Конспект открытого занятия на муниципальном этапе областного конкурса "Учитель Года Дона" в 2025г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия в ДОО
с детьми старшего
дошкольного возраста (5-6 лет):
«Необыкновенное путешествие
по временам года»
Разработала: воспитатель
Демченко А.В.
Тема: «Необыкновенное путешествие по временам года»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о временах года.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений и животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда;
- закрепить умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, жизни растений, поведении животных;
- закрепить умение находить приметы каждого времени года;
Речевое развитие:
- учить применять пояснительную речь для доказательства правильного называния времени, развивать связную речь;
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: клубочек ниток, сюжетные картинки с временами года, карточки к дидактическим играм (овощи,фрукты,грибы), 3 коробочки, карточки с изображением птиц, животных и их детенышей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я воспитатель старшей группы и зовут меня Анастасия Валерьевна! Предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный клубочек», которая поможет нам познакомиться (воспитатель объясняет детям правила игры: у кого в руках клубочек, тот называет свое имя и передает его рядом стоящему ребенку).
Воспитатель: Очень приятно с вами познакомиться.
Ребята, скажите пожалуйста, какой по цвету наш клубочек?(желтый) А какой формы?(круглый). Как вы думаете, на что он похож? (варианты ответов детей) Ребята, а что нам дарит солнце? (тепло, свет)
Наш волшебный клубочек, как солнышко сейчас подарит нам тепло и хорошее настроение.
Воспитатель: Давайте все вместе еще раз прикоснемся к нашему клубочку и друг другу улыбнемся! Ну что, ребята, появилось хорошее настроение? (Да) Так пусть же это хорошее настроение останется с нами на протяжении всего дня.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их и подарим им хорошее настроение, подуем на ладошки (Дети дуют на ладошки в сторону гостей).
Воспитатель: Дети, вы запомнили как меня зовут? (Да, Анастасия Валерьевна)
Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие по временам года. Согласны?(Да)
2. Основная часть.
Воспитатель: По загадке вы узнаете, и скажете какое время года у нас сейчас.
Стали дни уже короче,
И длиннее стали ночи
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
Воспитатель: Конечно, это осень! Ребята, осень приготовила для нас задание. Чтобы его найти, нам нужно пройти по тропинке. Давайте определим, по какой тропинке мы пойдем. Посмотрите (выбрали осеннюю тропинку).
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) Ребята, посмотрите на картину. Что вы видите?
Дети: листья желтеют, начинается листопад, птицы улетают в теплые края, пасмурное, серое, хмурое небо.
Воспитатель: Что еще вы можете сказать об осени? (Часто идут холодные дожди, сыро, грязь и т. д.)
Воспитатель: А почему осенью мало птиц? (Они улетели в теплые края) Что происходит с животными в лесу? (запасы, берлога) Какой урожай собирают люди осенью? (овощи, фрукты, грибы) Молодцы ребята. А теперь мы поиграем.
Д/И: «Собери урожай»:
Ход игры: Взрослый предлагает детям собрать урожай: разложить карточки с изображением овощей, фруктов и грибов по коробочкам соответствующего цвета. Дети по очереди берут со стола карточки, перевернутые картинкой вниз, внимательно рассматривают карточки, называют изображенный на картинке предмет, и кладут карточку в соответствующие коробки.
Перемещаются в другое время года.
Воспитатель: Слушаем следующую загадку.
Дел у меня не мало -
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня. (Зима.)
Воспитатель: Конечно, это зима. Ребята, зима приготовила для нас задание. Чтобы его найти, нам нужно пройти по тропинке. Давайте определим, по какой тропинке мы пойдем. Посмотрите (выбрали зимнюю тропинку).
Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль.) Посмотрите на эти картинки и скажите какая зима?
Беседа.
Воспитатель: Как вы думаете, какие животные спят зимой, а какие нет?
Какие птицы остаются с нами зимовать? (Снегирь, воробей, дятел.) А каких птиц мы зимой не увидим? (Ласточка, скворец, грачи) Можем ли мы помочь зимующим птицам?(да) Как? (Нужно повесить кормушки и подкармливать птичек.)
Дидактическая игра: Зимующие - перелетные птицы»
Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные птицы, зимующие;
закрепить у детей умение понимать взаимосвязь живой и неживой природы через экологические цепочки.
Ход игры.
На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, воробей, грач, дятел, ласточка, ворона, соловей.
Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Физминутка «Во дворе»
Раз, два, раз, два – (хлопаем в ладоши)
Начинается игра.
Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения)
Строим горку во дворе.
Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево)
Двор украшен в декабре.
