этом должна быть 6-8 раз в минуту, минутный объем дыхания (МОД) – 2-4 л/мин, содержание СО2 в альвеолярном воздухе – 6,8 %. Тренировка проводится постоянно, не менее 3 часов в сутки. В покое, а затем в движении усилием воли больной уменьшает скорость и глубину вдоха, а также вырабатывает паузу после долгого спокойного выдоха, стремясь постепенно приблизить дыхания к «нормальному». Кроме того, следует не менее 3 раз в сутки (утром, перед обедом и перед сном) проводить по 2-3 максимальных задержки дыхания после выдоха до 60 с и более. Исходное положение при этом – сидя в удобной и расслабленной позе. После ненасильственного выдоха нужно зажать нос двумя пальцами в конце выдоха и зафиксировать время начала и конца паузы до появления ощущения предельной трудности задерживать дыхание. После каждой задержки дыхания больной должен 2-3 минуты отдохнуть на «малом» дыхании. По мнению автора, такие задержки дыхания нормализуют содержание углекислоты в крови, снимают удушье и способствуют выздоровлению.

Таким образом, дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.



Предварительный просмотр:

     ЗАКАЛИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение — одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. В режиме дня следует предусмотреть время для проведения гигиенических и закаливающих мероприятий, родители должны придерживаться его и не нарушать (см. таблицу). Систематическое применение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, ванна, купание и др.) оказывает положительное действие на нервную систему, обмен веществ, всю жизнедеятельность детского организма.

Закаливание допустимо только при полном здоровье ребенка; начинать процедуры можно в любое время года, но наиболее благоприятно для этого теплое время. Нельзя сразу подвергать детей сильным воздействиям холодного воздуха или воды, приучать к ним следует постепенно, медленно и тем более осторожно, чем моложе и слабее ребенок. Постепенность — одно из основных правил закаливания.  Проводить закаливающие процедуры надо с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом большое значение имеет состояние здоровья, общее физическое развитие, тип нервной системы, самочувствие и настроение в данное время. При выборе мер закаливания необходим совет врача. Так, детям, страдающим, например, малярией, противопоказаны солнечные ванны, купание в реке; физически ослабленные — нуждаются в особой дозировке закаливающих процедур и т. д. Нужно внимательно присматриваться к тому, как ребенок переносит охлаждение, как действует на него жара. Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Дети, очень чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности мер закаливания. Здесь необходим совет врача. Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно.
     Иногда ребенок плохо относится к закаливающим процедурам только потому, что изнежен, не желает выполнять то, что ему непривычно. В таком случае родителям придется проявить чуткость и настойчивость в воспитании привычки к закаливающим процедурам. Поскольку методика закаливания детей до 3 лет жизни и более старших неодинакова, опишем сначала закаливающие процедуры для малышей.  

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней). Традиционно принято после водных процедур растирать тело полотенцем до покраснения кожи. В последние годы ряд ученых, занимающихся вопросами закаливания, высказали мнение, что растирание кожи, повышая ее температуру, сокращает время действия охлаждения и снижает эффект закаливания. Так, согласно исследованиям А. К. Подшибякина, интенсивный самомассаж, так же как и растирание кожи, приводит к повышению ее температуры на 2—3 градуса и более по сравнению с исходной. Нашарекомендация растирать кожу после умывания или душа относится к детям, так как терморегуляция у них еще недостаточно развита и разогревание кожи в этом Случае поможет организму быстрее устранить последствия охлаждения.  

Гигиенические ванны с постепенно понижающейся температурой применяют детям первого месяца жизни. При этом достаточна температура воды 36—36,5°. В первом полугодии вода 35—36°, после 6 месяцев ее постепенно понижают и доводят до 32—33°. Детям в возрасте до года ванны с температурой воды ниже 30° не рекомендуются. Продолжительность этих процедур 3—5 минут, после чего ребенка вынимают из воды и, держа лицом вниз, обливают из кувшина водой, которая на 1—2 градуса холоднее, чем была в ванне. Такое обливание делают детям старше 6 месяцев.

Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°. После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям начиная с 9—10-месячного возраста. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года. Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.  Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом. Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.

