Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebusy_na_temu_imya_prilagatelnoe.pdf | 126.09 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx | 164.25 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka_v_11_klasse.pptx | 768.42 КБ |
bednaya_liza.pptx | 947.37 КБ |
biografiya_v._a._zhukovskogo.pptx | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Реализуемая программа: по русскому языку для 10-11 классов. Базовый уровень .Авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина / Москва.:«Русское слово», 2022.
УМК: Русский язык. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Авторы: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина.
Цели : Обучающие цели: формировать умение постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; организовать деятельность учащихся по формированию умения применять на практике письма пунктограммы, связанные с постановкой знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки; обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме урока.
Развивающие: активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы; развивать языковое чутье, осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний; развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.
Воспитывающие: воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности.
Методы и формы обучения: частично-поисковый метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к деятельности | -Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня приветствовать. Давайте улыбнемся друг другу, к уроку готовы? Тогда за работу, удачи желаю я вам! | Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, применение прежних знаний в новой ситуации, организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям о предложении | Сегодня наш урок я хочу начать с эпиграфа «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли» (Л. Н. Толстой) (слайд 1) Внимательно прочитайте предложения. Объясните, какие это предложения и что у них отсутствуют?
Действительно, перед нами сложные предложения, в которых нет союзов. Что у них отсутствуют? – Знаки препинания. | Отвечают на вопросы. Строят доказательный ответ. | Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, осуществляют для решения учебных сравнение, классификация Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
3. Формулирование темы и целей урока. Цель этапа: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Сформулируйте тему сегодняшнего урока: “Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Записать в тетрадях число, тему. (слайд 3) Опираясь на тему, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы: (слайд 4) Цели: 1) Я хочу узнать . . . . . . . . . . . . . 2) Я хочу научиться…………. | Формулируют тему и цели урока. | Регулятивные: формулируют цели и задачи учебной деятельности, планируют деятельность Коммуникативные: сотрудничают в выборе информации Личностные: осознают свои возможности в учении. |
4. Открытие новых знаний. Цель этапа: усвоение учащимися нового материала | Рассмотрите таблицу. (Слайд 5) Итак, мы выяснили, какие знаки препинания в бессоюзном сложном предложении могут стоять. Используя данную таблицу, сделайте оригинальные схемы. Проверка получившихся схем. | Анализируют таблицу. Знакомятся с теоретическим материалом, в парах составляют схему, представляют результаты работы Проводят самопроверку, взаимопроверку, делают выводы. Работа в парах | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема). Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других. 3. Осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно- познавательных задач. |
5. Физкультминутка. | Прежде чем начать закрепление темы , отдохнем минутку во время физкультминутки. Упражнение «Лимон» Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя. | ||
6.Закрепление нового материала. | А теперь закрепим наши знания. Выполним следующее упражнение. (слайд 6) https://learningapps.org/watch?v=pjrvs1rw224 Какой знак препинания должен стоять с бессоюзном сложном предложении? Почему? Необходимо определить предложения в правильные колонки со знаками препинания. | Фронтальная работа. Взаимопроверка | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
7. Рефлексия Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | https://wordwall.net/resource/68333130 (слайд 6)
Как бы вы оценили свою работу? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы. |
8. Домашнее задание | (слайд 7) 1. Поставить знаки препинания с бессоюзных сложных предложениях. 2. Сформулировать 21 задание ЕГЭ со знаками препинания в БСП. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Травка зеленеет солнышко блестит. Он с трудом досидел до конца ему было скучно.
Пятнадцатое февраля «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Цели нашего урока: Я хочу узнать… Я хочу научиться…
Упражнение https:// learningapps.org/watch?v=pjrvs1rw224
Рефлексия https:// wordwall.net/resource/68333130
Домашнее задание 1. Поставить знаки препинания с бессоюзных сложных предложениях. 2. Сформулировать 21 задание ЕГЭ со знаками препинания в БСП.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе
История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы
«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река
«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь
«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Воробьёвы горы
«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское
Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести
Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести
«Золушка» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства
бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини
Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев
Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести
Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», - отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»
При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег
Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта
Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная
Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная
«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев
Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие
«…Теперь, может быть, они уже примирились!»
Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль... А. С. Пушкин
Рождение и семья Василий Андреевич Жуковский родился в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Его отец – помещик А.И.Бунин, мать – пленная турчанка Сальха , привезённая во время войны крестьянами из-под крепости Бендеры. Афанасий Иванович Бунин
Учился Жуковский сначала в Туле, в частном пансионе, затем, с 1797 по 1801 год, - в Благородном пансионе при Московском университете. Еще находясь в пансионе, Жуковский начал печатать стихи. А в 1802 г. приобрел известность, опубликовав вольный перевод элегии английского поэта Томаса Грея «Сельское кладбище». Учёба
В 1805 году, давая уроки своим племянницам Протасовым, он страстно влюбился в старшую из них Машу, которой тогда было всего 12 лет. Дождавшись ее семнадцатилетия, Жуковский сделал Маше предложение. Но её мать, сестра поэта, пришла в ужас от этого, указывая на близость родства и разницу в возрасте. Поэту было отказано. Он дал слово сестре больше никогда не поднимать этого вопроса. Мария Андреевна Протасова
В 1808 – 1810 гг. Жуковский редактировал журнал «Вестник Европы». В 1812 году ополченцем участвовал в войне с Наполеоном
С 1815 по 1818 год входил в литературное общество «Арзамас» и занимал в нем место секретаря. В начале 20-х годов путешествовал по странам Западной Европы. С 1815 по 1839 год служит при дворе. В 1815 г., когда вышло первое собрание стихотворений Жуковского, его считали уже лучшим поэтом.