Раз, два, раз, два (ритмично топаем)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Молодцы! Зима - замечательное время года, однако, нам пора отправляться в путь.
Перемещаются в другое время года:
Воспитатель: Отгадайте загадку и скажите, в царство какого времени года мы попали.
Я раскрываю почки в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня. (Весна.)
Воспитатель: Правильно, мы попали в царство весны. Ребята, и весна приготовила для нас задание. Чтобы его найти, нам нужно пройти по тропинке. Давайте определим, по какой тропинке мы пойдем. Посмотрите (выбрали весеннюю тропинку).
Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май) Посмотрите на картинки и назовите мне признаки весны.
Беседа.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое весной солнце, какое небо? (Солнце яркое, небо чистое, голубое.) А что вы видите на этой картинке? (Лопнули почки, появились первые листочки.) А что это за темные пятна на снегу? (Первые проталины.) Уже скоро зазеленеет первая трава и расцветут первые цветы, какие? (Подснежники.)
Воспитатель: А еще весной к нам возвращаются из теплых стран, кто? (Птицы.) Какие птицы прилетают, вы уже знаете. Ребята, посмотрите на картину, что делают дети весной? (Пускают кораблики в ручейки.) А еще весной у животных появляются детеныши.
Речевая игра: «Назови детеныша»
Воспитатель: я покажу вам карточку с изображением животного, а вы скажите как называют его детеныша. Например: У белки – бельчата ( у зайца - зайчата, у лисы - лисята, у волка - волчата, у медведя - медвежата, у ежа - ежата)
Воспитатель: Зайчик и белочка поменяли шубки. У зайчика была шубка белая, а стала... (серая), у белочки была серая, а стала...(рыжая).
Воспитатель: Дни весной становятся длиннее, а ночи короче. Еще весной просыпаются животные, которые спали. Какие это животные? (Медведь, еж) Правильно. Когда земля прогреется как следует, появятся насекомые. Какие? (Муравьи, бабочки, жуки и т. д.) Как красиво весной! Все просыпается, оживает. Чем занимаются люди весной? (Садят овощи, работают на полях и т. д.)
Речевая игра: "Весенние слова"
Цель: упражнять в подборе определений к существительным.
-Зимой небо какое? (ясное, хмурое, мрачное.)
-Весной небо какое? (голубое, яркое, чистое, ясное.)
-Весной солнце какое? (яркое, лучистое, тёплое, ласковое.)
-Травка весной какая? (молодая, зелёная, первая, нежная, душистая.)
Воспитатель: А нам пора двигаться дальше. Отгадайте следующую загадку и узнаете в царство какого времени года мы попали.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Темные листы. Какое это время года? (Лето)
Воспитатель: Да, ребята, это лето. Какие вы молодцы! Лето тоже приготовило для нас задание. Чтобы его найти, нам нужно пройти по тропинке. Давайте определим, по какой тропинке мы пойдем. Посмотрите (выбрали летнюю тропинку). Ну вот мы и прибыли! Какие летние месяцы вы знаете? (Июнь, июль, август) Расскажите признаки времени года по картине.
Беседа.
Воспитатель: Какое время года нарисовано? (Лето) Как вы узнали? (Листья на деревьях зеленые, цветут цветы, летают бабочки и птицы и т. д.) А как одеты люди? (шорты, футболки) Почему? (ответы детей) Правильно, летом на улице тепло, иногда бывает очень жарко. Дни летом очень длинные, а ночи - короткие. В саду поспевают ягоды. Какие? (Дети перечисляют.) Что делают летом дети? (Долго играют на улице, купаются в речке, катаются на велосипеде)
Речевая игра: «Какое оно» (солнце).
Солнце желтое как (одуванчик, лимон)
Солнце круглое как (мячик, шарик)
Солнце ласковое как (мама, бабушка)
Солнце теплое как (печка, рукавичка)
Солнце яркое как (фонарик, лампочка)
Солнце жаркое как (костер, огонь)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями, но нельзя же нам нарушать порядок времен года. Нам нужно в Осень возвращаться.
Воспитатель:
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
Воспитатель: Мы вернули время на место и в воздухе опять закружились осенние листья!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?(Да) Что интересного вы узнали сегодня? Что у вас вызвало трудности? (ответы детей)
Воспитатель: Спасибо ребята, вы молодцы. Мне очень понравилось с вами путешествовать по временам года. А чтобы наше занятие вам запомнилось, хочу подарить вам небольшие сувениры.
Комментарии
Очень интересное занятие по
Очень интересное занятие по окружающему миру. Цель и задачи соответствуют материалу, возрасту детей.