Купание в реке, озере и море — один из лучших способов закаливания детского организма летом, так как при этом сочетается воздействие воздуха, солнечного света, воды и движений. Под влиянием купаний улучшаются сон, аппетит, обмен веществ. Поскольку холодная вода оказывает на организм сильное действие, целесообразно начинать такие процедуры после небольшого курса обливаний или душа.  Купать в озере, реке можно только детей, умеющих хорошо ходить (не раньше 2—3 лет), что связано с их безопасностью. В условиях средней полосы России лучше всего начинать купание при установившейся безветренной погоде и температуре воды в водоеме не ниже 22—23°, воздуха — 25—26°. Наилучшее время для купания от 10 до 12 часов утра. Купание натощак вредно, не следует делать этого и раньше чем через 1—1,5 часа после еды. Если дети прошли предварительную подготовку (обтирания, обливания), можно входить в воду и при более низкой температуре.  Начинать можно с 2—3 кратковременных погружений в воду. Затем длительность купаний увеличивается до 2—-3 минут, а по мере привыкания — до 5—6 минут (в зависимости от температуры воды, воздуха и возраста детей). Ребенку разрешается купаться не чаще одного раза в день. Важно следить за тем, чтобы дети входили в воду неразгоряченными, но и не с охлажденным телом. Во время купания надо заставлять ребенка больше двигаться в воде и наблюдать за его состоянием. При малейших признаках охлаждения (бледность лица, синева губ, озноб) надо прекратить купание. После выхода ребенка из воды его следует растереть досуха, быстро одеть и отвести в тень.    

Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Бояться, что ребенок может во время прогулки простудиться, не следует. Надо только приучить его гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть достаточно теплой и легкой, чтобы не стеснять движений. Не забывайте брать с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т. п., чтобы малыш двигался, бегал. Положительное влияние оздоровительных мероприятий, прежде всего, сказывается на физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Об этом можно судить по тому, как он растет, развивается. Так, например, вес достаточно проверять один раз в неделю до и после процедуры закаливания, а контрольные, более тщательные, измерения следует делать через каждые 6 месяцев у врача, который оценит все показатели развития ребенка. Родителям, имеющим детей с избыточным весом, напомним, что стремление их поскорее добиться потери излишних килограммов при помощи чрезмерно активного двигательного режима, а также увеличения продолжительности закаливающих процедур, может привести к нервному срыву, переохлаждению малыша, простудным заболеваниям и т. п. При острых заболеваниях, плохом самочувствии ребенка закаливающие процедуры следует прекратить и обратиться к врачу, только он может оценить правильность проводимых вами приемов закаливания и вовремя дать нужный совет.
Эффективность закаливающих процедур во многом зависит от правильности их выполнения, когда имеет значение любая на первый взгляд мелочь. Обязательное требование для взрослых, помогающих детям во время закаливания: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонях мягкая и теплая. Жесткую кожу смазывают вазелином, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают.  Для детей постарше, хотя еще дошкольников, также широко используются всевозможные водные процедуры. Они удобны еще и тем, что позволяют дозировать температурный режим более точно, чем при воздушных и солнечных ваннах.  Закаливающее влияние оказывают все гигиенические водные процедуры, если их умело сочетать со специальными приемами. Не принесет должного эффекта закаливание холодной водой, если обычное гигиеническое умывание выполняется теплой. При сочетании гигиенических мер с закаливающими достигается систематическая тренировка организма и сокращается время, специально отводимое на процедуры. К тому же достигается положительное психологическое воздействие, воспитывая у взрослых и детей понимание необходимости закаливающих мероприятий в режиме дня.
Начинать закаливание водой надо с наименее резких воздействий — местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна, мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом, мытье ног перед сном, обтирание, игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму. Общие водные закаливающие процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние, чем местные, что объясняется прежде всего большей площадью холодово-го воздействия, поскольку вода соприкасается одновременно со всем телом, за исключением головы. Кроме того, при общих процедурах водой обливают и закрытые обычно части тела — грудь, живот, расположенные над органами интенсивной теплопродукции (печенью, сердцем, почками) и потому имеющие более высокую температуру. Специальными исследованиями установлено, что в условиях теплового комфорта температура кожи на груди у детей дошкольного возраста равна 34—34,5°. Поэтому начальная температура воды должна быть 33—34°. Постепенно она снижается в течение 2—3 недель при ежедневном применении до 26° зимой и до 24° летом.  Воздух, солнечные лучи и воду необходимо широко использовать в повседневной жизни дошкольника круглый год. С этой точки зрения следует подходить к личной гигиене, режиму дня, набору одежды для детей, к помещению, в котором они живут. Использование тех или иных закаливающих мероприятий в большой степени зависит от сезона года. Конечно, в зимних условиях не приходится говорить о воздушных ваннах на улице или купании в реке. Между тем вполне доступны длительные прогулки при любой погоде, пребывание в помещении с открытыми окнами, форточками, частичные обмывания тела, воздушные ванны в помещении и т. п.  Весна и лето особенно благоприятны для укрепления здоровья детей. Они должны как можно дольше быть на улице уже с первых весенних дней. Ребенка следует приучать мыть ноги прохладной водой. Общеизвестно, что летом ребенок должен вымыть ноги, перед тем как лечь в постель или обуться. Это элементарное правило гигиены. А вот закаливающее влияние систематического обмывания ступней часто ускользает от внимания родителей. Между тем это прекрасное закаливающее средство, которое действенно, как и все другие способы при систематическом применении. Нельзя пропускать ни одного дня, дети должны обмывать ноги независимо от погоды и от того, ходили они в этот день босиком или нет. Температуру воды следует постепенно снижать. Детей надо научить выполнению при этом основных гигиенических требований: мыть ноги в отдельном тазу, пользуясь мылом и мочалкой, насухо вытирать специально выделенным для этой цели полотенцем, надевать тапочки или сандалии так, чтобы не запачкать вымытых ног. Летом лучше всего мыть ноги на воздухе, это усиливает закаливающее действие. К тому же ребенку легче овладеть навыком самостоятельно мыть ноги, потому что он не опасается замочить пол. Нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно), лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д. Старшие дети быстро начинают умываться самостоятельно, младшим надо помогать.

