Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы

Приемы и методы формирования универсальных учебных умений младших школьников на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

МГПУ кафедра управления образовательными

Системами ГБОУ СОШ № 1280 с углубленным изучением английского языка Юго-Западного административного округа

г. Москвы

Городской семинар

Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»

Выступление учителя начальных классов Ивановой Оксаны Павловны

по теме: «Приемы и методы формирования универсальных учебных умений младших школьников на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО»

14 мая 2015 год

Выступление на научно-практическом семинаре

учителя начальных классов Ивановой Оксаны Павловны

Тема: «Приемы, средства и методы формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения в рамках ФГОС НОО»

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информативных технологий.

Приоритетной целью школьного образования в этих условиях, становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Поэтому задачами работы на уроках является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, такими как, умение работать с информацией, обеспечивать управление познавательной деятельностью, составляющими основу умения учиться.

Роль уроков чтения в системе общего начального образования достаточно высока. Действительно, без умения читать, понимать и трактовать текст, особенно такой сложный, как художественный, нельзя всерьёз говорить о требованиях к образованию.
Средством формирования УУД средствами предмета «Литературное чтение»
служат тексты учебника, рабочей тетради, их методический аппарат.

В курсе «литературное чтение» формируются следующие личностные УУД:
1.
Смыслообразование - через прослеживание «судьбы героя»

2. Самоопределение и самопознание - на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

3. Морально-этическая ориентация и нравственная оценка- действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование эстетических чувств.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст.
Виды коммуникативных действий:

  1. Сотрудничество и кооперация: чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям).

2. Интеллектуальный аспект коммуникацииучёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.


3. Постановка вопросов по изучаемому произведению

например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чём хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».


4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.


Виды регулятивных действий:


1.
Целеполагание, планирование

2. Прогнозирование

3.Контроль
4.
Коррекция

5. Оценка

Общеучебные универсальные действия:


1.
Выбор вида чтения
2.
Рефлексия на содержание и форму произведения
3.
Поиск и выделение необходимой информации
4.
Знаково-символические действия.

Необходимо отметить, что все методические приёмы могут быть более результативными при обращении учителя к ИКТ как инструменту развития УУД. Так, например, все виды работы с текстом, его набор, оформление, редактирование и представление в виде мультимедийных сообщений позволяет заинтересовать ученика даже самым сложным для восприятия и анализа литературным произведением.
Таким образом, для успешного формирования и развития универсальных учебных действий учителю необходимо понять их структуру, активно осваивать и применять в образовательном процессе современные технологии, в том числе и информационно-коммуникационные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Докладчик : Иванова О.П. « Если литература храм, то чтение — дорога к нему .» Л.А.Ефросинина Приемы, средства и методы формирования УУД младших школьников на уроках литературного чтения.

Слайд 8

Формирование УУД на уроках литературного чтения Личностные УУД Смыслообразование Самоопределение и самопознание Морально-этическая ориентация и нравственная оценка

Слайд 9

Коммуникативные УУД в курсе литературного чтения Виды коммуникативных действий: Сотрудничество и кооперация Интеллектуальный аспект коммуникации Постановка вопросов по изучаемому произведению Речевые умения

Слайд 10

Регулятивные УУД в курсе литературного чтения Виды регулятивных действий: Целеполагание, планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Слайд 11

Общеучебные универсальные действия Выбор вида чтения Рефлексия на содержание и форму произведения Поиск и выделение необходимой информации Знаково-символические действия