Конспект НОД в компенсирующей средней группе «Колокольчики» по познавательно-исследовательской деятельности «Растим патриотов своей маленькой Родины»
Аннотация в конспекте представлена методическая разработка по формированию представлений о малой Родине для детей младшего дошкольного возраста. Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего Чувашского края. Данный материал может пригодиться воспитателям дошкольных учреждений и можно использовать для работы с детьми.
Планируемые результаты. Методическая разработка представляет проблемную ситуацию, где дети с помощью путешествия на транспорте изучают достопримечательности малой Родины, знакомятся с геральдикой Чувашии.
Программное содержание: закрепить знания о Чувашской республике, городе Новочебоксарске, достопримечательностях.
Задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любови к своей Родине.
Цели:
Образовательные задачи: формировать знания детей о Чувашии и о родном крае. Расширять знания детей о символике Чувашской Республики, страны: флаг, герб, гимн. Приобщение к национальной культуре, обычаям и традициям родного края; к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.
Развивающие задачи: развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, обогащать и расширять словарь детей.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к своей стране, чувство любви гордости за свою страну и родной край.
Предварительная работа: чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с достопримечательностями Чувашии.
Материал и оборудования: символы Чувашской Республики, мини-музей и фотографии с национальной одеждой, орудиями труда, национальной кухни; гуашь, кисточки, альбомные листы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. (Дети выполняют соответствующие движения и задания.)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с гостями.
Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается родина».
Воспитатель:
О чём поётся в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей)
Воспитатель:
Верно ребята, Родина - это место, где человек родился и живёт. Это и наш детский сад, где мы играем; это и дом, где мы живем; это и город Чебоксары, главный город ЧР. Это наш город Новочебоксарск, где мы живем, гуляем; это и наша Москва, столица – все это наша с вами Родина. Скажите пожалуйста, в какой стране мы живем? (В России).
- Какая наша страна? (Красивая, богатая, большая, знаменитая).
- Как называемся мы с вами, граждане России? (Россияне).
- Как называется наш город? (ответы детей).
Воспитатель: Новочебоксарск –это наш любимый город, где мы живем.
А что значит любить Родину? Да, это значит любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветами на клумбах; это значит беречь все живое: не ломать деревья, кормить птиц, любоваться бабочками; это значит гордиться нашей Родиной.
А теперь послушайте, как о своей любви к Родине говорят поэты (Дети рассказывают)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Воспитатель:
- Народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Жить - Родине служить.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Родина поучает – Родина выручает.
Чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие по Чувашии. Мы отправляемся: на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка.
- Билеты куплены – занимайте места в вагоне. Дети садятся в «поезд» (Дети подходят к стульям, садятся)
Воспитатель:
- А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем!
Пальчиковая игра "Поезд"
Это наш веселый поезд,
Много в нем вагонов дружных,
Всем на свете очень нужных.
/быстро соединять пальцы в замок и разъединять/
Раз - вагончик, /загнуть один пальчик вниз/
Два - вагончик, /загнуть второй пальчик вниз/
Три, четыре, пять и шесть. /загнуть по одному четыре пальчика/
Есть места, где можно сесть. /загнуть все остальные пальчики/
Проходите по порядку /разгибать пальчики по одному/
И поехали, ребятки! /потрясти всеми пальчиками/
- Ну что же вот и первая остановка:
Наша первая остановка. (Республика)
Воспитатель:
Как и у человека, у нашей республики есть имя. Как называется наша республика? (Чувашия). А, мы, живущие в ней? (Чуваши). Чувашия - республика большая, красивая, гостеприимная. (2 слайд)
Сейчас я прочитаю вам стихотворение «Приглашение в Чувашию» П.Хузангая:
Знаете ли Вы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник – от души ликуют,
Коль работа — гору дай любую!
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
Приезжайте к нам — и я готов
Это все проверить с вами вместе.
Воспитатель:
О чём говорится в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, чем отличаются страны друг от друга? (ответы детей).
Воспитатель:
Правильно. У любой страны есть отличительные знаки – символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
Дети: красный и желтый (показ флага).
Воспитатель:
Что означает каждый цвет?
Воспитатель:
Цвета государственного флага жёлтый (золото) и пурпуровый (красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделён понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото -богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет один из самых распространённых у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур - достоинство, могущество, мужество, сила.
Воспитатель:
На что похож этот рисунок? (ответы детей)
Воспитатель:
Этот стилизованный рисунок называется «Древо жизни» - своими корнями уходит в чувашскую землю. Древо жизни символизирует духовное единение ушедших, ныне живущих и будущих поколений. Каждая ветвь «Древа жизни» имеет своё значение. Нижние ветви – предки чувашского народа. Средние ветви – современные чуваши, живущие в Чувашской республике. Верхние ветви – чуваши, живущие за пределами Чувашии.
Воспитатель:
Сравним Флаг и Герб Чувашской Республики и выявим общие и отличительные элементы. Что общего? (ответы детей)
Воспитатель:
Герб ЧР представляет собой геральдический щит, на котором расположен «Древо жизни», растущее из чувашской земли. По бокам щита мы видим растительный рисунок. Что это за растение? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, ребята, это хмель. Хмель издревле выращивался в Чувашии, это символ национального богатства чувашей и Республики – «зелёное золото».
Воспитатель:
Как вы думаете, что такое гимн?
Дети:
Это главная песня страны. Она исполняется в торжественных случаях, в знак уважения страны.
Воспитатель:
Продолжаем своё путешествие. Сейчас мы с вами поплывем на пароходе. Кто скажет, по какой реке мы поплывем?
Дети:
Волга. (Один ведущий за штурвалом ребенок Моряк)
Воспитатель:
Правильно.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
Воспитатель:
Остановка вторая – мини- музей нашего края.
Воспитатель:
У всех есть дом, семья. А что нас всех объединяет? (Мы живем в одном городе). Как называют жителей нашего города
Дети: новочебоксарцы.
Воспитатель:
Сейчас мы отправимся на прогулку по городу. Посмотрите на фотографию, вы узнаете это место? (несколько фото: Соборная Площадь
Воспитатель:
У каждого города города есть своя история. Ребята, где мы можем узнать о прошлом нашего города? (ответы детей).
Воспитатель:
Музей краеведения и истории г. Новочебоксарска- хранилище памятников природы, истории, материальной и духовной культуры чувашского народа. В музее собираются, хранятся и изучаются материалы, начиная от древней эпохи и до наших дней.
А сегодня мы идем в маленький музей.
Дети встают и идут в мини-музей знакомятся экспонатами.
Воспитатель:
Вот и закончилось наше путешествие. Предлагаю всем вернуться в детский сад на самолете
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
Воспитатель:
О многом мы вспомнили, многое узнали. А сейчас я хочу, чтобы вы нарисовали то, что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия.
Воспитатель:
Предлагаю сесть за столы, взять материал и приступать к работе.
(Дети рисуют гуашью под музыку, все работы рассматривают.)
Воспитатель:
Ой, ребята, какие красивые рисунки вы нарисовали, замечательный альбом о нашей Чувашии получится.