      Дети очень любят воду. Летом в теплую погоду можно разрешить им побродить по дну мелкого ручья, поиграть на влажном берегу, строить из мокрого песка крепости, рыть колодцы, возводить плотины.  Не страшно, если детям придется пробежать по сырой траве, лужам или даже попасть во время прогулки под теплый летний дождь — это еще больше повысит устойчивость их организма. Опасно только оставлять детей в мокрой одежде.

   Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно. Из специальных мер закаливания в летнее время используются воздушные и солнечные ванны, обтирания, обливания, купания в естественных водоемах.



Предварительный просмотр:

Использование фитотерапии в оздоровлении детей дошкольного возраста

         Наука располагает многочисленными сведениями о широком использовании растений для лечения болезней. Этнография и археология свидетельствуют о том, что не существовало такого племени, рода, которые не имели бы представления о лечебных свойствах растений, в том числе пищевых.

Много  сведений о растениях-целителях содержат письменные источники древности.

В Древнем Египте за 4000 лет до нашей эры был  создан специальный  справочник лекарственных растений.  Изображения   лекарственных растений ученые находят  на стенах древнеегипетских пирамид и храмов. Большое внимание лекарственным растениям уделялось в Древней Греции и Риме.

Применялись растения в средневековой медицине. Большим знатоком лекарственных растений был знаменитый Абу Али ибн Сина (Авиценна). В своем основном медицинском труде «Канон врачебной науки» он описал несколько сот лекарственных растений с указанием способа применения.

На медиков средневековой Европы оказали большое внимание арабские авторы, переводившие труды античных ученых  (в том числе медиков). Европейцы через посредничество арабов познакомились с культурой античного мира. Сведения о лекарственных растениях проникали в Европу также из Индии, Тибета, других азиатских стран, а с открытием Америки европейцы узнали о растениях Нового Света.

На Руси издавна применялись лекарственные растения, но официально их стали использовать лишь при Иване Грозном в XVI веке с учреждением Аптекарского приказа. В Москве закладывались «аптекарские огороды», где выращивались лекарственные травы. По распоряжению Петра I лекарственные растения стали культивироваться в других городах. На Аптекарском острове был заложен самый крупный в России «аптекарский огород», превратившийся в советское время в Ботанический институт Академии наук.

В конце прошлого и особенно в начале нынешнего столетия в связи с развитием химии и фармацевтической промышленности интерес к лекарственным растениям упал. Правда, наиболее дальновидные врачи понимали, что подобное положение ненормально, так как синтетические препараты не могут и не должны вытеснить лекарства, созданные природой.