В 1815 году Жуковский был назначен учителем русского языка в царскую семью, выполнял обязанности чтеца при вдовствующей императрице Марии Федоровне, а с 1826 по 1841 год состоял наставником наследника престола (впоследствии царя Александра II ). Александр II Мария Федоровна
Неожиданно, уже в преклонном возрасте, В.А.Жуковский согрет чувством неподдельной любви к нему юной девушки, дочери его друга — художника Рейтерна . А 1841 году он женится на Елизавете Рейтерн и двенадцать последних лет жизни проводит в Германии. Жена родила ему двух детей: дочь Александру и сына Павла Семья и дети
В.А.Жуковский вставал на защиту ссыльных декабристов и неоднократно добивался смягчения участи А.С.Пушкина , пытался уберечь его от клеветы придворных интриг.
Василий Андреевич положил начало развитию русского романтизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью, в реальной жизни достичь счастья и блаженства невозможно, хотя в этом стремлении к счастью и состоит смысл жизни человека. Творчество
Поэзия Жуковского проникнута глубокой грустью и тихим «томлением». «Счастье может быть обретено только в потустороннем мире». Романтические идеи и чувства воплощаются в лирических жанрах элегий, посланий, а также в лироэпическом жанре – жанре баллады.
В.А.Жуковский – основоположник русской литературной баллады. Баллада «Людмила» (1808 г.) представляла собой вольный перевод баллады Бюргера «Ленора», как и «Светлана» (1808-1812). В 1831 году Жуковский создает третий, наиболее точный перевод баллады Бюргера уже под названием «Ленора». Если в балладах «Людмила» и «Светлана» образы и стиль перестроены на условный «русский лад» и героини носят славянские имена, то в балладе «Ленора» точно воспроизведены конкретные события из истории Германии.
В 1812 году пишет «Певца во ставе русских воинов»: «… Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые Вкусили радость бытия, Поля, холмы родные…» «Певец» принес Жуковскому громкую славу, всеобщее признание. Его неоднократно переиздавали (всякий раз с небольшими злободневными изменениями в связи «с ходом военных действий»), читали, заучивали наизусть. «Певец» тогда стал главным поэтическим произведением о войне 1812 года, рожденным в ходе войны, выразившим построение общности многих русских судеб.
Василий Андреевич также переводил крупные произведения («Орлеанская дева» Шиллера, « Наль и Дамаянти » - отрывок из «Махабхараты» и др.). Непревзойденным остался его перевод «Одиссеи» Гомера, который поэт закончил за границей, будучи уже слепым стариком.
Основные произведения В.А.Жуковского Элегии: «Сельское кладбище» (1802, вольный пер. из Т. Грея) «Славянка» (1816) «Вечер» (1806) «Море» (1822) «Певец во стане русских воинов» (1812 г) «На кончину Её Величества королевы Виртембергской » (1819)
Сказки: «Спящая царевна» «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери». Сказка экранизирована в 1969 году. «Сказка о Иване-Царевиче и о сером волке» «Кот в сапогах»
Баллады: «Людмила» (1808) «Светлана» (1808—1812) «Кассандра» (1809) «Эолова арфа» (1814) «Двенадцать спящих дев» (ч. 1 — « Громобой », 1810; ч. 2 — «Вадим», 1814—1817) «Лесной царь» (1818) «Рыбак» (1818) «Рыцарь Тогенбург » (1818) «Замок Смальгольм , или Иванов вечер» (1822) «Кубок» (1825—1831) «Суд Божий над епископом» (1831) « Ленора » (1831) « Варвик » «Ахилл»
Стихотворения: «К ней» (1811, опубл . в 1827) «Певец во стане русских воинов» (1812) «К месяцу» (1817) «Ночной смотр» (1836) «Отчизне кубок сей, друзья!» «Приход весны»
Поэмы и повести в стихах: « Шильонский узник» (1822) (Перевод Дж. Байрона) «Ундина» (1837) (Перевод Ф. де Ламотт Фуке) « Наль и Дамаянти » (1844) (часть индийского эпоса «Махабхарата», подражание Рюккерту ) « Рустем и Зораб » (1849) (часть поэмы Фирдоуси «Шахнаме») «Одиссея» (1849; нов. изд. — 1982) (Перевод Гомера)
Проза: Повесть «Марьина роща» (1809) Статьи: «Писатель в обществе» (1808) «О басне и баснях Крылова» (1809) «О сатире и сатирах Кантемира» (1810)
Книги, написанные В.А. Жуковским
Что можно прочитать о В.А. Жуковском
Умер поэт 12 (24 апреля) 1852 в Баден-Бадене . Прах Жуковского был перевезнё в Петербург и погребён на кладбище Александро-Невской лавры.