По мере накопления сведений о неблагоприятных реакциях со стороны организма при использовании лекарств, медики стали внимательней приглядываться к многовековому опыту народной медицины и применять растения в лечении заболеваний. После многолетнего забвения интерес к фитотерапии (лечению растениями) возродился.

Фитотерапия может быть основной, вспомогательной и использоваться наравне с другими методами. Особое значение она имеет для профилактики обострений хронических болезней. Комплексная терапия подчас включает в себя применение антибиотиков, антигистаминных препаратов, гормонов, физиотерапевтических процедур и т. д. Поэтому роль лекарственных растений на каждом этапе лечения определяется их возможностями воздействия на патологические процессы.

Гажев Б.Н., Виноградова Т.А., Мартынов В.К. сформулировали основные принципы фитотерапии, первый из которых — принцип показанности и приоритетности.

Нелекарственные растения может развиться аллергия, поэтому необходимы их тщательный отбор и подбор. Исключение - использование безадресных аптечных фитосборов и неуклонное соблюдение принципа индивидуализации. Следуя этому принципу, как нельзя лучше реализуется правило гласящее, что «надо лечить больного, а не болезнь».

Принцип непрерывности и преемственности в основном касается больных с хроническими формами патологии, которые нуждаются в продолжительном, иногда непрерывном лечении. Конечно, лекарственные растения далеко не всегда бывают достойными заменителями. Однако их использование позволяет в ряде случаев уменьшить дозировки синтетических средств, на какой-то период времени сместить акценты в лечении.

Фитотерапия менее обременительна для ребенка и, как правило, не вызывает негативного к ней отношения. Это позволяет обеспечить непрерывность лечения, которое обычно проводится длительными курсами с периодической сменой фитосборов или части входящих в них лекарственных растений. Комбинации растений, обладающих сходными видами действий, практически безграничны, что позволяет полностью исключить эффект привыкания. Кратковременные перерывы в фитотерапии допустимы.

Преемственность в лечении — это учет на каждом качественно новом этапе терапии результатов предыдущих этапов и средств, с помощью которых они были достигнуты (либо не достигнуты). Так, успешное применение многокомпонентных сборов позволяет осуществить переход на сборы меньшего состава, и при этом не только сохранить, но и закрепить полученный эффект.

Принцип преимущественного лечения сборами лекарственных растений исходит из того, что применение лекарственных чтений в фитосборах более эффективно, чем использование одного из них, даже обладающего широким спектром действий. Таковых в природной аптеке немало. К примеру, береза белая богата многими полезными свойствами: противовоспалительным, спазмолитическим, противомикробным, отхаркивающим,  успокаивающим, обезболивающим и другими. Брусника обыкновенная эффективна как гипотензивное, мочегонное, противомикробное, жаропонижающее, вяжущее, спазмолитическое, желчегонное средство. Обычно среди всех свойств лекарственного растения одно или несколько являются основными, доминирующими. На них следует ориентироваться при выборе. В то же время даже слабо выраженное действие отдельного вида растения в лекарственном сборе может многократно усиливаться. Поэтому лечение фитосборами более выгодно, чем отдельными растениями.

Количество растений, включаемых в фитосборы, может быть различным: от 3 до 20 и более. Число же комбинации и вариантов подсчитать практически невозможно.

Следующий принцип: Не уверен не назначай (не принимай). Нельзя начинать фитотерапию, используя растения без четкой идентификации и недостаточном знании их свойств. Особенно это касается лечения детей. Фитосборы необходимо составлять так, чтобы в них нивелировались токсические и усиливались полезные свойства растений.

Для повышения сопротивляемости организма простудным заболеваниям для детей с 2-3-летнего возраста Н.М. Меньшикова рекомендует следующие профилактические мероприятия: орошение зева отварами календулы, эвкалипта, шалфея, ромашки, зверобоя, подорожника, мать-и-мачехи, дубовой коры в течение 3 недель (по одному отвару еженедельно) дважды в день, утром после сна и вечером перед сном после чистки зубов.

В настоящее время медицина располагает большим ассортиментом синтетических препаратов, способных воздействовать как на основную причину болезней, так и отдельные их проявления. Конечно, лекарственные растения не могут соперничать с синтетическими средствами по силе своего эффекта. Однако их неоспоримыми преимуществами являются доступность, безопасность и взаимозаменяемость. Побочные эффекты, главным образом аллергические реакции, при использовании лекарственных растений наблюдаются редко и легко устранимы путем замены одного из них на другое с аналогичными видами действий. Возможности таких замен практически не ограничены. Фитотерапия позволяет усиливать действенность аптечных препаратов, снижать их дозировки, а в ряде случаев полностью отказываться от медикаментов.



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика №1

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

· «найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

· «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

· «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

· «Носик балуется»

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

· «Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

· «Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

· «Поиграем носиком»

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом делается как бы растирание.

Заключительный этап.

· «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте ... покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

Дыхательная гимнастика №2

Комплекс № 1

  1. Лёжа в постели одновременно приподнять и вытянуть правую руку и ногу, затем, расслабившись, уронить их. То же проделать левой ногой. Затем напрячь обе руки и ноги,  и уронить их. Повторить 3-5 раз
  2. Лёжа, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, помогая себе руками.
  3. «Кошечка спит». Лёжа, повернуться на бок, согнуть ноги и поднять их к животу, руки согнуть. Сложить ладошки вместе под голову. То же проделать в другую сторону.
  4. Лёжа на животе. Ноги сомкнуты, руки согнуты под подбородком. Приподнять голову и плечи, руки отвести назад и прогнуться. Лечь в исходное положение и расслабиться.
  5. «Кошечка радуется». Стоя на кистях рук и коленях. Поднять голову, потянуться и прогнуться в поясничном отделе. Сделать глубокий вдох.
  6. «Кошечка сердится». Стоя на кистях рук и коленях, опустить голову и прижать подбородок к груди. Спину выгнуть. Повторить 5-6 раз

Комплекс № 2

  1. «Ёжик». Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий, непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз
  2. Губы «трубкой». Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.
  3. Пускаем мыльные пузыри. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая носоглотку. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, пуская мыльные пузыри. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы. Выдох спокойный, через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз
  4. «Насос». Руки соединить перед грудью, сжав кулаки. Выполнить наклоны вперёд - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи – дышать как «насос». Выдох произвольный. Повторить 5-7 наклонов.



Предварительный просмотр:

Гимнастика Стрельниковой.

Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова была певицей и его потеряла.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.

Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.

Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте, особенно детям при частых простудах и ОРЗ. Улучшая общие обменные процессы, эта гимнастика укрепляет весь организм ребенка, делает его здоровым.

Дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, выводит из стресса, обостряет слух, зрение. Гимнастика помогает избавиться от сутулости, формирует легкую, пружинистую походку, делает тело более гибким и пластичным. Хороший эффект оказывает гимнастика при лечении заикания, бронхита, диатеза и других кожных заболеваний. Гимнастика снимает у больных одышку, боли в сердце, нормализует артериальное давление, улучшает общее самочуствие.

Эта гимнастика показана всем детям и подросткам и как метод лечения, и как метод профилактики.

  • Как метод лечения: 
    ее нужно делать два раза в день: утром и вечером по 1500 вдохов-движений до еды или через час-полтора после еды.
  • Как метод профилактики: 
    по утрам вместо общепринятой гимнастики или вечером, чтобы снять дневную усталость.

В мире существуют многие нетрадиционные методы лечения:

  • гимнастикой йогов,
  • дыханием "по Бутейко",
  • гимнастиками Цигун,
  • Тайцзы-цюань,
  • метод Су-Джок,
  • даосская дыхательная система.

В каждом из них есть свое рациональное зерно. Но все они требуют от человека максимальных энергетических затрат, а некоторые даже перестройки всего образа жизни и рассчитаны на месяцы и годы упорной напряженной тренировки.

Для Стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок - максимальный результат.

А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни!

Правила исполнения.

  • Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох-шумный, резкий и короткий ( как хлопок в ладоши).
  • Выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох-предельно активный (носом), выдох-абсолютно пассивный (через рот).
  • Вдох делается одновременно с движением. В Стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения. А движения-без вдоха.
  • Все вдохи-движения Стрельниковской гимнастики делаются в темпоритме строевого шага.
  • Счет в Стрельниковской дыхательной гимнастике только на 8, считать мысленно, не вслух.
  • Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа


Предварительный просмотр: